Все выпуски  

Новости библиотеки диссертаций


Новости Библиотеки диссертаций

Здравствуйте уважаемые подписчики!

В этом выпуске рассылки:
I. Анонсы новых поступлений в "Библиотеку диссертаций"

II. Научные конференции.

Книги, учебники и пособия по электротехнике


Биология
Ветеринария
Геология
Искусствоведение
История
Культурология
Медицина
Педагогика
Политика
Психология
Сельхоз
Социология
Техника
Физ-мат
Филология
Философия
Химия
Экономика
Юриспруденция

I. Анонсы новых поступлений в "Библиотеку диссертаций"

Быков Андрей Вячеславович. Альтруизм в социологической теории: интегративный подход

Специальность 22.00.01 – теория, методология и история социологии.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук.

Содержание диссертации
Альтруизм в социологической теории: интегративный подход

Введение

Глава 1. Понятие «альтруизм» в социологии: от классических концепций к практическому забвению
1.1. Альтруизм до «альтруизма»: Аристотель, Д. Юм, А. Смит
1.2. Понятие альтруизма в классической социологии: Спенсер, Дюркгейм, Зиммель
1.3. После классиков: почему проблематика альтруизма исчезла из социологии?
1.4. Выводы

Глава 2. Основные модели объяснения и методологические подходы к изучению альтруизма в социальных науках
2.1. Родственный альтруизм
2.2. Реципрокный альтруизм
2.3. Проблема «истинного» альтруизма
2.4. Выводы

Глава 3. Интегративный подход к изучению альтруизма: «новая» социология морали
3.1. «Новая» социология морали и перспективы исследования социальных норм, связанных с альтруизмом
3.2. Когнитивная социальная наука о морали и когнитивная теория аксиологических чувств Р. Будона
3.3. Интегративный социологический подход к изучению альтруизма: альтруизм как моральная норма
3.4. Исследование факторов, определяющих нормативные оценки необходимости совершения альтруистических действий
     3.4.1. Метод
          3.4.1.1. Экспериментальные факторы и гипотезы
          3.4.1.2. Участники и процедура
     3.4.2. Результаты
     3.4.3. Обсуждение
     3.4.4. Ограничения и возможные направления дальнейших исследований
     3.5.5. Заключение
3.5. Выводы

Заключение
Литература
Приложение

Актуальность темы исследования

Термин «альтруизм», введенный основоположником социологии Огюстом Контом [Comte, 1875], быстро занял важное место в системе понятий целого ряда классических социологических концепций, поскольку он как нельзя лучше отражал фундаментальную направленность этой новой для второй половины XIX столетия науки на изучение просоциального поведения и связанных с ним социальных представлений. Тем не менее, по мере развития социологии и трансформации социологической теории, проблема изучения альтруистического поведения (а также других проявлений человеческой морали) и создания соответствующих моделей объяснения в значительной степени исчезла из социологической повестки дня [Hitlin, Vaisey, 2013].

С другой стороны, концепции альтруистического поведения активно разрабатывались в смежных с социологией социальных и поведенческих дисциплинах – в первую очередь, биологии, антропологии, психологии и экономике. Помимо собственных моделей объяснения альтруизма, эти дисциплины породили массу эмпирических исследований, опирающихся, в первую очередь, на экспериментальную методологию. В настоящее время именно биология, психология и когнитивная наука занимают доминирующие позиции в сфере научного изучения морали и альтруизма [Hitlin, Vaisey, 2010].

Подобное положение дел находится в явном противоречии с историческим определением социологии как науки о «моральных фактах» [Дюркгейм, 2002; Durkheim, 1973; Levine, 1995], науки, рассматривающей социальный порядок как «моральный порядок» [Rawls, 2010]. Предпринимаемые сегодня рядом исследователей усилия к «воскрешению» социологии морали в качестве полноправной области социологических исследований говорят о возрастающем внимании социологов к этой незаслуженно забытой сфере; в этой связи одной из ключевых проблем становится необходимость переосмысления альтруизма в качестве понятия социологической теории и предмета эмпирических социологических исследований. Альтруизм представляет собой фундаментальную форму просоциального поведения человека и является ключевым элементом социальной солидарности в современных обществах, что диктует необходимость его социологического изучения.

Поскольку тематика альтруизма и альтруистического поведения в течение десятилетий в целом не находила должного освещения в социологии, необходимым условием выработки нового социологического подхода к изучению альтруизма является систематизация имеющихся в социальных и поведенческих науках моделей объяснения альтруистического поведения, а также методов его эмпирического изучения. Анализ теоретико-методологических подходов к изучению альтруизма в «смежных» с социологией дисциплинах, подчеркивается в диссертации обеспечивает предложить интегративный социологический подход к изучению этого явления, который, с одной стороны, учитывает достижения имеющихся моделей объяснения альтруистического поведения, а с другой – позволяет социологии обрести свое место в изучении тех сторон феномена альтруистического поведения, которые обычно упускаются из виду в социальных и поведенческих науках.

Целью диссертационного исследования является разработка интегративного социологического теоретико-методологического подхода к изучению альтруизма, основанного на исследовании нормативных социальных представлений об альтруистическом поведении.

