Дистанционный курс Истории Отечества для абитуриентов
Занятие нулевое, вступительное
Уважаемые подписчики!
Наконец-то число наших подписчиков достигло семи – и этого достаточно, чтобы
начать рассылку.
Итак, добро пожаловать в Виртуальную школу по истории России для абитуриентов!
ЧТО ТАКОЕ ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА
Виртуальная школа для абитуриентов – это возможность подготовиться к экзаменам
в ВУЗ без посещения курсов или очного общения с учителем. Звучит заманчиво, но
не забывайте – подготовка в любом случае остается за абитуриентом. Никто кроме
вас самих не может выучить то, что надо выучить, разобраться в тех вопросах,
в которых надо научиться разбираться и узнать то, что вам необходимо знать. Любые
курсы, учителя и консультанты, как заочные, так и очные, могут только помочь
в этом.
Виртуальная школа предполагает виртуальные уроки. Каждый урок – это тема курса,
один из вопросов будущего экзаменационного билета. Всего таких уроков будет 80.
Материалы первого урока будут высланы в понедельник 8 октября, и далее рассылка
будет выходить дважды в неделю. Урок состоит из текста рассылки, который более-менее
повторяет (иногда с сокращениями) материал соответствующей главы пособия для
абитуриентов, размещенной на сайте http://rus-hist.nm.ru , материалов для запоминания,
а также заданий для самостоятельной работы. В работе виртуальной школы предполагается
использовать обратную связь: сначала она будет осуществляться по электронной
почте, а затем – через специальные тестовые формы, которые будут размещены в
Сети.
В начале каждой рассылки приводится список вопросов, которые, по практике ведущих
московских университетов, обычно включаются в билеты. Каждая из тем включает
в себя список фактических событий (и дат), знание которых для абитуриента обязательно,
персоналий, географических мест и теоретических понятий, связанных с излагаемыми
событиями. После изложения фактического материала приводятся рекомендации, какие
аспекты того или иного варианта вопросов следует подчеркнуть при ответе. Обязательно
указывается, какие еще материалы следует прочесть обязательно, что можно просмотреть
для ознакомления, а на что вовсе не стоит тратить времени.
КАК ГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАССЫЛКИ
Тексты рассылок предназначены, прежде всего, для самостоятельной подготовки.
Учащимся следует помнить, что простого чтения текста явно недостаточно. Недостаточно
также и чтения текста с пересказом. Рекомендуется использовать текст пособия
в сочетании с другими средствами информации: школьными и институтскими учебниками,
картами, атласами, историческими монографиями.
Не следует забывать, что пособие содержит минимум информации — ровно то, что
нужно для хорошего ответа, и поэтому следует приложить максимум усилий, чтобы
вся информация была усвоена. Полезно применять методы, проверяющие запоминание
фактов и имен: самопроверку по хронологическим таблицам и указателям имен и названий,
составление планов по памяти, воспроизведение элементов фактического материала:
планов ответа, списков событий, списков имен с характеристиками и так далее —
с последующей самопроверкой.
При подготовке любого вопроса обязательно пользоваться картой: каждый упоминаемый
в тексте объект должен быть найден на карте в процессе чтения. Помните, что на
экзамене от абитуриента требуется умение показать любой из этих объектов сразу,
без длительного изучения легенды карты.
Изучая материал той или иной темы, особенно если известны формулировки билетов,
полезно составить конспект ответа по конкретному вопросу, учитывая замечания
в конце темы. Ясно, что содержание конспекта будет уже, чем текст пособия: учащийся
будет вынужден отобрать фактический материал и продумать схему его изложения.
Особое внимание следует уделять истории культуры, так как эти вопросы – самые
сложные для ответа на экзамене. Мы будем излагать их достаточно конспективно,
обращая внимание прежде всего на основные идеи, схему изложения материала и наиболее
важные памятники. Конкретное описание памятников можно найти в искусствоведческих
работах или художественных альбомах, а также в Интернете, следуя по ссылкам,
приводимым в рассылках.
Особенно серьезное внимание надо уделить выполнению заданий для самостоятельной
работы. Излишне думать, что простое чтение текста окажется достаточным для успешной
сдачи экзамена.
Виртуальная школа — не панацея, не чудодейственное средство, но хорошее подспорье
для поступающего в ВУЗ старшеклассника. Она подействует только в том случае,
если чтение рассылок будет сопровождаться серьезной работой над текстом, картой
и собственной памятью, а также выполнением заданий для самостоятельной работы.
Очень важно периодически контролировать себя, выполняя тесты и проверочные задания.
Все это большой и тяжелый труд, но иного способа подготовки к экзаменам, к сожалению,
не существует.
НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ОБ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ!
Школа – это, прежде всего, то место, где можно задать вопрос учителю и получить
ответ. Занятие в Виртуальной школе позволяет вам получать ответы на интересующие
вас вопросы из первоисточника – от автора учебника. Не стесняйтесь, спрашивайте!
Очень часто автор даже не подозревает, что тот или иной фрагмент из его книги
не совсем понятен читателю. В Интернете широко распространена такая форма публикации,
как ответы на часто задаваемые вопросы. Не исключено, что ваши вопросы станут
основой для такой публикации на нашем сайте.
Пишите нам по электронному адресу: rus-hist@nm.ru Вам ответят автор учебника
по истории России для средней школы
Леонид Александрович КАЦВА
И его помощник, редактор пособия для абитуриентов Вячеслав ЛЕЩИНЕР
УСПЕХОВ В ИЗУЧЕНИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ!