Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Для Вас, педагоги! Список статей из периодических изданий 2025. Выпуск 25-26


НОВОУРАЛЬСК  СЕГОДНЯ

 

Юркова Е. Проект, в котором дети учатся быть собой // Наша городская газета. - 2025. -18 июня (№ 24). - С. 10 : фот.*

 

О летней занятости для школьников из коррекционных школ Новоуральска, которая проходит в АНО "Благое дело" (поселок Верх-Нейвинский).

 

ЕГЭ

 

УЧИТЕЛЮ  ХИМИИ

 

Асанова Л. И. Контекстные задачи с инженерно-технологическим компонентом // Химия в школе. - 2025. - № 5. - С. 12-17.

 

Примеры междисциплинарных контекстных задач естественно-научной направленности с инженерно-технологическим компонентом.

 

Волков В. Н. Бериллий в России: возобновление производства, свойства и применение // Химия в школе. - 2025. - № 5. - С. 5-11 : фот.

 

Технологии производства, свойства и применение бериллия в России.

 

Головнер В. Н. Властелин колец // Химия в школе. - 2025. - № 5. - C. 23-30 : 4 рис.

 

Приведен сценарий интегрированного урока для учащихся 10–11 классов, который объединяет материал курсов химии, физики, литературы и истории. В ходе занятия прослеживается роль перстней с камнями-талисманами в судьбе и творчестве Александра Сергеевича Пушкина.

 

Гайфуллина А. З. Элементы технологии смешанного обучения в современной школе // Химия в школе. - 2025. - № 5. - С. 17-23.

 

Рассмотрена возможность применения смешанного обучения как инструмента оптимизации учебно-воспитательного процесса в средней школе. В качестве примера приведен сценарий урока для 10 класса по органической химии. Урок составлен в технологии смешанного обучения по модели "перевернутый класс".

 

 

Жилин Д. М. Микромасштабные эксперименты в практике обучения // Химия в школе. - 2025. - № 5. - С. 58-60, 3-я с. обл. : табл., рис.

 

Описаны различные виды микромасштабного химического эксперимента, их преимущества и недостатки. Приведены примеры микромасштабных экспериментов с растворами и газами.

 

Ковалев Е. Г. История одного артефакта // Химия в школе. - 2025. - № 5. - С. 2-4 : фот.

 

Рассказывается о найденной на месте боев солдатской каске времен Великой Отечественной войны, о том, где, как и из каких компонентов производились такие каски.

 

Контекстные задачи для будущих врачей / М. А. Ахметов, М. Б. Гокжаев, А. А. Прокопов, А. В. Осипова // Химия в школе. - 2025. - № 5. - С. 37-43.

 

Рассматриваются контекстные задачи с включением художественного содержания. Приведено шесть контекстных задач с краткими ответами.

 

Кравцов О. Н. Стандартизация заданий муниципального этапа Всероссийской олимпиады // Химия в школе. - 2025. - № 5. - С. 67-75 : 6 рис., 4 табл.

 

Опыт разработки олимпиадных заданий по химии в Алтайском крае. Подчеркивается необходимость стандартизации олимпиадных задач, что позволит повысить их качество и улучшить процесс подготовки школьников к олимпиадам.

 

Лиханов М. С. Решение задач на распознавание веществ // Химия в школе. - 2025. - № 5. - С. 52-57 : 1 табл., ил.

 

Описаны трудности, возникающие у учащихся при решении задач на распознавание веществ, и пути их преодоления.

 

Новошинский И. И. К формированию знаний о комплексных соединениях / И. И. Новошинский, Н. С. Новошинская // Химия в школе. - 2025. - № 5. - С. 44-48 : 1 рис.

 

Подробно рассмотрены понятия, которые должны знать выпускники: "комплексный ион", "комплексообразователь", "лиганды", "координационное число", а также номенклатура комплексных соединений, значение этих веществ.

 

Потехин Н. В. Экспериментальные задачи на распознавание органических соединений / Н. В. Потехин, М. В. Блюмина, Е. В. Александрова // Химия в школе. - 2025. - № 5. - С. 61-66 : 4 рис., 5 табл.

 

Предложены четыре уровня сложности экспериментальных задач на распознавание органических соединений, принадлежащих к различным классам кислородсодержащих веществ. Решение экспериментальных задач построено на использовании качественных реакций на функциональные группы и измерениях при помощи цифровых датчиков.

