От 6 до 10 - всё о младшем школьнике! Жить с ребенком -дело непростое...
21
От 6 до 10 - всё о младшем школьнике! Жить с ребенком -дело непростое...
2010-06-16
Новая философия для родителей
Знакомясь с идеями психотерапевта Изабель Фийоза, вы иногда улыбнетесь, возможно, будете роптать, чувствуя, что не в состоянии именно так вести себя с собственным ребенком, или, наоборот, сочтете ее советы чересчур тривиальными и поэтому несерьезными. Но их, пожалуй, и не стоит воспринимать совсем уж буквально. Эти необычные рекомендации скорее помогут открыть родителям новые способы общения с ребенком
- на случай, если старые и привычные себя не оправдывают. Эту книжку, адресованную родителям детей 8-15 лет, стоит перечитывать не один раз, потому что изложенную в ней философию воспитания трудно усвоить сразу. Ею проникаешься постепенно, шаг за шагом, пока однажды она не станет привычным образом мыслей. В своих советах Изабель Фийоза опирается на опыт всех тех, для кого ребенок и желание СЛЫШАТЬ его ЛИЧНОСТЬ - самое главное в отношениях родителей и детей. Это
французский психоаналитик Франсуаза Дольто и представители американской гуманистической психологии Карл Роджерс ,Томас Гордон и Хаим Гниот . Основная забота Изабель Фийоза - описать новый способ воспитания, благодаря которому наши дети сталибы самостоятельными личностями, уверенными в себе и уважительными к другим. Не к этому ли стремимся и мы сами... нередко,увы, теряя эту цель из виду? Так что пути, которые предлагает нам эта книжка, могут оказаться как нельзя более кстати!
Жить с ребенком -дело непростое...
Нам всем хотелось бы владеть безотказным методом воспитания, но увы! Родительское ремесло предполагает необходимость каждый день заново приспосабливаться к ситуации. Ведь ребенок растет и меняется каждый день. И наша'совме-стная жизнь часто сводится к преодолению повседневных
трудностей. «Ты положил дневник в портфель?» «Давай скорей!» Около 80% наших высказываний, обращенных к сыну или дочери, -это указания и запреты. Но они лишь иногда оправдывают себя, и то только в краткосрочной перспективе: дисциплинарные меры обычно не делают детей дисциплинированными. Стоит властному родителю отвернуться, и ребенок тут же перестает «властвовать собой»! К тому же мы то строги, то уступчивы - особенно когда устаем, когда чаша терпения переполняется или у нас просто не хватает времени. А главное - реагировать по-другому мы просто не умеем.
Задать рамки, чтобы помочь ребенку быть самим собой
Порой родители уступают любой просьбе ребенка, чтобы порадовать его и завоевать его любовь. Но если мы так боимся расстроить ребенка, что не решаемся выразить свой гнев, позаботиться о собственных нуждах, потребовать соблюдения норм поведения и запретов, обеспечивающих безопасность, то в роли главного оказывается
ребенок. И он испытывает от этого сильное беспокойство. Чтобы усвоить самодисциплину, дети больше нуждаются в разрешениях, нежели в запретах, - но только в правильных разрешениях, которые даются родителями, способными защитить и обладающими личным авторитетом (иначе у детей возникает ощущение вседозволенности). Ребенку не нужно позволение творить что вздумается, ему нужно
разрешение быть самим собой, двигаться вперед, выражать свои эмоции, мысли, потребности...
Выявить свои стереотипы
На примере 20 распространенных ситуаций мы предлагаем вам определить свои типичные реакции. Возможно, ваши родители требовали послушания и покорности, вы же предпочитаете самостоятельность, но запрограммированные реакции управляют вами помимо вашей воли. Не так-то просто согласиться с тем, что у наших детей есть права, которых не было у нас! Если мы отдаем себе отчет в чувствах, которые сами испытали в детстве, мы сможем услышать своего ребенка и будем воспитывать его по-новому. Но если мы отрицаем свои детские раны, идеализируем собственных родителей, то рискуем вновь и вновь воспроизводить модель воспитания, от которой пострадали сами. И, не справляясь с ситуацией, станем винить ребенка: «Он меня довел!», «По-хорошему он не понимает!», «Он невыносим!»...
Действовать, а не защищаться
В этой «инструкции» можно почерпнуть идеи, которые помогут вам действовать сознательно в зависимости от того, чего вы хотите для вашего ребенка (вместо того чтобы спонтанно реагировать на ситуацию). Не переходите к действиям лишь потому, что ребенок сделал глупость;
поступайте исходя из своего желания научить его чему-то новому. Так вы построите новые отношения, и у вас наконец-то наступит взаимопонимание!
