Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Для Вас, педагоги! Список статей из периодических изданий 2023. Выпуск 41-42


Муниципальное бюджетное учреждение культуры

"ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА"

Новоуральского городского округа

Зал универсальных фондов

ДЛЯ ВАС, ПЕДАГОГИ!

Аннотированный список статей периодических изданий и Интернет-ресурсов

Выпуск N 41-42

[2023]

 

НОВОУРАЛЬСК  СЕГОДНЯ

Новоуральский городской округ. Администрация. О внесении изменения в постановление Администрации Новоуральского городского округа от 03.08.2022, № 2113-а "О порядке предоставления питания учащимся муниципальных общеобразовательных организаций Новоуральского городского округа с 1 сентября 2022 года" : постановление от 16.09.2022, № 2611-а // Нейва. - 2022. - 23 сент. (№ 76): Сб. офиц. док. № 49. - С. 1.*

Новоуральский городской округ. Администрация. О внесении изменений в состав муниципальной рабочей группы по внедрению персонифицированного дополнительного образования детей на территории Новоуральского городского округа : постановление от 26.09.2022, № 2698-а // Нейва. - 2022. - 30 сент. (№ 78): Сб. офиц. док. № 50. - С. 20.*

Бушманова З. Навстречу Дню учителя // Нейва. - 2022. - 28 сент. (№ 77). - С. 20 : фот.*

О новоуральских учителях-ветеранах Елене Сергеевне Риппа, Инне Кирилловне Ткачевой, Кларе Афанасьевне Поповских.

Сапогов А. В "Самоцветах" быстро строят стадион // Наша городская газета. - 2022. - 21 сент. (№ 38). - С. 5 : фот.*

О реконструкции стадиона в новоуральском детском лагере "Самоцветы".

Сахарова Е. Дети - самые лучшие люди на земле // Нейва. - 2022. - 5 окт. (№ 79). - С. 16-17 : фот.*

Кратко представлены новые молодые учителя, пришедшие в новоуральские школы в 2022 году.

ЕГЭ

Опубликованы проекты расписания ЕГЭ, ОГЭ и ГВЭ на 2023 год. - Текст: электронный // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки : офиц. сайт Рособрнадзора. – URL:https://obrnadzor.gov.ru/news/opublikovany-proekty-raspisaniya-ege-oge-i-gve-na-2023-god/(дата обращения: (16.02.2023).*

На федеральном портале проектов нормативных правовых актов опубликованы проекты совместных приказов Минпросвещения России и Рособрнадзора с расписанием ЕГЭ, ОГЭ и ГВЭ на 2023 год. В соответствии с проектом, ЕГЭ в 2023 году в досрочный период пройдет с 20 марта по 19 апреля, в основной период – с 26 мая по 1 июля, в дополнительный период – с 6 по 19 сентября. Откроют основной период ЕГЭ 26 мая экзамены по географии, литературе и химии. Традиционно для проведения ЕГЭ по информатике и ИКТ и устной части экзамена по иностранным языкам проектом расписания предусмотрено по два дня. Устную часть ЕГЭ по иностранным языкам планируется провести 16 и 17 июня, ЕГЭ по информатике и ИКТ – 19 и 20 июня. Это связано с тем, что задания по этим предметам выполняются на компьютерах. Проведение основного периода экзаменационной кампании 2023 года завершится 1 июля.

УЧИТЕЛЮ  МАТЕМАТИКИ

Акулич И. Ф. Из жизни туристов // Математика в школе. - 2022. - № 6. - С. 68-74.

Представлена задача известного московского математика и педагога Инессы Владимировны Раскиной, предложенная в 2017 году на XXVII математическом празднике.

Иванова Е. Ю. Графы в решениях задач // Математика в школе. - 2022. - № 6. - С. 75-80 : 13 рис.

Представлена подборка задач, посвященная графам, а также решения задач из номера 3 / 2022.

Кузнецова Т. И. Всероссийский научно-методический семинар "Передовые идеи в преподавании математики в России и за рубежом" в 2021/2022 учебном году / Т. И. Кузнецова, Г. В. Кондратьева // Математика в школе. - 2022. - № 6. - С. 64-67

Представлен обзор Всероссийского научно-методического семинара "Передовые идеи в преподавании математики в России и за рубежом" в 2021-2022 учебном году. Цель мероприятия - обмен опытом и поиск практических решений.

Лабораторные работы поматематике как инструмент формирования экспериментального мышления обучающихся / А. В. Закирова, Э. О. Ладэ, В. А. Леконцева, В. Ю. Бодряков // Математика в школе. - 2022. - № 6. - С. 51-58 : 3 рис., 6 табл.

На примере лабораторной работы "Опыт Бюффона. Статистическое определение числа п", проведённой в нескольких уральских школах, описаны особенности и проблемы, связанные с реализацией экспериментально-лабораторного подхода к обучению математике в современных условиях; показано, что этот подход способствует формированию функциональной математической грамотности обучающихся.

Мельников Р. А. Вячеслав Иосифович Крупич : (к 100-летию со дня рождения) / Р. А. Мельников, О. А. Саввина, Н. В. Черноусова // Математика в школе. - 2022. - № 6. - С. 59-63 : 3 фот.

В 2022 году исполняется 100 лет со дня рождения математика-педагога, доктора педагогических наук, профессора Вячеслава Иосифовича Крупича (1922–2000), известного специалиста в области теории и методики обучения математике. Ему удалось создать научную школу, в рамках которой выявлены и разработаны методические аспекты системного анализа обучения решению математических задач. В статье кратко описываются биография и научный путь учёного; раскрываются достоинства созданной им учебно-методической литературы; выявляется круг его учеников и приводится обзор выполненных ими исследований.

