Как и обещала, сегодня начнем разговор о том, что такое профессиональный аудит интернет-проекта и как отличить его от досужих рассуждений, особенно в тех случаях, когда они изобилуют спецтерминологией и маскируются под серьезный анализ.
Формулируя предельно просто, можно обозначить разницу так: дилетант оценивает, как оно сделано и как оно работает. (Оно – потому, что речь может идти о самых разных проектах, не только о сайтах). Профессионал сначала анализирует, что сделано, зачем сделано, и что надо было делать. И только потом – как это работает.
Часто бывает, что ошибочен сам выбор Интернета в качестве канала коммуникации, и стоящую задачу эффективнее было бы решить посредством иных каналов. Или неверно выбран способ решения задачи. Или неверно поставлены цели проекта. Если сделано именно то, что надо было, можно смотреть, как оно сделано, как работает и достигает ли поставленных целей. Если сделано немного не то, что надо было, решаются задачи по доведению того, что есть, до того, что надо. Если сделано совсем не то, что надо, профессионал думает, можно ли в принципе из того, что есть, сделать то, что надо, и если нельзя, то что теперь делать с уже функционирующим проектом.
Не так уж редко речь идет о закрытии проектов, которые ничего, кроме издержек, компании не приносят. В этом случае, как вы понимаете, совершенно бессмысленно анализировать, как оно работает.
Итак, аудит.
Аудит в самом широком смысле слова обозначает документированный процесс проверки чего-либо с целью оценки соответствия заданным параметрам. Критерии оценки обычно определяются существующими в данной сфере стандартами, нормами, законами и принципами.
Базовые принципы аудита – конфиденциальность информации и независимость аудитора. Конфиденциальность требует от аудитора обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых им в ходе аудиторской деятельности, и исключает возможность передавать эти документы или их копии третьим лицам либо разглашать устно полученную в процессе или в результате проверки информацию.
Независимость аудитора – принцип аудита, заключающийся в обязательности отсутствия у аудитора при формировании его мнения какой бы то ни было заинтересованности (финансовой, имущественной, родственной и др.), превышающей отношения по договору на осуществление аудиторских услуг, или какой-либо зависимости от третьей стороны, собственников или руководителей организации.
Что это значит? Только то, что аудитор не может быть представителем веб-студии или рекламного агентства. У него в принципе, даже в подсознании, не должно быть мысли о возможности получения заказа на какие-то дополнительные работы, кроме аудита. В противном случае анализ, который вы получите, будет стимулировать вас к новым заказам. Не то чтобы вы будете обмануты, вы просто не получите объективной картины, акценты будут расставлены так, как это выгодно консультанту. Оно вам надо?
Результатом деятельности аудитора является отчет, включающий в себя подробные сведения о ходе аудиторской проверки, о существенных нарушениях установленных правил, стандартов, норм и обо всех отмеченных отклонениях от этих правил.
Аудит интернет-проекта имеет двухступенчатую структуру, в основе которой лежат две группы критериев оценки проекта. Первый этап – маркетинговый аудит, оценивающий место проекта в системе маркетинговых коммуникаций компании, соответствие его общей рыночной стратегии организации, назначение и функции проекта, совпадение номинальных целей с реальными, соответствие выбранной бизнес-модели реальным целям и т.д. Технический аудит – второй этап, имеющий смысл лишь после проведения маркетингового аудита. На этом этапе производится оценка функционирования системы.
Подробнее о том, что включает в себя маркетинговый и технический аудит интернет-проекта и что представляет из себя отчет аудитора, – в следующих выпусках.