Как пользоваться этой книжкой
На следующих страницах вы найдете описание 20 ситуаций из повседневной жизни.
1.Вспомните, как вы обычно реагируете в таких ситуациях (как поступаете чаще всего и как - иногда). Самоанализ нужен не для того, чтобы себя оценить, - он позволит заметить постепенные изменения в себе. I Поставьте себя на место ребенка и представьте, что бы вы почувствовали, услышав такой
(ваш) тон, видя такое (ваше) выражение лица. Станьте вновь ребенком, вслушайтесь в свои чувства и мысли. Это поможет вам больше, чем любая книга по воспитанию.
2.Прочитайте «Новую установку», выраженную в одной-двух фразах, выделенных цветом. 3.Перепишите эти фразы на листочки и прикрепите на холодильник. Вы сможете обращаться к новым установкам и черпать в них вдохновение всякий раз, когда возникнет «напряженная» ситуация, связанная с ребенком. Ведь больше всего они понадобятся вам именно «в деле».
1. ТИХО! УМЕЙТЕ СЛУШАТЬ
Ситуация: он жалуется. «Наша математичкаплохая и несправедливая! Она поставила мне двойку,потому что я просто забыл тетрадь».
Обычная реакция: в ответ на взволнованные слова ребенка мы склонны или приуменьшить значение проблемы («Ладно, это не так важно»),
или обвинить его («Ничего удивительного, ты вечно все забываешь!»), или оборвать запретом («Не говори так об учителе!»). Или же, стараясь помочь, мы начинаем комментировать, даем советы и указания. Но они убивают в нем желание выражать свои чувства. Бесполезно объяснять ребенку, что вы бы справились с ситуацией лучше него. Да и потом, уверены
ли вы, что правильно поняли суть проблемы? За жалобой «Мне не нравится эта учительница» может скрываться «Я не справляюсь» или «Меня обидел товарищ».
Ваша цель: усилить вашу связь с ребенком и научить его противостоять трудностям. Слушать его - значит уделять ему внимание, уважать его чувства и способности. А проблему пусть он решает сам. Все, что ему нужно, - немного вашего времени, чтобы поделиться своими эмоциями и подумать над ситуацией. Часто достаточно молча его выслушать. Иногда прямой вопрос «Что случилось?» помогает ребенку выразить свои чувства и выработать
позицию. Не страшно, если сначала он ответит: «Не знаю». Он и не может знать, пока спокойно не подумал. Новая установка: он затевает разговор? Тсс! Сейчас не время говорить - смотрите на него и слушайте. Приободренный вашим доверием, он почувствует в себе силы. И будет вам благодарен.
ПОДСКАЗКА: Чтобы показать, как внимательно вы слушаете, вы можете вставлять восклицания («Ого!», «Да?», «Ну и ну!»), но не стоит задавать вопросы или комментировать. Даже если он сам просит совета, разумнее воздержаться. Лучше совместно решать проблему .
2. ПРЕДЛАГАЙТЕ ВЫБОР Ситуация: он не помыл посуду или не сделал уроки.
Обычная реакция: «Помой посуду!», «Немедленно садись за уроки!». Подчиняясь, ребенок перестает ощущать свою индивидуальность. Мы им управляем, а он -всего лишь исполнитель. Так он не учится самостоятельно осуществлять выбор и управлять своей жизнью. Кроме того, помыть посуду по собственной инициативе и по принуждению - совсем не одно и то же. Большая разница, кто ты -субъект действия или объект. Приказывая, мы добьемся того, что ребенок сделает то, что нам нужно, но не поможем ему вырасти ответственным человеком.
Ваша цель: научить ребенка делать выбор, организовывать свою жизнь и отвечать за себя.
Чтобы чувствовать себя субъектом своих действий, контролирующим свою жизнь, необходимо иметьвыбор. Даже если выбирать можешь только время или способ выполнения поручения. Понимание,
что выбор есть, позволяет чувствовать себя свободным и ощущать, что ты сам инициатор каждого своего действия. А это дает уверенность в себе и сознание своей самостоятельности.
Новая установка: чтобы не вызвать у ребенка сопротивление, предлагайте ему выбор (вместо того чтобы командовать).
Например: «Можешь помыть посуду сейчас или когда вернешься с прогулки», «С чего тебе приятнее начать - с математики или английского?».
ПОДСКАЗКА: Думайте о том, чтобы уважать его потребность в самостоятельности, а не о том, чтобы манипулировать им, добиваясь его содействия.
C уважением, ведущая рассылки, учитель и мама ГОЛУБ Надежда Алексеевна