 

Ромашов Л. В. В плену букв и палочек // Химия в школе. - 2025. - № 5. - С. 49-51.

 

При описании химической связи чаще всего используется метод валентных связей. Но имеются вещества, строение молекул которых невозможно объяснить с позиций этого метода. Гораздо более состоятелен метод молекулярных орбиталей.

 

Рыжих А. П. Подземные воды глазами химика и географа / А. П. Рыжих, Ю. В. Кравцов // Химия в школе. - 2025. - № 5. - С. 75-78 : табл.

 

Показаны возможности межпредметной интеграции при объяснении понятия "подземные воды". Со стороны географии рассмотрены причины и источники формирования таких вод, а со стороны химии – подробно описан химический состав подземных вод, приведены качественные реакции на содержащиеся в них ионы.

 

Шипарева Г. А. Дидактические игры в обучении химии // Химия в школе. - 2025. - № 5. - С. 31-36 : 8 рис.

 

Предложены разработки дидактических игр по химии, которые используются на уроках в течение длительного времени.

 

 

УЧИТЕЛЮ  БИОЛОГИИ

 

Бережная О. В. Экологический проект как средство формирования экологической культуры школьников // Биология в школе. - 2025. - № 4. - С. 31-35.

 

Автор рассматривает возможности применения проектной деятельности в современной педагогической практике и особенности проектов с экологическим содержанием. Предлагается пример проекта по формированию экологической культуры школьников.

 

Березина Е. С. Чума: что это такое и возможно ли заражение в XXI веке? // Биология в школе. - 2025. - № 4. - С. 3-12 : 13 рис.

 

Представлены материалы по опасной природно-очаговой инфекции - чуме человека. Описаны пути распространения инфекции, взаимосвязь эпизоотий и эпидемий, заражение людей; история борьбы с эпидемиями и вспышками чумы человека; распространение чумы в мире и в России.

 

Берсенева  С. А. Изучаем флору Дальнего Востока России. Папоротники / С. А. Берсенева, Т. Н. Шурухина, Г. А. Белова // Биология в школе. - 2025. - № 4. - С. 73-80 : 7 фот.

 

Внеурочные занятия по биологии в школе позволяют существенно расширить знания учащихся о различных представителях флоры.

 

Бобряшова И. А. Компетентностный подход к изучению циклов развития у растений // Биология в школе. - 2025. - № 4. - С. 36-49 : 11 рис.

 

Предлагается компетентностный подход к изучению циклов развития у растений. Определено место данной темы в школьном курсе биологии. Подчеркивается, что обучение циклам развития у растений по предложенному плану (учебному модулю) будет способствовать достижению предметных и метапредметных результатов. Рассмотрены особенности содержания темы. Предложены авторские схемы, задания разного уровня сложности и эталоны ответов.

 

Борзова З. В. Подготовим фермера в школе / З. В. Борзова, В. П. Разаханова, Р. М. Османов // Биология в школе. - 2025. - № 4. - С. 57-60.

 

Описан поэтапный план подготовки учащихся к организации собственного фермерского хозяйства в соответствии с возрастными особенностями детей.

 

Галкина Е. А. Групповые формы работы учащихся в процессе обучения биологии в V классе / Е. А. Галкина, М. А. Куземич // Биология в школе. - 2025. - № 4. - С. 22-30.

 

Описываются особенности организации групповой игры учащихся на уроках биологии. Дана характеристика этапов действий учителя и учеников в процессе использования технологии обучения "Мозаика". Сделан акцент на работу школьников компонентами учебника биологии. Представлены примеры заданий для групповой работы на уроках биологии в V классе.

 

Кулев А. В. В мире животных. Вернувшиеся в воду... // Биология в школе. - 2025. - № 4. - С. 61-72 : 9 фот.

 

В процессе проведения кружковых занятий по биологии педагог имеет возможность существенно расширить знания школьников о различных представителях фауны России. В статье учитель найдет необходимую информацию для этих занятий, а также разнообразные составленные автором вопросы и задания, многие из которых нацелены на развитие мышления у школьников.

 

Место метапредметных компетенций в содержании биологического образования в Республике Казахстан / С. Ж. Ибадуллаева, К. А. Жумагулова, А. Ниязбек, О. И. Турсыматова // Биология в школе. - 2025. - № 4. - С. 50-55.