Панкратова Л. В. Применение оценок для среднего логарифмического в решении задач // Математика в школе. - 2022. - № 6. - С. 46-50.

Статья посвящена обсуждению способов применения известных оценок для среднего логарифмического двух положительных величин в решении задач: при сравнении чисел, доказательстве неравенств, решении уравнений и их систем. Весь задачный материал заимствован из авторитетных источников. Приведённые примеры демонстрируют эффективность предложенного метода.

Петерсон Л. Г. Проблемы олимпиадной подготовки по математике учащихся общеобразовательных школ и пути их решения в системе "Учусь учиться" / Л. Г. Петерсон, О. Н. Агаханова // Математика в школе. - 2022. - № 6. - С. 3-18 : 5 рис.

Описаны проблемы современной олимпиадной подготовки учащихся 1–9 классов общеобразовательной школы и пути их решения в рамках нового курса "Олимпиадная математика" системы "Учусь учиться" (Л. Г. Петерсон). Изложены методологические основы и ключевые инструменты данного курса – принципы обучения, закон рефлексивной самоорганизации (РСО), технология деятельностного метода (ТДМ), технология "Математический театр", метод ролей. Показано, как метод ролей позволяет выращивать у школьников общие интеллектуальные способности к решению любых нестандартных задач, приведены конкретные примеры практической реализации нового педагогического инструментария.

Сгибнев А. И. Интерактивные модели в помощь учителю математики : (на примере коллекции живых чертежей по курсу геометрии 9 класса) // Математика в школе. - 2022. - № 6. - С. 38-45 : 12 рис.

В статье обсуждается коллекция интерактивных моделей по курсу геометрии 9 класса, приводится типология моделей и основные приёмы работы с ними на уроках.

Смирнов В. А. Экстремальные задачи по геометрии. 11 класс / В. А. Смирнов, И. М. Смирнова // Математика в школе. - 2022. - № 6. - С. 20-28 : 26 рис.

Рассматриваются задачи по геометрии на нахождение наибольших и наименьших значений (экстремальные задачи), которые могут быть использованы при обучении геометрии в 11-м классе.

Хэкало С. П. Внеурочная проектная деятельность учащихся по планиметрии: методы креативного мышления и функциональная грамотность // Математика в школе. - 2022. - № 6. - С. 29-37 : 7 рис.

В целях пропедевтического формирования элементов функциональной математической грамотности учащихся на основе классических аналитических методов решения геометрических задач предлагается организация внеурочной проектной деятельности.

УЧИТЕЛЮ  ХИМИИ

Биохимия любви / А. А. Сутягин, В. В. Меньшиков, Н. М. Лисун, В. О. Вайсман // Химия в школе. - 2022. - № 6. - С. 7-13 : рис.

Вопросы участия гормональной системы человека в формировании состояния влюбленности. Описано участие биогенных аминов и нейропептидов (фенилэтиламин, дофамин, адреналин, норадреналин, окситоцин, серотонин, вазопрессин) в развитии данного состояния на его различных стадиях.

Борунова Е. Б. Из опыта использования цифровых лабораторий // Химия в школе. - 2022. - № 6. - С. 66-71 : 2 табл.

Обсуждаются аргументы в пользу применения цифровых лабораторий при изучении химии в школе. Предлагаются темы учебных исследований, направленных на развитие функциональной грамотности обучающихся, подробно рассмотрена методика определения учащимися качества воды из различных источников с использованием цифровых лабораторий.

Вокина Т. Л. Групповая работа на уроке по теме "Лекарства" // Химия в школе. - 2022. - № 6. - С. 39-45 : 2 табл.

Разработка урока изучения нового материала по теме "Лекарства".

Дерябина Н. Е. Обучение решению задач на осуществление цепочек превращений // Химия в школе. - 2022. - № 6. - С. 19-27 : 2 табл.

Описан результат системного анализа задачи — цепочки превращений. Предложены классификации цепочек превращений органических веществ, а также способы их решения.

Журова В. Г. Исследование содержания фтора в зубных пастах / В. Г. Журова, А. С. Гусева // Химия в школе. - 2022. - № 6. - С. 71-73 : табл.

Описание учебного исследования, целью которого является количественное определение содержания фтора в зубных пастах.

Ларионова В. М. Определение полисахаридов в лекарственном растительном сырье / В. М. Ларионова, С. О. Пустовит, А. Д. Игнатова // Химия в школе. - 2022. - № 6. - С. 59-65 : ил., 3 рис., 2 табл.

Пример учебного исследования по извлечению и обнаружению различных групп полисахаридов в лекарственном растительном сырье.

Лескова О. А. Проверочная работа по теме "Железо и его соединения" / О. А. Лескова, А. П. Лесков // Химия в школе. - 2022. - № 6. - С. 45-49.

Варианты проверочных работ для проведения контроля и коррекции знаний при изучении учебной темы "Железо и его соединения" в школе на углубленном уровне.

Малин А. Г. Об условиях развития естественно-научной грамотности // Химия в школе. - 2022. - № 6. - С. 30-35 : рис.

Описаны подходы к формированию и развитию естественно-научной грамотности школьников. Приводится пример комплексного задания "Очистка воды", при выполнении которого задействованы все компетенции естественно-научной грамотности.

Миренкова Е. В. К методике формирования умения сравнивать // Химия в школе. - 2022. - № 6. - С. 14-18 : 3 табл., рис.

Раскрыта методика формирования умения сравнивать: выделен спектр базовых действий, лежащих в основе умения, обозначены объекты сравнения, перечислены показатели развития умения, предложены обобщенные формы заданий. Приведены конкретные задания на применение умения и дана их методическая характеристика.

