По техническим причинам обещанный дополнительный выпуск выходит во вторник
вместо пятницы. Просим прощения у всех, кто его ждал. В сегодняшнем выпуске:
ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
12/10/2001
2
Киевская Русь в X– XI веках
16/10/2001
3
Раздробленность на Руси
19/10/2001
4
КУЛЬТУРА ДОМОНГОЛЬСКОЙ РУСИ
24/10/2001
5
Русь в XIII веке. Борьба с иноземными нашествиями
02/11/2001
6
ВОЗВЫШЕНИЕ МОСКВЫ. ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ
07/11/2001
7
СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА
09/11/2001
8
КУЛЬТУРА МОСКОВСКОЙ РУСИ XIV-XV ВВ.
14/11/2001
9
ВНУТРЕННЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ В СЕРЕДИНЕ XVI ВЕКА
16/11/2001
10
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В СЕРЕДИНЕ И ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI в.
19/11/2001
11
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI ВЕКА
02/12/2001
12
КУЛЬТУРА РУСИ XVI вв.
04/12/2001
13
Россия в конце XVI-начале XVII веков.
Смутное время
07/12/2001
14
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В XVII ВЕКЕ
14/12/2001
15
НАРОДНЫЕ ВОССТАНИЯ В РОССИИ В XVII ВЕКЕ
17/12/2001
16
ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ В XVII ВЕКЕ. ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ
21/12/2001
17
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В XVII ВЕКЕ. ОСВОЕНИЕ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
26/12/2001
18
РУССКАЯ КУЛЬТУРА В XVII В.
04/01/2002
19
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В КОНЦЕ XVII - ПЕРВОЙ ПОЛ. XVIII ВВ.
08/01/2002
20
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО
11/01/2002
21
РУССКАЯ КУЛЬТУРА В I ЧЕТВЕРТИ XVIII ВЕКА
14/01/2002
22
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В СЕРЕДИНЕ И ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА
16/01/2002
23
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В СЕРЕДИНЕ И ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА
18/01/2002
24
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА
22/01/2002
25
КУЛЬТУРА РОССИИ СЕРЕДИНЫ И ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА
28/01/2002
26
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА
30/01/2002
27
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ РОССИИ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА
ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНАМ С ПОМОЩЬЮ РАССЫЛКИ
В начале каждой рассылки приводится список вопросов, которые, по практике ведущих
московских университетов, обычно включаются в билеты. Каждая из тем включает
в себя список фактических событий (и дат), знание которых для абитуриента обязательно,
персоналий, географических мест и теоретических понятий, связанных с излагаемыми
событиями. После изложения фактического материала приводятся рекомендации, какие
аспекты того или иного варианта вопросов следует подчеркнуть при ответе. Обязательно
указывается, какие еще материалы следует прочесть обязательно, что можно просмотреть
для ознакомления, а на что вовсе не стоит тратить времени.
Тексты рассылок предназначены, прежде всего, для самостоятельной подготовки.
Учащимся следует помнить, что простого чтения текста явно недостаточно. Недостаточно
также и чтения текста с пересказом. Рекомендуется использовать текст пособия
в сочетании с другими средствами информации: школьными и институтскими учебниками,
картами, атласами, историческими монографиями. Не следует забывать, что пособие
содержит минимум информации — ровно то, что нужно для хорошего ответа, и поэтому
следует приложить максимум усилий, чтобы вся информация была усвоена. Полезно
применять методы, проверяющие запоминание фактов и имен: самопроверку по хронологическим
таблицам и указателям имен и названий, составление планов по памяти, воспроизведение
элементов фактического материала: планов ответа, списков событий, списков имен
с характеристиками и так далее — с последующей самопроверкой.
При подготовке любого вопроса обязательно пользоваться картой: каждый упоминаемый
в тексте объект должен быть найден на карте в процессе чтения. Помните, что
на экзамене от абитуриента требуется умение показать любой из этих объектов
сразу, без длительного изучения легенды карты. Изучая материал той или иной
темы, особенно если известны формулировки билетов, полезно составить конспект
ответа по конкретному вопросу, учитывая замечания в конце темы. Ясно, что содержание
конспекта будет уже, чем текст пособия: учащийся будет вынужден отобрать фактический
материал и продумать схему его изложения.
Особое внимание следует уделять истории культуры, так как эти вопросы – самые
сложные для ответа на экзамене. Мы будем излагать их достаточно конспективно,
обращая внимание прежде всего на основные идеи, схему изложения материала и
наиболее важные памятники. Конкретное описание памятников можно найти в искусствоведческих
работах или художественных альбомах, а также в Интернете, следуя по ссылкам,
приводимым в рассылках. Особенно серьезное внимание надо уделить выполнению
заданий для самостоятельной работы. Излишне думать, что простое чтение текста
окажется достаточным для успешной сдачи экзамена. Виртуальная школа — не панацея,
не чудодейственное средство, но хорошее подспорье для поступающего в ВУЗ старшеклассника.
Она подействует только в том случае, если чтение рассылок будет сопровождаться
серьезной работой над текстом, картой и собственной памятью, а также выполнением
заданий для самостоятельной работы. Очень важно периодически контролировать
себя, выполняя тесты и проверочные задания. Все это большой и тяжелый труд,
но иного способа подготовки к экзаменам, к сожалению, не существует.
Если хочется большего, чем просто читать рассылку
Прочитайте материал первых шести занятий. Попоробуйте выполнить предложенные
там задания.Подобного рода задания предлагаются в дистанционном курсе. Если
вы хотите попробовать свои силы - напишите нам по aдресу: rus-hist@nm.ru
и сообщите о себе краткую информацию: как вас зовут, откуда вы, куда собираетесь
поступать, на какую специальность. Приложите свои ответы на вопросы любого из
первых шести занятий. Если у вас появились какие-либо вопросы - не стесняйтесь
их задать. Мы ответим и в письме предложим конкретные сроки, формы и методы
обучения.
Предвосхищая возможные вопросы относительно оплаты занятий в школе, следует
заметить, что пока ( в силу немногочисленности учащихся) наши сервисы остаются
бесплатными. Вместе с тем, если число наших студентов дойдет до каких-либо значительных
размеров (таких, по крайней мере, что переписка с ними будет отвлекать много
времени и сил), то и формы взаимодействия могут измениться, равно как и стоимость
бесплатных пока услуг.