Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Всё самое полезное о семейных отношениях и детях. Гнев.


Энергия гнева

Гнев - сильное и неоднозначное чувство. Считается, что злиться - плохо, так как это приводит к дракам, обидам, ссорам. Однако не зря существуют выражения «праведный гнев», «спортивная злость». Подобные переживания часто необходимы, чтобы справиться с трудной задачей, отстоять своё мнение.

Гнев возникает в ответ на событие, которое человеку не нравится. На телесном уровне это проявляется так: повышается сердцебиение, мышцы напрягаются, дыхание становится более частым. Маленькие дети могут кричать, драться, бросаться предметами. Дети постарше начинают обзываться, плеваться. Подростки могут сдерживаться и даже улыбаться, несмотря на бушующие внутри чувства, а могут вести себя как маленькие.

Между тем, многим из нас известно, что при позитивном эффекте гнев мобилизует внутренние силы организма. Это нередко помогает преодолеть самого себя, защитить слабого. А спортсмены в таком состоянии даже ставят новые рекорды.

Драчун и тихоня

Это непростое чувство - одно из базовых эмоциональных состояний, полученных нами в процессе эволюции от животных. В животном мире гнев необходим, чтобы выжить, справиться с врагом, стать вожаком стаи. Однако в мире людей имеют место другие законы.

Ко мне на консультацию пришли родители двойняшек Олега и Николая, мальчиков 7,5 лет. Дети были очень разные. Олежек любил рассматривать книжки, играл в спокойные игры, слушался маму, избегал активных спортивных занятий, побаивался высоких лестниц, всегда отдавал свои вещи другим детям, даже если не очень этого хотел.

Коля, наоборот, игры предпочитал шумные и подвижные, протестовал против любого родительского замечания, дрался с одноклассниками, если что-то не нравилось, заступался за брата, был заводилой в играх, на улице ничего не боялся. Естественно, взрослых беспокоил именно он. Хотя Олежек злился ничуть не меньше - просто он приучился сдерживаться и уже в семь лет страдал головными болями.

Помощь требовалась обоим. И тому, и другому не очень были понятны причины их злости. Ни тот, ни другой не умели адекватно выражать её. Ведь и драка, и полное сдерживание всех своих желаний - способы неэффективные.

Масло в огонь

Обычно взрослые призывают детей вообще ни-когда не злиться или никак не выражать своих переживаний. И тогда всякий раз, когда ребёнок испытывает гнев (а не испытывать его он не может - это физиологический механизм, запускающийся в любой ситуации, неудовлетворяющей человека), он начинает думать, что с ним что-то не то, стыдится себя и, как следствие, впадает в ещё большую злость.

Однако, в зависимости от темперамента и личностных особенностей, кто-то злится, в основном, на себя, а кто-то - исключительно на окружающих. Что могут сделать родители, чтобы сын или дочь научились понимать, из-за чего они переживают, и цивилизованно выражать гнев?

Шаг первый: назвать вслух

Если ребёнок пришел злой из школы или с улицы, то очень важно назвать вслух то, что вы видите: «По-моему, ты злишься на что-то или на кого-то». Школьник, во всем обвиняющий других, скорее всего, довольно быстро расскажет в красках, какие плохие люди его окружают.

Ребёнок, скрывающий переживания, может сразу не признаться в том, что произошло. К сожалению, это часто происходит из-за того, что он опасается родительского осуждения, так что придётся приложить усилия, чтобы его разговорить. Можно прямо сказать: «Я не буду тебя ругать. Просто вижу, что что-то произошло. И хочу помочь».

Шаг второй: присоединиться к чувствам ребёнка

К сожалению, в большинстве случаев мы обходим этот важный момент и сразу переходим к советам. Потом, правда, очень удивляемся, что после наших во всех отношениях правильных рекомендаций вместо благодарности получаем вопль: «Ты меня не понимаешь!» Дело в том, что только присоединившись к чувствам ребёнка, мы реально помогаем от них освободиться, успокоиться и открыться для конструктивного обсуждения.

Когда ребёнок сердится, он часто говорит о том, как бы хотел отомстить обидчику. Другой вариант поведения - искренняя вера в то, что жизнь теперь закончилась и выход только один - умереть. И то, и другое на самом деле являются показателями сильных переживаний.Родителям стоит озвучить понимание этих сильных эмоций. Например: «Чувствуется, что ты так зол, что готов доставить обидчику много неприятностей». Или: «Когда попадаешь в неприятную ситуацию, да ещё на виду у всего класса, то хочется провалиться сквозь землю раз и навсегда».

Такими комментариями родители, с одной стороны, показывают ребёнку, что они действительно готовы выслушать и помочь. А с другой - расширяют его представления о том, что действительно задело и явилось причиной гнева. Ведь дети часто не очень понимают, что именно их так сильно разозлило.

Шаг третий: выразить гнев

Ещё раз повторю: злость заложена в нас природой для того, чтобы человек мог себя защитить в случае опасности. Если постоянно её сдерживать, то нерастраченное напряжение накапливается в определённых зонах тела, образуя мышечные зажимы, спазмы. Как следствие, возникает плохое самочувствие, различные боли, школьник начинает хуже учиться. Поэтому так важно вовремя освободиться от гнева и злости. Понятно, что драка, ругань, плевки, укусы - это запрещённые приемы. Однако важно, чтобы реальное действие было произведено. Можно попросить ребёнка звуком и движением выразить злость, которую он испытывает в данный момент. Пусть это будет дикий вопль, рычание, топанье ногами, избиение подушки, швыряние мягких кубиков в стену.

Рекомендуется также взять мел или карандаш в левую руку (или в обе) и нарисовать свой гнев, а потом лист бумаги скомкать, порвать. Здорово, если родитель сделает то же самое вместе с сыном или дочерью. Если удастся действительно искренне позлиться, то ребёнок быстро успокоится и будет готов к обдумыванию, как жить дальше.

Шаг четвёртый: обсудить случившееся

Теперь стоит в спокойном тоне поговорить, что на самом деле задевает ребёнка. Ведь всех, например, толкают в школьном коридоре, но не все из-за этого злятся. Обычно за такими сильными эмоциями стоят переживания, связанные с собственной неуверенностью, желание быть лидером, завоевать уважение сверстников и так далее. Выявив истинные мотивы, можно найти способ их удовлетворения.

Важно также научиться выражать свою злость «законным» способом. Можно, например, рисовать карикатуры на своего обидчика. Или найти в нём что-то по-настоящему смешное и рассказать с юмором об этом дома маме. Или ещё раз вспомнить всю ситуацию и придумать, как она по-разному может закончиться.

Если такой схемы поведения придерживаться постоянно, то ребёнок научится справляться с гневом. А также он будет понимать, что с ним, собственно, происходит, и сумеет объяснять это другим. Он будет уметь выражать злость приемлемыми способами, без вреда себе и окружающим. И, что особенно важно, усвоит для себя различные варианты выхода из сложной ситуации.

 

Выпуск подготовлен по материалам  журнала «Здоровье школьника» 2017. №10. - С.72-73. Автор статьи Светлана Смирнова, психолог, психотерапевт.

Приятного и полезного чтения! 

Если у вас есть пожелания к темам и содержанию дальнейших рассылок (в рамках вопросов, касающихся детства и семьи), будем рады учесть ваши предложения при разработке будущих информационных подборок.  

E-mail: ics.skdb@mail.ru  Телефон: (8652) 24-27-49.

Ознакомиться с материалами предыдущих рассылок вы можете в архиве рассылок на сайте "Виртуальная информационно-консультационная служба по проблемам детства и семьи".

В рубрике "Видеолекторий для родителей" психолог библиотеки дает  полезные рекомендации в помощь семейному воспитанию: https://www.ekimovka-x.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=468&Itemid=241

В рубрике «Сам себе психолог» ты найдёшь интересные тесты, упражнения, психологические игры, которые помогут тебе узнать твой характер: https://ekimovka-x.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=504&Itemid=233


 


В избранное