Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Кто ищет, тот всегда найдет. Если умеет искать.


Информационный Канал Subscribe.Ru

ИНТЕРНЕТ-КОНСАЛТИНГ ДЛЯ ТРАДИЦИОННОГО БИЗНЕСА

Выпуск 17

Кто ищет, тот всегда найдет. Если умеет искать.

Здравствуйте, уважаемые подписчики.

Огромное количество вопросов, которые ко мне приходят, касаются поиска информации в Сети. Как искать, как находить, где еще почитать про это, где посмотреть про то… К сожалению, а может, и к счастью, я не имею возможности ответить на каждое письмо с запросом на какую-то конкретную информацию. Прошу меня простить. Но мы будем разбирать общие принципы поиска на примерах ваших запросов.

Итак, для эффективного поиска важно понять два его аспекта: содержательный и технический. Первый предполагает такую формулировку запроса, которая сама по себе от всего массива документов, содержащих наши ключевые слова, будет отсекать страницы, которые нам неинтересны. Техническая составляющая поиска – умение использовать специальные символы для сужения/расширения запроса. Эти символы называются операторами поиска, их довольно много. У каждой поисковой системы – свой синтаксис и свои операторы. В этом выпуске я расскажу о самых простых из них.

Наиболее эффективные результаты дает сочетание первого и второго способа поиска информации.

Теперь берем пример. После выпуска, посвященного проведению тендеров, получаю письмо: «Где еще почитать про проведение тендеров и конкурсов? Ярош Олег Валерьевич». Уважаемый Олег Валерьвич, будем искать вместе.

Конечно, проще всего набрать в поисковой строке слово «тендер», получить ссылки на 244285 страниц, проиндексированных Яндексом (на момент написания выпуска) и просматривать их до позеленения. Большинство пользователей так и делают. Кстати, часто этого вполне достаточно, можно в первой десятке найти то, что нужно, и без особых мудрствований. Но когда вопрос поставлен слишком широко, или ваше время очень дорого стоит, возникает необходимость соотнести поисковый запрос со своей поисковой потребностью.

Поисковая система выдает вам документы в порядке убывания релевантности, если вы не попросите ее использовать другой принцип. Релевантность, как вы уже знаете – это соответствие поисковому запросу. Значит, наша цель – максимально приблизить поисковый запрос к нашей поисковой потребности.

Какова наша потребность в данном случае? Я полагаю, что Олег Валерьевич хотел бы получить информацию о том, как проводятся тендеры, каковы правила проведения тендеров, какова культура проведения тендеров в нашей стране, возможно, его заинтересовали бы образцы документов, которые нужно подготовить для проведения тендера и т. д. При этом его вряд ли интересуют новости о том, что в таком-то городе такая-то компания проводит такой-то тендер или предлагает всем желающим проведение тендеров в такой-то отрасли, новости (в том числе те, которые уже давно устарели), о том, что кто-то где-то выиграл тендер и т. д.

В принципе можно задать простой вопрос «как провести тендер». Беда в том, что результат будет не сильно отличаться от полученного прежде. Ссылок, конечно, будет поменьше, но они будут такими же бесполезными для нас, и их все равно хватит для того, чтобы позеленеть от просмотра. В первой десятке по-прежнему ни одной ценной ссылки. Можно набрать «правила проведения тендера» – с тем же успехом. Получим кучу страниц о том, как кто-то где-то разработал, утвердил или изменил какие-то правила. При этом самих правил там не будет. Эти глаголы нам мешают. Их необходимо исключить из запроса. Для этого перед каждым словом, которое не должно содержаться в найденном документе, поставим знак «минус». Получаем в поисковой строке «правила проведения тендера –разработать –утвердить –изменить». Между исключаемым словом и минусом пробела быть не должно, иначе поисковая программа неправильно воспримет вашу команду. Получаем результат по данному запросу: первая же ссылка действительно содержит материалы, которые мы ищем (реальные правила проведения тендера). Кому интересно, смотрите здесь. Впрочем, это не самый ценный ресурс, поскольку требуемые правила не так-то легко найти на странице среди новостей, к тому же информации явно недостаточно.

Итак, мы начали знакомство с синтаксисом языка запросов поисковой системы «Яндекс». Оператор «–» работает в пределах документа и служит для исключения заданных слов (символов). Его противоположность – оператор «+» обеспечивает обязательное наличие слова в найденном документе. И тот, и другой набираются перед словом, к которому мы собираемся применить нужную операцию и без всяких кавычек! Кавычки – это тоже оператор. Он указывает на поиск фразы, в них заключенной. В этом случае документы, в которых содержатся словоформы набранных вами в поисковой строке слов (другие падежи у существительных, времена у глаголов и т.д.) окажутся за рамками поиска. Там же будут документы, в которых между заданными словами находятся какие-то дополнительные слова. Как вы понимаете, кавычки резко сужают область поиска. Чаще всего в этом есть потребность при поиске цитат.

Это то, что касается технического момента. О других операторах – в другой раз и на другом примере, боюсь, как бы в ваших головах не было каши.

А теперь сюрприз. Есть гораздо более короткий путь найти то, что нужно! Но он требует хотя бы легкого движения мысли, а это любят не все. :))

Итак, думаем: что же должно быть написано на тех страницах, которые мы ищем, и вряд ли будет содержаться в документах, которые нам не нужны. Я думаю, что нам следует искать не правила проведения тендера, а, например, обязанности участников тендера. Вероятнее всего, в информационно-новостных публикациях о проводимых где-то тендерах этой фразы не будет, а вот на сайтах, где публикуются реальные документы, правила, положения и т. п., информация об обязанностях участников должна быть. А с ней – и все остальное. Пробуем. Отличный результат.

Получаем: «Правила проведения тендера и критерии отбора участников» (та же ссылка, которую мы нашли с использованием операторов), «Положение об условиях и порядке проведения международных аукционов, коммерческих и инвестиционных тендеров», документ с названием «Политика и правила обеспечения для проектов, финансируемых ЕБРР», содержащий документацию о различных типах тендеров и очень любопытную статью о тендере с правовой точки зрения на сайте юридической компании «Park Media Consulting». И все это удовольствие – в первой десятке ссылок.

Не исключено, что можно сформулировать запрос и по-другому, получив не менее, а может, и более эффективный результат. Но теперь это право я предоставляю вам. Надеюсь, принцип понятен.

Кто умно ищет, тот находит!

Желаю удачи! Елена Ашарапова

Пишите мне: asharapova@yandex.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное