Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дистанционный курс Истории Отечества для абитуриентов


Служба Рассылок Subscribe.Ru

ЗАНЯТИЕ №20. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

Основные события:

1698 г. - строительство Невьянского металлургического завода на Урале.

1701 г. - создание "консилии министров"

1705-1706 гг. - восстание в Астрахани

1707-1708 гг. - восстание на Дону под предводительством К. Булавина

1707-1710 гг. - разделение страны на губернии

1711 г. - создание Сената

1714 г. - указ о единонаследии

1718-1724 гг. - перепись населения и ревизия

1718 г. - создание коллегий

1719 г. - Берг-привилегия

1721 г. - издание "Духовного регламента"

1721 г. - указ о покупке крестьян к заводам

1722 г. - учреждение должности генерал-прокурора Сената

1722 г. - учреждение Святейшего Синода

1722 г. - учреждение "Табели о рангах"

1724 г. - протекционистский таможенный тариф

1725 г. - подушная подать

Действующие лица:

А.Д. Меншиков

Ф.М. Апраксин

Г.И. Головкин

П.И. Ягужинский

А.В. Макаров

Ф. Прокопович

Петр I

Б.П. Шереметев

Ю.В. Долгорукий

В.В. Долгорукий

Кондратий Булавин

Уметь показать на карте:

Основные металлургические районы: Олонецкий, Тульско-Каширский, Уральский.

Вышневолоцкий канал

Важнейшие порты допетровской России: Архангельск и Астрахань.

Порты, построенные и приобретенные Россией в I четверти XVIII в.: Ревель, Рига, Санкт-Петербург.

Города: Астрахань, Саратов, Черкасск, Азов

Реки: Волга, Дон (Верхний и Нижний Дон)

Важнейшие понятия:

Мелкотоварное ремесло

Мануфактура

Посессионные крестьяне

Приписные крестьяне

Меркантилизм

Протекционизм

Подушная подать

Абсолютизм

Домовитое казачество

Голутвенное казачество

Учреждения и должности

Консилия министров

Сенат

Коллегия

Святейший Синод

Президент коллегии

Генерал-прокурор Сената

Фискал

Основные варианты экзаменационных вопросов:

Внутренняя политика Петра I.

Экономическое развитие России в I четверти XVIII в.

Развитие экономики в России в 1700-1725 гг., промышленность и сельское хозяйство, торговля, усиление налогового гнета.

Реформы управления и церкви в I четверти XVIII в.

Преобразование государственного устройства при Петре I.

Народные восстания в I четверти XVIII в.

Содержание ответа:

В том случае, если вопрос в билете сформулирован так, что предполагает раскрытие всех аспектов внутренней политики, то следует сначала изложить основы экономической политики Петра, а затем перейти к реформам в области государственного управления и реакции народных масс. Если формулировка предполагает более узкую тему, следует начинать с изложения маетриала, непосредственно относящегося к вопросу.

1. Развитие экономики

1.1. Развитие промышленности

Уже в XVII в. в России стало складываться мелкотоварное ремесло, появились первые мануфактуры. Однако экономическое развитие страны сдерживалось оторванностью от мировых рынков из-за отсутствия морских торговых путей.

Решающий рывок в экономическом развитии был сделан в I четверти XVII в., при Петре I. Если за весь XVII в. в стране было основано около 30 мануфактур, то в I четверти XVIII в. - около 200.

Экономические преобразования, осуществленные Петром Великим, проводились не по заранее разработанному плану. Они диктовались потребностями обеспечения армии в ходе Северной войны. Армия и флот требовали большого количества железа, леса, парусов, канатов, обуви, сукна и т.д. Государство вынуждено было спешно развивать отрасли промышленности, работавшие на военные нужды. Главным металлургическим районом страны стал Урал, оттеснивший на второй план старые Олонецкий и Тульско-Каширский районы. В 1698 г. на Урале был построен Невьянский металлургический завод. В 1702-1707 г. были основаны еще 11 заводов. Это позволило удовлетворить потребность страны в металле. Уральское железо на долгое время оказалось лучшим в мире.

Развивались и предприятия легкой промышленности. Построены: Хамовный (полотняный), Канатный, Портупейный, Кожевенный, Шляпный, Суконный дворы, пуговичные, стекольные, хлопчатобумажные, силикатные и другие заводы. Все они являлись предприятиями мануфактурного типа, самого передового в то время. Все эти предприятия строились на казенный счет и принадлежали казне.

В конце Северной войны Петр приступил к поощрению частного предпринимательства. В 1719 г. была объявлена Берг-привилегия, согласно которой все российские подданные получили право на разработку недр и строительство заводов. В частные руки стали широко передаваться заводы, принадлежавшие ранее казне. Как правило, новыми владельцами становились купеческие компании, которым предоставлялись ссуды и налоговые льготы. Цели производства оставались при этом те же: в первую очередь предприятия должны были выполнять казенный заказ. Нарушение этого условия каралось конфискацией завода, даже если он был основан на собственные средства владельца.

Работа на казенный заказ была привлекательна для предпринимателей, так как обеспечивала гарантированный сбыт продукции. Но это же обстоятельство, снижая конкуренцию, позволяло не заботиться о техническом и организационном совершенствовании производства.

Русская мануфактура принципиально отличалась от западноевропейской не только своей тесной связью с государством, но и характером используемой рабочей силы. Если в допетровский период на мануфактурах трудились как по вольному найму, так и по принуждению, то при Петре I рабочие на мануфактурах стали почти полностью подневольными. Поскольку потребности армии в рекрутах и податная реформа потребовали закрепления населения на местах, сыск беглых значительно ужесточился. В этой ситуации вольнонаемных рабочих просто не могло хватить. В связи с этим в 1721 г. Петр I специальным указом разрешил владельцам покупать крепостных к заводам. В отличие от крепостных такие крестьяне именовались посессионными. Они считались собственностью не владельца, а завода и не могли быть проданы отдельно от предприятия. На казенных предприятиях помимо основных рабочих работали на вспомогательных работах приписные крестьяне, для которых фабричная работа заменяла государственные подати.

Таким образом, российская мануфактура петровской эпохи, будучи буржуазным явлением по характеру организации производства (разделение труда, частичная работа на рынок) по способу эксплуатации рабочей силы оставалась феодальной.

1.2. Развитие торговли

Стремясь пополнить государственную казну, Петр I стремился расширить торговлю. С этой целью были созданы крупные купеческие компании, был построен Вышневолоцкий канал, связавший Петербург с бассейном Волги. Планировалось и строительство Волго-Донского канала.

Производство и сбыт многих товаров были объявлены казенной монополией и отдавались на откуп крупным купцам. Нередко монополистами становились иностранные купцы. Однако в конце Северной войны большинство монополий были отменены. Государство жестко контролировало торговлю, предписывая купечеству, в какие порты везти товары, какие строить корабли.

Внешняя торговля развивалась в соответствии с теорией меркантилизма. Согласно ей основу государственного богатства составляет накопление денег в казне. Следовательно, экспорт должен был превышать импорт. Основным средством для обеспечения этого становился протекционизм, то есть высокие таможенные пошлины на импорт производимых в стране товаров и поощрительные низкие пошлины на экспорт. В этом отношении политика Петра I продолжала и развивала российские традиции XVII в. Таможенный тариф 1724 г. имел еще более ярко выраженный протекционистский характер, нежели Новоторговый устав 1667 г.: пошлины на некоторые виды железных изделий достигли 75% их стоимости. Уже в 1726 г. российский экспорт вдовое превысил импорт.

Главным торговым портом стал Петербург, оборот которого превысил оборот Архангельска в 12 раз. Российский экспорт составляли в основном продукты сельского и лесного хозяйства: лен, пенька, лес, кожа. К ним добавились железо и полотно. Импортировались сукна, шелка, краски, вина, сахар, предметы роскоши.

1.3. Налоговая политика.

Главным источником средств, которых при Петре I требовалось особенно много в связи с многолетней войной, являлись налоги и подати. Традиционно в России существовало как прямое, так и косвенное налогообложение. Главным видом прямого налогообложения была подворная подать. Стремясь уменьшить платежи, крестьяне нередко сселялись по несколько семей в один двор. В 1718 г. была проведена перепись населения, что позволило перейти к подушному взиманию налогов. Однако из-за утаивания "душ" вслед за переписью была проведена ее ревизия, завершенная в 1724 г. С 1725 г. все многообразные налоги были заменены единой подушной податью в размере 74 коп. в год с помещичьего крестьянина, 1 руб. 14 коп. с государственного крестьянина или посадского человека. Разница объяснялась тем, что крепостной должен был помимо государственных платежей платить повинности своему барину. С тех пор ревизии проводились периодически. Подати брались только с мужского населения, но независимо от возраста - и с младенцев, и со стариков. Крестьянин, занесенный в документы ревизии ("ревизские сказки"), именовался ревизской душой. Даже если он умирал, налоги за него прекращали взимать только после следующей ревизии.

С введением подушной подати общая сумма налогообложения выросла почти вдвое. Помимо подушной взимались также различные разовые платежи (на строительство флота, дорог, и т.п.) и натуральные повинности (строительная, подводная, дорожная и др.).

Подушная подать была распространена на холопов, которые ранее не платили государственного тягла. С введением подушной подати холопы потеряли право выхода на волю в случае смерти господина. Разница между холопами и крестьянами окончательно исчезла. Холопство как социальная категория прекратило свое существование.

1.4. Специфика русской буржуазии

Русская буржуазия, по сравнению с западноевропейской, оказалась в большей степени связана с режимом. Правительственные субсидии, казенные заказы, покровительственная таможенная политика - все это ставило буржуазию в зависимость от правительства. Будучи, по существу, феодальным сословием, купечество стремилось к получению льгот, привилегий, монополий, а наиболее богатые купцы старались приобрести дворянское звание. Если в Европе буржуазия боролась против сословных барьеров, то в России - за их укрепление. Все это при традиционной слабости институтов самоуправления в русском городе привело к тому, что русская буржуазия так и не стала самостоятельной политической силой, носителем идеи представительного правления.

Таким образом, петровские реформы способствовали значительному ускорению экономического развития страны. Но одновременно они усилили крепостнические порядки и тем самым заложили условия для последующего отставания.

2. Реформы в области государственного управления

2.1. Состояние системы управления в конце XVII в. и причины реформ

На протяжениии XVII в. организация власти и управления в России пережила значительные изменения. Ушли в прошлое Земские соборы, сложилась разветвленная система приказов, управление на местах перешло в руки назначаемых из центра воевод. Светская власть окончательно восторжествовала над церковной после "дела Никона".

Тем не менее система управления оставалась во многом архаичной. Функции многих приказов переплетались. Сосуществовали отраслевые и территориальные приказы. Нередко один и тот же приказ ведал и управлением, и судом, и сбором налогов. Методы работы в приказах и других органах управления оставались патриархальными, делопроизводство было неразвито. В 1682 г. было отменено местничество, но карьера служилого человека по-прежнему определялась его происхождением. Высший орган управления - Боярская Дума - формировался на основе родовитости, вследствие чего работоспособность его была зачастую невысока.

Старая система управления была не в состоянии справиться с обширными новыми задачами, поставленными Северной войной, требовавшей решительности и оперативности. Это побудило Петра I реформировать ее. Реформа проходила на протяжении ряда лет, новые органы управления поначалу встраивались в прежнюю систему и сосуществовали со старыми органами. Лишь к концу царствования Петра I новая система сложилась окончательно.

Петр не имел заранее строгого плана преобразований, однако, несомненно, руководствовался популярными в то время теориями государства и прежде всего - теорией камерализма. Камерализм требовал разделения функций отдельных звеньев управленческого аппарата, четкого определения круга обязанностей чиновников, персональной ответственности, учета документации.

Петр I считал, что он один знает, в чем благо для государства, а сопротивление его воле проистекает лишь от неразумия и лени. Для принуждения подданных к исполнению благодетельной монаршей воли и требовался мощный аппарат управления.

2.2. Реформа центрального управления.

Уже в 1701 г. Петр I создал так называемую "консилию министров", в ведение которой перешли важнейшие дела, прежде реашвшиеся Боярской Думой. Дума не была упразднена, но постепенно перестала собираться. В консилии был установлен строгий порядок работы, регистрация документов, ведение протоколов, отчетности. Каждый министр отвечал за свой круг обязаннстей. Так происходила бюрократизация управления.

В 1711 г. консилию министров сменил "правительствующий Сенат", на время нередкого отсутствия царя становившийся коллективным главой государства. В первую очередь Сенат занимался поддержанием торговли, сбором налогов, контролем за правосудием. Решения принимались сенаторами коллективно и вступали в силу с общего согласия. Сенат располагал собственной канцелярией, которая постепенно разрослась и превратилась в весьма громоздкое ведомство.

В 1718 г. были 12 созданы коллегий, заменившие большинство приказов. Коллегии были построены по отраслевому принципу.

"Первейшими" были Военная, Адмиралтейская, Иностранная, отвечавшие соответственно за армию, флот, и дипломатические сношения с иностранными государствами. Президентами этих коллегий были соответственно: А.Д. Меншиков, адмирал Ф.М. Апраксин и канцлер Г.И. Головкин.

Торгово-промышленные Берг-, Мануфактур- и Коммерц-коллегии отвечали за горно-добывающую промышленность, легкую промышленность и торговлю.

Финансовые Камер-, Штатс- и Ревизион-коллегии осуществляли сбор доходов, производство расходов, и контроль за финансами.

Юстиц-коллегия занималась разработкой законов и осуществляла контроль за судами, Вотчинная ведала вопросами землевладения, Главный Магистрат осуществлял управление городами.

Коллегию возглавлял президент. Решение принималось большинством голосов, в случае равенства голосов голос президента считался за два.

С созданием коллегий за Сенатом остались функции контроля, высшей судебной инстанции и законосовещательного органа при монархе.

В 1722 г. для надзора за деятельностью государственного аппарата была создана должность генерал-прокурора Сената. Подчиненные ему прокуроры назначались во все государственные учреждения. Первым генерал-прокуром был П.И. Ягужинский.

Наряду с прокуратурой надзор за должностными лицами осуществляли тайные агенты - фискалы. Фискал не нес ответственности за ложный донос, а в случае подтверждения сообщенных сведений получал половину штрафа, наложенного на преступника. Государство поощряло и доносы рядовых подданных.

Особенностью системы управления при Петре I являлась возможность личного вмешательства монарха в любой вопрос, минуя государственные органы. Для этого у Петра был личный аппарат - так называемый Кабинет Его Императорского Величества, который возглавлял кабинет-секретарь А.В. Макаров

2.3. Реформа местного управления.

В 1707-1710 гг. территория страны была разделена на 8 губерний. Губернии позднее разделились на 50 провинций. Провинции делились на дистрикты. Во главе губернии столя губернатор, который ведал сбором налогов, правосудием, набором рекрутов и т.п. В связи с созданием губерний были ликвидированы прежние территориальные приказы.

С формированием коллегий система государственного управления приобрела законченность: все местные органы были единообразны по всей стране и подчинялись соответствующему центральному ведомству. При этом бюрократический аппарат многократно разросся.

2.4. Ликвидация патриаршества. Святейший Синод.

Высшие церковные иерархи неодобрительно относились к петровским преобразованиям. Церковь оставалась единственной в стране силой, формально самостоятельной по отношению к государственной власти. После смерти патриарха Адриана в 1700 г. Петр не разрешил выбрать нового патриарха. Главой церкви стал местоблюститель патриаршего престола митрополит Стефан Яворский.

В 1721 г. был издан написанный видным публицистом петровской эпохи Феофаном Прокоповичем "Духовный регламент", прямо подчинивший руководство церковью царю. В соответствии с регламентом создана Духовная коллегия (с 1722 г. - Священный Синод). Во главе Синода стоял светский чиновник - обер-прокурор. Так церковь стала государственным учреждением. Священники приносили присягу в том, что обязаны донести, если узнают на исповеди о каких-либо антигосударственных намерениях. За нарушение этой присяги грозила смертная казнь.

Одновременно государство преследовало раскольников, понуждало иноверцев к переходу в православие. Православная церковь стала государственной, что с неизбежностью привело впоследствии к падению ее нравственного авторитета.

2.5. Государственная служба

Петр I стремился привлекать на государственную службу способных людей вне зависимости от их происхождения. В связи с этим он изменил порядок прохождения службы. В 1722 г. была разработана Табель о рангах. Вся государственная службы была разделена на 3 вида: военная, статская и придворная. Военные чины, в свою очередь, делились на гвардейские, армейские и флотские. Каждый государственный служащий имел чин, отнесенный к одному из 14 рангов.

Высшим рангом был первый (фельдмаршал на военной службе или канцлер на статской), низшим - 14-й (коллежский регистратор на статской службе). С получением 14-го ранга на военной службе или 8-го ранга на статской службе присваивалось потомственное дворянство. Это открывало путь к карьере выходцам из податных сословий и, в то же время, способствовало пополнению дворянства наиболее способными из них.

Служба была для дворян обязательной и пожизненной. С тремясь побудить дворян служить, Петр в 1714 г. издал указ о единонаследии, запретив дробить дворянские имения при передаче по наследству. Имение должен был получать старший сын, остальным приходилось добывать пропитание службой. Даже купить имение можно было только после семи лет службы. За службу стали платить денежное жалованье. Одновременно указ о единонаследии окончательно уничтожил разницу между вотчиной и поместьем, официально разрешив наследование и куплю-продажу всех видов имений.

Таким образом, петровские реформы системы государственного управления способствовали окончательному установлению абсолютизма в России. Государственный аппарат значительно усилился и стал профессиональным. Произошла бюрократизация управления. Церковь превратилась в государственное учреждение. В петровском "регулярном" государстве человек был ценен не сам по себе, а лишь как часть государственного механизма.

3. Народные восстания в петровскую эпоху

Стремление Петра I в короткие сроки реформировать Россию и превратить ее в великую державу дорого обходилось народу.

Крестьяне, которых сгоняли на строительство флота в Воронеже, отрывались от хозяйства, страдали от непосильного труда. Они постоянно роптали, а многие бежали. В 1698 г. рабочие взбунтовались. После подавления восстания царь окружил Воронеж войсками, а за побеги приказал вешать.

С 1703 г. развернулось строительство Петербурга. Работные люди тысячами гибли от тяжелой работы, плохого питания и нездорового климата. Впоследствии говорили, что Петербург построен "на костях".

Стремясь создать массовую армию, Петр ввел рекрутские наборы. Служба в армии была пожизненной. Крестьянин, призванный в армию, навсегда покидал семью, был обречен провести всю жизнь в казарме. Рекрутские наборы каждый раз сопровождались волнениями.

Война привела к значительному росту налогов, которые для многих крестьян были непосильны. Из-за этого многие бросали хозяйство, скрывались в лесах или бежали на окраины, чаще всего на Дон, в казаки, и в Поволжье, где они работали бурлаками, грузчиками, рыбаками, или просто бродяжничали.

3.1. Восстание в Астрахани.

Важнейшим центром Нижнего Поволжья была Астрахань. Этот город был крупнейшим портом, через него велась торговля с Персией, Индией и другими странами Востока. Одновременно Астрахань являлась главной российской крепостью на Каспии. В Астрахани был большой гарнизон, состоявший из стрельцов. Среди них было немало сосланных из Москвы после подавления стрелецкого бунта.

Астраханский воевода Тимофей Ржевский, пользуясь из-за отдаленности от столицы бесконтрольной властью, обременял горожан тяжелыми повинностями. Торговля хлебом и добыча соли были сданы на откуп. Откупщики продавали хлеб втридорога, а воевода покровительствовал им, получая свою долю доходов. Стрельцам, и без того недовольным ссылкой из Москвы, сократили хлебное жалованье. Астраханские власти рьяно внедряли законы о брадобритии и ношении европейского платья. В результате и стрельцы, и посад были недовольны.

30 июля 1705 г. астраханские стрельцы подняли мятеж. Воевода был казнен. Власть перешла к выборному "кругу" во главе с богатым купцом Яковом Носовым. Круг конфисковал воеводскую казну, выдал жалованье стрельцам, отменил налоги. Астрахань поддержали ближайшие городки Черный Яр и Гурьев. Однако расчеты восставших на поддержку Дона и Среднего Поволжья не оправдались. На Дону астраханская делегация была арестована и отправлена в Москву.

Петр был крайне встревожен известиями о событиях в Астрахани. В разгар Северной войны он хотел быть уверен в надежности своего тыла. Царь направил в Астрахань фельдмаршала Б.П. Шереметева. Шереметев не участвовал в стрелецких казнях, не принадлежал к окружению Петра, виновному, по мнению стрельцов, в еретических нововведениях. Ему, как считал царь, было легче достичь соглашения с мятежниками.

Вместе с Шереметевым в Астрахань были направлены арестованные на Дону и доставленные к царю представители повстанцев, которых Петр убедил добиваться "замирения". Они везли царскую грамоту, которая призывала восставших повиниться и выдать зачинщиков. Шереметеву Петр советовал расправ "не чинить" и относиться к астраханцам милостиво.

Тем временем среди повстанцев возник раскол. Зажиточные горожане были готовы покориться, беднота и часть стрельцов собирались сопротивляться до конца. Готовность царя простить бунтовщиков могла способствовать мирному исходу событий. Но Шереметев не сообщил астраханцам о царской грамоте. Вопреки царскому приказу он действовал сурово и беспощадно, так как, будучи недоволен устранением с театра боевых действий, стремился добыть лавры покорителя Астрахани, а для этого требовалось не уговорить мятежников сдаться, а преодолеть их ожесточенное сопротивление. 13 марта 1706 г. Шереметев взял Астрахань штурмом. Царь, которому важно было прекратить восстание любым способом, не поставил фельдмаршалу в вину нарушение своего приказа, а, напротив, щедро наградил, пожаловав ему 2400 крестьянских дворов.

После взятия Астрахани 300 наиболее активных участников восстания были казнены, многие сосланы в Сибирь.

3.2. Восстание на Дону под предводительством К. Булавина.

В 1705 г. донские казаки не поддержали взбунтовавшихся астраханцев, но через два года на Дону вспыхнуло еще более мощное восстание.

Издавна "тихий Дон" привлекал беглых крестьян и посадских. В начале XVIII в. равенства на Дону уже не существовало. Недавние переселенцы ("голытьба", "голутвенные") работали на богатых ("домовитых") казаков, которым принадлежали табуны коней, лучшие пастбища. Но и казачество, и правительство соблюдали старинный принцип: "с Дону выдачи нет". Особенно много голутвенных казаков было на Верхнем Дону.

При Петре власть, нуждавшаяся в рекрутах и работных людях, не могла больше мириться с бегством. В 1707 г. Петр отправил на Дон воинский отряд князя Ю.В. Долгорукого, который должен был вывезти беглых в Россию. Это нарушение традиций возмутило и голутвенных, и домовитых казаков. Долгорукий сжигал станицы, сек беглых крестьян, уже считавшихся казаками. Казачество не могло этого стерпеть.

В ночь на 9 октября 1707 г. отряд Долгорукого был окружен и истреблен казаками под предводительством атамана Кондратия Булавина. После этого Булавин, скрываясь от преследований домовитых казаков, стремившихся оправдаться перед царем, скрылся в Запорожье. В феврале 1708 г. он вновь явился на Дон и, при поддержке голутвенных овладел столицей войска Донского - Черкасском. Домовитые казаки присоединились к восстанию. Булавин стал войсковым атаманом вместо казненного Лукьяна Максимова. В "прелестных письмах" он призывал бить бояр, воевод и приказных.

Восстание на Дону было крайне опасно для русской армии, отступавшей по территории Украины. Булавинцев поддерживало Запорожье. Они угрожали Азову. Царь немедленно направил на Дон карательное войско, поставив во главе его В.В. Долгорукого - брата убитого казаками воеводы. Петр I требовал применить жестокие меры, беспощадно жечь мятежные станицы, истреблять бунтовщиков, а зачинщиков перед казнью подвергать пыткам. Против восставших были брошены регулярные войска и намечался даже созыв дворянского ополчения.

Между тем Булавин раздробил свои силы, направив казачьи отряды одновременно под Азов и в Поволжье. В июле 1708 г. казачьи отряды осадили Азов, но взять его не смогли. Домовитым казакам стало очевидно, что поражение восстания неизбежно. Они попытались схватить Булавина и выдать его царским воеводам. Атаман был убит (или застрелился).

Однако восстание продолжалось: атаманы Никита Голый и Иван Некрасов овладели Царицыном и угрожали Саратову. Лишь к осени 1708 г. правительственные войска окончательно разгромили казаков. Сотни повстанцев были повешены, а плоты с виселицами пущены вниз по Дону.

Восстание под предводительством Булавина не достигло такого размаха, как восстание Разина. Оно охватило только Дон и отчасти Нижнее Поволжье, не затронув земледельческие области России. По составу участников восстание осталось чисто казачьим, крестьяне и посадские люди в нем практически не участвовали. Тем не менее, восстание Булавина остается одним из самых значительных явлений социального протеста в русской истории.

На что следует обратить внимание при ответе:

Связь политики Петра I с Северной войной.

Обеспечение интересов государства - главная цель экономической политики Петра I.

Активное государственное вмешательство - главный инструмент форсирования экономического развития России.

Крепостнический характер российской мануфактуры.

Политическая слабость русской буржуазии.

Преемственность экономической политики Петра I по отношению к XVII в.

Говоря о преобразованиях системы управления, важно показать, что они, с одной стороны, диктовались войной, а с другой стороны, продолжали и развивали тенденцию к централизации управления, проявившуюся в России уже в XVII в.

К теме о реформах политического устройства отосится также вопрос о создании регулярной армии. Он изложен в предыдущей главе. В данном контексте его следует излагать после вопроса о системе центрального или местного управления.

Необходимо показать, что усиление народных волнений в начале XVIII в. было тесно связано с политикой Петра I, вызвавшей резкое увеличение налогообложения, ужесточение сыска беглых и потребовавшей лишить Дон его старинных привилегий.

Важной особенностью восстания Булавина является то, что, в отличие от восстаний Разина или Пугачева, оно не носило монархического, царистского характера. Вожди повстанцев не противопоставляли "злых бояр" "доброму царю".


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное