Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Для Вас, педагоги! Список статей из периодических изданий 2016. Выпуск 28


Муниципальное бюджетное учреждение культуры

"ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА"

Новоуральского городского округа

Зал универсальных фондов

ДЛЯ ВАС, ПЕДАГОГИ!

Аннотированный список статей периодических изданий и Интернет-ресурсов

Выпуск N 28

[2016]

 

НОВОУРАЛЬСК  СЕГОДНЯ

Захарова П. "Реальный атом" в Новоуральске [Текст] // Наша городская газета. - 2016. - 13 июля (№ 28). - С. 9 : фот.*

В Центральной библиотеке прошел отборочный тур реалити-шоу "Реальный атом", в котором приняли участие молодые жители города в возрасте от 14 до 24 лет.

ЕГЭ

ЗамруководителяРособрнадзора прокомментировал результаты опроса ВЦИОМ о ЕГЭ [Электронный ресурc] // ЕГЭ 2016 : официал.журн. информ. портала Единого гос. экзамена и Итоговой гос. аттестации. – [Б. м.], 2001-2015. – URL:http://ege.edu.ru/ru/news/News/index.php?id_4=22668(дата обращения: 19.07.2016).*

Последний опрос ВЦИОМ о ЕГЭ, проведенный по итогам экзаменационной кампании 2016 года, показал устойчивость некоторых расхожих мифов о едином госэкзамене, прежде всего представления о ЕГЭ как о тесте. Значительная часть опрошенных полагает, что задания ЕГЭ представляют из себя примитивные тесты, натаскивание на которые учеников влечет за собой снижение качества образования.

Работа над ошибками [Электронный ресурc] // ЕГЭ 2016 : официал.журн. информ. портала Единого гос. экзамена и Итоговой гос. аттестации. – [Б. м.], 2001-2015. – URL: http://ege.edu.ru/ru/news/News/index.php?id_4=22671(дата обращения: 19.07.2016).*

Обнародованы первые результаты ЕГЭ-2016: чуть больше стало "стобалльников", чуть меньше детей, не прошедших минимальные пороги, а в общем, все стабильно.Каждый год разработчики ЕГЭ выявляют типичные ошибки детей, анализируют их, пишут методические рекомендации для учителей и рассылают их в институты повышения квалификации.

УЧИТЕЛЮ  БИОЛОГИИ

Анищенко И. Е. "Аптекарский огород" на школьном участке [Текст] / И. Е. Анищенко, Л. М. Абрамова, О. Ю. Жигунов // Биология в школе. - 2016. - № 5. - С. 66-71.

Представлен опыт Ботанического сада-института Уфимского НЦ РАН по созданию "аптекарского огорода" на учебно-опытных участках школ. Предложен ассортимент видов и ортов пряно-ароматических и лекарственных растений.

Белецкая Е. Я. Мутагенез в селекции растений и генетических исследованиях [Текст] / Е. Я. Белецкая, Л. А. Кротова // Биология в школе. - 2016. - № 5. - С. 3-15.

Обоснована актуальность проблемы расширения генетической базы основных доместицированных культур в связи с обеднением их генофонодов. Обсуждаются возможности использования экспериментального мутагенеза в создании исходного материала для практической селекции растений. Рассматриваются основные этапы развития метода индуцированного мутагенеза и его влияние на развитие теоретических направлений генетики.

Ермаков Д. С. Экологическая грамотность учащихся: теория и практика [Текст] // Биология в школе. - 2016. - № 5. - С. 52-59.

Представлены результаты научно-исследовательской работы "Разработка методики и контрольно-измерительных материалов для мониторинга экологической грамотности учащихся общеобразовательных учреждений г. Москвы в соответствии с требованиями ФГОС общего образования". Приведены примеры проверочных заданий, проанализированы результаты выполнения проверочной работы.

Звездина М. Л. Проектное обучение как способ формирования у школьника готовности вести здоровый образ жизни [Текст] // Биология в школе. - 2016. - № 5. - С. 26-30.

Освещается одно из направлений государственной политики в сфере образования - формирование здорового образа жизни подрастающего поколения. В качестве метапредметного результата образования предлагается интегративное личностное качество ученика - готовность и способность к здоровому образу жизни. Проектное обучение рассматривается как один из способов достижения результата.

Кулев А. В. Сегодня на уроке: "Ненаследственная изменчивость" [Текст] // Биология в школе. - 2016. - № 5. - С. 42-46 : рис., фот.

Автор статьи в систематизированном виде излагает основное учебное содержание урока, посвященного ненаследственной (модификационной) изменчивости. В разработке урока сформулированы его задачи, выделены этапы изучения нового материала, приведены словесные схемы, вопросы и задания для учащихся, а также выводы, акцентирующие внимание школьников на главных теоретических идеях.

Мухаметшина Т. Г. Интегрированный урок по теме "Нуклеиновые кислоты" [Текст] / Т. Г. Мухаметшина, Г. Х. Хайруллина // Биология в школе. - 2016. - № 5. - С. 47-51 : 2 табл.

Представлен план-конспект интегрированного урока по теме "Нуклеиновые кислоты".

Петрищева Г. С. Современный учебник на современном уроке [Текст] // Биология в школе. - 2016. - № 5. - С. 77-80.

В этом учебном году среднее звено российских школ стало работать по федеральному государственному стандарту (ФГОС). Произошли изменения в структуре курса биологии: в 5 классе изучается вводный курс биологии вместо природоведения. В связи с этим рассмотрено соответствие методического аппарата учебника последнего поколения требованиям современного урока.

Полянская И. В. Оформление исследовательских проектов по экологии и биологии: как организовать работу [Текст] // Биология в школе. - 2016. - № 5. - С. 60-64 : табл.

Описана методика оформления ученического проекта. В качестве примера рассматривается экологический проект.

Самостоятельная работа учащихсяпри изучении зоологии [Текст] / А. Ж. Усейн [и др.] // Биология в школе. - 2016. - № 5. - С. 72-76.

Описываются методы формирования способностей и навыков к непрерывному самообразованию и профессиональному совершенствованию, умению работать с учебником, дополнительной литературой, сетевыми ресурсами Интернета. Реализация самостоятельной работы раскрывается на основе расширения представления об особенностях морфологии, закономерностях жизнедеятельности животных, их разнообразии и роли в природе и жизни человека.

УЧИТЕЛЮ  ИСТОРИИ

Амосова И. Как новые учебники издательства "Дрофа" помогают подготовиться к ОГЭ и ЕГЭ [Текст] : 7 класс / И. Амосова, С. Тырин, И. Федоров // История. - 2016. - № 5/6. - С. 26-28 : ил.

Методический аппарат новых учебников издательства "Дрофа"позволяет организовать работу по систематической подготовке к итоговому экзамену уже с 6 класса. Рассмотрены возможности использования новых учебников для подготовки семиклассников к будущему экзамену на примере темы "Смутное время".

Берштейн А. Пламенная педагогика [Текст] / А. Берштейн ; бесед. А. Савельев // История. - 2016. - № 5/6. - С. 54-59 : ил.

Интервью о пользе книг по истории и профессии учителя.

Жовтонога О. Культура Киевской Руси IX - начала XII веков [Текст] : 6 класс / О. Жовтонога, Е. Костюченко // История. - 2016. - № 5/6. - С. 38-43 : ил.

Материал для урока истории в 6 классе посвящен культуре Киевской Руси 9 - начала 12 веков.

Июнь. Событие месяца."Я писал с любовью к Отечеству" [Текст] // История. - 2016. - № 5/6. - С. 4-8 : ил.

Исторические памятные и юбилейные даты, среди которых - 190-летие кончины Николая Михайловича Карамзина.

Козлов С. Поприще для лучших умов [Текст] : пчеловодство в дореволюционной России : 8-9 классы // История. - 2016. - № 5/6. - С. 10-15 : ил.

Материал для урока истории в 8-9 классах посвящен достижениям дореволюционного пчеловодства и судьбам замечательных пчеловодов-новаторов.

Колесин В. Двадцатый век глазами современников [Текст] : 10 класс // История. - 2016. - № 5/6. - С. 60-61 : ил.

Кроссворд по истории России 20 века для 10 класса.

Колесин В. Девятнадцатый век в лицах и судьбах [Текст] : 9 класс // История. - 2016. - № 5/6. - С. 20-22 : ил.

Кроссворд для 9 класса посвящен истории России 19 века.

Нарожный А. Valla - гуманитарные науки для человека [Текст] // История. - 2016. - № 5/6. - С. 45 : ил.

Гуманитарный журнал "Valla", цифровое издание нового поколения, посвящен истории европейской культуры Средневековья и Нового времени.

ПчеловЕ.Зачем изучать вспомогательные исторические дисциплины в школе? [Текст] : 6-8 классы // История. - 2016. - № 5/6. - С. 30-37 : ил.

Вспомогательныеисторические дисциплины в помощь изучению важных тем российской истории.

Савельев А. Зерцало, скрижаль, завет… [Текст] // История. - 2016. - № 5/6. - С. 4 : ил.

Размышления автора о том, что такое история и кем должен быть учитель истории для современных школьников.

Соколов Д. Прошлое Севастополя в документах городского архива: начало 1920-х годов [Текст] : 10 класс // История. - 2016. - № 5/6. - С. 48-53 : ил.

О некоторых документах, отражающих период с ноября 1920 по март 1923 года, хранящихся в архиве г. Севастополя (ГКУ АГС).

На_Че. Вспомогательные исторические дисциплины [Текст] // История. - 2016. - № 5/6. - С. 44 : ил.

Обзор материалов вспомогательных исторических дисциплин, размещенных в интернете, которые можно использовать для подготовки уроков истории в средних и старших классах.

УЧИТЕЛЮ  ЛИТЕРАТУРЫ

Архангельский А. Н. Представляем новый учебник [Текст] : изучаем теорию литературы / А. Н. Архангельский, Т. Смирнова // Литература. - 2016. - № 4. - С. 8-15.

Фрагменты из готовящегося к изданию учебника-хрестоматии по литературе для 5 класса посвящены изучению стихосложения.

Архангельский А. Н. "Хороший учебник литературы, так сказать, бетонирует дно. И помогает учителю держать планку" [Текст] / А. Н. Архангельский ; бесед. С. Волков // Литература. - 2016. - № 4. - С. 4-7 : ил.

Интервью с Александром Николаевичем Архангельским, литературоведом, литературным критиком, автором школьных учебников издательства "Дрофа", посвящено разработке концепции преподавания русского языка и литературы, школьному литературному канону и новым учебникам.

Белкин М. Ю. Повесть Л. Н. Андреева "Иуда Искариот" в 11 классе [Текст] // Литература. - 2016. - № 5/6. - С. 11-15 : ил.

Материал для урока литературы в 11 классе по повести "Иуда Искариот" Л. Н. Андреева. Поэтика и особенности трактовки евангельского сюжета.

Волков С. Олимпиада: финиш - и снова старт [Текст] // Литература. - 2016. - № 4. - С. 3 : ил.

Новое в проведении Всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2016 году.

Дрейфельд О. В. О принципах составления "творческого задания" на Всеросе по литературе [Текст] // Литература. - 2016. - № 5/6. - С. 31-39 : ил.

Член муниципальной методической комиссии олимпиады для школьников рассказывает о том, как может решаться задача по формированию культуры читательского восприятия и письма школьников посредством такой формы филологической деятельности, как "тексты о текстах" с элементами творчества и со-творчества, на примере заданий для учащихся 7-11 классов.

Каганович С. Л. "Переводчик в прозе - раб, переводчик в поэзии - соперник" [Текст] // Литература. - 2016. - № 4. - С. 55-61 : ил.

