Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ЗАНЯТИЕ №58. КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ В 1920-Х —1930-Х ГГ.


Информационный Канал Subscribe.Ru

ЗАНЯТИЕ №58. КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ В 1920-Х —1930-Х ГГ.

Основные события

1919 г.—Создание первых рабфаков

1923 г.—Создание общества «Долой неграмотность!»

1932 г.—Постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций».

1934 г.—Первый Съезд советских писателей

1934 г.—Постановление ЦК ВКП(б) и СНК «О преподавании гражданской истории в школах СССР».

1936 г.—Кампания борьбы с формализмом

1938 г.—Публикация Краткого курса истории ВКП(б).

Действующие лица

Ученые

  • Бах А.Н.
  • Павлов И.П.
  • Зелинский Н.Д.
  • Вавилов Н.И.
  • Губкин И.М.
  • Кольцов Н.К.
  • Иоффе А.Ф.
  • Четвериков С.С.
  • Капица П.Л.
  • Завадовский М.М.
  • Вавилов С.И.
  • Прянишников Д.Н.
  • Жуковский Н.Е.
  • Лысенко Т.Д.
  • Лебедев С.В.

Писатели, драматурги и литературные критики

  • Авербах Л.
  • Ахматова А.
  • Бабель И.
  • Багрицкий Э.
  • Булгаков М.
  • Вишневский Вс.
  • Есенин С.
  • Замятин Е.
  • Иванов Вс.
  • Ильф И. и Петров Е.
  • Клычков С.
  • Клюев Н.
  • Лавренев Б.
  • Мандельштам О.
  • Маяковский В.
  • Островский Н.
  • Пастернак Б.
  • Платонов А.
  • Тихонов Н.
  • Толстой А.
  • Тренев К.
  • Тынянов Ю.
  • Уткин И.
  • Фурманов Д.
  • Шолохов М.
  • Эрдман Н.

Деятели искусства

  • Александров Г
  • Васильевы С. и Г.
  • Мейерхольд В.Э.
  • Немирович-Данченко В.И.
  • Пырьев И.
  • Ромм М.
  • Станиславский К.С.
  • Шостакович Д.Д.
  • Эйзенштейн С.

Важнейшие понятия и термины

  • Авангардизм
  • Антиутопия
  • Ар-Деко
  • Единая трудовая школа
  • Комвузы и совпартшколы
  • Конструктивиз
  • Ликбез
  • Неоклассицизм
  • Производственный роман
  • Рабфак
  • Социалистический реализм
  • Социальная фантастика
  • Формализм
  • Футуризм

Литературно-художественные организации

Всероссийский союз поэтов

«Серапионовы братья»

Левый фронт (ЛЕФ)

«Перевал»

Пролеткульт

Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП)

Союз писателей СССР

Содержание ответа

1. Ликвидация неграмотности. Школа.

Советская власть победила в стране со сравнительно низким уровнем культуры населения. К концу XIX в. (данные переписи населения 1897 г.) только 22,3% населения у мели читать и писать. Этот показатель несколько увеличился к 1917 г., но все же основная масса населения оставалась неграмотной. Между тем Советская власть была заинтересована в распространении своих идей и взглядов, в т.ч. через печать.

В 1919 г. Ленин подписал декрет о ликвидации неграмотности. Обучение грамоте было объявлено обязательным для всего неграмотного взрослого населения. Были изданы новые буквари и пособия, проникнутые революционными идеями. Были созданы особые школы ликбеза (ликвидации безграмотности). Грамотные граждане привлекались к работе по обучению неграмотных в порядке трудовой повинности. В деревнях взрослые нередко учились вместе с детьми. За годы Гражданской войны было обучено грамоте 7 млн. чел. В 1920 г. из каждой тысячи жителей России грамотными были 319 чел.

Принципиально изменилась организация школы. Все ранее существовавшие типы учебных заведений заменила единая трудовая школа, состоявшая из двух ступеней. Образование стало бесплатным, мальчики и девочки стали учиться совместно. Работой школы стали руководить ученические комитеты (учкомы), находившиеся под влиянием комсомола. Задачей школы объявлялось воспитание поколения, способного окончательно установить коммунизм. Следствием этого стала растущая идеологизация образования.

Во время гражданской войны и в первые годы нэпа школьное образование находилось в крайне тяжелом положении, испытывая крайний дефицит учебных пособий, тетрадей, даже карандашей. Многие школы были закрыты. Подростки вынуждены были зарабатывать и не имели времени на учебу. Поэтому школу второй ступени посещали лишь 7% потенциальных учащихся.

