Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Электроэнцефалография


Электроэнцефалография

Электроэнцефалография (ЭЭГ) (электро- + др.-греч. ενκεφαλος — «головной мозг» + γραφω — «пишу», изображать) — неинвазивный метод исследования функционального состояния головного мозга путем регистрации его биоэлектрической активности.
Назначается детям с судорогами, любыми приступообразными состояниями (обмороки, приступы головокружения, рвота, головная боль и т.д.), детям с любыми проявлениями патологии со стороны нервной системы даже при отсутствии жалоб. Запись ЭЭГ во время ночного сна назначается детям для дифференциальной диагностики эпилептических и неэпилептических пароксизмальных состояний и позволяет выявить изменения, не проявляющиеся в дневное время.

Исследование детей раннего возраста проводится в состоянии естественного дневного сна, между двумя кормлениями. Если малыш не засыпает, активен или плачет, врач предложит вам успокоить, покачать его или покормить.
На голову ребенку надевают специальную шапочку. Ее внешний вид может быть разным. Это может быть цельная шапочка-шлем из тонкой ткани, а может быть «сетка» из мягких резиновых жгутиков, под которые врач в определенном порядке вручную располагает несколько электродов. С помощью металлических «крокодильчиков» к каждому электроду присоединяют по одному изолированному проводу, подключенному к энцефалографу.


Подготовка к ЭЭГ-исследованию

Накануне необходимо искупать малыша, чтобы головка была чистой.
-  Время регистрации ЭЭГ должно соответствовать времени естественного дневного сна ребенка, а продолжительность исследования обычно составляет около 20 минут;
-  После предыдущего кормления до момента исследования ребенка не следует кормить и давать ему спать (ребенка кормят непосредственно перед исследованием, что облегчает процесс засыпания в условиях проведения ЭЭГ);
- Возьмите с собой любимую пустышку малыша и бутылочку с привычной жидкостью – молочной смесью или водой, если он на искусственном вскармливании. Если же вы кормите кроху грудью, перед исследованием можно сцедить немного молока в бутылочку и взять с собой – возможно, покормить ребенка во время исследования из бутылочки будет удобнее, чем брать его на руки и кормить грудью, нарушая положение электродов.


Обследование детей раннего возраста, от 1 года до 3 лет, во время бодрствования бывает затруднено из-за их неспокойного состояния и невыполнения инструкций. Поэтому согласуйте с врачом время исследования так, чтобы малыш был наиболее спокоен, не уставший, не голоден и пр. Ребенку постарше возьмите с собой любимую игрушку, книжку, а также новую, незнакомую игрушку, которая сможет отвлечь его. Заранее, спокойно, с улыбкой объясните крохе, куда вы собираетесь пойти, кто там будет и что будет происходить. Каждая мама сможет найти такой подход к своему малышу, при котором в ЭЭГ-кабинете он будет чувствовать себя не только в безопасности, но и вовлеченным в какую-то новую, интересную игру; это поможет избежать слез и даже получить удовольствие от исследования. При благоприятной ситуации регистрация ЭЭГ у детей этой возрастной группы может быть проведена в состоянии бодрствования при закрытых глазах или при открытых глазах – в состоянии привлеченного внимания.

Предпочтительно обследование в положении сидя, можно на коленях у матери. Процедура регистрации ЭЭГ при обычном обследовании продолжается около 15–20 минут и включает в себя запись «фоновой кривой» и запись ЭЭГ при различных функциональных состояниях. При необходимости может применяться длительная мониторинговая запись. Стандартный протокол ЭЭГ-исследования включает в себя пробу с открыванием глаз, 3-минутную гипервентиляцию, фотостимуляцию на частоте 2 и 10 Гц. Данные пробы должны проводиться всем обследуемым, независимо от предполагаемого диагноза. При необходимости производится фоно- или фотостимуляция на частотах до 20 Гц. Кроме того, в специальных случаях применяются: сжимание пальцев в кулак, звуковые стимулы, прием различных фармакологических препаратов, а для детей постарше – психологические тесты.