Сопоставление русского перевода того или иного иностранного текста с оригиналом или хотя бы с подстрочником позволяет не только расширить литературный кругозор ученика, но и поговорить о законах и загадках интерпретации как таковой. В статье анализируются несколько переводов одного рубаи персидского поэта Омара Хайяма.

Маевская О. С. "Один из последних лучей какого-то чудного русского дня" [Текст] : литературно-историческая игра "За семью печатями" по биографии и творчеству И. А. Бунина // Литература. - 2016. - № 5/6. - С. 21-24 :портр.

Интеллектуальная игра поможет учащимся в изучении наследия Ивана Алексеевича Бунина.

Мурин Д. Н. "Злой гений" [Текст] : об одном стихотворении А. С. Пушкина / Д. Н. Мурин // Литература. - 2016. - № 4. - С. 16-19 : ил.

Есть стихотворения, которые значительны не только в художественной эволюции поэта, но и в его личной жизни. Вокруг них толпятся образы реальных людей, частная жизнь поэта и его окружения становится культурно-историческим фактом. В творчестве А. С. Пушкина одно из таких стихотворений "Демон" - внешние предпосылки и обстоятельства написания связаны с Александром Николаевичем Раевским.

Нодель Ф. А. "Мастер и Маргарита" : споры о романе [Текст] // Литература. - 2016. - № 5/6. - С. 16-20 : ил.

Автор статьи, педагог-словесник с полувековым опытом работы в разных учебных заведениях, проводит сравнительный анализ сочинений своих учеников за разные годы педагогической практики. В предложенном материале - размышления учащихся о религиозной составляющей в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита".

Сорокина Д. "Человек свободен всегда" [Текст] : о стихотворении А. С. Пушкина "Узник" / Д. Сорокина ; [руководитель] А. В. Волкова // Литература. - 2016. - № 4. - С. 20-21 : ил.

Ученица 9 класса со своим школьным учителем провела исследование по стихотворению "Узник" А. С. Пушкина.

Сперантов В. В. Готовимся к олимпиаде [Текст] : советы по анализу художественного текста // Литература. - 2016. - № 5/6. - С. 40-43 : ил.

Вопросы, которые нужно задать себе, готовясь написать сочинение по предложенному тексту. Памятка по анализу художественного текста.

Степанова М. "Книги мне дали больше, чем люди..." [Текст] // Литература. - 2016. - № 4. - С. 62-63 : ил.

Подборка высказываний М. Цветаевой о литературе, искусстве и творчестве, снабженных вопросами, может стать отправной точкой для организации обсуждений и письменных работ старшеклассников на уроках литературы.

Шутан М. И. Концепт "воля" [Текст] // Литература. - 2016. - № 4. - С. 27-29 : ил.

Дидактический материал для урока литературы в 10 классе посвящен анализу концепта "воля" и образу воли в литературе. Материал поможет учителю в организации работы с концептом в связи с изучением драмы "Гроза" А. Н. Островского.

Шутан М. И. Концепт "гармония" [Текст] // Литература. - 2016. - № 4. - С. 24-26 : ил.

Дидактический материал для урока литературы в 10 классе посвящен анализу концепта "гармония" и образу гармонии в литературе. Материал поможет учителю в организации работы с концептом в связи с изучением творчества А. С. Пушкина.

Шутан М. И. Концепт "любовь" [Текст] // Литература. - 2016. - № 4. - С. 30-32 : ил.

Дидактический материал для урока литературы в 10 классе посвящен анализу концепта "любовь" и образу любви в литературе. Материал поможет учителю в организации работы с концептом в связи с изучением романа "Отцы и дети" А. С. Тургенева.

Шутан М. И. Концепт "мир" [Текст] // Литература. - 2016. - № 4. - С. 36-38 : ил.

Дидактический материал для урока литературы в 10 классе посвящен анализу концепта "мир" и образу мира в литературе. Материал поможет учителю в организации работы с концептом в связи с изучением романа "Война и мир" Л. Н. Толстого.

Шутан М. И. Концепт "роман" [Текст] // Литература. - 2016. - № 4. - С. 47-49 : ил.

Дидактический материал для урока литературы в 11 классе посвящен анализу концепта "роман" в литературе. Материал поможет учителю в организации работы с концептом в связи с изучением романа "Мастер и Маргарита" М. А. Булгакова.

Шутан М. И. Концепты русской литературы [Текст] // Литература. - 2016. - № 4. - С. 23.

О понятии "концепт" и его использовании на уроках русского языка и литературы в школе.

Электронные учебники - каждому ученику! [Текст] // Литература. - 2016. - № 4. - С. 54 : ил.

О проекте "Оказание услуги по обеспечению доступа обучающихся общеобразовательных организаций Московской области к электронным учебникам и электронным приложениям к учебникам" и преимуществах электронных учебников.

УЧИТЕЛЮ  НАЧАЛЬНЫХ  КЛАССОВ

Абдина Р. П. Обучение рисованию с натуры с использованием компьютерных технологий [Текст] // Начальная школа. - 2016. - № 4. - С. 37-39 : фот., рис.

В статье излагается методика обучения младших школьников рисованию с натуры комнатного цветка с использованием компьютерных технологий. Программа для редактирования и создания рисунков и фотографий помогает в анализе пропорций и светотеневой проработке изображаемого объекта.

Аристова Т. А. Речемыслительная деятельность как способ реализации системно-деятельностного подхода в период обучения грамоте [Текст] / Т. А. Аристова, А. Ю. Шлыков // Начальная школа. - 2016. - № 4. - С. 20-23 : табл.

В статье изложены методические приемы, направленные на овладение младшими школьниками звуковым анализом слов.

Дмитриева С. А. Образовательная программа внеурочной деятельности "Читаем и играем" [Текст] // Начальная школа. - 2016. - № 4. - С. 70-72 : табл.

Автором представлена образовательная программа внеурочной деятельности общекультурного направления развития личности "Читаем и играем" для 3-го класса.

Дьякова Л. В. Пасха [Текст] : основы православной культуры, IV класс // Начальная школа. - 2016. - № 4. - С. 40-43.

Предлагается конспект урока религиозных культур, цель которого - пополнить и обобщить знания учащихся о празднике Пасхи и его месте в русской православной культуре.

Игнатова В. В. Православная молитва [Текст] : основы православной культуры, IV класс // Начальная школа. - 2016. - № 4. - С. 43-46.

Предлагается конспект урока религиозных культур, цель которого - сформировать у учащихся понятие о православной молитве.

Ильинская И. П. Программа "Эстетические традиции разных народов" [Текст] // Начальная школа. - 2016. - № 4. - С. 84-91 : табл.

В статье представлено тематическое планирование занятий по экспериментальной программе "Эстетические традиции разных народов" для 1-го класса.

Корчажкина О. М. Форма организации учебного процесса с использованием электронных учебников - "перевернутый урок" [Текст] // Начальная школа. - 2016. - № 4. - С. 14-19.

В статье рассмотрены этапы организации "перевернутого урока" с использованием мультимедийных электронных учебников. Такой урок отличается изменением содержания домашней работы и очного взаимодействия учителя и учащихся в классе.

Кочурова Е. Э. Методика внеурочной работы [Текст] : курс "Занимательная математика" // Начальная школа. - 2016. - № 4. - С. 72-83 : табл.

Факультатив "Занимательная математика" предназначен для развития математических способностей младших школьников. В статье приведено примерное тематическое планирование занятий факультатива для I-IV классов.

Лыфенко А. В. Методика изучения таблиц и диаграмм в начальном курсе математики [Текст] / А. В. Лыфенко, Н. И. Чиркова // Начальная школа. - 2016. - № 4. - С. 58-65 : рис., табл.

В статье рассмотрены этапы изучения таблиц и диаграмм в начальной школе, приведены примеры соответствующих заданий, даны методические рекомендации по организации деятельности учащихся при работе с ними.

