Эволюция - суровая тетка. Излишнее привлечение внимания обычно ведет за собой смерть. И вот вопрос: зачем далеко не самым сильным и живучим организмам нужны такие нефункциональные и причудливые признаки, как, например, яркие хвосты у самцов райских птиц?
Скажете, не самый интересный вопрос. Ладно, поставим его по-другому: ведь бизнес-среда тоже высококонкурентна, зачем же сегодня начинающий бизнес изо всех сил старается привлечь к себе максимальное внимание?
На эти вопросы отвечает одна весьма любопытная теория.
В 1975 году израильский зоолог Амоц Захави сформулировал концепцию “мнимой форы”, согласно которой вредные для выживаемости признаки являются носителями информации о качестве генома самца. Функция таких признаков — реклама, которая гласит: "Я прошел тест полового отбора: я выжил несмотря на длинный хвост, большие рога, дополнительный вес и яркую расцветку, значит, разумно со мной завести детей, которые будут такими же здоровыми, как и я!". Конечно, если бы хорошие самцы
не тратились на такую рекламу, они еще эффективнее улетали бы от хищников, меньше бы уставали при поиске пищи, и у них была бы более высокая выживаемость... Но они с трудом нашли бы применение своим хорошим генам, ведь без рекламы самки не понимают, с кем надо размножаться. Риск - плата за рекламу.
Как считает Захави, настоящий мужчина должен не только казаться высококачественным самцом, а быть им на самом деле. Лживая сексуальная реклама в конечном итоге будет разоблачена самками: действительной удачи добьются те самцы, которые не прибегают к обману, а ощутимо демонстрируют реальные плюсы.
Например, если крепкие мышцы - действительно ценное качество, которое может сыграть решающую роль для самки при выборе самца, казалось бы, что мешает в таком случае самцам наращивать фальшивые мышцы? Мешает адаптация: пройдет немного времени, и контротбор создаст самок, способных обнаруживать обман. Поэтому в процессе эволюции могут возникнуть только такие демонстрации, которые соответствуют истинным возможностям самца.
Принцип гандикапа потенциально приложим ко всем ситуациям, в которых индивидуумы пытаются судить о качестве других индивидуумов, поэтому он походит и для капиталистических отношений тоже. Многие из нас видят грязь рекламных методов, фальш искусственных потребностей и бессмысленную пыль пиара. Я уверен, вы видите тоже. Но немногие видят, что мы сейчас находимся на стыке этапов,
перед процессом рождения поколения, которое будет способно разоблачать эту ложь.
По аналогии, реклама недалекого будущего будет содержать те факты из жизни бизнеса, которые доказывают его стойкость - как яркие хвосты у самцов райских птиц. Кусок финансового отчета с описанием выхода из кризиса - вот это будет характеризовать успех, а не злосчастный йогурт с мантрой “гарантированный результат через 14 дней” на упаковке.