О развитии естественно-научнойграмотности при реализации разных форм обучения / Е. Ю. Ермишина, Л. А. Буркова, И. А. Черемичкина, А. А. Коновалов // Химия в школе. - 2022. - № 6. - С. 49-54 : табл.

Стандартизация процесса преподавания химии, ориентированного преимущественно на задания в форме, применяемой в Едином государственном экзамене, диктует необходимость развития функциональной естественно-научной грамотности обучающихся, что может проявляться в виде умения осуществлять перенос знаний и умений, отработанных на типовых задачах, на незнакомую ситуацию. Рассмотрен пример переноса знаний при изучении темы "Гидролиз". Показано, что естественно-научная грамотность формируется при обучении не только в школе, но и на многопрофильных курсах в учебном центре "ЕГЭбург".

Пильникова Н. Н. Работа с текстом при формировании умения составлять уравнения реакций // Химия в школе. - 2022. - № 6. - С. 36-38.

Описание текстового подхода, который реализуется при обучении школьников умению составлять уравнения химических реакций и осуществлять цепочки химических превращений.

Рыжова О. Н. От мала до велика: числа в стандартной форме в конкурсных химических задачах / О. Н. Рыжова, Е. А. Белевцова, З. З. Хайруллина // Химия в школе. - 2022. - № 6. - С. 54-58.

Приведены примеры расчетных конкурсных и олимпиадных задач с решениями для поступающих в вузы.

Хамитова А. И. Из опыта использования экспериментальных задач // Химия в школе. - 2022. - № 6. - С. 74-78 : рис.

Рассматривается организация химического эксперимента. Приводится описание экспериментальной задачи на распознавание веществ с использованием качественных реакций.

Шальнев Н. А. Интегрированный урок "История Порохового заговора" // Химия в школе. - 2022. - № 6. - С. 27-30.

Предлагается сценарий интегрированного урока, известного в истории как "Ночь Гая Фокса". Урок проводится в 9 классе на основе комбинированного изучения материала курсов химии, английского языка и истории.

Шумилин А. С. Сотворческая модель повышения квалификации учителя химии / А. С. Шумилин, С. Ю. Степанов, П. А. Оржековский // Химия в школе. - 2022. - № 6. - С. 2-6.

Сотворчество преподавателя курсов повышения квалификации и учителей химии является эффективным способом формирования педагогического опыта в процессе постдипломного образования. Рассматриваются основные компоненты сотворческой модели повышения квалификации учителей химии, а также условия ее реализации.

УЧИТЕЛЮ  БИОЛОГИИ

Архипов И. А. Междисциплинарные связи российского и британского образования в курсе естественно-научных дисциплин / И. А. Архипов, О. С. Сазонова, Е. В. Маякова // Биология в школе. - 2022. - № 6. - С. 33-38.

Рассматривается актуальность дисциплинарных связей в современном российском образовании в основной школе, проблемы реализации методик по наилучшему становлению междисциплинарных связей, анализируются государственные образовательные стандарты Великобритании и России в рамках изучения естественно-научного цикла предметов по учебникам кембриджского и российского издания 5 года обучения.

Бирюкова Е. Г. Биохимический эксперимент по теме "Углеводный обмен" / Е. Г. Бирюкова, Г. А. Савин // Биология в школе. - 2022. - № 6. - С. 51-55.

Предложен биохимический эксперимент по изучению влияния витамина С на углеводный обмен человека. Основу эксперимента составляет количественный анализ молочной кислоты как конечного продукта анаэробного гликолиза в кожном экскрете. Эксперимент имеет исследовательский характер.

Ермаков Д. С. Что такое "зелёная" школа? / Д. С. Ермаков, А. С. Ермаков, Д. В. Моргун // Биология в школе. - 2022. - № 6. - С. 44-50.

"Зелёные" школы – одно из актуальных направлений модернизации экологического образования в интересах устойчивого развития. За рубежом оно в большей степени реализуется в архитектурных, дизайнерских и инфраструктурных проектах школьных кампусов и зданий, гармонично сочетающихся с окружающей природной средой, созданных из экологичных либо вторичных материалов и использующих энерго- и ресурсосберегающие технологии. Отечественные программы под названием "Зелёная школа" имеют, в основном, учебно-методический, просветительский характер.

Захаров В. М. Концепция экологического образования // Биология в школе. - 2022. - № 6. - С. 40-43.

Представлен авторский проект концепции экологического образования. Определено значение экологии и экологического образования в современном мире, выделена ключевая роль экологического образования в формировании мировоззрения и культуры поведения, сформулированы цели и задачи экологического образования, предложены направления и механизмы реализации экологического образования.

Кулев А. В. Изучаем фауну России. Иксодовые клещи // Биология в школе. - 2022. - № 6. - С. 67-74.

В процессе проведения кружковых занятий по биологии педагог имеет возможность существенно расширить знания школьников о различных представителях фауны России. В статье учитель найдет необходимую информацию для этих занятий, а также вопросы и задания, многие из которых нацелены на развитие мышления у школьников.

Миронов А. В. Программа внеурочной деятельности "Зеленые классы Аптекарского огорода" / А. В. Миронов, А. В. Марина, Т. А. Кончина // Биология в школе. - 2022. - № 6. - С. 56-66 : табл.

Представлена программа практикума для учащихся V–VII классов, реализуемого в рамках внеурочной деятельности на базе аптекарского огорода естественно-географического факультета Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. Обоснованы новизна программы, отличительные особенности практикума. Охарактеризованы образовательные результаты. Раскрыто содержание практикума, указан перечень лабораторных и практических работ, представлено тематическое планирование, показаны основные форма реализации практикума.

Митина Е. Г. Развитие логических умений обучающихся на уроках биологии на основе решения ситуационных задач / Е. Г. Митина, А. Г. Подола // Биология в школе. - 2022. - № 6. - С. 13-21.

Рассматриваются возможности применения ситуационных задач на уроках биологии для развития логических универсальных учебных действий (УУД) обучающихся. Логические умения и навыки составляют основу логических универсальных учебных действий, которые выделены во ФГОС в особую группу познавательных УУД. Авторы предлагают примеры содержания ситуационных задач и методические рекомендации к их применению на уроках биологии в V классе.

Сетков Н. А. Ковид – инфекционное заболевание с непредсказуемым течением // Биология в школе. - 2022. - № 6. - С. 3-12.

В статье описаны свойства коронавирусов и особенности неадекватных реакций организма человека, а также чувствительных к вирусу клеток, которые способствуют проникновению патогена в организм и разворачиванию его разрушительных воздействий.

Флора Дальнего ВостокаРоссии. Лимонник китайский / А. С. Коляда, А. Н. Белов, Н. В. Репш, С. А. Берсенева // Биология в школе. - 2022. - № 6. - С. 75-80.

Внеурочные занятия по биологии в школе позволяют существенно расширить знания учащихся о различных представителях флоры Дальнего Востока России, в том числе Приморского края. Материалы статьи помогут учителю при проведении этих занятий.

Хачатурьянц В. Е. Метапредметность образования: использование метазнаний для изучения организма человека / В. Е. Хачатурьянц, А. В. Теремов // Биология в школе. - 2022. - № 6. - С. 22-32 : 3 табл., 3 рис.

Происходящие в мире изменения затронули разные стороны человеческой деятельности, в том числе и сферу образования. В нормативные документы об общем образовании включены метапредметные образовательные результаты, связанные с овладением обучающимися универсальными учебными действиями. В статье рассматриваются концептуальные идеи метапредметности образования, состав метазнаний и их использование для изучения организма человека.

ШКОЛЬНОМУ  БИБЛИОТЕКАРЮ

Атлас практик организациидетского и семейного чтения в Российской Федерации / Т. А. Янтудина [и др.] // Школьная библиотека. - 2022. - № 4. - С. 71-80 : 2 фот., 1 табл.

О лучших практиках организации детского и семейного чтения, вошедших в "Атлас практик организации детского и семейного чтения в Российской Федерации".

Братченко Н. В. Школьная библиотека на сайте образовательного учреждения (анализ ситуации) // Школьная библиотека. - 2022. - № 4. - С. 4-7 : 1 фот., 1 табл.

О необходимости представления информации о школьной библиотеке на сайте образовательного учреждения.

Иванова Л. Г. "От Оки до Лены с книгой" / Л. Г. Иванова, Е. В. Гусевская // Школьная библиотека. - 2022. - № 4. - С. 13-17 : 18 фот.

О библиотечном проекте, который связал учащихся городов Дзержинска и Якутска.

Колесникова Н. В. "Жила на свете ижица, а с нею буква ять..." / Н. В. Колесникова, Г. Н. Косолапова // Школьная библиотека. - 2022. - № 4. - С. 58-64 : 6 фот., ил.

Сценарий библиотечного урока по книге Л. Кочеткова "Исчезнувшие буквы".

Маковеева И. Жить интересно : интервью / И. Маковеева ; беседовала О. Колпакова // Школьная библиотека. - 2022. - № 4. - С. 44-50 : 3 фот., ил.

Ирина Маковеева рассказывает о том, как она стала художником-анималистом.

Письмо номера // Школьная библиотека. - 2022. - № 4. - С. 1.

В этом номере редакция журнала "Школьная библиотека" знакомит читателей с отдельными статьями журнала и продолжает публиковать работы, включенные в сборник "Атлас практик организации детского и семейного чтения в Российской Федерации".

Семяновская А. П. Мое военное детство : рассказ // Школьная библиотека. - 2022. - № 4. - С. 38-43 : 7 фот.

Рассказ о военном детстве.

Терещенко С. Г. Внеурочная проектная деятельность в библиотеке // Школьная библиотека. - 2022. - № 4. - С. 27-37 : 20 фот.

Из опыта работы библиотеки Лицея № 20 г. Междуреченска.

Томская М. Г. Я вижу на столе книгу // Школьная библиотека. - 2022. - № 4. - С. 23-26 : 6 фот.

О работе библиотеки "Томторской СОШ имени Н. М. Заболоцкого".

Трунева О. М. Человек и методист // Школьная библиотека. - 2022. - № 4. - С. 18-19 : 3 фот.

Автор вспоминает о том, как стала библиотекарем, и о трудностях профессии.

Трушин О. Д. Разговор с писателем-природоведом : интервью / О. Д. Трушин ; беседовал А. Карлюкевич // Школьная библиотека. - 2022. - № 4. - С. 51-57 : 18 фот.

Детский писатель, пишущий о природе, Олег Трушин рассказал о том, как стал писателем и начал сотрудничество с детскими журналами.

Чижова Л. В. 2 апреля - Международный день детской книги (INTERNATIONAL CHILDREN'S BOOK DAY) // Школьная библиотека. - 2022. - № 4. - С. 65-70 : 11 фот.

О том, как появился детский праздник - Международный день детской книги.

Чудинова В. П. Подходы в организации "политики поддержки чтения" в разных странах // Школьная библиотека. - 2022. - № 4. - С. 8-12 : 1 фот.

О кризисе детского чтения в России и за рубежом.

 

 

                                                                  Составитель: вед.библиотекарь Матвеева Т. Ю.

 

* - документы devisu просмотрены

 

Наш адрес:

624130, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Фрунзе, 13

МБУК «Публичная библиотека» Новоуральского городского округа

Зал универсальных фондов

телефон: (34370) 9-10-70

e-mail: mba@novotec.ru

Web-сайт: http://www.publiclibrary

 Муниципальное бюджетное учреждение культуры

"ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА"

Новоуральского городского округа

Зал универсальных фондов

ДЛЯ ВАС, ПЕДАГОГИ!