Научная школа методистовдетского чтения [Текст] // Начальная школа. - 2016. - № 4. - С. 4-6 : фот.

В статье речь идет о методической научной школе доктора педагогических наук, профессора, заслуженного учителя РФ Наталии Николаевны Светловской.

Павлова О. А. Образовательный потенциал предметных олимпиад: на примере олимпиад по математике [Текст] / О. А. Павлова, А. В. Лыфенко // Начальная школа. - 2016. - № 4. - С. 53-58 : табл.

В статье проанализирован образовательный потенциал предметных олимпиад на примере математических олимпиад для младших школьников. Обозначены цели и задачи олимпиадного движения, сформулированы требования к системе олимпиадных заданий. Выявлены проблемы, связанные с использованием информационных компьютерных технологий для организации и проведения олимпиад, намечены пути их решения.

Петерсон Л. Г. Как научить учиться [Текст] / Л. Г. Петерсон, М. А. Кубышева // Начальная школа. - 2016. - № 4. - С. 9-13.

Как отмечают авторы статьи, используемые в настоящее время в школах инструменты деятельностного подхода в большинстве случаев не обеспечивают системное формирование универсальных учебных действий. Учащиеся не умеют ставить перед собой учебную цель и у них отсутствует умение учиться. Предлагаемая авторами дидактическая система деятельностного метода позволяет устранить указанный недостаток. На конкретных примерах показано, каким образом это происходит в учебном процессе.

Руднев В. Н. Читательский опыт студентов - будущих учителей начальных классов [Текст] // Начальная школа. - 2016. - № 4. - С. 47-52.

В статье представлена анкета "Человек читающий: опыт социокультурной характеристики", приведены результаты анкетирования студентов - будущих учителей начальных классов.

Сайнудинова Н. К. Развитие связной речи на уроках русского языка [Текст] // Начальная школа. - 2016. - № 4. - С. 28-30.

В учебно-методическом комплексе (УМК) "Начальная школа XXI века" большое внимание уделяется системе работы по развитию связной речи, которая реализуется на уроках русского языка, литературного чтения и на других уроках. В статье речь идет об учебниках русского языка данного УМК, созданных авторским коллективом под руководством С. В. Иванова.

Сильченкова Л. С. Роль правил в освоении младшими школьниками письменных видов речевой деятельности [Текст] // Начальная школа. - 2016. - № 4. - С. 23-27.

Автор статьи рассуждает о роли правил чтения в процессе формирования у младших школьников первоначальных навыков письменной речи, отмечает необходимость разграничения правил чтения и правил письма.

Смирнова М. С. Проблемное обучение на уроках окружающего мира [Текст] // Начальная школа. - 2016. - № 4. - С. 30-34.

В статье рассматривается технология проблемного обучения, показаны возможности его реализации на уроках по предмету "окружающий мир".

Степановская А. В. Весенний пейзаж [Текст] : урок изобразительного искусства, I класс // Начальная школа. - 2016. - № 4. - С. 34-37.

Предлагается конспект урока изобразительного искусства по учебно-методическому комплексу "Перспектива".

Чиркова Н. И. Развитие самостоятельности младших школьников в работе над текстовой задачей [Текст] / Н. И. Чиркова, О. А. Павлова // Начальная школа. - 2016. - № 4. - С. 65-69.

В статье раскрывается методический аспект работы над текстовой задачей в начальной школе, анализируются приемы работы, способствующие развитию самостоятельности у младших школьников при решении задач, становлению математической культуры учеников.

 

 

                                  Составитель: вед.библиотекарь Матвеева Т. Ю.

 

* - документы devisu просмотрены

 

Наш адрес:

624130, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Фрунзе, 13

МБУК «Публичная библиотека» Новоуральского городского округа

Зал универсальных фондов

телефон: (34370) 9-05-80

e-mail: mba@novotec.ru

Web-сайт: http://www.publiclibrary

 

 

 

В избранное