Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Первый раз в первый класс

  Все выпуски  

Первый раз в первый класс - Что такое сенситивный период


Первый раз в первый класс
Что такое сенситивный период

Математика напала на нас из-за угла. Жил человечек, жил, говорить начал поздно, цифрами и буквами никогда не интересовался... И вдруг (ему тогда как раз исполнилось 5 лет) - математика! Сначала были цифры до 10-ти. Через пару недель - сотня. Теперь ушли за тысячу. Сложение, вычитание, одновременно и умножение.

Бесконечное пересчитывание каштанов и орехов, выкусывание цифр из сыра и колбасы за столом. Прыжки на одной ноге следует обязательно считать! Беготня по коридору, при этом при каждом забеге считается то до 10-ти, то до 9-ти, и т.д... потом до одного. Последний забег: "Ну-у-у-уль!" - успел! ;-) Я не придумываю  никаких игр, не даю никаких заданий, все они рождаются в Алёшиной голове и тут-же оживают в играх.

"Семь умножить на четыре?" - это я спрашиваю дочку. Она учится во 2-м классе и ей задали учить таблицу умножения. Пока она вспоминает, у сына в ход пошли пальцы и уже готов ответ. Пальцы у него работают почти всегда. Числа в пределах 100 складываются и умножаются преимущественно с помощью пальцев. 

Сложнее всего для него сейчас заснуть. Он не заснёт, пока не досчитает до 1000 и не произведет в уме десятки арифметических действий. Когда я в очередной раз захожу в детскую, глажу его и поправляю его одеяло, мне вслед летит вопрос вроде: "6 на 8 - сколько будет?"

Что случилось? Просто у Алёши сейчас сенситивный период развития, своеобразный скачок в области математики. "Сенситивный период" - так говорят психологи. Другими словами, это период, в который ребенок наиболее восприимчив к определенной области (в познании самого себя, окружающего мира...) Это связано с глобальными перестройками психики. 

Помню, моя дочь, когда ей был примерно год, могла подолгу сидеть и класть какую-то игрушку в коробочку, а потом её вынимать. Снова класть, снова вынимать... Для ребенка это феномен - предмет можно положить куда-то. Потом взять. И сделать это может он сам! И сколько всего стоит за этим занятием. Тут и пространственное мышление, и моторика (в том числе и мелкая включается) и координация глаз-рука. И много чего, чего я не скажу, просто потому что не знаю. Но ясно одно - психическое и физическое состояние ребенка в данный момент таково, что вот это упражнение "вынь и положь" - как раз то, что ему сейчас нужно для его оптимального развития. 

Такие сенситивные периоды (а для кадого ребенка и для каждой области они наступают в свое время и часто накладываются друг на друга) появляются вовсе не тогда, когда мы, родители, этого хотим. Также как цветок нельзя вырастить, просто вытягивая его из земли, нельзя вызвать у ребенка усилиями сенситивный период. Однако, чтобы цветок рос, его нужно посадить в плодородную почву, согреваемую солнцем, нужно поливать, удобрять, и т.д... Также и мы можем создать условия, в которых наш ребенок будет развиваться. 

Знаете ли вы, что когда грудничок гулит, то его лепет имеет определенную мелодию и определенный ритм? Причем для каждого языка этот ритм - свой. А если у ребенка мама и папа говорят на разных языках, то с мамой он будет гулить на мамином языке, а с папой - на папином! Оказывается, он уже сейчас учится говорить, и кое-чему уже успел научиться. И при этом мы не сажаем его за парту, чтобы ему эту речь преподать ;-) Речь - просто часть нашей с ним жизни. 

Точно также можно сделать и математику частью жизни. И чтение. Числа и буквы всегда были в нашем доме. На шторах в ванной. Магниты на холодильнике. Я часто пишу печатными буквами заметки на бумажках. Или, когда читаю детям книжку, веду пальцем по заголовку и медленно проговариваю буквы и слова. Вслух для себя пересчитываю какие-то предметы. И никаких развивающих занятий ;-) 

Нет, конечно, когда моя 8-летняя дочь, которая ходит в немецкую школу и уже умеет по-немецки читать, подошла ко мне и сказала: "Мама, научи меня читать по-русски", то я стала с ней целенаправленно заниматься. Потому что точно знаю, что ребенок к этому готов, и что у него есть цель. Которую он сам поставил. И к ней он будет всеми силами стремиться. Я именно за такой подход к обучению. 

Наташа Бломайер

Рассылка "Первый раз в первый класс" 

PS. Уважаемые подписчики, если я в рассылке не указываю автора статьи, это означает, что автор статьи - Ваша покорная слуга, ведущая рассылки. 


В избранное