Проба «открыть-закрыть глаза» проводится обычно длительностью около 3 секунд с интервалами между последовательными пробами от 5 до 10 секунд. Врач громко и отчетливо попросит ребенка сначала закрыть глаза, а затем открыть; обычно детям нравится это задание. При необходимости процедуру повторяют. Считается, что открывание глаз характеризует переход от состояния покоя к деятельности (большую или меньшую инертность процессов торможения), а закрывание глаз характеризует переход к покою (большую или меньшую инертность процессов возбуждения).

При проведении пробы с гипервентиляцией ребенку необходимо дышать редкими, глубокими вдохами и выдохами в течение 2–3 минут, иногда дольше. Эту пробу удается провести у детей старше 3 лет, часто в форме игры, предлагая ребенку «надуть воздушный шарик» или «подуть на горячий чай». Данная методика дает возможность диагностировать скрытую эпилепсию (протекающую без наличия судорог и других внешних проявлений), даже позволяет предсказать судорожный припадок. С помощью этого исследования также могут быть выявлены и другие нарушения, например внутримозговые воспаления и воспаления оболочек мозга, мозговые опухоли, различные дисфункции, хронический стресс и переутомление. При этом специалист оценивает не только наличие и локализацию нарушений, но и их временную продолжительность после окончания гипервентиляции.

Световая ритмическая стимуляция (фотостимуляция) проводится с помощью специальной лампочки, которая воспроизводит короткие яркие ритмические вспышки света; пациент видит их прямо перед собой, хотя глаза остаются закрытыми. Как правило, это исследование не доставляет дискомфорта. В результате такой стимуляции на ЭЭГ появляются ритмические ответы разной степени выраженности, по частоте повторяющие ритм световых мельканий. С помощью этого исследования удается оценить правильность развития головного мозга у детей, выяснить степень задержки психоречевого, психомоторного развития. Фотостимуляция также может выявить наличие у пациента эпилептической активности. Следует подчеркнуть, что появление эпилептической активности в ЭЭГ детей без клинического подтверждения не может быть достаточным основанием для установления диагноза эпилепсии. У детей раннего возраста (до 1 года) наличие в ЭЭГ специфической активности, напоминающей эпилептическую, является возрастной физиологической нормой в силу особенностей нормального развития головного мозга в этот период.

В особых случаях в клинике используются специальные пробы с темновой адаптацией (пребывание в затемненном помещении до 40 минут), пробы с частичным или полным (в течение нескольких часов) лишением сна, а также совместный ЭЭГ- и электрокардиографический мониторинг, мониторинг ночного сна.

Если у вашего ребенка обнаружена какая-либо патология, желательно при дальнейших ЭЭГ-исследованиях иметь с собой протоколы предыдущих исследований, чтобы врач мог отследить динамику изменений работы мозга. Необходимо учитывать, что нервная система малыша «взрослеет», созревает; поэтому картина ЭЭГ очень сильно меняется с возрастом ребенка. Понятие общей возрастной нормы в электроэнцефалографии также нельзя считать строго определенным, поскольку у маленьких детей значительно выражены индивидуальные различия в ЭЭГ. При прочтении заключения по ЭЭГ родителям следует помнить, что право постановки окончательного диагноза принадлежит детскому невропатологу. Только врач-невропатолог, наблюдающий вашего малыша, сможет сделать адекватные выводы о состоянии его нервной системы, собрав в единый комплекс все данные: результаты лабораторных анализов, основных и дополнительных исследований, заключения других врачей-специалистов. Если после приема у вас остались вопросы, в том числе по ЭЭГ, задавайте их сразу, в кабинете врача.

Добавим, что электроэнцефалография является совершенно безвредным методом исследования, не имеющим противопоказаний, и может проводиться детям любого возраста (в том числе новорожденным и детям раннего возраста) необходимое количество раз.

При подготовке материала по электроэнцефалографии использовался текст из статьи физиолога Екатерины Коробковой (оригинал статьи).

 

С уважением, Юлия.
Жду ваших писем

Другую полезную информацию Вы найдете на нашем сайте "Логопедические Программы".

Вы сможете обмениваться опытом с другими участниками, вступив в нашу группу вКонтакте "Логопедические Программы".


В избранное