Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Говорим и пишем правильно. Помощь всем


Информационный Канал Subscribe.Ru

Ресурс "Культура письменной речи"

Говорим и пишем правильно

Выпуск 27 22 декабря 2002 г.
HAPPY NEW YEAR!!!

Дорогие друзья, коллеги и единомышленники!
ПОЗДРАВЛЯЕМ ВАС С НАСТУПАЮЩИМ НОВЫМ ГОДОМ!
Желаем счастья, успехов, благополучия!


Мы рады сообщить, что ресурс "Культура письменной речи" (www.gramma.ru) получил высшую награду Всероссийского конкурса "Образование в Рунете" в номинации "Персональный сайт". Подробности - на сайте


В выпуске:
1. Навстречу реформе образования. Сбросим Кирилла и Мефодия с парохода современности
2. Ликбез от GRAMMA.RU. Жду звонка...
3. Веселый этимологический словарик, а также - новое оригинальное "блюдо" к новогоднему столу

НАВСТРЕЧУ РЕФОРМЕ ОБРАЗОВАНИЯ


СБРОСИМ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ С ПАРОХОДА СОВРЕМЕННОСТИ!


      Сколько споров вокруг сочинения как формы выпускного экзамена или, как теперь принято говорить, как формы итоговой аттестации! "Отменить, потому что все равно не пишут, а списывают…"; "Отменить как непосильный для учащихся экзамен…"; "Отменить, потому что надо бороться с перегрузками учащихся…"
      Это мнения небольшой (но, как правило, самой громкоголосой) части учителей-словесников, чадолюбивых родителей и, по большей части, чиновников от образования. "Но что тогда будет с литературой? Количество часов сокращается, и мы потеряем литературу как школьный предмет!" - предостерегают другие. "А туда ей и дорога! Не литература и была!" - мысленно, пока еще воздерживаясь произнести это вслух, чтобы не потерять интеллигентного выражения лица, отвечают первые.
      Возражения набирают силу, становятся более основательными и на первый взгляд неоспоримыми: "Если будет отменено сочинение как экзамен, что же будет с речевым развитием наших детей, с развитием их творческих способностей?.. Школьники не будут приобщаться к русской культуре, к книге!.. И как воспитать истинно русского человека без знания русской литературы, ведь русская классика - наша национальная гордость!.."
      Но чиновничество - сила в государстве весьма влиятельная, практически непреоборимая, и у них свои резоны, главный из которых - имитация кипучей деятельности (ИКД). Отсюда - сногсшибательные педагогические шоу, глобальность реформаторских замыслов. На фоне реформы русского правописания, введения ЕГЭ в вузах и школах всей страны (представляете, сколько новых инстанций и, соответственно, новых чиновников потребуется!) отмена какого-то там экзамена по литературе вещь настолько мелкая и незначительная, что и заниматься-то ею как-то совестно… Так что - с благою целью "преобразований": "Отменить, потому что надо же что-то отменять!"
      Какого бы мнения вы, дорогие читатели, не придерживались, какую бы позицию ни занимали, прежде всего - не волнуйтесь. Давайте отвлечемся от остроты ситуации и пойдем строго логическим путем. Мы помним, что любое действие порождает необходимость следующего действия, следующих шагов. Позволим себе небольшой прогноз…
      Представьте, что экзамен по литературе отменили, потому что "трудно"… Что же дальше? Дорогие наши детишки и так-то не любят читать, а тут еще и необходимость отпала… И снова - "трудно" (а чтение - это труд, это необходимость думать). Литература как школьный предмет низведена до размеров немыслимых - 2 часа в неделю. То, что трудность этого предмета для учащихся при таком сокращении часов неизмеримо возрастает - это чиновниками от образования всех рангов, конечно же, не учитывается. Скорее всего, потому, что этому предмету предрешен другой путь - полное выхолащивание до уничтожения, до перевода в разряд факультативного курса.
      Итак, следующий шаг - предмет литературы как факультативный курс. Для желающих. Предполагается, что такие будут. Разумеется, будут, но основная масса учащихся останется без русской литературы.
      Что нам тогда будет сложно? Что будем отменять? Да очень просто: за ненадобностью - русский язык как школьный предмет. То есть не весь, конечно, а сначала так, основные правила оставим, а кто хочет все знать, т. е. вполне грамотно писать, - факультативный курс, пожалуйста (разумеется, платный). Сбросили Пушкина "с парохода современности" - настала очередь Кирилла и Мефодия…
      Да и то сказать, зачем нам русский в таком объеме? Вот английский - другое дело, это очень нужно. (Эта ситуация, это родительское мнение уже существует в реалиях современной школы). Вот и давайте изучать в основном английский.
      Да и английский, по существу, не нужен. Чтобы правильно нажимать кнопочки компьютера, пользователю вовсе не нужно знать язык. Всего несколько слов: exit, open, stop, play… Может, вы задумались о том, что означают эти слова? Вот-вот, вы задумались…А ведь это уже труд…Значит, трудность, перегрузка… Может, для простоты и доступности обучения мы вспомним о пиктограммах? А дело в том, что главное слово уже сказано. Оно сказалось как-то невольно, само собой. Это слово - пользователь. И еще одно необходимо добавить: потребитель.
    
Формирование "потребителей" и "пользователей" - и только, чистых, без всяких примесей, безо всякого стремления к самостоятельности мышления, какому-то там творчеству, Потребителей и пользователей - это ли не вожделенная мечта всех наших чиновников от образования? И это ли не идеальный образ, который грезится и чиновникам от культуры самого высокого ранга, так старательно и успешно насаждающим в нашем государстве моральную и физическую нечистоплотность всякого рода, начиная с нечистоплотности в речи? О, как меркнет творчество наших гениальных писателей-фантастов по сравнению с замыслами чиновников от образования и чиновников от культуры! Что Замятин и что Войнович! Переименуем нашу старушку Россию, допустим, в ДОПОПО (Демократическое Общество Потребителей и Пользователей)!
<...>

      А может, не будем мешать, отойдем в сторону? Чем быстрее разрушат господа чиновники то, что еще держится благодаря самоотверженным и героическим усилиям российских учителей, тем быстрее спохватятся? Ведь состояние "до основанья" уже наступило. Не случайно Вячеслав Пьецух, говоря о том языке, на котором общается современная российская молодежь, замечает, что "Россия еще не испила чащу свою…"
       Проблемы, связанные с сочинением как формой выпускного экзамена, можно рассматривать шире - в русле проблем литературы и русского языка как школьных предметов, в русле того плачевного состояния, в котором находится русский язык в нашем обществе, и еще шире - в связи этих проблем с состоянием российской культуры и самосознания нации. Все - звенья одной цепи. <...>

