Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Анонсы статей по управлению персоналом, руководству и ...." на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
e-Learning World: дистанционное и электронное обучение
Информационный Канал Subscribe.Ru |
e-Learning World: Электронное и дистанционное обучение выпуск второй (7)/ 29 марта 2005 года | e-Learning World www.elw.ru info@elw.ru (095) 442-7777 (доб.231) |
Елена Тихомирова, Очень простая оценка качества!
Качество – это «ускользающее» понятие Ball (1999) Кому в первую очередь нужно знать о качестве курса? Тому, кто его покупает! После небольшого введения из этой статьи вы узнаете, как можно проверить качество предлагаемого онлайн-курса в течение часа. Дебаты о качестве Сегодня качество образования – это тема большинства дискуссий в мировых образовательных сообществах. И если три-четыре года назад эти обсуждения в основном относились к традиционному образованию, то теперь понятие качества применяется относительно электронного обучения. Такой яркий интерес именно к электронному обучению вполне объясним: во многих станах мира уже трудно встретить образовательное учреждение или компанию, которые бы не использовали e - Learning для обучения студентов или сотрудников. Качество в разработке? Основной вопрос мировых споров о качестве электронного обучения звучит так: в чем же это качество заключается? Многие считают, что качество e - Learning позволяет оценить промежуточный и финальный контроль знаний студентов. Кто-то полагает, что основным в e - Learning является общение студентов с преподавателем и между собой. И почти никто не задумывается о том, каким должен быть онлайн-курс, как его разрабатывать, каким должен быть набор элементов этого курса. Сегодня только очень «продвинутый» преподаватель понимает, что нужно делать при разработке электронного курса и как нужно изменять материалы традиционного. А если еще учесть тот факт, что в России пока нет профессии «instructional designer» (что-то вроде методиста, который из обычных материалов делает последовательность для изучения), то сразу понятно, что разработать качественный электронный курс практически некому. Именно поэтому при оценке качества стоит смотреть на процесс формирования курса и его разработку. Качество традиционного образования, а точнее его понятие, уже в некотором роде сложилось. Основными элементами качественного обучения в классе являются высококвалифицированные преподаватели, правильно подобранный и составленный учебный материал, достаточное компьютерное оснащение учебного заведения, правильно построенные учебные планы и профессиональная организация процесса. Большинство этих критериев применимы и электронному обучению, однако следует помнить основной девиз e - Learning : “В любом месте, в любое время”. Это означает, что большинство студентов будет обучаться самостоятельно, вдали от университета и с минимальной поддержкой преподавателя. Поэтому контент (содержание) e - Learning должен быть разработан таким образом, чтобы студент имел возможность получить желаемые знания, обучаясь согласно своему личному ритму жизни. Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что при оценке качества стоит в первую очередь ответить на вопрос,может ли студент, используя предлагаемый учебный курс, учиться самостоятельно и при этом эффективно. Ответ нужно прежде всего искать в контенте электронного курса. Дело в том, что при использовании большинства из ныне существующих технологий доставки обучения студенту можно гарантировать и возможность постоянного доступа к материалам, и возможность общения и обмена информацией (с другими студентами и с преподавателем). Есть и еще один момент, на который обязательно нужно обратить внимание. Это процесс разработки электронного курса. Здесь имеет смысл смотреть на то, какие элементы дизайна и навигации внедряются в электронный курс. Основным, конечно же,является удобство с точки зрения пользователя. Но даже при великолепном дизайне и хорошей системе доставки без качественного контента электронное обучение просто не имеет смысла. Каким бы ни был доступным курс ( PC , PDA , мобильный телефон и проч.), какая бы ни была навигация внутри системы и внутри курса, каким бы он ни был красивым и приятным взгляду, если материалы курса бесполезные, непонятные и неструктурированные, то как только студент (особенно, если он уже взрослый) ознакомится с ними, его желание покупать второй курс у этой организации исчезнет. Чтобы приобрести курс и не ошибиться, а также не потратить на его выбор много времени, стоит проверить в наличие элементов контента, которые представлены ниже. Это займет у вас не больше часа! Встречайте – контент! Хороший контент должен включать в себя набор обязательных элементов: руководство по изучению дисциплины, календарный план обучения, учебное пособие, тесты и задания для самопроверки, презентации, список обязательных и дополнительных источников и вопросы или планы для форумов и чатов. Имея все эти элементы в нужном виде (об этом чуть позже) можно сформировать просто курс, а дополнив его видео-роликами, Flash -анимациями, комментируемыми презентациями и различными тренажерами, можно получить очень хороший курс. До того как мы приступим к подробному описанию всего набора элементов качественного электронного курса, хочется отметить, что для оценки качества контента пока не придумали каких-либо математических моделей. Более того, нет даже общепринятых стандартов. Существуют лишь рекомендации преуспевающих в этой области организаций, которым не жалко поделится своим опытом. Автор рекомендует при разработке электронного курса воспользоваться любыми из них, хотя общий смысл можно передать одной фразой: контент должен быть актуальным, последовательным, понятным и иметь определенные цели изучения, которых по окончании курса можно достичь. Исходя из этих рекомендаций по разработке, опишем все вышеуказанные элементы так, чтобы было понятно, как именно они выглядят, когда они качественные. Читайте и учите Руководство по изучению дисциплины (study guide) – самый первый и самый важный элемент учебного курса. Он должен включать в себя исчерпываюшие и понятные указаниятого, как достичь целей изучения данного курса. В руководстве по изучению дисциплины должно быть подробно расписано, как стоит проходить данный предмет. Например, сначала стоит просмотреть видеолекцию, затем прочитать статью, после сделать задание такое-то, а уж потом читать текст учебного пособия и сдавать тест. Подробные описания процесса обучения помогают студентам, получающим знания на расстоянии, сориентироваться и получить всю доступную информацию из курса. В правильном руководстве вы также должны встретить тематику всех самостоятельных работ (доклады, рефераты, эссе, курсовые работы и прочее), список вопросов для самоконтроля, примерный или точный список экзаменационных вопросов или заданий и полный список обязательной и дополнительной литературы, а также список литературы, которая использовалась при разработке курса. Весь материал в этом документе должен быть разбит по темам или разделам, с подробным описанием того, что нужно в рамках изучения данной темы сделать и в какой последовательности. Руководство по изучению дисциплины должно быть основой электронного курса. Календарный план электронного курса- следующий по важности элемент, который дополняет руководство по изучению дисциплины точными датами и последовательностью изучения. Это дневник студента, где обозначенывсе мероприятия с указанием места проведения и времени. Если мероприятие проходит не в аудитории, то в календарном плане прописывается ссылка на информацию по данному мероприятию (это может быть название книги с точным указанием страниц, а может быть гиперссылка на ресурс в Интернет). В плане также должны быть прописаны минимальные и максимальные баллы по шкале оценки данной дисциплины для каждого оцениваемого мероприятия. Такой календарный план студенту высылается по электронной почте. При наличии этого документа у студента перед глазами есть четкая картина всего курса: что и когда он должен выполнить, какие баллы он может получить за курс в целом и за каждое мероприятие в отдельности. В правильно разработанном электронном курсе к календарному плану должно подкрепляться еще два элемента – требования к выполнению заданий и шкала оценки. Эти элементы особенно необходимы студентам, обучающимся в режиме «онлайн», так как они находятся в отдалении от преподавателя. Таким студентам бывает сложно сориентироваться в выполнении той или иной самостоятельной работы, особенно если к ней нет комментариев и описания. При оценке курса в требованиях к выполнению работ вы должны встретить следующую информацию: объем работы; примерный общий план для этого типа работ; список источников, которые стоит использовать, или предложения по типам источников (книги, интернет ресурсы, периодика и прочее); политику преподавателя в отношении плагиата; сроки и порядок сдачи ( e - mail , печатная копия и проч.). Шкала оценки должна содержать как минимум следующее: как оценивается работа, из чего состоит оценка и что должно быть в работе для получения минимальных и максимальных баллов. Такая подробная информация помогает студентам не запутаться и не тратить время на догадки и переработку, а также дасть возможность сразу сфокусировать внимание на самых основных моментах. Теперь о самом крупном элементе электронного курса – учебном пособии. Это традиционный основной учебник по дисциплине, переведенный в электронный вид. При оценке учебного пособия стоит уделить внимание представлению текста: он должен легко читаться, быть не слишком мелким и не слишком крупным. Текст должен быть темнее фона, за исключением некоторых цветовых сочетаний, которые воспринимает человеческий глаз (например, оранжевый текст на сером фоне). Между абзацами должно быть достаточное расстояние для того, чтобы было понятно, где начинается новый отрывок текста. Слева и справа должны быть поля. Если эти требования соблюдены, текст будет легко читаться, а это немаловажно для пользователя. Сам текст учебного пособия должен быть разбит на небольшие смысловые части (не более двух страниц), по возможности информация должна быть продублирована в графиках, диаграммах и схемах. Дело в том, что следует учесть различные стили обучения, ведь не все могут учиться по «голому» тексту. Более того, при наличии схем, таблиц, графиков и картинок текст становится более наглядным, и, следовательно, быстрее усваивается. Однако с этими дополнительными элементами стоит быть аккуратнее: большое количество ярких картинок может сильно раздражать глаза, нечеткие схемы (например, отсканированные) могут заставить пользователя нервничать, так как трудно разобрать то, то написано на схеме. Эти мелкие детали могут сильно отвлекать слушателя от процесса обучения. Дополнительно к каждому крупному разделу пособия (в котором содержатся несколько более мелких) должно прилагаться краткое содержание и общие сведения, чтобы слушатель смог оценить необходимость изучения или вспомнить, что было в этой части. И естественно, сам текст учебного пособия должен быть проверен экспертами на актуальность и соответствие учебному плану и другим предъявляемым требованиям. Такая проверка может проходить или на кафедре, или в комиссии по оценке качества учебных материалов. И последнее, что стоит отметить в отношении учебного пособия. В некоторых курсах его может не быть из-за того, что в рамках данной дисциплины целесообразно пользоваться статьями или частями из разных книг. В этом случае у каждого такого источника должно быть подробное описание с указанием местоположения и цели изучения. Здесь очень важно следить за обновлением материалов. Например, многие статьи по истечении некоторого времени удаляют в веб-сайтов, поэтому нужно хотя бы раз в месяц проверять актуальность предлагаемых источников. Проверяйте и учите После того, как студент изучил материал, у него возникает естественное желание проверить свои знания, особенно если по завершении изучения курса ему предстоит сдавать экзамен или итоговый тест. Чтобы удовлетворить это естественное желание, в электронном курсе должно содержаться достаточное количество тестов для самопроверки. Подобные тесты сдаются не на оценку, и после сдачи можно просмотреть детальную расшифровку всех ответов с указанием ошибок и комментариев к ним. Тесты должны быть по каждой теме курса, и содержать примерно 5-7 тестовых вопросов на одну страницу текста учебного пособия. Кроме тестов, естественно, должны быть и другие самостоятельные работы: например, эссе, доклады, типовые расчеты и др. В онлайн-обучении могут очень эффективно использоваться групповые проекты, которые не только более интересны, чем традиционные задания, но и развивают у студентов навыки работы и принятия решений в режиме «онлайн»,а также навыки интернет-общения. Естественно, к каждой самостоятельной работе, должны прилагаться шкала оценки и требования по выполнению (см. выше). Смотрите и учите Теперь о визуальных и аудиокомпонентах курса: презентациях, видеороликах и Flash -роликах. В хорошем электронном курсе должна быть как минимум одна презентация – обзорная. В такой презентации кратко и последовательно представляется весь курс. Это помогает студенту получить наглядную картину того, что он будет изучать. Такая презентация также поможет усвоить знания последовательно. Презентации могут быть выполнены в любом формате. Главное, чтобы они были понятными, не слишком яркими и не слишком анимированными. Очень хорошо, когда у презентации есть аудиокомментарии – тогда студент может не только смотреть, но и слушать, и тем самым использовать два способа восприятия информации. Если курс проработан очень тщательно, то обзорная презентация есть по каждой теме, но в некоторых случаях это может сделать курс слишком тяжелым для загрузки через Интернет. Видеоролики –отдельная часть каждого курса. Они есть далеко не везде, так как не по каждой дисциплине такой ролик можно отснять. Плюс ролики очень дорогие в разработке. Тем не менее, если в курсе ролик есть, то вам нужно проверить следующее: звук (не должно быть помех от дыхания и движения губ) и изображение (видно ли то, что студенту необходимо увидеть). У разработчиков лучше узнать, каким образом студент получит доступ к этому ролику. Если придется скачивать его целиком, это не очень хорошо, так как ролик - вещь объемная, потратится много времени и трафика. Если же студенту предлагается посмотреть такой материал через сервер потокового видео, то тогда все будет в порядке. И, конечно же, стоит обратить внимание на смысл видеоролика. В хорошем курсе вы встретите ролик, в котором либо преподаватель рассказывает тему курса (при этом в материал вставлены графики и схемы), либо показываются какая-то ситуация. Однако заметим, что студенту будет достаточно скучно просто смотреть на преподавателя, который без применения мультимедиа-средств начитывает материал учебника. Заключительным аккордом курса с точки зрения его визуализации может стать Flash -ролик или, говоря по-русски, виртуальный тренажер. Оценивая качество такого ролика, стоит обратить внимание всего лишь на два момента: объем и смысл. Flash -ролик может быть достаточно большим по объему, поэтому проблемы могут быть аналогичными проблемам с видео-роликами. То же самое и со смыслом: если уж платить деньги за такой ролик, то важно понять его цель и назначение в курсе (например, наглядное представление сложного явления или процесса, изложение последовательности действий или пояснение ситуации на примере). Как и в случае с любым другим элементом электронного курса, стоит еще посмотреть и на цвета: главное, чтобы было не слишком ярко, не резало глаза и не раздражало. И ещё… В качественном электроном курсе непременно должен быть список обязательных и дополнительных источников информации, которые могут быть использованы студентом в ходе изучения материалов данной дисциплины. В очень хорошем курсе все эти источники доступны в электронном виде или есть ссылка, где их можно. В России на сегодняшний день далеко не все публикации можно получить (даже за плату) в электронной форме, поэтому в курсе могут быть представлены ссылки на библиотеки и библиотечные шифры книг. Если используются веб-сайты или публикации, доступные через Интернет, то ссылки на них должны быть актуальными. Если студенту придется скачивать большой объем информации с одного из таких источников, то рядом со ссылкой должен быть указан объем необходимого документа и примерное время скачивания с учетом различных каналов связи. И естественно, все источники должны быть подробно описаны: что там находится и зачем этот материал нужен в рамках изучения данного курса. И последнее. Если электронный курс доступен через Интернет и студенты, изучая его, будут иметь возможность общаться с преподавателем, то должны присутствовать планы форумов и чатов или вопросы для обсуждения в них. Если таких планов нет, то занятие, вероятнее всего, будет проходить хаотично и останется непонятным для студента. Кроме того, у обучающихся не будет возможности подготовиться, а, значит, толку от таких занятий будет мало. Почти всё Зная все эти основные требования к онлайн-курсам, вы сможете в течение одного часа проверить качество продукта, который приобретаете. Основное, на что вам стоит всегда обращать внимание - чтобы все было доступно и понятно с первого раза. А вместо заключения хочется сказать, что стандартов технологий разработки электронных курсов и подходов к этой разработке очень много. А вот стандартов на контент электронного курса практически нет, существуют одни лишь рекомендации. Поэтому покупая электронный курс, помните: двух одинаковых курсов у двух разных разработчиков не бывает. Источник: журнал "e-Learning World", №3'2004 |
|
Скоро! Цикл семинаров по практическим вопросам разработки и внедрения систем электронного обучения (в рамках eLearnExpo Moscow 2005) Дата проведения: 24-25 мая 2005 года Скоро! 2-я Международная выставка и конференция по дистанционному обучению eLearnExpo Moscow 2005 Дата проведения: 26-27 мая 2005 года Читайте в №1'2005 журнала "e-Learning World" | |
| |
Корпоративное обучение: начнем с азов (Часть I) Дмитрий Куприянов, Елена Лурье, Марина Пахомкина | |
Правая рука тренинг-менеджера Феликс Тинкчян | |
Инструменты и технологии электронного обучения Уильям Хортон, Кетрин Хортон | |
Как оценить эффект от проекта электронного обучения Александр Печенкин | |
Как не ошибиться в выборе системы дистанционного обучения? Валентин Гаркуша | |
Разделяй и действуй, или как виртуальные корпорации развивают рынок e-Learning Алессандро д'Атри, Эмануэлла Пауселли | |
Развитие нормативно-правовой базы в области применения дистанционных образовательных технологий Сергей Исаев | |
Голосовой паспорт, или e-Learning без обмана Артем Саакян | |
Технологии для экономики знаний Елена Тихомирова, Виктор Бовт | |
eLearnExpo глазами организатора Салли-Энн Мур |
Подписаться на новый номер журнала "e-Learning World"
можно здесь |
|
http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/ |
Подписан адрес: Код этой рассылки: job.education.elwinfo |
Отписаться |
В избранное | ||