Аннотированный список статей периодических изданий и Интернет-ресурсов

Выпуск N 41-42

[2023]

 

НОВОУРАЛЬСК  СЕГОДНЯ

Новоуральский городской округ. Администрация. О внесении изменения в постановление Администрации Новоуральского городского округа от 03.08.2022, № 2113-а "О порядке предоставления питания учащимся муниципальных общеобразовательных организаций Новоуральского городского округа с 1 сентября 2022 года" : постановление от 16.09.2022, № 2611-а // Нейва. - 2022. - 23 сент. (№ 76): Сб. офиц. док. № 49. - С. 1.*

Новоуральский городской округ. Администрация. О внесении изменений в состав муниципальной рабочей группы по внедрению персонифицированного дополнительного образования детей на территории Новоуральского городского округа : постановление от 26.09.2022, № 2698-а // Нейва. - 2022. - 30 сент. (№ 78): Сб. офиц. док. № 50. - С. 20.*

Бушманова З. Навстречу Дню учителя // Нейва. - 2022. - 28 сент. (№ 77). - С. 20 : фот.*

О новоуральских учителях-ветеранах Елене Сергеевне Риппа, Инне Кирилловне Ткачевой, Кларе Афанасьевне Поповских.

Сапогов А. В "Самоцветах" быстро строят стадион // Наша городская газета. - 2022. - 21 сент. (№ 38). - С. 5 : фот.*

О реконструкции стадиона в новоуральском детском лагере "Самоцветы".

Сахарова Е. Дети - самые лучшие люди на земле // Нейва. - 2022. - 5 окт. (№ 79). - С. 16-17 : фот.*

Кратко представлены новые молодые учителя, пришедшие в новоуральские школы в 2022 году.

ЕГЭ

Опубликованы проекты расписания ЕГЭ, ОГЭ и ГВЭ на 2023 год. - Текст: электронный // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки : офиц. сайт Рособрнадзора. – URL:https://obrnadzor.gov.ru/news/opublikovany-proekty-raspisaniya-ege-oge-i-gve-na-2023-god/(дата обращения: (16.02.2023).*

На федеральном портале проектов нормативных правовых актов опубликованы проекты совместных приказов Минпросвещения России и Рособрнадзора с расписанием ЕГЭ, ОГЭ и ГВЭ на 2023 год. В соответствии с проектом, ЕГЭ в 2023 году в досрочный период пройдет с 20 марта по 19 апреля, в основной период – с 26 мая по 1 июля, в дополнительный период – с 6 по 19 сентября. Откроют основной период ЕГЭ 26 мая экзамены по географии, литературе и химии. Традиционно для проведения ЕГЭ по информатике и ИКТ и устной части экзамена по иностранным языкам проектом расписания предусмотрено по два дня. Устную часть ЕГЭ по иностранным языкам планируется провести 16 и 17 июня, ЕГЭ по информатике и ИКТ – 19 и 20 июня. Это связано с тем, что задания по этим предметам выполняются на компьютерах. Проведение основного периода экзаменационной кампании 2023 года завершится 1 июля.

УЧИТЕЛЮ  МАТЕМАТИКИ

Акулич И. Ф. Из жизни туристов // Математика в школе. - 2022. - № 6. - С. 68-74.

Представлена задача известного московского математика и педагога Инессы Владимировны Раскиной, предложенная в 2017 году на XXVII математическом празднике.

Иванова Е. Ю. Графы в решениях задач // Математика в школе. - 2022. - № 6. - С. 75-80 : 13 рис.

Представлена подборка задач, посвященная графам, а также решения задач из номера 3 / 2022.

Кузнецова Т. И. Всероссийский научно-методический семинар "Передовые идеи в преподавании математики в России и за рубежом" в 2021/2022 учебном году / Т. И. Кузнецова, Г. В. Кондратьева // Математика в школе. - 2022. - № 6. - С. 64-67

Представлен обзор Всероссийского научно-методического семинара "Передовые идеи в преподавании математики в России и за рубежом" в 2021-2022 учебном году. Цель мероприятия - обмен опытом и поиск практических решений.

Лабораторные работы поматематике как инструмент формирования экспериментального мышления обучающихся / А. В. Закирова, Э. О. Ладэ, В. А. Леконцева, В. Ю. Бодряков // Математика в школе. - 2022. - № 6. - С. 51-58 : 3 рис., 6 табл.

На примере лабораторной работы "Опыт Бюффона. Статистическое определение числа п", проведённой в нескольких уральских школах, описаны особенности и проблемы, связанные с реализацией экспериментально-лабораторного подхода к обучению математике в современных условиях; показано, что этот подход способствует формированию функциональной математической грамотности обучающихся.

Мельников Р. А. Вячеслав Иосифович Крупич : (к 100-летию со дня рождения) / Р. А. Мельников, О. А. Саввина, Н. В. Черноусова // Математика в школе. - 2022. - № 6. - С. 59-63 : 3 фот.

В 2022 году исполняется 100 лет со дня рождения математика-педагога, доктора педагогических наук, профессора Вячеслава Иосифовича Крупича (1922–2000), известного специалиста в области теории и методики обучения математике. Ему удалось создать научную школу, в рамках которой выявлены и разработаны методические аспекты системного анализа обучения решению математических задач. В статье кратко описываются биография и научный путь учёного; раскрываются достоинства созданной им учебно-методической литературы; выявляется круг его учеников и приводится обзор выполненных ими исследований.

Панкратова Л. В. Применение оценок для среднего логарифмического в решении задач // Математика в школе. - 2022. - № 6. - С. 46-50.

Статья посвящена обсуждению способов применения известных оценок для среднего логарифмического двух положительных величин в решении задач: при сравнении чисел, доказательстве неравенств, решении уравнений и их систем. Весь задачный материал заимствован из авторитетных источников. Приведённые примеры демонстрируют эффективность предложенного метода.

Петерсон Л. Г. Проблемы олимпиадной подготовки по математике учащихся общеобразовательных школ и пути их решения в системе "Учусь учиться" / Л. Г. Петерсон, О. Н. Агаханова // Математика в школе. - 2022. - № 6. - С. 3-18 : 5 рис.

Описаны проблемы современной олимпиадной подготовки учащихся 1–9 классов общеобразовательной школы и пути их решения в рамках нового курса "Олимпиадная математика" системы "Учусь учиться" (Л. Г. Петерсон). Изложены методологические основы и ключевые инструменты данного курса – принципы обучения, закон рефлексивной самоорганизации (РСО), технология деятельностного метода (ТДМ), технология "Математический театр", метод ролей. Показано, как метод ролей позволяет выращивать у школьников общие интеллектуальные способности к решению любых нестандартных задач, приведены конкретные примеры практической реализации нового педагогического инструментария.

Сгибнев А. И. Интерактивные модели в помощь учителю математики : (на примере коллекции живых чертежей по курсу геометрии 9 класса) // Математика в школе. - 2022. - № 6. - С. 38-45 : 12 рис.

В статье обсуждается коллекция интерактивных моделей по курсу геометрии 9 класса, приводится типология моделей и основные приёмы работы с ними на уроках.

Смирнов В. А. Экстремальные задачи по геометрии. 11 класс / В. А. Смирнов, И. М. Смирнова // Математика в школе. - 2022. - № 6. - С. 20-28 : 26 рис.

Рассматриваются задачи по геометрии на нахождение наибольших и наименьших значений (экстремальные задачи), которые могут быть использованы при обучении геометрии в 11-м классе.

Хэкало С. П. Внеурочная проектная деятельность учащихся по планиметрии: методы креативного мышления и функциональная грамотность // Математика в школе. - 2022. - № 6. - С. 29-37 : 7 рис.

В целях пропедевтического формирования элементов функциональной математической грамотности учащихся на основе классических аналитических методов решения геометрических задач предлагается организация внеурочной проектной деятельности.

УЧИТЕЛЮ  ХИМИИ

Биохимия любви / А. А. Сутягин, В. В. Меньшиков, Н. М. Лисун, В. О. Вайсман // Химия в школе. - 2022. - № 6. - С. 7-13 : рис.

Вопросы участия гормональной системы человека в формировании состояния влюбленности. Описано участие биогенных аминов и нейропептидов (фенилэтиламин, дофамин, адреналин, норадреналин, окситоцин, серотонин, вазопрессин) в развитии данного состояния на его различных стадиях.

Борунова Е. Б. Из опыта использования цифровых лабораторий // Химия в школе. - 2022. - № 6. - С. 66-71 : 2 табл.

Обсуждаются аргументы в пользу применения цифровых лабораторий при изучении химии в школе. Предлагаются темы учебных исследований, направленных на развитие функциональной грамотности обучающихся, подробно рассмотрена методика определения учащимися качества воды из различных источников с использованием цифровых лабораторий.

Вокина Т. Л. Групповая работа на уроке по теме "Лекарства" // Химия в школе. - 2022. - № 6. - С. 39-45 : 2 табл.

Разработка урока изучения нового материала по теме "Лекарства".

Дерябина Н. Е. Обучение решению задач на осуществление цепочек превращений // Химия в школе. - 2022. - № 6. - С. 19-27 : 2 табл.

Описан результат системного анализа задачи — цепочки превращений. Предложены классификации цепочек превращений органических веществ, а также способы их решения.

Журова В. Г. Исследование содержания фтора в зубных пастах / В. Г. Журова, А. С. Гусева // Химия в школе. - 2022. - № 6. - С. 71-73 : табл.

Описание учебного исследования, целью которого является количественное определение содержания фтора в зубных пастах.

Ларионова В. М. Определение полисахаридов в лекарственном растительном сырье / В. М. Ларионова, С. О. Пустовит, А. Д. Игнатова // Химия в школе. - 2022. - № 6. - С. 59-65 : ил., 3 рис., 2 табл.

Пример учебного исследования по извлечению и обнаружению различных групп полисахаридов в лекарственном растительном сырье.

Лескова О. А. Проверочная работа по теме "Железо и его соединения" / О. А. Лескова, А. П. Лесков // Химия в школе. - 2022. - № 6. - С. 45-49.

Варианты проверочных работ для проведения контроля и коррекции знаний при изучении учебной темы "Железо и его соединения" в школе на углубленном уровне.

Малин А. Г. Об условиях развития естественно-научной грамотности // Химия в школе. - 2022. - № 6. - С. 30-35 : рис.

Описаны подходы к формированию и развитию естественно-научной грамотности школьников. Приводится пример комплексного задания "Очистка воды", при выполнении которого задействованы все компетенции естественно-научной грамотности.

Миренкова Е. В. К методике формирования умения сравнивать // Химия в школе. - 2022. - № 6. - С. 14-18 : 3 табл., рис.

Раскрыта методика формирования умения сравнивать: выделен спектр базовых действий, лежащих в основе умения, обозначены объекты сравнения, перечислены показатели развития умения, предложены обобщенные формы заданий. Приведены конкретные задания на применение умения и дана их методическая характеристика.

О развитии естественно-научнойграмотности при реализации разных форм обучения / Е. Ю. Ермишина, Л. А. Буркова, И. А. Черемичкина, А. А. Коновалов // Химия в школе. - 2022. - № 6. - С. 49-54 : табл.