      Все начинается с целеполагания - т. е. с той конечной цели, к которой российская образовательная система стремится. Эта цель - формирование личности гражданина демократического государства. Тогда посмотрим, какие качества личности развивает работа над сочинением и какие - востребуются и совершенствуются при других видах школьных работ. Диктант проверяет грамотность - и только. Кстати, это один из самых сложных видов аттестационного испытания и в силу этого (а также в силу чрезвычайно низкого уровня грамотности наших учащихся, уровня, который всем известен и - по привычке, оставшейся от советских времен - всячески замалчивается) никем не предлагается в качестве экзамена.<...>
      Тесты проверяют только знания, учебные умения и навыки остаются вне поля зрения проверяющего. Кроме того, правильный ответ можно и угадать, случайно или по каким-то сопутствующим признакам. Кроме того, тесты не всегда корректны, а уж по литературе, где материал настолько прихотлив и тонок, что может быть, при известной мотивации, не один, а несколько правильных ответов, использование тестов никак не может заменить связный текст в качестве ответа на вопрос.
      Изложения требуют от учащихся только репродуктивных умений, и вот что-что, а повторять вслед за учителем дети отлично научаются в начальной школе. На том возрастном уровне нет в таком повторении ничего плохого - это входит в одну из задач обучения. Как мы учим? - Повторяй за мной! Есть в начальной школе такой вид работы - "контрольное списывание". Но уделять основное внимание развитию репродуктивных способностей в среднем звене обучения - значит убивать творческое начало в ребенке. Чем мы вполне успешно и занимаемся. Как ни странно, экзамен после 9 класса - изложение! (Было бы вполне резонным видеть такой экзамен после курса начальной школы: его введение помогло бы решить многие проблемы преемственности в обучении).
      Почему изложение как вид аттестационного испытания после 9 класса - неудачный вид работы? По многим причинам. Прежде всего потому, что детей готовят к экзамену. Ну и что в этом плохого? Ничего плохого в этом нет, просто детей учат тому, что они давно умеют, - повторять, воспроизводить. И, в силу нехватки предметного времени, учительских сил да и просто нехватки учителей - ничему другому. Изложение в среднем звене обучения - основной вид работы по развитию речи. И это вполне естественно, потому что впереди экзамен - изложение. Не будете же вы тренироваться исключительно в беге с барьерами, если вам предстоит бег на длинные дистанции? <...> Но изложение, как правило, учит просто воспроизводить исходный текст. И никакие творческие задания к изложениям положения не спасают. Потому что учителя вполне устроит такой примерно текст "творческого задания": "Мне очень понравилось это высказывание Паустовского (Нагибина, Пришвина и др.) В нем замечательно говорится о красоте русской природы (зодчества, живописи, человека и др.) Я тоже люблю и горжусь прекрасной русской природой (архитектурой, произведениями искусства, людьми и др.)" Вот и все: "троечка" обеспечена. А может, и оценка повыше.
      К тому же изложение как вид аттестационного испытания не учитывает возрастных особенностей учащихся. В среднем звене, особенно в пятых - шестых классах, все дети - творцы. Тут бы и учить именно сочинению: развивать творческие способности, осваивать связную письменную речь, воспитывать способность к самовыражению. А их учат быть копиистами.
      Но вот - научили. Экзамен - изложение - сдан успешно, мы перешли в десятый класс. И - полное ошеломление: оказывается, теперь изложений писать не надо. Почему-то вдруг нужно писать только сочинения, да еще так, как требуют учителя: нужно хорошо уметь это делать! Творец может стать хорошим копиистом, а вот может ли стать копиист - творцом? <...>


       Только два последних года, в десятом и одиннадцатом классе, при страшной перегруженности программы по литературе, когда времени нет не только на обучение сочинению - его нет на прохождение программы - мы пытаемся "писать" сочинения. При этом экзаменационная работа называется так: "Аттестационная работа по литературе (сочинение) за курс одиннадцатилетней школы". Разве это правомочно - спрашивать с учащихся то, что не было заложено? К тому же добрая половина тем экзаменационных сочинений опирается на материал, изучавшийся в шестом - девятом классах и, естественно, эти темы не прописаны, т. е. не проработаны должным образом как материал к творческим работам. Учащиеся и не берут эти темы, несмотря на прекрасные формулировки, т. к. не помнят, не знают, не продумали.

       Таким образом, непродуманная, не учитывающая возрастных особенностей, лишенная преемственности (да и простой логики) система работы по развитию речи приводит к негативному восприятию сочинения - как среди учащихся, так и среди взрослых. Страшный результат всего этого - почти готовое решение отказаться от сочинения, от вида работы поистине бесценного, не сопоставимого по степени полезности для ребенка ни с каким другим видом школьной деятельности.


Т.В. Алексеева, методист по русскому языку и литературе
НМЦ Красногвардейского района Санкт-Петербурга


      Уважаемые читатели! Мы с вполне объяснимым нетерпением ждем откликов на эту статью, которой открываем цикл публикаций, посвященных проблемам современной школы, в частности литературному образованию, и формам экзаменационных испытаний. Если вам небезразлично будущее школьной литературы, а в конечном итоге - культуры, давайте обсуждать эту проблему всем миром. Вашие мнение может оказаться очень полезным тем, кто планирует образовательные стандарты, а мы постараемся придать их гласности не только на страницах сайта, но и через газеты и журналы.

Отклики принимаются здесь                                                                                                            Авторы сайта

Полный текст статьи опубликован на сайте www.gramma.ru.


ЛИКБЕЗ ОТ GRAMMA.RU


Жду звонка...