Для достижения указанной цели решаются следующие исследовательские задачи:

1. Анализ теоретических истоков понятия «альтруизм» и принципов объяснения альтруистического поведения в классических социологических концепциях на примере работ Г. Спенсера, Э. Дюркгейма и Г. Зиммеля.

2. Историко-теоретическая реконструкция и критический анализ концепций альтруизма в контексте классической социологической традиции, а также историко- социологический анализ причин последующего общего снижения интереса социологов к понятию «альтруизм» и объяснению альтруистического поведения.

3. Систематизация основных моделей объяснения и методов изучения альтруизма в современных социальных и поведенческих науках на основе анализа теоретических и эмпирических исследований факторов, определяющих альтруистическое поведение.

4. Разработка интегративного социологического подхода к изучению нормативных составляющих альтруистического поведения.

5. Демонстрация возможностей и ограничений предлагаемого подхода при помощи эмпирического исследования факторов, определяющих нормативные оценки социальными акторами необходимости осуществления альтруистических действий в повседневных ситуациях.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

1. Впервые проведен сравнительный анализ концепций альтруизма в работах трех крупнейших представителей классической социологической традиции – Г. Спенсера, Э. Дюркгейма и Г. Зиммеля.

2. Впервые в отечественной социологической литературе показано, что в XX веке проблематика альтруизма и альтруистического поведения в целом перестала эксплицитно разрабатываться в социологической теории.

3. Впервые в отечественной социологической литературе проведена экспликация основных моделей объяснения альтруизма в социальных и поведенческих науках на основе различения трех «типов» альтруизма – родственного, реципрокного и «истинного» – и систематический анализ основных методологических подходов к изучению альтруистического поведения в социальных и поведенческих науках.

4. Предложен оригинальный когнитивно-социологический подход к изучению нормативных суждений о необходимости/желательности осуществления альтруистического поведения в специфических контекстах социального взаимодействия.

5. Возможности и ограничения предложенного подхода продемонстрированы при помощи экспериментального исследования факторов, определяющих нормативные суждения об альтруистическом поведении в контексте ежедневного взаимодействия.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Понятие «альтруизм» играло важную роль в классических социологических концепциях Г. Спенсера, Э. Дюркгейма и Г. Зиммеля, поскольку его использование позволяло акцентировать внимание на просоциальных аспектах поведения человека. В то время как Спенсер предлагал эволюционное объяснение альтруизма, связывая подобное поведение с индивидуальной выгодой альтруиста, Дюркгейм и Зиммель видели в альтруизме поведение, направленное на благо группы как надындивидуального целого.

2. Развитие социологической теории в XX веке – создание структурно-функциональной теории Т. Парсонса и, в особенности, ее последующая критика (в первую очередь за чрезмерное внимание к нормативности социального действия), – привело к тому, что социологи практически перестали использовать понятие «альтруизм» в своих теориях и не предлагали эксплицитных объяснительных моделей подобного поведения. Являющаяся в этом смысле исключением концепция «креативного альтруизма» П. Сорокина в значительной степени носит этико-нормативный, а не объяснительный характер, и поэтому не может рассматриваться как прямой вклад в построение научных моделей объяснения альтруизма.

3. Анализ основных моделей объяснения альтруизма в социальных и поведенческих науках позволяет выделить три «типа» альтруизма, соответствующие моделям его объяснения, каждая из которых описывает специфические механизмы поддержания альтруистического поведения:

a) Родственный альтруизм. Альтруистическое поведение объясняется наличием у донора и реципиента общих генов, которые получают эволюционную выгоду от альтруистических действий в результате увеличения шансов на репродукцию.

b) Реципрокный альтруизм. Альтруистическое поведение ориентировано на ответные альтруистические действия реципиента в будущем (или представляет собой ответ на подобные действия в прошлом) и, по сути, является взаимовыгодным обменом помощью (в том числе благами и услугами) между двумя и более индивидами.

c) «Истинный» альтруизм. Альтруистическое поведение не основано на непосредственной внешней выгоде для донора. Предлагаемые объяснения подобного поведения достаточно разнообразны и, как правило, включают в себя отсылки к специфической мотивации, определенным психологическим качествам или аффективным состояниям, специфике социальной ситуации, наличию неявной (непрямой или обобщенной) реципрокности и необходимости следования интериоризированным социальным нормам.

4. Интегративный социологический подход к изучению альтруизма как многомерного явления предполагает взаимодействие известных механизмов поддержания альтруистического поведения в современных обществах и основывается на использовании соответствующих моделей объяснения. Данный подход фокусируется на изучении обыденных нормативных представлений о необходимости совершения альтруистических действий в специфических ситуациях, а также на исследовании связи подобных представлений с альтруистическим поведением. С методологической точки зрения, данный подход предполагает экспериментальное изучение факторов, определяющих воспринимаемую необходимость альтруизма, при помощи фиксации выносимых испытуемыми с внешней позиции «арбитра» суждений о ситуациях социального взаимодействия, описанных в сценариях-виньетках.

5. Предлагаемый интегративный подход продемонстрировал свою применимость в эмпирическом исследовании влияния трех основных механизмов альтруистического поведения («типов» альтруизма) на нормативные суждения о необходимости/желательности совершения альтруистических действий в контексте ежедневного взаимодействия.