Стандартизация процесса преподавания химии, ориентированного преимущественно на задания в форме, применяемой в Едином государственном экзамене, диктует необходимость развития функциональной естественно-научной грамотности обучающихся, что может проявляться в виде умения осуществлять перенос знаний и умений, отработанных на типовых задачах, на незнакомую ситуацию. Рассмотрен пример переноса знаний при изучении темы "Гидролиз". Показано, что естественно-научная грамотность формируется при обучении не только в школе, но и на многопрофильных курсах в учебном центре "ЕГЭбург".

Пильникова Н. Н. Работа с текстом при формировании умения составлять уравнения реакций // Химия в школе. - 2022. - № 6. - С. 36-38.

Описание текстового подхода, который реализуется при обучении школьников умению составлять уравнения химических реакций и осуществлять цепочки химических превращений.

Рыжова О. Н. От мала до велика: числа в стандартной форме в конкурсных химических задачах / О. Н. Рыжова, Е. А. Белевцова, З. З. Хайруллина // Химия в школе. - 2022. - № 6. - С. 54-58.

Приведены примеры расчетных конкурсных и олимпиадных задач с решениями для поступающих в вузы.

Хамитова А. И. Из опыта использования экспериментальных задач // Химия в школе. - 2022. - № 6. - С. 74-78 : рис.

Рассматривается организация химического эксперимента. Приводится описание экспериментальной задачи на распознавание веществ с использованием качественных реакций.

Шальнев Н. А. Интегрированный урок "История Порохового заговора" // Химия в школе. - 2022. - № 6. - С. 27-30.

Предлагается сценарий интегрированного урока, известного в истории как "Ночь Гая Фокса". Урок проводится в 9 классе на основе комбинированного изучения материала курсов химии, английского языка и истории.

Шумилин А. С. Сотворческая модель повышения квалификации учителя химии / А. С. Шумилин, С. Ю. Степанов, П. А. Оржековский // Химия в школе. - 2022. - № 6. - С. 2-6.

Сотворчество преподавателя курсов повышения квалификации и учителей химии является эффективным способом формирования педагогического опыта в процессе постдипломного образования. Рассматриваются основные компоненты сотворческой модели повышения квалификации учителей химии, а также условия ее реализации.

УЧИТЕЛЮ  БИОЛОГИИ

Архипов И. А. Междисциплинарные связи российского и британского образования в курсе естественно-научных дисциплин / И. А. Архипов, О. С. Сазонова, Е. В. Маякова // Биология в школе. - 2022. - № 6. - С. 33-38.

Рассматривается актуальность дисциплинарных связей в современном российском образовании в основной школе, проблемы реализации методик по наилучшему становлению междисциплинарных связей, анализируются государственные образовательные стандарты Великобритании и России в рамках изучения естественно-научного цикла предметов по учебникам кембриджского и российского издания 5 года обучения.

Бирюкова Е. Г. Биохимический эксперимент по теме "Углеводный обмен" / Е. Г. Бирюкова, Г. А. Савин // Биология в школе. - 2022. - № 6. - С. 51-55.

Предложен биохимический эксперимент по изучению влияния витамина С на углеводный обмен человека. Основу эксперимента составляет количественный анализ молочной кислоты как конечного продукта анаэробного гликолиза в кожном экскрете. Эксперимент имеет исследовательский характер.

Ермаков Д. С. Что такое "зелёная" школа? / Д. С. Ермаков, А. С. Ермаков, Д. В. Моргун // Биология в школе. - 2022. - № 6. - С. 44-50.

"Зелёные" школы – одно из актуальных направлений модернизации экологического образования в интересах устойчивого развития. За рубежом оно в большей степени реализуется в архитектурных, дизайнерских и инфраструктурных проектах школьных кампусов и зданий, гармонично сочетающихся с окружающей природной средой, созданных из экологичных либо вторичных материалов и использующих энерго- и ресурсосберегающие технологии. Отечественные программы под названием "Зелёная школа" имеют, в основном, учебно-методический, просветительский характер.

Захаров В. М. Концепция экологического образования // Биология в школе. - 2022. - № 6. - С. 40-43.

Представлен авторский проект концепции экологического образования. Определено значение экологии и экологического образования в современном мире, выделена ключевая роль экологического образования в формировании мировоззрения и культуры поведения, сформулированы цели и задачи экологического образования, предложены направления и механизмы реализации экологического образования.

Кулев А. В. Изучаем фауну России. Иксодовые клещи // Биология в школе. - 2022. - № 6. - С. 67-74.

В процессе проведения кружковых занятий по биологии педагог имеет возможность существенно расширить знания школьников о различных представителях фауны России. В статье учитель найдет необходимую информацию для этих занятий, а также вопросы и задания, многие из которых нацелены на развитие мышления у школьников.

Миронов А. В. Программа внеурочной деятельности "Зеленые классы Аптекарского огорода" / А. В. Миронов, А. В. Марина, Т. А. Кончина // Биология в школе. - 2022. - № 6. - С. 56-66 : табл.

Представлена программа практикума для учащихся V–VII классов, реализуемого в рамках внеурочной деятельности на базе аптекарского огорода естественно-географического факультета Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. Обоснованы новизна программы, отличительные особенности практикума. Охарактеризованы образовательные результаты. Раскрыто содержание практикума, указан перечень лабораторных и практических работ, представлено тематическое планирование, показаны основные форма реализации практикума.

Митина Е. Г. Развитие логических умений обучающихся на уроках биологии на основе решения ситуационных задач / Е. Г. Митина, А. Г. Подола // Биология в школе. - 2022. - № 6. - С. 13-21.