 

Представлена информация по особенностям метапредметного обучения. Метапредметная компетентность, проявляющаяся в профессиональном самоопределении, - это самостоятельная, осознанная и волевая черта, развитие и реализация способностей в профессиональном направлении.

 

УЧИТЕЛЮ  ИНОСТРАННЫХ  ЯЗЫКОВ

 

К юбилею главного редактора "ИЯШ" И. П. Твердохлебовой // Иностранные языки в школе. - 2025. - № 3. - С. 20-21.

 

Редакция поздравляет главного редактора журнала "Иностранные языки в школе" с юбилеем.

 

Мошникова Э. В. Интегративные приемы обучения китайскому языку учащихся младших классов / Э. В. Мошникова, Е. Р. Гужвинская // Иностранные языки в школе. - 2025. - № 3. - С. 13-19 : 1 рис.

 

Статья посвящена проблеме интеграции неречевых видов деятельности в обучении китайскому языку в начальной школе, даны примеры использования пения, драматизации, рисования в процессе освоения китайского языка.

 

Семенюченко Н. В. Методическая школа Е. И. Пассова как феномен российского иноязычного образования / Н. В. Семенюченко, В. П. Кузовлев // Иностранные языки в школе. - 2025. - № 3. - С. 22-34 : 3 рис.

 

Статья посвящена авторской методической школе профессора Е. И. Пассова, дан анализ результатов реализации теоретических положений в практике иноязычного образования.

 

Сороковых Г. В. Персонализированное лингвообразовательное пространство как фактор формирования субъекта учебно-познавательной деятельности / Г. В. Сороковых, С. Г. Старицына // Иностранные языки в школе. - 2025. - № 3. - С. 5-12.

 

В статье дан анализ психолого-педагогических особенностей и возможностей школьников и обосновывается необходимость формирования специализированных умений учителя для обеспечения персонализации учебного пространства.

 

Твердохлебова И. П. Персонализация учебного образовательного пространства в современном обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2025. - № 3. - С. 2-4.

 

В редакционной статье дан обзор очередного выпуска журнала, посвященного персонализированному обучению в условиях интеграции искусственного интеллекта в обучение иностранному языку.

 

УЧИТЕЛЮ  НАЧАЛЬНЫХ  КЛАССОВ

 

Богатырева Н. Ю. Нравственный потенциал современной литературы для младших школьников : книги - лауреаты премии "Большая сказка" имени Эдуарда Успенского / Н. Ю. Богатырева, А. А. Соколова // Начальная школа. - 2025. - № 5. - С. 25-29.

 

Статья посвящена рассмотрению основных тенденций современной детской литературы. В 2024 году победителями литературного конкурса "Большая сказка" в номинации "Сказка" стали сказочные повести Валентины Дегтевой и Дениса Макурина. В произведениях, которые анализируются в статье, в запоминающихся образах показаны традиционные российские нравственные ценности: уважение к родителям, ответственное отношение к семье, любовь к Родине, бережное отношение к природе и др.

 

Быкова Т. П. Математический диктант как прием постановки проблемы урока // Начальная школа. - 2025. - № 5. - С. 56-58.

 

Рассмотрен пример применения приема "от рефлексии к целеполаганию" на уроке изучения темы "Компоненты действия умножения" (II класс). Начать урок предлагается с математического диктанта, цель которого - проверка усвоения предыдущего материала и создание проблемной ситуации с опорой на рефлексию, осмысление результатов диктанта.

 

Демичева В. В. Формирование пунктуационной грамотности в начальной школе / В. В. Демичева, О. И. Еременко // Начальная школа. - 2025. - № 5. - С. 40-42.

 

Статья посвящена проблеме формирования пунктуационной грамотности как составляющей функциональной грамотности на этапе начального языкового образования. Авторы приводят приемы работы, направленной на усвоение младшими школьниками знаков препинания в процессе урочной деятельности.

 

Кудряшова А. А. Рассказ А. П. Гайдара "Голубая чашка": особенности сюжетосложения // Начальная школа. - 2025. - № 5. - С. 30-33.

 

В статье рассматриваются ключевые подходы к изучению рассказа А. П. Гайдара "Голубая чашка" на уроках литературного чтения в начальной школе. Структура статьи представляет собой план организации и содержания занятия с учащимися.

 

Лысянская В. И. Родительское собрание "Посмотрим вместе!" // Начальная школа. - 2025. - № 5. - С. 64-71.

 

Собрание проводится для родителей первоклассников. Цели: помочь родителям познакомить детей с лучшими образцами советской (многонациональной) и российской мультипликации; расширить их кругозор, пополнить словарный запас; с опорой на произведения литературы и мультипликации воспитывать нравственные качества, вовлекать ребенка в процесс чтения.

 

Мали Л. Д. Методические особенности анализа лирических стихотворений / Л. Д. Мали, С. А. Климова // Начальная школа. - 2025. - № 5. - С. 37-39.

 

Анализ лирических стихотворений на уроках литературного чтения в начальной школе.

 

Минкина А. В. Об обучении русскому языку инофонов в начальной школе // Начальная школа. - 2025. - № 5. - С. 46-49 : табл.

 

Автор статьи рассматривает процесс интерференции и предлагает классификацию интерферентных ошибок. Приводятся примеры наиболее частотных ошибок, встречающихся у детей-инофонов. Предлагаются способы адаптации методического материала по русскому языку для предупреждения таких ошибок.

 

Насонова Н. В. Как привить детям любовь к чтению : советы родителям // Начальная школа. - 2025. - № 5. - С. 71-72.

 

Советы родителям младших школьников о том, что важно учитывать в ходе приобщения детей к чтению.

 

Первова Г. М. Война и дети: к 80-летию Победы // Начальная школа. - 2025. - № 5. - С. 4-7.

 

Тема "Великая Отечественная война и дети" на уроках литературного чтения.

 

Сергеева Г. П. Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку Русь // Начальная школа. - 2025. - № 5. - С. 59-63 : портр.

 

В статье приводится описание этапов освоения творчества П. И. Чайковского, предлагаемых в учебниках "Музыка" для I-IV классов (серия "Школа России"), в процессе разнообразной музыкально-практической деятельности школьников.

 

Титкова Н. Е. Основы христианского вероучения в повести Н. В. Блохина "Бабушкины стекла" // Начальная школа. - 2025. - № 5. - С. 33-36.

 

В статье исследуются формы отражения основ христианского вероучения в сказочной повести Н. В. Блохина "Бабушкины стекла". Особое внимание уделяется образам, которые относятся к категории "волшебных предметов", выполняющих в произведении сюжетообразующую и характерологическую функции. Доказывается мысль о том, что через увлекательный сюжет можно дать представление об основных догматах Церкви, раскрыть сущность церковных таинств, затронуть вопросы христианской этики.

 

Тарасова О. Н. Есть такая профессия - Родину защищать! : IV класс // Начальная школа. - 2025. - № 5. - С. 20-24.

 

Описан ход мероприятия, цель которого - формирование у младших школьников любви к Родине, гордости за ее прошлое и настоящее, стремления защищать интересы Отчизны на примере героических образов защитников Отечества.

 

Челюканова О. Н. Лихие дни в прозе Любови Воронковой // Начальная школа. - 2025. - № 5. - С. 7-12.

 

В статье рассматривается проза военных лет Л. Ф. Воронковой. Предметом исследования является повесть "Лесная избушка", отмечается принадлежность повести к рождественскому жанру.

 

Черепенько И. Ю. Память, которой не будет конца! : воспитательное мероприятие, III-IV классы / И. Ю. Черепенько, Л. В. Колемаскина // Начальная школа. - 2025. - № 5. - С. 15-19.

 

Конспект классного часа "Память, которой не будет конца!". Мероприятие знакомит с историей Великой Отечественной войны, воспитывает уважение к прошлому страны и памяти земляков - защитников Родины.

 

Что можно рассказать младшим школьникам о Великой Отечественной войне / по материалам В. Грома // Начальная школа. - 2025. - № 5. - С. 73-74.

 

Даются советы родителям младших школьников о том, что можно рассказать детям о Великой Отечественной войне.

 

Шевцова Е. А. Через века, через года, - помните! // Начальная школа. - 2025. - № 5. - С. 13-14 : фот.

 

Перед Днем Победы младшие школьники представляют на конкурс "Семья, опаленная войной" материалы о своих родственниках-ветеранах, принимавших участие в Великой Отечественной войне. Приведены примеры некоторых рассказов.

 

Яковлева Т. В. Формирование функциональной грамотности младших школьников в процессе лексикографической работы // Начальная школа. - 2025. - № 5. - С. 42-45.

 

В статье описываются методы и приемы формирования функциональной грамотности в процессе лексикографической работы, анализируются возможности разных словарей в ее формировании.

 

ДИРЕКТОРУ  ШКОЛЫ

 

"В школе должны возникать моменты, которые объединяют всех общей идеей" // Директор школы. - 2025. - № 4. - С. 55-59.

 

О современной школе.

 

Григорьева Т. Целеполагание директора: есть ли в нем радость завтрашнего дня? // Директор школы. - 2025. - № 4. - С. 90-97.

 

О цели должности директора.

 

Гулин А. С. Диагностика для 4К: опыт апробации // Директор школы. - 2025. - № 3. - С. 14-21.

 

Об опыте апробации методики.

 

Есина Т. И. История педагогического стендапа // Директор школы. - 2025. - № 3. - С. 44-47.

 

О проведении педагогического стендапа в школьном конкурсе.

 

Каримова Д. С. Новый предмет "Семьеведение": зачем, кто и как? // Директор школы. - 2025. - № 3. - С. 34-39.

 

О новом предмете в школах.

 

Климова И. "Как принимать управленческие решения, мне показал мой директор-наставник" : интервью с М. Климовой // Директор школы. - 2025. - № 3. - С. 48-55.

 

О неформальном наставничестве директора школы.

 

Левит М. "И опыт, сын ошибок трудных" / М. Левит, М. Поташник // Директор школы. - 2025. - № 4. - С. 24-36.

 

О педагогическом опыте, о мастерстве учителя.

 

Максимова О. "Желаю найти сообщество руководителей школ и стать его частью" // Директор школы. - 2025. - № 4. - С. 41-43.

 

О деятельности школьного руководства.

 

Мочалова Н. М. "Школа Минпроса": как выйти на результат? : ч. 1 // Директор школы. - 2025. - № 3. - С. 22-26.

 

О выполнении задач проекта "Школы Минпросвещения России".

 

Поляков С. Патриотическое воспитание: каким оно должно быть? // Директор школы. - 2025. - № 4. - С. 98-104.

 

О патриотическом воспитании.

 

Робский В. В. Как оценивать педагогическую деятельность? // Директор школы. - 2025. - № 3. - С. 59-66.

 

О системе оценки педагогической деятельности.

 

Рожков И. А. Юридические консультации // Директор школы. - 2025. - № 3. - С. 67-76.

 

Представлены юридические консультации для директоров школ.

 

Рывкин А. Основы мастерства, порождающие мотивацию // Директор школы. - 2025. - № 4. - С. 50-54.

 

О способах повышения мотивации.

 

"Самые успешные школы те, где помнят основателей" // Директор школы. - 2025. - № 3. - С. 31-33.

 

Об успешности школы при смене руководства.

 

Сергоманов П. Как улучшить обучение? ч. 2 // Директор школы. - 2025. - № 4. - С. 37-40.

 

О качестве процесса обучения.

 

Трошкеев П. Бренд, который позволяет меняться, не теряя популярности // Директор школы. - 2025. - № 4. - С. 15-19.  

 

О создании бренда школы.

 

Ушаков К. М. Вредные советы // Директор школы. - 2025. - № 4. - С. 4-5.

 

Приведены некоторые советы для руководителей.

 

Ушаков К. М. Два трека // Директор школы. - 2025. - № 3. - С. 4-5.

 

Об австрийских подходах в образовательном процессе.

 

Ушаков К. М. Другой взгляд на школу : истории создания двух инструментов. История четвертая. Непрерывное развитие // Директор школы. - 2025. - № 3. - С. 6-13.

 

Об исследованиях социального капитала школы и кураторской методике.

 

Чикишев А. А. Пока жива надежда… // Директор школы. - 2025. - № 3. - С. 40-43.

 

Рассматриваются некоторые особенности технологического образования.

 

Юридические консультации // Директор школы. - 2025. - № 4. - С. 73-84.

 

Представлены юридические консультации для директоров школ.

 


В избранное