На днях участвовала в качестве эксперта в очередном «тендере» по-русски. Почему в
кавычках? Потому что многие российские компании до сих пор (21-й век на дворе!) имеют извращенное
представление о механизме проведения тендера. Происходит все примерно следующим образом:
представитель компании рассылает в различные веб-студии письмо примерно следующего содержания:
«Наша супер-пупер компания решила осчастливить Сеть собственным супер-пупер
интернет-представительством. Ждем ваши работы до такого-то числа». При этом сама компания абсолютно искренне считает, что проводит тендер.
В результате получаем следующий расклад: раскрученные профессионалы вообще не реагируют
на подобные предложения, те, кто попроще, что-то приносят: одни проект дизайна,
другие проект технического задания, третьи систему управления контентом собственной разработки и какие-то обрывочные картинки. Каждый выставляет свою цену. Ну и скажите на милость, как я должна все это сравнивать? По каким критериям?
В большинстве «тендеров по-русски» дальше происходит следующее: выбираем самый
дешевый или почти самый дешевый вариант, разрабатываем, потом начинаем переделывать, когда
понимаем, что сделали что-то не то. Бывает и по-другому: заказываем самый дорогой
(но не из соображений целесообразности, а потому что «круто»), а когда поймем сами или кто-нибудь скажет, что получилось вовсе не круто, тоже либо начинаем переделывать, либо забрасываем, либо делаем новый проект.
В самых клинических случаях, которые отнюдь не редкость (к сожалению!), собираются все интересные идеи и передаются самому дешевому исполнителю для реализации: кто пойдет отстаивать свои авторские права?
Не делайте так, если соберетесь организовать тендер.
Чтобы провести хороший тендер, вы должны разработать правила его проведения. Правила должны быть открытыми и едиными для всех участников.
В них должны оговариваться условия проведения тендера, сроки и обязательно размер премиального вознаграждения победителю. Цена, назначенная вами, как раз и будет тем общим знаменателем, который станет основой для последующего сравнения.
В условиях конкурса оговариваются права и обязанности сторон (например, не использовать
непринятые макеты или для студии отказаться от участия, сняв свои работы и т.д.)
И конечно, важнейшее условие успеха внятно поставленная задача, подробное описание
целей, с которыми создается ресурс, задач, которые он будет решать, подробное описание его
бизнес-модели, если собираетесь зарабатывать на ресурсе, в идеале бизнес-план или что-то, его напоминающее.
Это что-то должно как минимум содержать ответы на вопросы: что продаем, как продаем, кому продаем,
как расплачивается клиент, как он получает то, что купил, сколько стоит единица товара
(если рекламная модель, например, это может быть 1000 показов), сколько единиц товара мы
собираемся продать за
установленный срок, как покупатель
узнает о нашем товаре и сколько нам будет стоить это знание, кто будет заниматься продажами,
кто будет заниматься обеспечением продаж. Во что нам все это удовольствие обойдется и когда
окупится.
Не забывайте, что проведению тендера предшествует большая предварительная работа, главным образом, мыслительная. Не справляетесь с ней сами – привлеките консультанта.