Рассматриваются возможности применения ситуационных задач на уроках биологии для развития логических универсальных учебных действий (УУД) обучающихся. Логические умения и навыки составляют основу логических универсальных учебных действий, которые выделены во ФГОС в особую группу познавательных УУД. Авторы предлагают примеры содержания ситуационных задач и методические рекомендации к их применению на уроках биологии в V классе.

Сетков Н. А. Ковид – инфекционное заболевание с непредсказуемым течением // Биология в школе. - 2022. - № 6. - С. 3-12.

В статье описаны свойства коронавирусов и особенности неадекватных реакций организма человека, а также чувствительных к вирусу клеток, которые способствуют проникновению патогена в организм и разворачиванию его разрушительных воздействий.

Флора Дальнего ВостокаРоссии. Лимонник китайский / А. С. Коляда, А. Н. Белов, Н. В. Репш, С. А. Берсенева // Биология в школе. - 2022. - № 6. - С. 75-80.

Внеурочные занятия по биологии в школе позволяют существенно расширить знания учащихся о различных представителях флоры Дальнего Востока России, в том числе Приморского края. Материалы статьи помогут учителю при проведении этих занятий.

Хачатурьянц В. Е. Метапредметность образования: использование метазнаний для изучения организма человека / В. Е. Хачатурьянц, А. В. Теремов // Биология в школе. - 2022. - № 6. - С. 22-32 : 3 табл., 3 рис.

Происходящие в мире изменения затронули разные стороны человеческой деятельности, в том числе и сферу образования. В нормативные документы об общем образовании включены метапредметные образовательные результаты, связанные с овладением обучающимися универсальными учебными действиями. В статье рассматриваются концептуальные идеи метапредметности образования, состав метазнаний и их использование для изучения организма человека.

ШКОЛЬНОМУ  БИБЛИОТЕКАРЮ

Атлас практик организациидетского и семейного чтения в Российской Федерации / Т. А. Янтудина [и др.] // Школьная библиотека. - 2022. - № 4. - С. 71-80 : 2 фот., 1 табл.

О лучших практиках организации детского и семейного чтения, вошедших в "Атлас практик организации детского и семейного чтения в Российской Федерации".

Братченко Н. В. Школьная библиотека на сайте образовательного учреждения (анализ ситуации) // Школьная библиотека. - 2022. - № 4. - С. 4-7 : 1 фот., 1 табл.

О необходимости представления информации о школьной библиотеке на сайте образовательного учреждения.

Иванова Л. Г. "От Оки до Лены с книгой" / Л. Г. Иванова, Е. В. Гусевская // Школьная библиотека. - 2022. - № 4. - С. 13-17 : 18 фот.

О библиотечном проекте, который связал учащихся городов Дзержинска и Якутска.

Колесникова Н. В. "Жила на свете ижица, а с нею буква ять..." / Н. В. Колесникова, Г. Н. Косолапова // Школьная библиотека. - 2022. - № 4. - С. 58-64 : 6 фот., ил.

Сценарий библиотечного урока по книге Л. Кочеткова "Исчезнувшие буквы".

Маковеева И. Жить интересно : интервью / И. Маковеева ; беседовала О. Колпакова // Школьная библиотека. - 2022. - № 4. - С. 44-50 : 3 фот., ил.

Ирина Маковеева рассказывает о том, как она стала художником-анималистом.

Письмо номера // Школьная библиотека. - 2022. - № 4. - С. 1.

В этом номере редакция журнала "Школьная библиотека" знакомит читателей с отдельными статьями журнала и продолжает публиковать работы, включенные в сборник "Атлас практик организации детского и семейного чтения в Российской Федерации".

Семяновская А. П. Мое военное детство : рассказ // Школьная библиотека. - 2022. - № 4. - С. 38-43 : 7 фот.

Рассказ о военном детстве.

Терещенко С. Г. Внеурочная проектная деятельность в библиотеке // Школьная библиотека. - 2022. - № 4. - С. 27-37 : 20 фот.

Из опыта работы библиотеки Лицея № 20 г. Междуреченска.

Томская М. Г. Я вижу на столе книгу // Школьная библиотека. - 2022. - № 4. - С. 23-26 : 6 фот.

О работе библиотеки "Томторской СОШ имени Н. М. Заболоцкого".

Трунева О. М. Человек и методист // Школьная библиотека. - 2022. - № 4. - С. 18-19 : 3 фот.

Автор вспоминает о том, как стала библиотекарем, и о трудностях профессии.

Трушин О. Д. Разговор с писателем-природоведом : интервью / О. Д. Трушин ; беседовал А. Карлюкевич // Школьная библиотека. - 2022. - № 4. - С. 51-57 : 18 фот.

Детский писатель, пишущий о природе, Олег Трушин рассказал о том, как стал писателем и начал сотрудничество с детскими журналами.

Чижова Л. В. 2 апреля - Международный день детской книги (INTERNATIONAL CHILDREN'S BOOK DAY) // Школьная библиотека. - 2022. - № 4. - С. 65-70 : 11 фот.

О том, как появился детский праздник - Международный день детской книги.

Чудинова В. П. Подходы в организации "политики поддержки чтения" в разных странах // Школьная библиотека. - 2022. - № 4. - С. 8-12 : 1 фот.

О кризисе детского чтения в России и за рубежом.

 

 

                                                                  Составитель: вед.библиотекарь Матвеева Т. Ю.

 

* - документы devisu просмотрены

 

Наш адрес:

624130, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Фрунзе, 13

МБУК «Публичная библиотека» Новоуральского городского округа

Зал универсальных фондов

телефон: (34370) 9-10-70

e-mail: mba@novotec.ru

Web-сайт: http://www.publiclibrary

 


В избранное