Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

IdeaBlog.ru о венчурных инвестициях и стартапах


Сколько стоит сделать клон Facebook'а?
2008-02-10 05:03 Артур Вельф

Наткнулся на интересное объявление на GetAFreelancer.com, в котором заказчик хочет найти исполнителей для создания полного клона Facebook’а со всеми "фишечками и рюшечками" на PHP и MySQL. Ему поступило 39 предложений от разработчиков. Средняя цена, которую разработчики просят за свою работу - $1062.

Объявление, правда, датировано 2006 годом, но, судя по ценам на готовый софт для развертывания социальной сети, который там предлагали (цена на него и сейчас такая же - $400), цены у индусов не сильно изменились.

"Домик в деревне" превращается в ГдеЭтотДом.ру
2008-02-14 22:15 Артур Вельф

Совладелец ОАО "Вимм-Билль-Данн Продукты питания" Михаил Дубинин вложился в масштабный интернет-проект, посвященный рынку недвижимости. Сайт gdeetotdom.ru содержит внушительную базу фотографий домов в городах России и СНГ, на создание которой было потрачено более $1 млн. Ресурс рассчитывает привлечь риэлтеров, девелоперов и пользователей с нерешенным квартирным вопросом. Похожие ресурсы в рунете появлялись и прежде, но спросом они не пользовались.

Ресурс "Гдеэтотдом.ру" начнет работу 19 февраля, говорится в разосланном вчера анонсе. Сайт рассчитан на профессиональных игроков рынка недвижимости и обычных пользователей с нерешенным квартирным вопросом. "Новшество сайта заключается в том, что он уже содержит фотографии всех домов Москвы, Санкт-Петербурга и некоторых городов-миллионников. В перспективе ресурс охватит все крупные города России и других стран СНГ, - рассказал пресс-представитель "Гдеэтотдом.ру" Андрей Скоробогатов. - Таким образом, пользователь, ищущий квартиру для аренды либо покупки, может посмотреть фотографии дома и предлагаемой квартиры, не выходя из дома". По словам господина Скоробогатова, пополнять базу фотографий домов будет команда интернет-ресурса, в то время как фото квартир будут размещать сами пользователи. Зарабатывать сайт планирует как на контекстной рекламе, так и на размещении объявлений о продаже и сдаче квартир в аренду. "Пользователи будут иметь бесплатный доступ к информации, а размещение объявлений об аренде и продаже недвижимости будет оплачиваться. Правда, сумма будет незначительной", - подчеркнул господин Скоробогатов. Михаил Дубинин вчера не стал комментировать запуск "Гдеэтотдом.ру".

По оценкам экспертов, инвестиции в разработку ресурса составили $50-70 тыс., еще около $500 тыс. потребуется в первый год работы на закупку серверов и аренду каналов связи. "Самое дорогое в этом портале - контент, то есть фотоматериалы. Они могут стоить $1-1,2 млн. Инвестиции в продвижение вряд ли превысят $700 тыс., если они вообще будут", - говорит аналитик ИК "Финам" Виктор Галенко. По его словам, проект можно вывести на точку безубыточности через год и окупить за два-три года - это оптимистичный сценарий. "Очень многое будет зависеть от построения отношений с девелоперами, риэлтерами и другими участниками рынка недвижимости. За них идет жесткая конкуренция, риски здесь велики", - отмечает господин Галенко.

"Идея интересная, у сайта есть все шансы стать одним из самых популярных в рунете, - полагает руководитель службы блогов компании SUP Антон Носик. - Географические сервисы - вещь актуальная. Этим занимаются крупнейшие интернет-компании мира, такие как Google, Yahoo!, российский "Яндекс" и другие. Ресурс может стать очень популярным, ведь часто людям хочется посмотреть, как снаружи выглядит дом знакомой девушки". Господин Носик отмечает, что популярности ресурса может помешать неудачная реализация программной платформы: "Можно нагромоздить гигантский объем фотоматериалов на неудачную картографическую технологию, у которой будут проблемы с совместимостью с другими ресурсами".

Директор по инвестициям венчурного фонда ABRT Николай Митюшин дает более консервативную оценку перспективам проекта: "Похожие проекты уже есть в интернете. Взять хотя бы международный риэлтерский портал Properazzi.com, который демонстрирует пользователям фотографии предлагаемой недвижимости. В России тоже есть похожие порталы, например Domnakarte.ru и Aroundme.ru. Но я бы не сказал, что они снискали популярность". По словам господина Митюшина, аудиторию таких сайтов проще монетизировать благодаря соглашениям с риэлтерскими агентствами, которые готовы платить за размещение своих предложений. "Вероятно, первым клиентом "Гдеэтотдом.ру" станет риэлтерское агентство "Агент002", которое принадлежит Михаилу Дубинину", - отметил господин Митюшин.

Руководитель проекта "Домнакарте.ру" Николай Самохвалов не верит в успех подобных проектов на данном этапе: "Бизнес интересный, но пока в России развит мало. Мы создали сайт в 2006 году, потом договорились с несколькими риэлтерскими агентствами о размещении их предложений. Далее мы пытались сделать еще некоторые вещи для увеличения выручки, но не получилось. В результате команда разработчиков прекратила работу над "Домнакарте.ру" и сконцентрировалась на социальной сети "Миртесен.ру"".

Александр Ъ-Малахов
Газета "Коммерсантъ"

По информации из осведомленных источников разработка технической части этого проекта обошлась "в сумму более $100 тыс." (без контента). Сам процесс разработки занял 5 месяцев, а на закупку серверов и аренду каналов связи ушло в 3 раза меньше средств, чем по оценке экспертов, опрошенных "Коммерсантом". Сейчас "заглушка" проекта почему-то грузится очень долго. - IdeaBlog.ru


Рекомендуйте IdeaBlog в МойКруг.ру! button

Подпишитесь на новости с помощью RSS

Ambient Sound Investments инвестирует $200,000 в российский стартап LogneX
2008-02-21 01:51 Артур Вельф

Эстонская инвестиционная компания Ambient Sound Investments (ASI), созданная четырьмя бывшими сооснователями Skype, объявила 20 февраля 2008 г. о приобретении 30% акций российского стартапа LogneX в обмен на $200,000 инвестиций. LogneX создал SaaS-приложение для среднего и малого бизнеса MoySklad.ru, позволяющий вести складской учет с помощью этого онлайн-приложения. Как говорится в пресс-релизе ASI, выпущенном по этому поводу, стоимость подписки на услуги MoySklad.ru для клиентов будет составлять $50 в месяц.

Подробнее о SaaS-сервисе MoySklad.ru можно почитать вот в этой заметке на Хабре, где основатели стартапа еще до получения инвестиций представили его публике. С тех пор, по словам основателей стартапа, функционал проект немного поменялся, но принципы остались те же.

История получения инвестиций компанией Jami
2008-06-23 18:50 Jami

Jami - компания, профессионально занимающаяся мобильным Bluetooth маркетингом. Основной составляющей частью проекта является создание и развитие инновационной сети распространения информации, используя устройства, способные рассылать информацию посредством беспроводной технологии передачи данных, Bluetooth. Это рассказ о том, как компания создавалась и как она искала и нашла ангельские инвестиции.

О Компании

Проект Jami создали в 2006 г. студенты РЭА им. Г.В. Плеханова Максим Снигирев, Александр Стратилатов и Лев Пак. Однако все началось немного раньше. Максим, который впоследствии станет генеральным директором компании, более полугода работал над этим проектом с другой командой, которая впоследствии не смогла «тянуть» проект на одном энтузиазме и вкладывать деньги в новую несовершенную технологию. Однажды он рассказал свое видение проекта Александру и Льву, которые живо подключились, увидев в этом проекте большие перспективы. Дальнейшая работа осуществлялась уже этой новой командой. Началась детальная разработка концепции проекта.

Однако очень скоро стало ясно, что совмещать основную работу и работу над проектом оказалось невозможно, перед каждым из инициаторов встал непростой выбор: рисковать, бросать оплачиваемую постоянную работу ради одной лишь идеи, или работать над проектом в свободное время. Решение было единогласно принято в пользу первого варианта.

Первые полгода команда работала в основном над разработкой технологии и тестами. Параллельно велась работа по разработке концепции проекта, составлению бизнес-плана, проведению маркетинговых исследований рынка, пользователей и конкурентов. В этот период была проделана колоссальная работа: разработаны финансовые планы, планы продаж, стратегия развития проекта, на свои деньги разработано собственное программное обеспечение и приобретены первые экспериментальные устройства для рассылки контента посредством Bluetooth - сейчас это собственные аппараты компании, Jamibox.

На этой стадии остро встал вопрос финансирования. Компания не была готова к тому, чтобы предлагать свои услуги клиентам, требовалось приобретение комплектующих для устройств Jamibox, доработка программного обеспечения, регистрация компании в качестве юридического лица и прочие расходы.

Поиск инвесторов

После составления бизнес-плана удалось попасть на встречу к стратегическим инвесторам, которые очень долго и кропотливо изучали проект, постоянно задавая разные вопросы, начиная от сроков развития сети, заканчивая тем, будут ли у компании картины в переговорной или сколько стоят Структурированные Кабельные Системы. Этим людям все понравилось, но брать ответственность и инвестировать в тот момент в совсем молодую команду они отказались. Позже, когда проект еще не привлек финансирование, но уже активно развивался, представители этой компании сказали, что видят большое будущее у проекта. Это придало еще больше сил и уверенности.

Аактивный поиск инвесторов продолжился.

Максим Снигирев, генеральный директор Jami: «Искали мы очень активно и где только могли. Общались со знакомыми, знакомыми знакомых, находили нужных людей, через них получали все новые и новые контакты. Участвовали во всех инвестиционных «тусовках». Выходили на сеть бизнес-ангелов "Частный Капитал", общались со СБАР, Ruvento. В рамках общения с ассоциациями бизнес-ангелов участвовали в нескольких презентационных сессиях, которые проходили в гостиницах, конференц-залах, переговорных».

Поиск инвесторов не ограничивался одной организацией, будь то СБАР или какая-либо иная, компания стремилась познакомиться с как можно большим количеством потенциальных инвесторов, донести информацию о себе на каждом тематическом мероприятии.

Спустя год компания самостоятельно, без помощи каких-либо сторонних организаций находит бизнес-ангела, который осуществляет инвестирование. Это позволило развивать проект дальше, однако объем инвестиций был недостаточен для полноценной реализации стратегии компании. В связи с этим представители Jami продолжили периодически участвовать в различных мероприятиях, которые посещают инвесторы. Также поддерживались связи с теми инвесторами, с которыми компания уже когда-либо общалась. Им рассказывали, что сделано нового, как развивается проект. Сети бизнес-ангелов периодически устраивали Jami новые встречи с людьми, иногда абсолютно разными. Сами представители компании также не сидели без дела.

Максим Снигирев: «На одно из крупнейших венчурных мероприятий, Венчурную Ярмарку в Санкт-Петербурге, я поехал как журналист, чтобы сэкономить $1000 за участие. В компании на тот момент не было бюджета на подобные мероприятия, поэтому приходилось искать всевозможные «обходные» пути, ведь упускать такую возможность пообщаться с новыми серьезными инвесторами было просто нельзя».

СБАР

По опыту общения с подобными организациями, можно сказать лишь одно - не стоит строить иллюзий о том, что после обращения в подобную организацию, все сделают дальше за Вас. Команде, желающей привлечь инвестиции, придется очень много работать самостоятельно.

Процедура работы Jami со СБАР строилась следующим образом: компания отправила заявку на участие и заполненную форму. Вскоре после этого представители СБАР связались с Jami, попросили выслать презентацию. После ознакомления с ней - пригласили на встречу. На встрече была продемонстрирована заранее подготовленная и отрепетированная презентация, по результатам которой было вынесено решение, что наш проект можно выставить на демонстрацию проектов на первом московском венчурном форуме. Представители СБАР дали ряд советов по тому, как переделать презентацию, результат этой правки был чуть позже продемонстрирован им и еще раз согласован. Ну, и потом было само выступление. После него удалось познакомиться с несколькими разными людьми, договориться о встречах и дальнейшем общении. Появились новые знакомства, контакты. Благодаря выступлению удалось впоследствии организовать более 20 встреч с потенциальными инвесторами.

Примерно таким же образом проходило общение и с другими сетями бизнес-ангелов.

Презентации

Несколько слов необходимо сказать о презентации. Это одна из наиболее важных составляющих процесса поиска инвесторов. Она должна быть подготовлена на высочайшем уровне. Это касается всех ее деталей: от визуального сопровождения и текста, рассказываемого докладчиком, до манеры поведения на сцене и одежды презентующего. Она должна быть многократно отрепетирована, выверена до секунд. В ней не должно быть «воды», лишних слов и посторонней информации. Именно от презентации зависит, насколько будет заинтересован потенциальный инвестор, захочет ли он продолжить общение, или тут же забудет о проекте. Впечатление о ряде действительно интересных проектов было напрочь испорчено слабой презентацией.

Примечательно, что у каждого организатора инвесторских мероприятий было свое мнение, как проводить презентации, как делать слайды, как выступать и что говорить. На начальном этапе это достаточно сильно помогло набраться опыта, но потом перерисовывание презентации с перемещением картинок со слайда на слайд стало порядком утомительно. Вообще, о том, как учиться делать презентации - это отдельная тема для статьи, можем об этом потом чуть подробнее рассказать отдельно.

Привлечение инвестиций

На очередном инвесторском мероприятии представителям Jami удалось познакомиться и обменяться визитками с новыми потенциальными инвесторами. Это компания, которая занимается управлением активами и год назад открыла у себя венчурное направление, т.е. venture capitalists, которые заинтересованы в привлечении интересных проектов из разных сфер. После мероприятия один из них попросил посмотреть бизнес-план Jami. Получив его по электронной почте и ознакомившись с ним, он начал задавать много вопросов и начались многочисленные встречи. Параллельно проект двигался вперед на те деньги, которые компания получила у бизнес-ангела.

Переговоры длились достаточно долго - около 7 месяцев. На встречах обсуждались мельчайшие детали проекта. Наконец, было достигнуто соглашение касательно того, как Jami и инвестиционная компания будут работать вместе, и стороны перешли к структурированию сделки.

Максим Снигирев: «Это были долгие переговоры, которые давали нам надежду на удачное завершение сделки. Однако на протяжении всех этих 7 месяцев мы продолжали параллельное общение с другими инвесторами, т.к. никогда не знаешь, где найдешь. В нашем случае мы должны были всегда быть готовы к отказу и иметь запасные варианты».

Автор статьи: Ярослав Куренков, сотрудник компании Jami


Рекомендуйте IdeaBlog в МойКруг.ру! button

Не забудьте подписаться на статьи IdeaBlog с помощью RSS

Напоминаю, что на IdeaBlog.ru есть также и форум.

О представлении идей
2008-07-03 17:29 VRus

Этот текст можно рассматривать как самостоятельный, а можно как продолжение предыдущего моего текста.

Из недавнего на Ideablog:

"Несколько слов необходимо сказать о презентации. Это одна из наиболее важных составляющих процесса поиска инвесторов. Она должна быть подготовлена на высочайшем уровне. Это касается всех ее деталей: от визуального сопровождения и текста, рассказываемого докладчиком, до манеры поведения на сцене и одежды презентующего. Она должна быть многократно отрепетирована, выверена до секунд. В ней не должно быть «воды», лишних слов и посторонней информации. Именно от презентации зависит, насколько будет заинтересован потенциальный инвестор, захочет ли он продолжить общение, или тут же забудет о проекте. Впечатление о ряде действительно интересных проектов было напрочь испорчено слабой презентацией".

Здесь вряд ли есть с чем спорить, но найдется чего дополнить и уточнить. Как отмечал Бьерн Страуструп, лучшие по качеству проекты нередко хуже представлены их создателями. Интересно разобраться, почему. Одна причина видна сразу: яркий ученый (специалист вообще) редко бывает столь же ярким преподавателем (пиарщиком). Чаще это два разных таланта. Потому в команде стартапа имеет смысл разделять эти функции. Но есть и другая причина.

Можно задаться вопросом, что представляет собой идея интернет-стартапа? Такой вопрос вряд ли возник бы в случае узко-специальных проектов (каких, наверное, большинство). Например, где-то попалось упоминание о сервисе, переводящем по запросу тексты в любой аудиоформат. Наверное, в связи с пробками на дорогах и толчеей в метро такая вещь актуальна (и не только по этим причинам). Объяснить суть этой идеи за время движения лифта вполне возможно. Но что вы скажете, если нужно за это же время объяснить суть и актуальность, например, блог-сервисов? Попробуйте сделать это убедительно для гипотетического инвестора даже сейчас, когда ведение сетевых дневников является одним из самых массовых занятий, а анализу причин популярности блогов посвящены целые исследования (например, можно посмотреть ссылки на странице Википедии о блогах). Возможно, "сервисы самопрезентации и общения" подходящее название. Но ведь не просто общение - происходит выстраивание личной социальной сети в пространстве интернет, сети, в которой за масками-никами не действуют многие ограничения и условности традиционной социальной среды. Можно сказать, это идея альтернативной среды для социальной самореализации личности.

Сейчас мне кажется, что наиболее концептуальные вещи изначально не имели столь четкой представлености для инвесторов, как это описано в цитате выше, а нащупывались чуть ли не случайно – какой-нибудь сервис почему-то выстреливал, впоследствии аналитики анализировали почему, делались клоны с вариациями, осваивались идеологически близкие направления.

Например, что считать первичной идеей Википедии – «интернет-энциклопедия» или «user-generated content»? Это две разных идеи и по уровню абстрактности (одна есть конкретизация другой), и по необходимости обоснования каждой в отдельности. Более того, в действительности этих идей не две, а целое множество. Например, традиционная энциклопедия – это удобство поиска + мини-формат текстов + качество и максимальная общность рассмотрения в этом миниформате + связность («гиперссылковость») большинства текстов. Благо всё это не нужно никому объяснять, поскольку энциклопедия - вещь давно известная.

Касательно user-generated тоже есть чего анализировать. Например, оказалось, что интересный, качественный и востребованный контент пишет ничтожный процент юзеров, пожалуй, сравнимый с суммарным количеством профессиональных журналистов интернет-изданий. Получается, это скорей идея «социальных лифтов», альтернативного традиционному пространства социальной самореализации авторов (хотя, например, в Википедии идея авторства напрочь занижена). Что в свою очередь непосредственно связано с вопросами редакторской политики либо идеей пользовательских рейтингов в той или иной форме. Эти вещи становятся понятными впоследствии, когда проекты накапливают большой опыт; заранее же гениально проинтуичить такое возможно, но вряд ли возможно при этом еще и облечь в ясные и четкие словесные формы.

В итоге получается, как если бы вы пристально смотрели на что-нибудь, и эта вещь, вместо того чтобы становиться четче и детальнее, напротив - начала радикально меняться и трансформироваться в что-то другое. В результате вы выходите на какие-нибудь глубинные архетипы, гносеологию, социологию, психологию, эзотерику… (По этому поводу вспомнил свою старую заметку «Информатика и архетипы», которую сейчас поместил в ЖЖ: http://mantease.livejournal.com/7417.html ).

В предыдущем тексте я высказал мысль о желательности некого ресурса, посвященного как общей систематизации интернет-стартапов (ресурсов вообще), так и конкретному перечислению всего имеющегося по каждому из направлений. Теперь думается, что кроме этой информации были б весьма любопытны комментарии авторов этих ресурсов о том, каков был первоначальный замысел, как они преподносили его инвесторам и что получилось в итоге.

Да, но какие выводы из всего этого? Стартапщикам не повод расслабляться - стремление к ясности мысли по-любому благотворно ) Ну и, возможно, прислушаться к советам инвесторов и выделить какую-то одну идею из списка взаимосвязанных, сделав ее центральной, даже если ее доминирование не очевидно. Здесь я пребываю в сомнениях, какая стратегия лучше.. А инвесторам быть более внимательными к тем проектам, которые представлены не вполне внятно - возможно, неясность некоторых из них объясняется их нетривиальностью :) Впрочем, я пожалуй напишу даже отдельный текст "Советы инвесторам" :)

Продолжение следует...

Советы инвесторам
2008-07-06 23:54 VRus

«Восемьдесят процентов поступающих сегодня в inVenture заявок представляют собой те или иные вариации на темы социальных сервисов. Восемьдесят процентов из них не доходят даже до рассмотрения на инвестиционном совете» (источник).

Хотя в цифрах не все так конкретны, но большинство инвесторов говорят, что большинство заявок отклоняются. Очевидный вывод – проблема не только в слабости заявок, но и в недостатке информированности заявителей о том, что именно хотят от них инвесторы. Попытка инвесторов уточнить свои запросы на своем сайте в той или иной мере присутствует, чему примером является продолжение цитаты выше:

«Мы считаем, что сегодня назрела необходимость рассказать о нашем подходе к работе с социальными сервисами: какие из них мы считаем перспективными, по каким критериям их оцениваем, какие способы их проектирования, разработки и продвижения считаем эффективными».

Однако проблема заключается в том, что тема эта слишком обширна, чтобы на отдельном сайте конкретного инвестора (организации) начинать издалека и вводить людей в общую проблематику. Отсюда вывод – имеется нереализованная потребность в неком специализированном информационном ресурсе для стартаперов. Я об этом упоминал уже раньше тут и тут. Мне кажется, имело бы смысл инвесторам (или кому-то) сделать такой общий проект. А на своих сайтах описывать лишь свою специфику, некие уточняющие запросы.

Предположительный результат такого подхода – уменьшение потока неподходящих заявок и снижение нагрузки на их изучение, что даст возможность уделять больше внимания заявкам более-менее подходящим. Последнее особенно актуально в связи со следующим соображением, которое я относительно подробно разбирал в другом тексте, а теперь лишь кратко повторюсь.

Это касается идеи, т.е. самой первичной стадии проекта. Хотя идеи большинства проектов можно сформулировать достаточно кратко, ясно и четко, наиболее интересное в концептуальном смысле содержится в оставшемся меньшинстве и требует к себе повышенного внимания. Задача усложняется тем, что это интересное смешивается с материалами, которые плохо сформулированы просто потому, что авторы не уделили этому аспекту должного внимания.

Третье соображение взято из опыта контакта со специализированными научными журналами (из области физики и прикладной математики). Имеется схожая ситуация – авторы посылают статьи, которые оценивают эксперты, и по результатам решается, принять статью в публикацию или нет. Здесь как раз вариант одной лишь идеи, т.к. построение бизнеса на ее основе не предполагается.

Так вот, известные журналы с хорошей репутацией, как правило, хорошо аргументируют свои решения. По крайней мере стараются это делать даже в случаях относительно новых направлений, где и специалистов для оценки найти трудно. Крутизна такого поведения в случае научных журналов заключается в том, что эта деятельность по оцениванию лежит на рецензентах, чей труд ничем не мотивирован, кроме респекта и уважухи журнальной редакции – им не платят деньги, из-за анонимности они не становятся известными на этом судейском поприще. А работа, между тем, крайне непростая – нужно вникнуть в чужие соображения и, быть может, также и математические выкладки, что, вероятно, не легче, чем одному программисту изрядно вникнуть в код другого программиста. И ответственность велика – кроме решения чужой судьбы, еще и своей репутацией рецензент рискует в случае ошибки.

Если журналы видят смысл поддерживать свой статус ценой таких усилий, то, очевидно, им это в итоге воздается – лучший материал посылают в первую очередь к ним. Потому что, даже если автору отказали, проявленное внимание к его работе значительно смягчает его возможное огорчение и они скорей всего «расстанутся друзьями». Думается, аналогичная стратегия инвесторов приносила бы им стабильные плюсы в репутацию.

У А.Мильнера на Хабре прочел, что в крупных американских компаниях существует должность "евангелист". Мне понравилось название :). Не забудем, однако, и о придворных магах. Коль скоро венчурный инвестор имеет дело с будущим, его интуиция должна быть обостренной. А это уже вчистую экстрасенсорное качество (хотя я недолюбливаю это слово). Но факт остается фактом - наличие хорошего экстрасенса в команде инвестора может облегчить задачу и повысить успешность в отборе лучшего.

Разумеется, сенс не эксперт, но он может быстро подсказать полезное по людям и ситуациям, особенно в случае колебаний экспертов. Этой быстроты не заменить простым психологом, даже хорошим. Потому что психологу нужно видеть человека или знать о нем что-нибудь, а хорошему сенсу все это не обязательно. Проблема лишь, где найти такого хорошего. По-видимому, это определяется везением и судьбой. Однако если не думать в этом направлении, то уж практически точно не найти. А если думать, то мало ли, может и повезет.. В общем, это проблема, да.

Еще одна проблема в том, что крупные руководители и люди с деньгами обычно не терпят в своем подчинении кого-либо более продвинутого, чем они. Не терпят даже во вред делу. Но это уже не с сенсами проблема.


В избранное