Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Консультации зоопсихолога Ольги Кажарской, Австрия 191: Для чего ВЫ изучаете животных?


Часть 191: Для чего ВЫ изучаете животных: чтобы с ними лучше общаться - или чтобы эффективнее их мучить?

Есть люди, которые утверждают, что много знают о внутреннем состоянии собак и учитывают эти знания в своей работе. Раньше я радовалась такому сообщению. Но вскоре заметила, что не все знатоки собачьей природы используют свои знания на пользу собакам.

Дрессировка в древности: игра с инстинктами животных

Люди дрессируют животных испокон веков. Согласно историческим исследованиям, 5000 лет назад удавалось привести диких животных в состояние, когда они могли спокойно сопровождать фараонов или выступать в цирке. В то время дрессировщики уже хорошо знали, что животные, как и люди, способны испытывать страх, боль, мучиться от голода и жажды, желать общения с себе подобными. Люди знали, что зубы и клыки животных – это их оружие. Эти знания они использовали, чтобы целенаправленно подавлять зверя до состояния хронического страха и полной беспомощности. Им вырывали когти и зубы, морили голодом и изоляцией, пытали каленым железом, избивали, обучая бояться ударов хлыста. Зверей, которые даже после таких мучений быстро восстанавливали силы и продолжали сопротивляться, просто убивали.

Дрессировка усовершенствуется: игра с ментальными способностями животных

По мере развития общества, знаний о животных становилось все больше. Появились сведения о ментальных способностях животных. Животные способны радоваться, грустить, гневаться, испытывать отвращение. Они способны любить друг друга, сострадать, ревновать и дружить. Животные перенимают настроения друг друга, ориентируются друг на друга и учатся друг у друга полезным навыкам. Выяснилось, что животные способны к разнообразной и гибкой коммуникации.

В своей книге «Manege frei» немецкий исследователь описывает, как в наши дни в цирках и кино «продвинутые» дрессировщики используют знания о ментальных способностях животных для того, чтобы подстраивать им самые подлые трюки. Например, для того чтобы снять сцену, как волк проходит по узкой дорожке над пропастью, ему пообещали встречу с его подругой, находившейся на другом конце пути. В итоге волк оказался вынужденным вступить на дорогу, которая перешла в очень узкую опасную тропу. Но опасность он заметил, когда обратный путь был уже отрезан, а съемочная группа, затаив дыхание, наблюдала за волком, надеясь, что он не провалится в бездну.

Медведя в течение нескольких недель приучали получать пищу на дереве. Когда он

окончательно преодолел свой страх, доверившись дрессировщикам, провели съемки, для которых дерево было втайне от медведя предварительно спилено, и медведь свалился со своего места кормления. Эта сцена должна была войти в комедию-боевик про «забавных» животных.

Для создания другой «эффектной» сцены медведя на площадке расположили так, что когда его испугали, он бросился бежать, налетая на самые разные предметы. Разлетаясь, эти предметы, в свою очередь пугали других животных-героев фильма. В итоге режиссер хотел получить сцену всеобщего побега животных от их сценических врагов.

Для получения крошечной сцены, когда хаски и медведь нюхают друг друга, к несчастном

у зверю подсадили в клетку двух хаски. Собаки, оказавшиеся в тесном пространстве с медведем, облаивали его в течение нескольких дней, пока медведь не превратился в апатичный ком шерсти. Только тогда хаски получили возможность беспрепятственно к нему приблизиться и понюхать на камеру.

От дрессировки диких животных – к дрессировке собак

Такие подлые традиции из дрессировки диких животных, разумеется, распространились и на дрессировку домашних собак. Скорее всего, к моменту зарождения кинологии люди просто не успели придумать ничего лучшего.

Для повышения мотивации к работе, по старинке, используется изоляция, голод и жажда [1].

Классическим методом воздействия на собаку по-прежнему остается причинение боли и страх. Боль причиняется в самых уязвимых частях тела животного – на шее, лапах, во рту и даже половых органах. Некоторые методы дрессировки основаны на том, что собаке убирают болевое воздействие только в случае, если она себя ведет так, как хочет хозяин.

Люди создали бесчисленное множество способов причинения боли. Из всех этих способов самые любимые – это различного типа ошейники и дрессировочные инструменты. Симптомы боли и стресса оказались мерилом их действенности. Если строгий ошейник или удавка не усмиряют собаку, когда они одеты на основание шеи, их одевают ближе к затылку – как раз в то место, где анатомически в одной точке сходятся нервные окончания. Когда у человека напряжены мышцы шеи, приводя к давлению на эту точку, возникает мучительная головная боль, от которой помогает избавиться только продолжительное лечение.

Более точные знания симптомов стресса, страха, боли, а также сигналы коммуникации собак предоставили таким людям дополнительные возможности для манипуляции. Если собака показывает симптомы стресса, когда ей кричат в морду – ей начали кричать в морду. Если собака нервничает, когда инструктор подходит к ней слишком близко – он начинает преднамеренно вставать к ней вплотную. Если собака не любит, когда над ней наклоняются или бесцеремонно хватают – с ней проделывают именно это. Если собака нуждается в чувстве защищенности – ее пугают. В санатории, где я отдыхала, я заметила щенка в огромной клетке. В клетке не было ничего, даже будки и миски. Так щенок должен был сидеть изо дня в день, в любую погоду, совсем один посреди леса. Иногда к нему подходил молодой хозяин, чтобы покормить. Щенок радовался, а хозяин, немного поласкав собаку, начинал его щипать и встряхивать. Мне тогда было 12 лет, и я спросила, почему он так делает. Парень ответил, что хочет вырастить из него злую и подчиненную собаку.

Поведение, как известно, связано с питанием. Поэтому люди придумали давать собаке скудную на белки и витамины пищу, чтобы сделать ее физически пассивной.

Для повышения мотивации к взаимодействию с хозяином собаку лишают ее игрушек и приятных занятий, которые оказываются в ведении хозяина и выдаются только им. Хозяину рекомендуют долго игнорировать собаку, чтобы она бегала за ним в поисках внимания. Собаке запрещают общаться с кем-либо другим, чтобы ее хозяин оказывался единственным источником социального общения. Хозяину советуют игнорировать собаку, возвращаясь домой – потому что собакам необходим ритуал приветствия, и для подавления собаки этот ритуал надо исключить из общения. Любому живому существу необходимо место, где бы оно себя чувствовало в безопасности. Тогда собаке начинают преднамеренно мешать на ее месте. Существует «дрессировка», при которой собака должна все время быть начеку, чтобы быть готовой выполнить команду, даже если команда прозвучит, когда собака спит!

И так далее.

Посттравматический синдром – как «успех дрессировки»

Извращенные мозги превратили посттравматический синдром в «успех дрессировки». Поведение собаки рассказывает ее историю ее травматизации.

Пример 1

Травмированная собака

Собака ни на шаг не отходит от хозяина: у такой собаки травма от продолжительной изоляции, и сейчас она испытывает страх снова остаться одной.

Здоровая собака

Собака рассматривает хозяина как члена своей семьи и рада общаться с ним. В обществе хозяина собака чувствует себя расслабленно, не показывает симптомов стресса [2, 3]. Она остается уверенной в себе, сохраняет интерес к окружающей среде. Такие собаки способны более спокойно переносить разлуку (например, оставаться дома одни или спокойно ждать у магазина).

Пример 2

Травмированная собака

Собака постоянно наблюдает за своим хозяином, игнорируя все, что происходит вокруг – результат жестокого обращения, от которого хозяин стал источником опасности, и собака все время наблюдает за его действиями, чтобы постараться вовремя спастись.

Травма нарабатывается, например, тем, что во время «дрессировки» хозяин идет с собакой, привязанной на поводке. Через некоторое время хозяин резко меняет направление. Если собака перестала за ним следить, хозяин дергает за поводок, и собака получает болезненный удар в шею. Нередко, для усиления удара, дрессировка проводится на длинном поводке, а хозяин разбегается. Тогда, при внезапной смене направления собака может не только получить болезненный удар, но и взлететь в воздух. Этот удивительно жестокий трюк называется «дрессировкой внимания».

Здоровая собака

Здоровая собака интересуется своим хозяином по доброй воле. Она рассматривает его как члена своей семьи. Поэтому ее интересует, чем он занят, как он себя чувствует и что происходит в его окружении. Для такой собаки хозяин – это источник интересной и полезной информации. Она обращается к нему за помощью, приглашает к общению и откликается на его сигналы привлечения внимания (указательные жесты, взгляды, команды).

Сигналы привлечения внимания и указательные жесты людей собаки понимают инстинктивно. Поэтому подавляющее число хозяев специальную тренировку не проводит. Тем не менее, иногда такая тренировка может быть полезна: хозяин делает привлекающий звук или жест и вознаграждает собаку за внимание.

Пример 3

Инстинктивное поведение образует базовый репертуар поведения животного. Поэтому, чтобы его «удалить» из собаки, используют жестокие побои. Особенно от этого страдают собаки тех пород, в генах которых сохранилось больше черт дикого животного - уверенности в себе, независимости, меньшей ориентации на человека и – что самое важное – большей восприимчивости. Перед началом дрессировки многие инструкторы заранее готовят из собаки подходящий материал: их «занятия» с собакой начинаются с побоев животного. Меня сильно возмущает, что даже в книгах, которые издаются сейчас, в 21 веке, можно найти варварские описания того, в какие места правильно избивать собаку или рекомендуется душить собаку, «пока у нее не посинеет язык».

Управление инстинктами в новой кинологии

В новой кинологии дрессировка против инстинктов не проводится, потому что инстинкты составляют основу поведения собаки, и избавление от них неизбежно ведет к травме. Наши собаки, в первую очередь, должны оставаться здоровыми. Вместо избавления от инстинктов, мы направляем их в нужное русло, согласно современным знаниям:

  1. Порода собаки выбирается только в соответствии с условиями, в которых она будет жить. Поэтому вопрос с инстинктами частично решается заранее.

  2. Собака рождается только с инстинктивной предрасположенностью к какому-то действию. У нас, как воспитателей, есть выбор, будем ли мы развивать инстинкты своей собаки и насколько. В любом случае мы стараемся вырастить спокойную и умную собаку с уравновешенными эмоциями.

  3. В новой кинологии воспитание максимально отвечает потребностям растущего организма. Поэтому мозг собаки развивается оптимальным образом. В результате у собаки формируются ментальные способности, помогающие ей лучше регулировать свои инстинктивные желания.

  4. Хороший контакт с хозяевами приводит к тому, что собака способна ориентироваться на желания хозяина. Поэтому у хозяина появляется возможность регулировать инстинктивные действия собаки.

  5. Необузданные инстинктивные желания являются симптомами стресса. Например, в состоянии стресса охотничьи и пастушьи собаки склонны гоняться за велосипедами и другими движущимися объектами. Охранные собаки в стрессе превращаются в параноиков. Поэтому состояние покоя и гармоничное развитие ведут к тому, что инстинкты становятся более управляемыми.

Пример 4

Способность собаки многократно, без передышки повторять одну и ту же команду выражает вовсе не послушание, а сломленность: нормально функционирующий мозг не позволит животному тупо выполнять одно и то же действие более 3-5 раз кряду – он утомится и будет мотивировать животное на смену занятий. Сломленное животное превращается в тупого болванчика.

В новой кинологии тренировки построены таким образом, чтобы собаке всегда было интересно. Повторив упражнение несколько раз (количество повторений выбирает сама собака), тренер делает паузу. После паузы возможно либо продолжать повторять первое упражнение, либо перейти к следующему. Таким образом, тренировка может состоять из нескольких разнообразных упражнений с небольшим количеством повторений.

Пример 5

Травмированная собака

Если собака абсолютно послушна и в любой ситуации ведет себя тихо, не реагируя на стимулы окружающей среды, значит, она попала в состояние беспомощности, вызванное продолжительной жестокостью. Я видела собаку, которая ничего не предпринимала даже, когда с головы до ног запуталась в своем поводке – и хозяева, чтобы ее распутать, сами должны были переставлять ей ноги. В другом случае собака равнодушно шла по переходу в метро, не обращая внимания на толпу, движущуюся ей на встречу. Многие ошибочно считают, что это особенно хорошо воспитанная и особенно хорошо устойчивая к стрессу собака.

Здоровая собака

Здоровая собака всегда реагирует на свое окружение. Эта реакция может выражаться даже в самых простых действиях - в поворотах головы в сторону стимулов, в попытке что-то понюхать, в желании обойти встречных людей или взглянуть на хозяина. Не исключено, что здоровая собака в какой-то момент начнет волноваться или показывать симптомы усталости. Тренировка может быть направлена на повышение стрессоустойчивости собаки в данной обстановке, на менеджмент ситуации, а также на изменение реакции собаки в данной ситуации на более приемлемую. Например, если собака лает на прохожих на шумной улице, можно найти альтернативный путь, или приучить собаку к обстановке на этой улице, или научить собаку проходить по улице, концентрируясь на хозяине (см. 4).

Пример 6

Травмированная собака

Если собака всегда показывает сигналы примирения или стресса, выполняя какую-то команду, можно быть уверенным, что ее обучали этой команде с помощью боли и других неприятных ощущений.

Здоровая собака

Здоровая собака выполняет упражнения без страха и даже радостно. Периодические симптомы стресса во время выполнения упражнения могут свидетельствовать об усталости или болевых ощущениях.

Пример 7

Травмированная собака

Чрезмерная подвижность и беспокойность рабочих собак выражает адреналиновую зависимость (а не повышенную мотивацию, как это часто считают). Такую собаку хозяева заставили перейти порог возбуждения, при котором ей был бы необходим отдых. Если преодолеть эту естественную грань, организм перевозбудится. Если состояние перевозбуждения будет постоянно повторяться и продлится слишком долго, организм перейдет в новый режим, когда в организме начнет постоянно вырабатываться повышенное количество гормонов стресса, и нервная система будет оставаться перевозбужденной. В этом состоянии собака много двигается, не способна успокоиться. Поэтому считается, что ей нужно все больше и больше активности. Любая здоровая мать сразу бы заметила перевозбуждение своего ребенка и дала бы ему отдохнуть. Любой взрослый человек, перевозбудившись, ищет способ отдохнуть и расслабиться. Но у собак состояние хронического беспокойства (гиперактивности) создают специально.

Здоровая собака

В новой кинологии широко используются современные знания о стрессе – о симптомах и факторах стресса, о цепочках и круговороте стресса. Тренеры и хозяева следят, чтобы у собаки не повышался уровень стресса. При перевозбуждении они умеют успокаивать собаку. Существуют также методы тренировки, направленные на повышение стрессоустойчивости собаки.

Заключение: современные люди не хотят насилия

В итоге вся история дрессировки животных, а вместе с ней и кинологии, можно по большей части назвать историей издевательств над животными. По мере получения новых биологических знаний эти издевательства становились все более изощренными. В наш век, когда пытки уже давно перестали быть популярным времяпровождением простолюдинов, и когда люди ищут пути бесконфликтного сосуществования, такое обращение с братьями меньшими не может остаться незамеченным. Новички нередко противятся, когда инструктор требует от них купить удавку или строгий ошейник. Многие люди не хотят ходить в школы для собак или следовать советам инструктора, требующего «подавления стремления к доминированию». Нормально развитый человек, пожалуй, окажется не способным даже понаблюдать за ужасами, происходящими на стандартных дрессировочных площадках. Люди, которые искренне любят собак и хотят с ними работать, не хотят поступать на курсы, где собаку рассматривают как механизм и где будущих инструкторов учат издевательствам. Нередко сами кинологи жалуются на жестокость своих коллег: кому разрешили быть немного жестоким, только для дела, может легко войти во вкус.

Поэтому те, кто считает себя специалистами, придумывает «научные» объяснения своей жестокости. Они утверждают, что собаки – это потенциальные агрессоры, руководимые опасными инстинктами и не способные себя контролировать. Поэтому их надо подавлять такими «биологическими» методами, как «имитация поведения волков», «имитацией поведения собаки-матери», побои за доминирование и тд. (Интересно, какими «биологическими» методами оправдывается подвешивание собаки на поводке, прикрепленном к строгому ошейнику или удушение собаки до тех пор, пока у нее не посинеет язык?)

Современная наука уже многократно доказала несостоятельность этих аргументов. «Специалистам» осталось только проверить это в современных книгах.

Дополнительное чтение

  1. Ольга Кажарская. Черный список методов обращения с собакой
  2. Кларисса фон Райнхардт, Мартина Нагель. Стресс у собак. Издательство Догфренд Паблишерс
  3. Ольга Кажарская. Малозаметные признаки стресса у собак
  4. Мария Хензе. Гиперактивная собака. Практическое руководство для владельцев, тренеров и зоопсихологов. Издательство Догфренд Паблишерс
  5. Рассылка издательства Догфренд
    www.dogfriend.org


В избранное