В 1923 г. было образовано общество «Долой неграмотность!», увеличена численность школ. К 1927 г. начальную школу посещали 70% детей. Уровень грамотности в целом по стране возрос до 51%, в т.ч. в городах до 76%.

В 30-х гг. неграмотность была в основном преодолена. К 1939 г. свыше 90% мужчин и 72% женщин умели читать и писать. Накануне войны был осуществлен переход к всеобщему начальному образованию, а в городах — к семилетнему.

Собственную письменность получили многие народы Севера и Сибири, прежде вообще не знавшие письменной культуры.

В советскую школу постепенно возвращались многие педагогические традиции, отброшенные революционной эпохой. В 1932 г. специальное постановление ЦК ВКП(б) потребовало вернуться к уроку как основной форме учебных занятий, отказавшись от широко распространившегося «бригадно-лабораторного» метода.

Изменилось и содержание учебных программ по ряду предметов. В 1934 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) и СНК «О преподавании гражданской истории в школах СССР». В школу возвращалось изучение исторических фактов, прежде заменявшееся социологическими схемами и «основами марксизма». Такое решение было связано с идеологическими изменениями, в частности с отказом власти от нигилистического отношения к прошлому России и возвращением к «державному» курсу.

2. Высшее образование

Высшее образование после революции оказалось в особенно сложном положении. Стремясь создать собственную трудовую интеллигенцию и с подозрением относясь с интеллигенции старой, Советская власть увеличила число вузов. В 1920 г. в России было 244 вуза, в т.ч. 16 университетов, против 91 вуза и 8 университетов в 1913 г. Число студентов возросло со 125 тыс. до 206 тыс. В годы нэпа число вузов вновь сократилось до 145, а количество студентов — до 167 тыс., но и теперь система высшего образования оставалась обширнее дореволюционной. Однако качественный состав студенчества заметно ухудшился, т.к. прием в вузах велся теперь на основе социального происхождения. Дети рабочих и крестьян принимались без экзаменов, невзирая на знания и имеющееся образование. Выходцы же из буржуазии, интеллигенции, служащих могли поступить в вуз, только если имели несколько лет рабочего стажа.

Обучение в вузах совсем неподготовленных людей оказалось невозможным, поэтому в 1919 г. были созданы рабочие факультеты (рабфаки), слушатели которых за три года овладевали курсом 4–6 старших классов школы. Именно рабфаки, на которых в 1920 г. обучались 18 тыс. чел., а в 1925 г. — 57 тыс., позволили изменить социальный состав студенчества. Ограничения для абитуриентов, связанные с социальным происхождением, были отменены только в 1936 г.

Для подготовки работников партаппарата и пропагандистов были созданы т.н. комвузы и совпартшколы. Самым известным среди комвузов был открытый в 1919 г. в Москве Коммунистический Университет им. Свердлова. В 1921 г. был открыт Институт красной профессуры (ИКП) для подготовки специалистов в области общественных дисциплин.

Переход к индустриализации потребовал создания в 1927 г. Промышленной академии, где готовили руководителей предприятий. До этого подавляющее большинство т.н. «красных директоров», вышедших из рабочих, имело только начальное образование или не имело его совсем.

В 30-х гг. развитие системы высшего образования продолжилось. К концу 30-х гг. в СССР было 23 университета. Лидером среди отечественных вузов оставался МГУ. В области подготовки специалистов-гуманитариев ведущая роль принадлежала Московскому и Ленинградскому институтам истории, философии и литературы (МИФЛИ и ЛИФЛИ).

Важное значение имело открытие вузов в национальных республиках, ранее не знавших высшего образования, в т.ч. в Азербайджане и Средней Азии. Неоценимую роль в подготовке национальной интеллигенции, в первую очередь учителей, для народов, еще несколько лет назад не имевших письменности, сыграл созданный в Ленинграде Институт народов Севера.

3. Развитие точных и естественных наук

Советская власть уделяла большое внимание развитию технических и естественных наук. В 1918 г. был создан научно-технический отдел ВСНХ. В нем работали видные ученые: химики А.Н. Бах, Н.Д. Зелинский, геолог И.М. Губкин. В Петрограде был создан Рентгенологический и радиологический институт во главе с академиком А.Ф. Иоффе. Позднее из него выделился Физико-технический институт, сыгравший огромную роль в развитии Во второй половине 30-х гг. уровень советской прозы заметно снижается. В обстановке репрессий1 писатели предпочитали отмалчиваться, или создавали произведения, которые должны были «понравиться наверху».