       "Я жду любви, как позднего трамвая" - это написано в начале ХХ века полузабытым ныне поэтом Семеном Кесельманом. "Я жду бабушку", "жду десятый троллейбус" - нередко говорим мы. Так каким же должен быть падеж существительного в подобной конструкции - родительным (любви, трамвая) или винительным (бабушку, троллейбус)? И что это за особые конструкции, допускающие вариантность падежей?
      Сложности возникают при выборе формы падежа существительного, управляемого таким глаголом, который обозначает стремление к достижению цели. В этом случае существительное обозначает объект, на который направлено действие. И падеж существительного зависит здесь, главным образом, от того, определенным или неопределенным является этот объект.
      Скажем, при глаголах ждать, ожидать, желать, искать, клянчить, просить, хотеть, требовать, спросить/спрашивать, дождаться/дожидаться и т. п. обычно употребляется форма родительного падежа, подчеркивающая неопределенность зависимого существительного: ждать звонка (от кого угодно), спросить совета (какого-нибудь), желать счастья (вообще) и т. п. Однако при названных глаголах возможен и винительный падеж управляемого существительного. Он употребляется для обозначения конкретных, определенных предметов. Сравните: просить денег (денег вообще, сколько дадут) - просить деньги (конкретную сумму), ждать телеграммы (некой) - ждать телеграмму (о которой известно, что она должна прийти), ожидать проверки (гипотетической, возможной) - ожидать проверку (назначенную, конкретную). В винительном падеже выступают существительные со значением лица, так как здесь всегда ясно, что речь идет о лице вполне конкретном, определенном: ждать подругу, искать Машу (искать Маши - устарелая форма).
      В книге Л.К. Граудиной, В.А. Ицковича и Л.П. Катлинской "Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов" (М., 2001) отмечается неспособность некоторых глаголов подчинять себе форму винительного падежа и перечислены глаголы, при которых существительные выступают только в форме родительного падежа: достичь/достигать, домогаться, жаждать, добиваться. Таким образом, возможно только достичь цели, но не достичь цель, домогаться любви, но не любовь, жаждать славы, но не славу, добиваться справедливости, но не справедливость. Нетрудно заметить, что все эти глаголы, принадлежащие к высокому стилю речи, употребляются в образном контексте и именно поэтому управляемые ими существительные всегда имеют абстрактное значение, значение неопределенности, а следовательно, и не должны употребляться в форме винительного падежа при глаголах, обозначающих стремление к достижению цели.

по материалам www.gramma.ru

ВЕСЕЛЫЙ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРИК


    Во-первых, мы хотим поблагодарить наших читателей за активное наполнения словарика. Нам прислали свои толкования и новые слова 21 читатель. Это: Сергей Овчинников, Надежда Никольская, Артем Гущин, Александра Афонина, Светлана Гоулевская, Екатерина Орлова, Римма Булякова, Юлия Якушева, Марина Живчина, Лариса Соколова, а также Роман, Константин, Елена К., Катя, Елента, Ариша и Олег.
По количеству и качеству присланных"веселых этимологий" лидируют авторы:
Лариса Соколова
Ариша
Михаил Голубев

       Мы рады сообщить, что Лариса Соколова из Санкт-Петербурга как победитель истекшего этапа конкурса на лучшие "веселые этимологии" слов будет награждена замечательной книгой "Русский язык и культура речи" (М.: "Высшая школа", 2002). Поздравляем Ларису и просим ее сообщить свой телефон.


Вот лучшие толкования:
уховертка - 1. злая воспитательница в детском саду; 2. мать двоечника
лягушка -
1. норовистая лошадь; 2. кровать; 3. нога кикбоксера
банкомат -
1. утренняя "пятиминутка" в банке
домовой -
1. маленький ребенок в доме; 2. семейный скандал
подвода - 1. предатель; 2. аквалангист
примочка - 1. прима детского театра; 2. серьга; 3. ружье
сопелка - 1. нос; 2. маленькое сопло у ма-а-а-ленькой ракеты; 3. подпевка; 4. хор
дельфин -
1. программист на Дельфи; 2. конец работы.


      Новогодние праздники не за горами, предстоит принимать гостей, угощать их и, конечно, развлекать. Предлагаем вам несколько новогодних "рецептов", которые, быть может, помогут заполнить неожиданно возникшую во время торжества "паузу" или просто подарят вам и вашим гостям несколько веселых минут с русским языком.

      Итак, новые слова, толкования которых можно давать прямо за праздничным столом, вместе с с детьми, друзьями и близкими, можно даже объявить конкурс на лучшую "веселую этимологию", а понравившиеся вам ответы прислать на наш сайт (можно не 1-го января):
СОПРАНО
ХЛОР
ПОДНОС
ВОКАЛ
СОЛЯРИЙ
НАСЛЕДНИК
ХИРОМАНТИЯ
НАСТАВНИК
НАЛИВКА
НАБОЙКА
НАХЛЕБНИЦА
ПРИВРАТНИЦА
БУЛЬДОГ
БЫТОВУХА
ЛЕПЕШКА
ЖИЛКА
УПИТАННЫЙ
СЫРОК
БЕСТАКТНОСТЬ
ПРЕДОПЛАТА
ТЫКВА
ПЯТАЧОК
ДЕТАЛИЗАЦИЯ
ПРОПИЛКА
СКОРЛУПКА
ПОЛИГЛОТ

Этим адресом можно воспользоваться для того, чтобы предложить свое толкование (или новое слово) в "Веселый этимологический словарик": spb@gramma.ru. Не забудьте указать свое имя, фамилию и регион.

       Наши ответы можно "подсмотреть" здесь
      
      Воспользуйтесь также замечательными "тестами" Андрея Кнышева, опубликованными на страницах нашего ресурса

      А вот еще несколько тестов из арсенала Кнышева:

      Укажите правильный вариант ответа
1.  "Жизнь дается человеку ..."
      а) один раз
      б) еще раз
      в) еще много много раз      

2.    Лошадь Александра Македонского звали:
      а) Буцефал
      б) Децибел
      в) Цеденбал    

3.     Лучший хоккейный дуэт был:
      а) братья Голиковы
      б) братья Холики
      в) братцы-кролики

     И несколько тестов С. Друговейко:

      Укажите правильный вариант ответа
1.  Роман Л.Н. Толстого называется “Война и …”:
      а) мир
      б) Лир
      в) дыр, бул, щир


2. Роман И.А. Гончарова это:
      а) “Облом”
      б) “Обрыв”
      в) отстой
      г) очень своевременная книга


3. Ф.М. Достоевский написал роман под названием
      а) “Дебил”
      б) “Идиот”
      в
) “Сам дурак”
      г
) “От такого слышу”


4. “Проклятые” вопросы русской интеллигенции это:
      а) что делать и кто виноват
      б)
что делать с теми, кому на Руси жить хорошо
      в)
что бы такое съесть, чтобы сразу похудеть
      г)
кто идет за “Клинским"


5. Поэма А.А. Блока называется:
     а)
“Двенадцать”
     б)
“Двадцать одно”
     в)
“Перебор”


Можете также предложить придумать смешной конец к этим анекдотам:

1. Актер вышел на сцену в нетрезвом состоянии. Суфлер:
- В графине он узнал свою мать...
- А ?
- В графине он узнал свою мать, черт побери!
Актер подходит к столу и берет графин:
- ...


2. По телефону:
- Куда я попала?
- ...


3. Пациент приходит к врачу:
- Доктор, у меня бессонница.
- А вы ночью считайте до трех.
- До тех? Так мало?
- ...


4.
- Позовите к телефону Васю.
- Его нет дома. А что ему передать?
- ...


5.
- Официант, что вы мне принесли? Кофе или помои?!
- А вы не можете отличить?
- Нет!!!
- ...

Варианты концовок можно "подсмотреть" здесь

Добро пожаловать к нам: http://www.gramma.ru

С НАСТУПАЮЩИМ НОВЫМ ГОДОМ!

 

ИНФОРМАЦИЯ

     Рабочая группа проекта "Культура письменной речи" готова ответить на ваши вопросы и выслушать ваши предложения. Приглашаем к сотрудничеству специалистов. Ваши наработки мы сможем разместить на сайте.  Добро пожаловать к нам: http://www.gramma.ru

Ведущий рассылки А. Белокуров
Все права защищены © ABL2001-2002.
Воспроизведение материалов допускается только с разрешения администрации
и со ссылкой на сайт "Культура письменной речи" .



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное