Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Посылторг - ЖИВ!

  Все выпуски  

Посылторг - ЖИВ! Выпуск от 29/11/2004


Информационный Канал Subscribe.Ru

 Посылторг - ЖИВ!

Выпуск от  29.11.2004

 Посвящается всем Умельцам, всем Самоделкиным, всем Мастерам...

 рассылка 'ПОСЫЛТОРГ - ЖИВ!'     Эта рассылка адресуется тем, кому не доступны московские развалы радиодеталей в Митино и книг в Олимпийском, тем, кто любит работать руками, кто только учится паять или уже маститый мастер, которыми так богата наша страна, вся территория экс-СССР.
      Эта рассылка для радиолюбителей, для ремонтников, для домашних мастеров.
      Эта рассылка может быть полезна работникам сервисных организаций, руководителям кружков творчества, учителям, всем творческим людям!
 Здравствуйте, уважаемые друзья! 
     Вышел в свет 5 номер журнала "Радиохобби". Между прочим  индекс журнала по каталогу Роспечати - 45955. ПОДПИСКА ЗАКАНЧИВАЕТСЯ! Кто не подписался, но хочет - бегом в отделение связи подписываться! :-)  Сегодня я предлагаю вашему вниманию большую часть статьи, опубликованной в этом номере.

УМЗЧ неортодоксального аудиофила на ГУ50

Сергей Кубушин, г.Лас-Вегас

Короткое предисловие

Как-то уж так повелось, что большинство ламповых усилителей - анемичные конструкции, в основном нагревающие окружающий воздух. Записные аудиофилы убеждают в том, что усилитель не должен (и не может) быть мощным, это акустические системы должны иметь высокую отдачу и тогда вроде как все будет хорошо.

Для построения таких акустических систем обычно используют широкополосные динамики от Lowther или Fostex, объявляя их, подобно недавно почившей в бозе общественной теории, единственно правильными и самыми лучшими в мире. Не будем жаловаться на их цену, упомянем только объективные недостатки.

Начнем с того, что требования к низкочастотному и высокочастотному динамику взаимно противоречивы. Потому широкополосный акустический излучатель является компромиссным решением, т.е. он хуже специально спроектированного высокочастотного излучателя на ВЧ и низкочастотного на НЧ. Для нормального воспроизведения частот выше 1-2 кГц размеры излучающей поверхности должны быть достаточно малы, для воспроизведения 50 Гц - достаточно велики. Частично это решается дополнительным жестким конусом, работающим на ВЧ, но это тоже компромисс.

Во-вторых, такие излучатели, как правило, имеют очень маленький ход диффузора и достаточно высокую (как для НЧ-излучателя) частоту собственного резонанса. Поэтому для того, чтобы они хоть как-то воспроизводили низкие частоты, их приходится помещать в очень сложные в изготовлении и громоздкие акустические оформления. И даже с огромными рупорами отдача таких излучателей на низших частотах откровенно оставляет желать лучшего.

В-третьих, из-за большой площади диффузора такие излучатели имеют очень сильно выраженную направленность на средних и высоких частотах, что в реальных помещениях приводит к чрезвычайно узкой зоне стереоэффекта, чуть ли не меньше расстояния между ушами. Поэтому реально приписываемое таким излучателям качество они обеспечивают в одной фиксированной точке пространства, найдя которую, необходимо фиксировать голову слушателя специальными приспособлениями, ибо при малейшем перемещении головы стерео­эффект пропадает ©.

В результате такие акустические системы с семиметровыми рупорами в комплексе с маломощными УМЗЧ позволяют добиться хорошего воспроизведения только строго определенной музыки (как правило, классических произведений, не содержащих достаточно низких частот и не требующих стерео­эффекта) при строго определенном расположении слушателя. Иными словами, их использование реально имеет смысл только в рамках определенной церемонии, типа чайной - необходимо соблюдать определенный ритуал, использовать только несколько определенных сортов чая, занимать строго определенные позиции и т.п.

Автор не имеет ничего против ритуалов и уважает выбор тех, кто этим ритуалам следует. Однако так уж сложилось, что у местного среднего класса нет ни возможности организовать специальные «помещения для прослушивания» (необъятных размеров и количества комнат виллы недоступны местному среднему классу), ни времени на то, чтобы как следует произвести прослушивание тех пяти классических произведений, которые подходят для данной конкретной комбинации аппаратуры. Кроме того, обычно у местного среднего класса есть семьи, потому вся эта аппаратура используется для воспроизведения музыкального материала всеми членами семьи, вкусы которых, в силу разницы в возрасте, поле, воспитании и т.п. очень разнообразны. Потому кроме тех пяти специально подобранных классических произведений система должна воспроизводить и тяжелый рок, и рэггей, и орган, и скрипку и (о ужас!) даже попсу и рэп. И когда органист давит на педаль, исполняя, например, токкату «Ре-минор» И.С.Баха, в доме это должно ощущаться.

Никакие Lowther'bi для этого непригодны. Даже с семиметровой трубой и по 10 тысяч местных долларов за. Нормальные же акустические системы имеют значительно более низкую чувствительность, поэтому усилитель мощностью в единицы ватт не способен как следует «раскачать» их, даже если его входные цепи разведены золотым проводом и сетевой шнур сделан из чистого серебра.

Кроме этого, иногда бывает лень отрывать филейные части тела от дивана для того, чтобы покрутить ручку на усилителе. Потому, при всем уважении к ортодоксальным аудиофильным фундаменталистам, очень неплохо было бы иметь некое дистанционное управление всем этим хозяйством, которое, как ни кощунственно это звучит, иногда даже можно использовать для просмотра фильмов с DVD.

Исходя из этих соображений и был спроектирован предлагаемый на суд читателей УМЗЧ. Автор не ставил целью строгое следование канонам High-end, так что упомянутым ортодоксальным фундаменталистам можно всего последующего не читать. Для них у нас есть специальные магазины, где за каких-то 100-200 тысяч местных долларов можно собрать довольно приличную систему с соответствующими интерконнектами, сетевыми шнурами и прочими аксессуарами (шаманские бубны отдельно). Приезжайте к нам в Вегас, покажу ©.

Основные характеристики

Номинальная мощность..................................... 2 х 65 Вт
Кг
при номинальной мощности ............................... 0.4%
Кг
при мощности 50 Вт........................................ 0.024%
Нелинейность
АЧХ в диапазоне 20 Гц - 20 кГц.... 0.01 дБ
Кг
при номинальной мощности без ООС ................... 4%
Кг
при мощности 40 Вт без ООС .................. меньше 1%
Чувствительность
для номинальной мощности ..... 3.15 В
Общая
потребляемая мощность .......................... 250 Вт

Алфавитно-цифровая индикация режимов, встроенный измерительный центр для оперативной настройки.

ИК ДУ (включение-выключение, регулировка громкости) Пиковый логарифмический индикатор выходной мощности с «отрывающимся» светодиодом.

 Описание

Схема собственно усилителя приведена на рис.1. Выходной каскад собран по классической двухтактной (Push-Pull, PP) схеме на лампах ГУ50 в пентодном включении. Экранные сетки питаются от отдельного стабилизатора напряжением 270 В через резисторы R152 и R161. Питание анодных цепей осуществляется от нестабилизированного источника напряжением 800 В. Элементы R153...R160, С116, С117служатдля подавления «звона» выходного трансформатора и предотвращения высокочастотной генерации. Смещение фиксированное, подается в сетки ламп через резисторы R129 и R138 с регулиру­емых делителей напряжения на резисторах R130...R132 и R135...R137. Выходы делителей заземлены по переменному току через конденсаторы С110...С113. Питание этих делителей производится от отдельного стабилизатора с выходным напряжением около -90 В. Накалы ГУ50 питаются переменным током от общей обмотки на 12.6 В. Для устранения фона, вызванного пролезанием переменного напряжения через паразитную емкость катод-подогреватель на один из концов накальной обмотки подано напряжение порядка +80 В с делителя напряжения в блоке питания.

Будет показан, если Вы откроете письмо, находясь в On-line

Входной каскад, он же фазоинвертор, собран на двух триод-пентодах ECL84 практически по классической схеме самобалансирующегося «see-saw» фазоинвертора (Fig. 12-34. р. 526 в [1]). Главным отличием является то, что в качестве усилительных элементов использованы не триоды с резистивной нагрузкой, а так называемые mu-stage. Практически это те же усилители напряжения на триодах, только с динамической на­грузкой в виде генератора тока в аноде. Такие каскады имеют целый ряд преимуществ перед классическими триодными усилителями с резистивной нагрузкой (и перед каскадами типа часто применяют в ламповых схемах) - более высокий коэффициент усиления, практически равный мю триода (отсюда и название каскада), очень низкий коэффициент гармоник, большой размах выходного напряжения, низкое выходное сопротивление. Генератор тока может быть выполнен на чем угодно, но, практически, для относительно «сильноточных» усилительных триодов (например, запараллеленых триодов 6Н1П) лучше использовать полевые транзисторы, а для «слаботочных» - пентоды. Использованная в усилителе лампа ECL84 очень хорошо подходит для построения такого каскада. Практическая схема, примененная в усилителе, имеет коэффициент усиления по напряжению около 70, выходное сопротивление меньше килоома и обеспечивает размах вы-

(К сожалению продолжения у меня нет...)

 

Между прочим  индекс журнала по каталогу Роспечати - 45955. ПОДПИСКА ЗАКАНЧИВАЕТСЯ! Кто не подписался, но хочет - бегом в отделение связи подписываться! :-) И еще обратите внимание на новый журнал РАДИОДЕЛО - индекс для подписки -  84536.

Посылторг для тех, кто умеет работать руками:
WWW.DESSY.RU
 WWW.SOLON.RU

WWW.TURUTA.RU
CD для настоящих мастеров
Пока-пока!!Вы найдете
здесь и здесь

Если Вы еще не подписались на нашу рассылку, то сделайте это немедленно! Это совсем не сложно:

Посылторг - ЖИВ!

Успехов Вам во всех Ваших начинаниях! Любые диски. Легко! Книги на любой технический вкус!

 Хи!Tore-Tam


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: home.help.masteru
Отписаться

В избранное