отечественной физики. Позднее крупнейшими центрами теоретической физики стали Физический институт им. П.Н. Лебедева (ФИАН), руководимый С.И. Вавиловым, и Институт физических проблем возглавляемый П.Л. Капицей. В 30-х гг. советские ученые осуществили глубокие исследования в области физики твердого тела, полупроводников, физики низких температур, атомного ядра. В 1936 г. в Ленинграде был пущен первый в Европе циклотрон.

В Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) под руководством Н.Е. Жуковского закладывались основополагающие принципы самолетостроения. Советские летчики на отечественных самолетах совершили в 20-х гг. беспрецедентно дальние по тем временам перелеты (Москва—Пекин, Москва-Нью-Йорк). В 1933 г. была запущена первая советская ракета на жидком топливе.

Труды химиков во главе с академиком С.В. Лебедевым позволили СССР во второй половине 30-х гг. впервые в мире наладить производство искусственного каучука.

Геологические исследования на Урале, в Якутии, на Кольском полуострове, в Средней Азии позволили открыть новые залежи полезных ископаемых, в т. ч. руд цветных металлов.

Выдающихся успехов достигла советская биология. Продолжал работу великий физиолог И.П. Павлов. В 1929 г. была основана Всесоюзная Академия сельскохозяйственных наук им. Ленина (ВАСХНИЛ), в составе которой было 12 институтов. Президентом ВАСХНИЛ стал выдающийся генетик и растениевод Н.И. Вавилов, возглавивший также Всесоюзный институт растениеводства (ВИР). В области генетики трудились такие крупные ученые как С.С. Четвериков, Н.К. Кольцов, М.М. Завадовский и др. Успехи агрономической науки связаны с именем Д.Н. Прянишникова.

В то же время в биологической науке именно в 30-х гг. началось восхождение Т.Д. Лысенко. Взгляды Лысенко не соответствовали уровню науки ХХ в. Так, он утверждал наследование приобретенных признаков, отрицал существование гена. Тем не менее, фальсифицируя результаты своих опытов и широко раздавая необоснованные обещания, Лысенко сумел добиться расположения властей. Во второй половине 30-х гг. Лысенко и его сторонники повели атаку на генетику, прибегая к политическим обвинениям. В 1938 г. Лысенко стал президентом ВАСХНИЛ. В 1940 г. был арестован Вавилов (умер в тюрьме в 1943 г.). Репрессиям подверглись и многие другие ученые-биологи. Отечественной науке был нанесен тяжелый удар. Однако окончательного разгрома генетики тогда еще не произошло.

4. Общественные науки

Общественные науки после революции и гражданской войны оказались под жестким прессом идеологии. Единственной допустимой методологией стал марксизм. Ученые-немарксисты вынуждены были покинуть Россию или лишились возможности излагать свои взгляды в печати или с университетской кафедры.

В исторической науке воцарилось безраздельное господство идей М.Н. Покровского, единственного марксиста среди историков-профессионалов с дореволюционным стажем. Покровский третировал историков-немарксистов. В своих трудах он в соответствии с тогдашними идеологическими требованиями преувеличивал отсталость дореволюционной России, нигилистически рисовал ее прошлое.

Однако в 30-х гг. произошел официальная идеология начала изменяться. Если в 20-х гг. отсталость России всячески подчеркивалась, то теперь она стала замалчиваться. В пропаганде все явственнее зазвучали имперские мотивы. Это было связано с окончательным провалом курса на мировую революцию и расчетом укрепить единство страны, сыграв на национальных чувствах большинства населения. В связи с этим труды Покровского (умершего в 1932 г.) во второй половине 30-х гг. были подвергнуты резкой и не всегда справедливой критике. Его взгляды стали именовать антиисторическими и антимарксистскими.

Изменилась и трактовка истории национальных отношений. Если историки начала 30-х гг. писали о колонизаторской политике царизма, то с конца 30-х гг. стали говорить о том, что завоевание Россией являлось для народов национальных окраин «наименьшим злом».

В 1938 г. был опубликован «Краткий курс истории ВКП(б)». Подготовленный под личным контролем Сталина, он стал единственным учебником по истории большевистской партии. Реальная история РСДРП—ВКП(б) была фальсифицирована. Преувеличивалась роль Сталина, замалчивалась или искажалась роль видных старых большевиков, объявленных «врагами народа». В ложном свете были представлены и взаимоотношения большевизма и меньшевизма. Главное — с выходом «Краткого курса» исследования в области истории партии, по существу, прекратились, а историко-партийная наука могла заниматься лишь подтверждением ставших незыблемыми догм.

В подобном положении находились и другие общественные науки. Философы лишь толковали написанную Сталиным 4-ю главу «Краткого курса» «О диалектическом и историческом материализме», социология и социальная психология были запрещены.

5. Литература и искусство

Гражданская война нанесла тяжелый ущерб культуре России, привела к уничтожению бесценных памятников архитектуры и живописи, библиотек и частных архивов. Значительная часть художественной интеллигенции, не приняв советскую власть, эмигрировала из России.

В то же время в годы революции и гражданской войны страна пережила невиданный культурный подъем, вызванный революционной ломкой старого мира. Многие писатели, даже далекие от революции, сочли возможным сотрудничество с большевиками.

С особым энтузиазмом восприняли революцию «левые», авангардистские литературно-художественные направления, например футуристы. Для них революция означала разрыв с опостылевшими классическими канонами и возможность свободного художественного творчества. В годы гражданской войны «левое» искусство претендовало на статус государственного, откровенно третируя реализм.

Государство в первые послереволюционные годы и в 20-х годах постепенно усиливало вмешательство в литературно-художественные вопросы. Все более ощутимым становилось давление цензуры, распространявшейся не только на современные произведения, но и на русскую и зарубежную классику.

И все же до конца 20-х годов власть следила за тем, что пишут литераторы и художники, но не предписывала им, как писать. Нарком просвещения А.В. Луначарский говорил: «Во всем, что касается форм искусства, правительства придерживается полного нейтралитета».

Такая позиция позволила 20-м годам стать временем борьбы художественных школ и творческого разнообразия. В эти годы существовало немало литературно-художественных группировок: «Серапионовы братья», «Левый фронт (ЛЕФ)», «Перевал», Всероссийский союз поэтов и др.

В 20-е гг.. продолжали работать А. Ахматова, О. Мандельштам, Б. Пастернак. Достигли расцвета «крестьянские поэты»: С. Есенин, С. Клычков, Н. Клюев. Появились и новые замечательные поэтические имена: Э. Багрицкий, Н. Тихонов, И. Уткин. Появились новые произведения М. Горького: «Мои университеты» и «Дело Артамоновых». О гражданской войне писали Д.Фурманов («Чапаев»), И. Бабель («Конармия»), Вс. Иванов («Бронепоезд 14-69»). С иных позиций рассматривал гражданскую войну М. Булгаков в романе «Белая гвардия», который из-за цензуры удалось опубликовать лишь частично. Булгаков работал также в жанре социальной фантастики. В 20-х гг. он опубликовал повести «Дьявилиада» и «Роковые яйца». Неопубликованной осталась повесть «Собачье сердце». В том же жанре социальной фантастики Е. Замятин создал антиутопию «Мы», сатирически изображающую сверхтоталитарное общество.

В то же время часть литераторов и критиков, фанатично увлеченных революционными лозунгами, считала необходимым отбросить всю прежние культурные достижения и создать новую пролетарскую культуру. Сторонники этой идеи создали в 1918 г. общество пролетарской культуры (Пролеткульт). Пролеткульт пытался сосредоточить в своих руках руководство культурой, подчинить себе Наркомат просвещения.

Ленин отнесся к пролеткультовским идеям крайне отрицательно, считая попытку обособления пролетарской культуры и стремление Пролеткульта к самостоятельности по отношению к партии и государству вредными.

Однако пролеткультовская идеология оказалась устойчивой. Наследником Пролеткульта явилась Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП). Члены РАППа во главе с критиком Л. Авербахом вели борьбу против т.н. «попутчиков», которых они считали мелкобуржуазными литераторами: А. Толстого, А. Платонова, М. Булгакова, С. Есенина и даже В. Маяковского. К началу 30-х гг. РАПП занял в литературе практически монопольное положение.