Бойко Анна Константиновна. Модели реализации оценки в диалогической коммуникации (на материале современного английского языка)

Специальность 10.02.19 – теория языка.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук.

Содержание диссертации

Введение

Глава 1. Прагматическая и когнитивная парадигмы исследования аксиологической активности собеседников в диалогической речи
1.1. Оценка как параметр диалогической коммуникации
1.2. Проблемы изучения оценочной деятельности собеседников в прагматическом аспекте
1.3. Проблемы изучения оценочной деятельности собеседников в когнитивном аспекте
Выводы по первой главе

Глава 2. Прагматические и когнитивные аспекты оценочной речевой деятельности говорящей личности в диалоге
2.1. Модели реализации оценки объективных ситуаций и событий в унисонном диалогическом общении
     2.1.1. Ретроспективная модель
     2.1.2. Эксплицитная модель
     2.1.3. Прогнозирующая модель
     2.1.4. Интегративная модель объекта оценки
2.2. Конструирование гипотетической ситуации как модель оценки в унисонном диалогическом общении
2.3. Модели реализации оценки неодобрения в диссонансном диалогическом общении
2.4. Модели реализации оценки в процессе языковой игры
2.5. Модели порождения метафорической оценки в процессе концептуальной интеграции
Выводы по второй главе

Заключение
Список использованной литературы
Список сокращений и использованных художественных источников

Цель диссертационной работы заключается в выявлении прагматической и когнитивной предопределенности оценочного компонента как первоочередного стимула развития диалогического общения вне зависимости от глобальной темы текущего коммуникативного процесса.

Заявленная в диссертационной работе цель предполагает решение следующих задач:

1) выявить типологию моделей ретроспективной и прогнозирующей оценки объективных ситуаций и событий в унисонном диалогическом общении;

2) определить основные этапы развития модели гипотетического суждения в унисонном диалогическом общении;

3) описать основные модели языковой игры, реализующие аффективную оценку в унисонной диалогической коммуникации;

4) исследовать модель концептуальной интеграции, порождающую оценочный комический эффект в унисонном диалогическом общении;

5) проанализировать прагматическую специфику формирования модели неявного выражения оценки в диссонансном диалогическом общении.

Научная новизна исследования заключается в следующих аспектах.

Во-первых, непринужденная диалогическая коммуникация представлена как динамическая структура эмоционального опыта собеседников, предполагающая прогнозтрующую и ретроспективную оценку обсуждаемых ситуаций, фактов из частной жизни, объективных событий и объектов, задействованных в этих событиях. Это, в свою очередь, способствовало определению «коммуникативной поверхности» непринужденного общения с опорой на внутренние психологические процессы, которые предопределяют органическую взаимосвязь интенций и когниций, актуализирующихся в фоновых знаниях собеседников, и оценки, инициируемые собеседниками в текущий момент общения.

Во-вторых, доказано, что в рамках конкретной диалогической ситуации собеседниками при необходимости задействуются разнообразные языковые модели, в функционировании которых наблюдается некоторое сходство способов выражения аксиологических намерений, ожиданий. Относительная (контекстуальная) инвариантность указанных моделей предопределяет взаимопонимание коммуникативной направленности отдельного диалогического действия, способствует актуализации фокуса текущей интеракции, иллокутивного и ценностного стержня, ориентируясь на который собеседники выстраивают свои индивидуальные позиции.

В-третьих, продемонстрировано, что феномен непринужденного диалогического общения вследствие актуализации оценочного компонента предстает линейно разворачивающимся коммуникативным событием, где сбалансировано соотношение объективного плана обсуждаемых ситуаций и субъективного плана интерпретации этих ситуаций собеседниками. Модели реализации позитивной/негативной оценки реализуются как на уровне отдельной диалогической реплики, так и в комплексе стимулирующей и реагирующей реплик собеседников. Это дало возможность уточнить диапазон возможных функций оценки в непринужденном общении, в частности выделить такую ее функциональную нагрузку, как стилистически маркированное отражение гипотетического представления объективных ситуаций с целью порождения комического эффекта.

В-четвертых, выявлено, как в процессе достижения предварительно поставленной неречевой цели собеседники, прибегая к частотным моделям реализации оценки, регулируют – в зависимости от контекста общения – интенсивность проявления эмоционального компонента взаимодействия, т.е. усиливают или ослабляют его действие. Это дало возможность осуществить измерение прагматического «веса» речевых средств выражения оценки неодобрения в рамках диссонансного диалога, проследить динамику движения оценки неодобрения в данном типе диалога с учетом прагматического «веса» речевых средств реализации этой оценки.

В-пятых, исследованы взаимоотношения между метафорой и комическим эффектом в целях понимания тех когнитивных процессов, которые актуализируются при реализации оценочных смыслов в диалогическом общении. С учетом структурного сходства метафорических номинаций и языковых единиц с комическим эффектом сделана попытка ответить на вопрос: в каком случае метафора становится шуткой, т.е. производит комический эффект в рамках непринужденного общения.

Результаты диссертационного исследования позволяют сформулировать выносимые на защиту положения:

1. В процессе реализации оценки объективных ситуаций и событий в унисонном диалогическом общении собеседники прибегают к следующим моделям:

– ретроспективная модель: оценочный предикат вводит оценку ситуации, предварительно актуализированную в диалоге. Оцениваемая ситуация может быть представлена эксплицитно или непосредственно «размыта» в предшествующем ходе диалога; оценочный предикат употребляется после актуализации оцениваемой ситуации;

– эксплицитная модель: оценочный предикат актуализируется в контексте, при котором обнаруживается отсутствие реакции собеседника (или его замедленная реакция) на оцениваемую ситуацию, и инициатор общения эксплицитно формулирует данную ситуацию в следующей диалогической реплике. Оцениваемая ситуация вводится непосредственно после оценочного предиката, хотя данный предикат ретроспективно ориентирован на моделирование ситуации;

– прогнозирующая модель: оценочный предикат с компонентами it или that актуализируется до формулирования оцениваемой ситуации и задействуется говорящим собеседником как средство введения данной ситуации. Оценочный предикат вводит прогнозирующую оценку, что предполагает моделирование оцениваемой ситуации в последующем ходе спонтанного диалога.

2. Гипотетические суждения с комическим эффектом реализуются на стыке виртуального нарратива и шутки, активизируя воображение собеседников. Воображаемый, виртуальный мир проявляет гибкую тенденцию к выявлению основных этапов своего конструирования. Модель подобных суждений предполагает последовательную реализацию следующих этапов:
– инициация гипотетического суждения;
– поддержка и признание гипотетического суждения со стороны собеседника;
– блокирование гипотетического суждения и высказываний, расширяющих его.

Реализация выделенных этапов поддерживается участниками унисонного диалогического общения на всем протяжении вероятностновымышленного континуума взаимодействия. Прагматической целью данной стабилизации предстает взаимное оказание речевого воздействия на сферу эмоций и воображения.

3. При аффективном выражении оценки в процессе языковой игры собеседники прибегают к таким модификациям, как трансформация идиоматических выражений, обыгрывание метафорических, метонимических, гиперболических номинаций, морфологическое преобразование словоформ. В результате инициации данных моделей появляются окказионализмы, значение которых без труда выводится из контекста текущего общения. При этом собеседники совместно моделируют игровой дискурс с целью создания совместного оценочного видения объективной действительности, усиления неформального характера речевого взаимодействия.

4. В процессе реализации модели концептуальной интеграции пересечение границ вводных пространств становится очевидным для собеседников, но именно реализация пересечения пространств и возникающее между этими пространствами напряжение вызывают комический эффект. Этот эффект, в свою очередь, базируется на смещении внимания собеседников от одного фрейма к другому в процессе переработки диалогического текста. Явление дуальности также предстает важным для оценочной метафоры. Это явление предполагает «смешение» границ вводных пространств. Чем более конвенциональной предстает оценочная метафора, тем менее участники общения осознают напряжение между границами вводных пространств, производящих метафору.

5. В процессе разрешения некоторой неречевой проблемы через спонтанный диссонансный диалог модель неявного выражения оценки в зависимости от контекста способствует повышению/понижению эмоциональной составляющей взаимодействия собеседников, т.е. базируется на отношениях градуирования иллокуции неодобрения на уровне реагирующей реплики. В процессе актуализации данной модели наблюдается контрастность речевых средств воздействия: реагирующий собеседник – в целях сглаживания конфликта – моделирует коммуникативный противовес, задействует речевые средства с меньшим прагматическим «весом».

Практическая ценность диссертационного исследования заключается прежде всего в том, что основные результаты и собранный фактический материал могут быть в дальнейшем использованы в процессе системного изучения аксиологической активности собеседников в разнообразных типах диалогического дискурса; в прагмалингвистике – для проведения исследований по проблемам изучения оценочного смысла языковых выражений, которые задействуются в стратегической деятельности диалогической личности; в практике преподавания теоретического курса общей грамматики, стилистики, а также интерпретации диалогической коммуникации с опорой на современные направления исследования языковой материи.

Найданова Софья Минжировна. Буддийские основания тибетской медицины

Специальность 09.00.14 – философия религии и религиоведение.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук.

Содержание диссертации

Введение

Глава I. Буддизм как интегральная детерминанта формирования традиции тибетской медицины
1.1. Место и роль добуддийских факторов в становлении тибетской медицинской традиции
1.2. Фактор буддийской цивилизации и обоснование единства буддизма и медицинских знаний в Тибете

Глава II. Буддизм в основаниях тибетской медицины как системы традиционного знания
2.1. Буддийская философия, этика махаяны как фундамент тибетской медицины
2.2. Концепция человека в тибетской медицине и «тонкая» анатомия в их содержательной детерминации со стороны буддийской тантры

Глава III. Буддийские духовные практики и социальные аспекты тибетской медицины
3.1 Буддизм и духовные практики тибетской медицины
3.2.«Социальные факторы развития «духовной медицины» и значение тибетской медицины для интегральной стратегии оздоровления общества»

Заключение
Источники
Список литературы
Приложение 1. Интервью с доктором Нидой Ченагцанг от 01.2012
Приложение 2. Интервью с доктором Нида Ченагцангом от 07.2013

Целью диссертационной работы является обоснование концептуального утверждения о том, что базовые философские доктрины и религиозные практики буддизма, махаянская этика имели детерминирующее значение для развития тибетской медицины, и анализ специфики влияния буддизма на формирование теоретической системы и практики тибетской медицины.

Исходя из поставленной цели, мы определили следующие задачи исследования:

1) На основе исторических данных и результатов историографических исследований выявить характер и степень влияния добуддийских и буддийских традиций в становлении тибетской медицины;

2) Раскрыть закономерности в процессах детерминации буддийской философии как мировоззренческого, этического, теоретико-методологического фундамента тибетской медицины;

3) Определить особенности концепции человека в тибетской медицине и «тонкой анатомии» человека в их обусловленности со стороны буддийской философии и тантры;

4) Описать основные духовные практики в тибетской медицине, проанализировать их связь с буддизмом и их социальную значимость;

5) Раскрыть значение буддийского подхода тибетской медицины к формированию интегральной стратегии здорового образа жизни и профилактики заболеваний.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в комплексном исследовании характера влияния буддийского учения на теоретические и практические положения тибетской медицины, философском анализе буддийских оснований тибетской медицины как традиции знания, духовности и практики, в результате чего:

1) На основе анализа исторических данных и результатов историографических исследований тибетского буддизма и тибетской медицины установлено, что формирование теории, духовности и медицинской практики тибетской системы врачевания происходило под влиянием добуддийской религии Тибета – бон и при длительном взаимодействии с медицинскими традициями сопредельных стран, но они не имели определяющего влияния при формировании классической системы тибетской медицины.

2) Раскрыто фундаментальное значение базовых философских доктрин буддизма – учения о Четырех Благородных Истинах, доктрины зависимого возникновения, теории бессамостности (пустоты) для тибетской медицины в качестве ее мировоззренческой и теоретико-методологической основы (общей Дхармы исцеления); установлено, что махаянская этика и медитативные практики Ламрима и ваджраяны являются религиозно-нравственным фундаментом тибетской медицины, на котором развиваются ее этиологические теории, холистический подход и лечебная практика.

3) Определены обусловленные буддийской философией особенности концепции человека в тибетской медицине. Обосновано, что тибетская медицина, будучи основанной на представлениях «ваджрной анатомии» буддийских тантр, акцентирует внимание на связи «тонкого» строения человека с сознанием и на активной роли ментального и энергетического факторов в методах исцеления; теория «великих элементов» в тибетской медицине получает буддийскую интерпретацию, более глубокую, чем в других традициях.

4) Выявлены и описаны основные духовные практики тибетской медицины, происходящие из буддизма, которые определяют способы лечения как психических, так и физических заболеваний, а также применяются в целях духовного развития врача и его лечебных способностей; проанализирована их социальная значимость.

5) Раскрыто значение буддийского подхода тибетской медицины к решению проблем здоровья и болезни. Определено, что основанный на буддийской философии и традиционных знаниях подход тибетской медицины к проблеме здоровья и болезни учитывает помимо физических и ментальных широкий спектр социальных причин и условий современных заболеваний и располагает знаниями и методами, которые могут послужить эффективным дополнением для формирования интегральной стратегии развития здорового образа жизни и профилактики заболеваний.

Практическая значимость работы. Материалы диссертационного исследования могут быть применены для изучения тибетского буддизма, истории культуры Тибета, тибетской медицины, взаимодействия науки и буддизма, а также для дальнейших научных изысканий по данной теме. Они могут быть использованы в преподавании учебных курсов религии Тибета и Китая, истории науки и культуры, а также при подготовке учебных пособий, разработке лекционных курсов востоковедных специальностей, высшей школы по религиоведению, культурологии, истории и философии буддизма, спецкурсов по философии медицины и по тибетской медицине. Отдельные материалы исследования также могут найти свое применение в практике медицинских учреждений, оздоровительных центров и организаций духовного и физического оздоровления людей.

Основные положения, выносимые на защиту:

1) Со времени цивилизационного выбора Тибета, сделанного во времена царя Тисрон Децена в пользу традиции ученых древнеиндийского университета Наланды, решающее влияние на становление тибетской медицины в ее классической форме имел индо-буддийский фактор, хотя исторически она испытала определенное влияние добуддийской религии бон и вобрала в себя плоды межкультурного взаимодействия и синтеза медицинских традиций соседних стран и регионов. Классическая система тибетской медицины сформировалась как часть более общего процесса становления буддийской цивилизации в классический период истории Тибета, когда сложилось неразрывное единство буддизма и тибетской медицины.

2) Анализ содержания монастырских программ буддийского и медицинского образования обнаруживает их базовую идентичность. Поэтому было бы некорректно, в целях выявления характера влияния буддизма на медицинскую теорию и практику тибетцев, ставить задачу идентификации того, что в тибетской медицине «взято из буддизма», поскольку буддизм, его философские доктрины, тайные учения тантр и этика бодхисатв и есть мировоззренческий, теоретико-методологический и духовный фундамент тибетской медицины. Благодаря философии, махаянской духовности (бодхичитта и практика бодхисатв) и принципам ваджраяны тибетская медицина получила систематическое завершение. Исторические и теоретические медицинские трактаты имеют классическую буддийскую форму представления. Буддизм послужил фундаментом здания тибетской медицины, на базе которой развиваются ее этиологические теории, холистические подходы и разноуровневые методы адаптивного лечения.

3) Концепция человека в тибетской медицине основана на буддийской философии бессамостности (пустоты) в ее версии индо-тибетской махаяны, а «тонкая анатомия» основана на буддийских тантрах – ваджраянской части махаяны. Это обусловливает глубокую специфику данной системы медицинского знания и практики: в них делается акцент на связи «тонкого» строения человека с сознанием и на активной роли ментального и энергетического факторов в функционировании трехуровневой структуры человека. Используемая в тибетской медицине в контексте буддийской тантры теория «великих элементов» получает более глубокий смысл, чем в других традициях, где эта теория также известна.

4) Тибетская медицина интегрировала в себя духовно-практические элементы буддизма как религии и этики. Базовые практики буддизма – очищение тела, речи и ума, накопление заслуг, порождение бодхичитты, постижение бессамостности, а также тантрические визуализации и декламации, йогические упражнения, мантр и ритуалы - послужили не только основой врачевания в тибетской медицине, но и конкретными методами исцеления. Кроме того, такие специфические медицинские тантрические практики, как Юток Ньинтик и Будды Медицины, используются для духовного развития врача и его целительских способностей. Духовные практики тибетской медицины в аспекте их базовых нравственных ценностей и психотехник (методов развития ментальных качеств) приобретают в современном мире большую значимость.

5) Благодаря детально разработанной концепции реальности, сознания и человека тибетская медицина предлагает философски и теоретически обоснованную этиологию распространенных болезней, в том числе тех современных заболеваний, ответственность за которые ложится во многом на социальные факторы современности и духовное состояние общества. Теория и практика тибетской медицины учитывает помимо физических и ментальных широкий спектр духовных и социальных факторов заболеваний и располагает традиционными знаниями и методами, позволяющими с ними эффективно бороться. Это делает буддийский подход и ресурсы тибетской медицины востребованными в современном мире, в частности для формирования интегральной стратегии развития здорового образа жизни и профилактики болезней.

II. Объявления о научных конференциях на сайте Научные конференции

X Международная научно-практическая конференция "Государство и бизнес. Современные проблемы экономики". Срок представления докладов до 10 апреля 2018 г. Конференция состоится 25-27 апреля 2018 года в Санкт-Петербурге.

5-я Международная научно-практическая конференция "Проблемы и тенденции развития социокультурного пространства России: история и современность". Желающих принять участие в конференции просим направить материалы в срок до 10 апреля 2018 г. Состоится 20–21 апреля 2018 года на базе Брянского государственного инженерно-технологического университета.

VII Международная конференция "Евразия в кайнозое. Стратиграфия, палеоэкология, культуры". До 10 апреля 2018 г. участники направляют заявки-анкеты и тезисы доклада. Планируемое место и время проведения: п. Листвянка (оз. Байкал), 14–17 мая 2018 г.

Всероссийская научно-практическая конференция студентов, магистрантов и молодых ученых "Социальные риски и проблемы обеспечения социальной безопасности в современном обществе". Сроки предоставления заявок и материалов для публикации – до 10 апреля 2018 года включительно. Конференция состоится 19 апреля 2018 года на базе Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова.

Международная конференция "Рационализм и мистика в еврейской философии. Источники и контексты". Дедлайн для заявок на участие в конференции: 10 апреля 2018 г. Время и место проведения конференции: 29 - 31 мая 2018 г., Санкт-Петербург.

VI Международная научно-практическая конференция "Модернизация культуры: судьба ценностей в современном мире". Для участия в конференции необходимо до 10 апреля 2018 года выслать заявку и предлагаемые к публикации материалы. Проводит 26–27 апреля 2018 года Самарский государственный институт культуры.

V Всероссийская научно-практическая конференция студентов "Студенческая наука, искусство, творчество: от идеи к результату". Статьи необходимо представить до 10 апреля 2018 г. Конференцию проводит 6 апреля 2018 года Краснодарский государственный институт культуры.

V Всеукраинская научно-практическая конференция с международным участием "Развитие основных направлений социогуманитарных наук: проблемы и перспективы". Для участия в конференции необходимо подать заявку, тезисы доклада или статьи до 10 апреля 2018 г. Проводит 18 – 19 апреля 2018 года Днепровский государственный технический университет.

Всероссийская научно-практическая конференция "Актуальные проблемы культуры речи". Заявки на участие в конференции и материалы выступлений принимаются до 10 апреля 2018 г. Конференцию будет проводить 27 апреля 2018 года кафедра культуры речи и риторики Московского государственного областного университета.

Международная очная научно-практическая конференция "Человек в условиях социальных изменений". Материалы для участия в конференции принимаются по 10 апреля 2018 г. Состоится 25 апреля 2018 года в Уфе на базе Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.

I Всероссийская заочная научно-практическая конференция "Актуальные проблемы финансового и административного права". Желающие принять участие в работе конференции должны направить материалы в срок не позднее 11 апреля 2018 г. Проводит 16 апреля 2018 года в Уфе Институт права Башкирского государственного университета.

Международная научно-практическая конференция "Фундаментальные и прикладные научные исследования: перспективные направления". Последний срок подачи материалов для участия - 11 апреля 2018 г. Публикация в РИНЦ

VII Всероссийская научно-практическая конференция "Традиции и инновации в образовательном пространстве России". Для участия в конференции необходимо зарегистрироваться на сайте конференции и/или отправить статью в срок до 13 апреля 2018 г. Состоится 21 апреля 2018 года на базе Нижневартовского государственного университета.

Международная очно-заочная научно-практическая конференция "Проблемы изучения и преподавания русского языка в Российской Федерации и за рубежом". Чтобы принять участие в конференции необходимо направить заявку и текст доклада до 15 апреля 2018 г. Конференция пройдет 14-16 мая 2018 года в Стерлитамакском филиале Башкирского государственного университета.

XI Международная научно-практическая конференция "Россия – Китай: история и культура". Участникам для публикации и подготовки сборника конференции необходимо предоставить материалы в срок до 15 апреля 2018 г. Конференция будет проходить 18-20 октября 2018 года на базе Казанского (Приволжского) федерального университета.

Международная научно-практическая конференция "Мир Востока и Мир Запада: проблемы и перспективы". Заявки, статьи и сообщения принимаются до 15 апреля 2018 г. Состоится 26 апреля 2018 года на базе Уфимского государственного нефтяного технического университета.

Научно-практическая конференция "Новые городские медиа в медиаландшафте России". Для участия в работе конференции просим до 15 апреля 2018 г. выслать заявку с персональными данными, темой доклада и краткой аннотацией. Конференцию проводит 1-3 июня 2018 года кафедра журналистики и массовых коммуникаций Пермского государственного национального исследовательского университета.

Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых "Современные технологии принятия решений в цифровой экономике". Подача предварительной заявки - до 15 апреля 2018 г. Конференция пройдет 15-17 ноября 2018 года в г. Юрга.

Всероссийская научно-практическая конференция "Управление качеством в образовании и промышленности". Материалы (заявка, статья, тезисы) для участия в конференции принимаются до 16 апреля 2018 г. (включительно). Будет проходить 17 – 18 мая 2018 г. на базе Политехнического института ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет».

Международная заочная научно-практическая конференция "Огнезащита и тушение твердых горючих материалов". Материалы докладов необходимо подать до 18 апреля 2018 г. Конференцию проводит 18 мая 2018 года Университет гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

IX Международная научно-практическая конференция "Организационная психология: люди и риски". Заявки на участие принимаются до 19 апреля 2018 г. Конференция пройдет 26 – 27 апреля 2018 года на базе Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского.

Всероссийская научная конференция с международным участием "Актуальные проблемы диалектологии языков народов России". Для участия в конференции необходимо до 20 апреля 2018 г. выслать заявку и текст статьи. Конференция состоится 24-26 мая 2018 года в Уфе в Институте истории, языка и литературы УФИЦ РАН.

Всероссийская научно-практическая конференция "XIII Чтения, посвященные памяти Р. Л. Яворского". Материалы для участия в чтениях необходимо направить до 20 апреля 2018 г. Проводит 27 апреля 2018 года историко-филологический факультет НФИ КемГУ и Новокузнецкое отделение Российского общества интеллектуальной истории.

VIII Всероссийская научно-практическая конференция "Опыт реализации Федерального государственного образовательного стандарта в образовательных учреждениях". Заявку на участие необходимо представить до 20 апреля 2018 г. Конференцию проводит 27 апреля 2018 года Технологический факультет Сибайского института (филиала) Башкирского государственного университета.

Вторая международная заочная научно-практическая конференция "Актуальные вопросы педагогики, психологии и социальной работы". Заявки на участие и статьи принимаются до 20 апреля 2018 г. Состоится 30 апреля 2018 года и пройдет в дистанционном формате.

Международная заочная научно-практическая конференция "Актуальные проблемы биологии и экологии". Заявки на участие и материалы направлять в адрес Оргкомитета до 20 апреля 2018 г. Конференция будет проходить 23 апреля 2018 года на базе Чеченского государственного педагогического университета.

Международная научно-практическая конференция студентов, магистрантов и аспирантов "Актуальные проблемы современной филологии и журналистики". Заявки и материалы для публикации будут приниматься по 20 апреля 2018 г. Состоится 26 апреля 2018 года на базе кафедры журналистики факультета башкирской филологии и журналистики БашГУ в г. Уфе.

Международная (дистанционная) научная олимпиада по психологии. Чтобы принять участие в олимпиаде, необходимо прислать заявку до 20 апреля 2018 г. включительно. Олимпиаду проводит 20-24 апреля 2018 года факультет психологии Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.

II Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция "Современные тенденции развития теории и методики физической культуры, спорта и туризма". Заявку на участие в работе конференции и материалы докладов необходимо выслать до 21 апреля 2018 г. Пройдет 17-18 мая 2018 года на базе Московской государственной академии физической культуры.

VII Международная научно-практическая конференция "Информационные и коммуникационные технологии в образовании и науке". Прием материалов для участия в конференции осуществляется до 22 апреля 2018 г. Конференцию проводит с 23 по 27 апреля 2018 года Бирский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет».

XLII Лавровские чтения "Кавказ и Центральная Азия: этнография, антропология, фольклористика". Срок подачи заявок — до 22 апреля 2018 г. Будут проходить 21—23 мая 2018 года в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Санкт-Петербург).

Всероссийская научно-практическая конференция на основе интернет-форума "Современная наука: вопросы теории и практики". Для участия в конференции необходимо в срок до 22 апреля 2018 года направить заявку на участие и материалы для опубликования. Будет проводить 25 апреля 2018 года АНО ВО «Межрегиональный открытый социальный институт».

LIX Международная (заочная) научно-практическая конференция гуманитарных и общественных наук "Культурологическое знание как основной компонент развития современной науки". Материалы для участия необходимо отправить до 23 апреля 2018 года (включительно). Конференция проводится 24 апреля 2018 года Обществом Науки и Творчества.

V Международная научно-техническая конференция "Актуальные проблемы освоения биологических ресурсов Мирового океана". Для участия в конференции необходимо представить материалы до 23 апреля 2018 г. Конференция будет проходить 22-24 мая 2018 года в г. Владивосток в ФГБОУ ВО «Дальрыбвтуз».

III Региональная научно-практическая конференция "Рыбохозяйственный комплекс Крыма: проблемы и решения". Чтобы принять участие в конференции необходимо прислать материалы до 23 апреля 2018 г. (включительно). Конференция проводится 23 апреля 2018 года на базе ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет» (г. Керчь).

II Междисциплинарная Всероссийская научно-практическая конференция "Развитие методологии современной экономической науки и менеджмента". Заявки на участие, тезисы докладов или статьи должны быть отправлены до 23 апреля 2018 г. Пройдет 7-8 мая 2018 года в Севастопольском филиале ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова».

XV Международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых учёных "Шаг в будущее: теоретические и прикладные исследования современной науки". Для участия в конференции необходимо направить заявку на публикацию статьи и текст статьи до 24 апреля 2018 года включительно. Конференцию проводит 24-25 апреля 2018 года в г. Санкт-Петербург Научно-издательский центр «Открытие».

LIX Международная (заочная) научно-практическая конференция "Совершенствование правовой культуры как основа становления гражданского общества современности". Прием материалов осуществляется до 24 апреля 2018 года (включительно). Состоится 25 апреля 2018 года в Казани.

III Международная научная школа "Практический маркетинг". Окончание регистрации очного и заочного участия и приема тезисов - 24 апреля 2018 г. Конференцию проводит 26 апреля 2018 года Московский экономический институт.

ХI Всероссийская научно-техническая конференция "Информационные технологии в электротехнике и электроэнергетике". Материалы для участия необходимо подать до 25 апреля 2018 г. Состоится 8 июня 2018 года на базе ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» (г. Чебоксары).

III Международная научно-практическая конференция "Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив". Для участия в конференции необходимо в срок до 25 апреля 2018 года прислать текст статьи и заявку. Конференция пройдет 18 мая 2018 года в Казанском государственном институте культуры.

LIX Международная (заочная) научно-практическая конференция "Роль психологии и педагогики в духовном развитии общественной мысли современности". Для участия в конференции, необходимо отправить материалы до 25 апреля 2018 года (включительно). Конференция пройдет 26 апреля 2018 года.

XIV Международная научно-техническая конференция "Актуальные проблемы электронного приборостроения". Крайний срок представления докладов в электронной версии - до 25 апреля 2018 г. Будет проходить 2-6 октября 2018 года в Новосибирске на базе Новосибирского государственного технического университета.

Всероссийская преподавательская научно-практическая конференция "Диалог культур в глобализирующемся мире". Заявка на участие в конференции и материалы принимаются до 25 апреля 2018 г. Проводит 27 апреля 2018 года Дагестанский государственный университет народного хозяйства.

I Международная межвузовская научно-практическая конференция "Форсайт образования: ценности, модели и технологии дидактической коммуникации XXI века". Прием заявок и статей осуществляется до 25 апреля 2018 г. Конференцию проводят 21-25 мая 2018 года Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Калуга), Югорский государственный университет (Ханты-Мансийск), Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону).

VII Международная научно-практическая конференция "Система менеджмента качества в вузе: образованность, конкурентоспособность, здоровье". Материалы принимаются до 25 апреля 2018 года. Проводит 25 - 27 апреля 2018 года Уральский государственный университет физической культуры.

V Международная научно-практическая конференция "Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации". Для принятия статьи к опубликованию в сборнике необходимо до 25 апреля 2018 года (включительно) направить тезисы и необходимые документы. Конференция состоится 25 апреля 2018 года в Нижегородском государственном педагогическом университете имени Козьмы Минина.

Уважаемые подписчики!
Присылайте свои ДИССЕРТАЦИИ, авторефераты диссертации, монографии, статьи, тезисы докладов на адрес kulseg@mail.ru.
Все присланные материалы будут размещены на сайте "Библиотека диссертаций"
Заранее благодарим Вас за помощь в развитии проекта и науки России.

Всего Вам доброго!


В избранное