В 1932 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций». Было принято решение об объединении всех писателей в единый союз. Дальнейшее существование особых пролетарских писательских организаций признавалось нецелесообразным. Таким образом, РАПП был ликвидирован. Деление литераторов на пролетарских и попутчиков прекращалось. Утверждалось единое понятие «советский писатель». К этому времени РАПП уже выполнил свою задачу, добился роспуска большинства литературных группировок. К тому же РАПП вызывал дружную ненависть художественной интеллигенции, и его уничтожение способствовало росту популярности Сталина. Наконец, Сталина, вероятно, раздражали претензии рапповцев на самостоятельную роль.

В 1934 г. прошел Первый Всесоюзный съезд советских писателей. На съезде было завершено создание Союза писателей СССР. Первым его председателем стал М. Горький, после его смерти Союз возглавил А. Фадеев.

В Уставе Союза писателей говорилось, что основным методом советской литературы является социалистический реализм, требующий от художника «правдивого, историко-конкретного изображения действительности в ее революционном развитии». Это означало отказ от авангардистских художественных приемов и форм. Но главное заключалось в ином — теперь вопрос о том, какое изображение действительности считать правдивым, решали партийные инстанции.

В 30-х гг. советские писатели продолжали разрабатывать историко-революционную тему. Наиболее заметными произведениями этого направления стали «Тихий Дон» М. Шолохова, «Хождение по мукам» А. Толстого и «Как закалялась сталь» Н. Островского.

Важное место в литературе 30-х гг. занял производственный роман, прославлявший индустриализацию. Главным героем здесь был не конкретный человек, а обобщенный образ технического прогресса и героического труда. Таковы произведения М. Шагинян «Гидроцентраль», Ф. Гладкова «Цемент», Ф. Панферова «Бруски», В. Катаева «Время, вперед!».

Прославлению коллективизации был посвящен роман М. Шолохова «Поднятая целина».

Еще большее внимание, нежели в 20-х гг. уделялось исторической тематике. Появились роман А. Толстого «Петр Первый», произведения Ю. Тынянова «Пушкин», «Восковая персона» и «Малолетный Витушишников».

В 1927–1941 гг. был создан выдающийся образец советской сатиры — дилогия И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок».

Во второй половине 30-х гг. в обстановке репрессий уровень советской прозы заметно снизился. Многие писатели были репрессированы или отлучены от литературы, как, например, А. Платонов и М. Булгаков.

6. Театр и кино

Первые годы Советской власти характеризовались стремительным ростом числа театров. Новые театры стояли, как правило, на крайне левых позициях, отрицая старое театральное искусство. Среди идеологов «театрального Октября» самое видное место занимал великий режиссер В. Мейерхольд. Первые советские пьесы (например «Мистерия-буфф» В. Маяковского) были плакатными, агитационными, но именно такое искусство было востребовано эпохой гражданской войны.

С переходом к нэпу для театров настало тяжелое время. Многие из них закрылись из-за финансовых трудностей, которых не испытывало только развлекательное искусство — эстрада и оперетта. Драматические же и оперные театры смогли поправить свое положение лишь во второй половине 20-х гг.

К этому времени агитационное искусство времен гражданской войны перестало удовлетворять зрителя. Театральный авангардизм оказался непонятным тем самым рабочим, на революционные чувства которых был рассчитан. В театре возрождается реализм, внимание к деталям. Решающую роль в восстановлении театральных традиций сыграли академические театры, особенно МХАТ во главе с К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко.

Во второй половине 20-х — начале 30-х гг. появились советские пьесы, завоевавшие большую популярность: «Дни Турбиных» М. Булгакова, «Любовь Яровая» К. Тренева, «Разлом» Б. Лавренева, «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, «Мандат» Н. Эрдмана, «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского и др. Правда, почти все они неоднократно запрещались цензурой. Ставились и спектакли по произведениям русской классики.

Во второй половине 30-х гг., когда в литературе безраздельно утверждался социалистический реализм, в театре и музыкальном искусстве началась борьба с «формализмом». В 1936 г. грубым нападкам подверглась гениальная опера Дм. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда», не понравившаяся Сталину, привыкшему к традиционному оперному искусству. Статья в «Правде», в которой громили оперу Шостаковича, называлась «Сумбур вместо музыки». Под лозунгом борьбы с формализмом был закрыт театр Мейерхольда, а сам он в 1939 г. был арестован и расстрелян.

В театральном искусстве было принудительно установлено господство одного направления — системы Станиславского. О художественном эксперименте в театре пришлось надолго забыть.

С особым вниманием Советская власть относилась к кинематографии, обладавшей колоссальными пропагандистскими возможностями. Первые советские художественные фильмы стали выпускаться еще в годы гражданской войны. Самым знаменитым фильмом 20-х гг. стал снятый С. Эйзенштейном «Броненосец Потемкин», завоевавший всемирную славу.

По-настоящему широкое распространение в стране кинематограф получил в конце 20-х и в 30-х гг. Ведущей темой советского кино стала история революции и гражданской войны. Чрезвычайно популярны были фильмы «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» М. Ромма, трилогия о Максиме Г. Козинцева и Л. Трауберга, «Мы из Кронштадта» Е. Дзигана, но особенно — «Чапаев» С. и Г. Васильевых с Б. Бабочкиным в главной роли.

Историческая тематика была представлена фильмами «Петр I» В.Петрова, «Александр Невский» С. Эйзенштейна и др.

Важную роль в советском киноискусстве играла жизнеутверждающая музыкальная комедия, призванная подтвердить тезис Сталина о том, что «жить стало лучше, жить стало веселее». Таковы фильмы«Веселые ребята», «Цирк» и «Волга-Волга» Г. Александрова, «Трактористы» И. Пырьева.

7. Изобразительное искусство и архитектура.

Почти сразу после революции началось осуществление предложенного Лениным плана монументальной пропаганды. Сооружались памятники революционерам и крестьянским вождям, писателям и ученым. Выполненные в большинстве своем из гипса или дерева, они оказались недолговечными, но свидетельствовали о желании новой власти говорить с народом на языке изобразительного искусства.

Изобразительное искусство 20-х гг. характеризовалось острым соперничеством «левых» направлений и реализма. В традициях старого реалистического искусства работали И.Э. Грабарь, К.А. Коровин, С.В. Малютин. Различные направления художественного авангарда разрабатывали в своем творчестве П.П. Кончаловский, К.С. Малевич, К.С. Петров-Водкин, В.Е. Татлин и другие. Во второй половине 20-х гг. появляются новые выдающиеся имена: С.В. Герасимов, А.А. Дейнека, Б.В. Иогансон…

В 1922 г. художники-реалисты создали Ассоциацию художников революционной России (АХРР). В середине 20-х гг. им удалось лишить «левых» руководящих позиций. Усилиями АХРР в изобразительном искусстве уже в 20-х гг. начал складываться художественный метод социалистического реализма с присущей ему героизацией действительности.

В 30-х гг. в живописи особенно ярко проявилось стремление к унификации. Все художественные общества были распущены и заменены едиными региональными союзами художников. Оргкомитет Союза художников СССР возглавил А. Герасимов, специализировавшийся, главным образом, на парадных портретах вождей.

В 30-е гг. работали многие выдающиеся художники: С. Герасимов, Б. Иогансон, А. Дейнека, П. Корин и др. Но главной задачей живописи стало прославление побед социализма, изображение героического труда рабочих и крестьян, возвеличивание Сталина.

Для архитектуры 20-х гг. был характерен силь конструктивизма, отличающийся подчеркнутой простотой и утилитарностью архитектурных форм. Примером интересных градостроительных решений стал кооперативный поселок «Сокол», спроектированный как поселок-сад с бульварами и парком.

В 30-х гг. происходит постепенный переход от конструктивизма к стилю Ар-Деко, отличающемуся большей монументальностью и неоклассическим декором. В середине и второй половине 30-х гг. начал формироваться т.н. «сталинский классицизм», которому присущи торжественность и помпезность. В этом стиле построены, например, жилые дома вдоль Тверской улицы, многие станции московского метрополитена.

В 1935 г. был принят генеральный план реконструкции Москвы. В соответствии с планом устраивались площади, расширялись улицы. На сохранение исторической застройки внимания не обращали, что привело к варварскому разрушению многих старинных памятников, особенно церквей. Еще до принятия генплана реконструкции — в 1931 г. — был взорван Храм Христа Спасителя, на месте которого предполагалось построить грандиозный Дворец Советов, увенчанный 100-меторовй статуей Ленина.

На что следует обратить внимание при ответе.

Ответ следует строить так, чтобы экзаменаторы могли увидеть: абитуриент осознанно вписывает события культурной жизни в контекст эпохи, понимает, что в искусстве времен гражданской войны и начала 20-х гг. не случайно преобладали ниспровергательские, а в искусстве 30-х гг. — консервативные тенденции.


Примечание

1 В ГУЛАГе оказалось 40% депутатов Первого съезда советских писателей. 65% репрессированных писателей состояли в ВКП(б).



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное