Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Лекции по философии для аспирантов # 22


Информационный Канал Subscribe.Ru

www.disser.ru

Лекции по философии для аспирантов

Число подписчиков - 4325 (через Subscribe.ru - 2074)

30 октября 2004 г. (выпуск 22)

Здравствуйте, друзья!

Сегодня в выпуске:

1. Вышел 3-й номер электронного журнала "Врач-аспирант"!
2. Обновление форума http://forum.disser.ru 
3. Философия Древнего Китая.

Вышел 3-й номер электронного журнала "Врач-аспирант"

Читайте в журнале новости, статьи, медицинский юмор. У журнала новый дизайн, открыт раздел "Компьютер для врача"!

Скачать: http://disser.ru/click/count.php?go=3 (zip-архив 448 Кб).

Оглавление: http://disser.ru/mednews/122.htm 

Обсудить на форуме: http://forum.disser.ru/index.php?showtopic=20 

Прислать статью для публикации в журнале: logvin@yandex.ru 

Обновление форума для врачей-аспирантов

С 6 октября 2004 г. форум для врачей-аспирантов http://forum.disser.ru работает на новом программном обеспечении Invision Power Board 1.3 Final.

Зарегистрированным участникам доступна "внутренняя почта" и получение ответов на E-mail.

Форум - это замечательная возможность общаться!

Темы форума:

Кандидатский минимум:

1. Кандидатский минимум по немецкому языку: http://forum.disser.ru/index.php?showtopic=4 
2. Кандидатский минимум по философии: http://forum.disser.ru/index.php?showtopic=3 

Компьютер:

1. Программы, которые я использую для Интернета: http://forum.disser.ru/index.php?showtopic=13 
2. Какой компьютер нужен врачу? http://forum.disser.ru/index.php?showtopic=14 
3. Спам и борьба с ним: http://forum.disser.ru/index.php?showtopic=12 
4. Мир Интернет-общения: http://forum.disser.ru/index.php?showtopic=5 

Интернет-проект "Врач-аспирант":

1. О сайте для врачей-аспирантов: http://forum.disser.ru/index.php?showtopic=6 
2. Электронный журнал "Врач-аспирант": http://forum.disser.ru/index.php?showforum=9 
3. О форуме для врачей-аспирантов: http://forum.disser.ru/index.php?showtopic=8 
4. О почтовых рассылках сайта "Врач-аспирант": http://forum.disser.ru/index.php?showtopic=9 

Разное:

1. Медицинские анекдоты: http://forum.disser.ru/index.php?showtopic=10 
2. Тренируемся в создании сообщений на форуме: http://forum.disser.ru/index.php?showtopic=11 

Философия Древнего Китая

Человек в Китае отождествляется с природой и космосом и занимает центральное место в китайской философии.

Согласно китайской философской традиции человек является сгустком трех видов космической энергии: цзин; ци; шень.

Цзин - энергия зарождения всего сущего, "корень", "семя" живого организма. Выделяются два вида данной психофизической энергии:

1. "семя Прежнего Неба" - то, что дано человеку от рождения, генетическая программа, физические данные,

2. "семя Последующего Неба" - то, что человек накапливает в течение жизни.

Нередко цзин отождествляется с сексуальной энергией.

Ци - материально-духовная энергия, которая служит "строительным материалом" всего сущего (в отличие от цзин - энергии зарождения).

Энергия ци подразделяется на вещественную ци и духовную ци.

Духовная ци - основа жизни человека. Путь к успеху, физическому и духовному здоровью, счастью - освобождение ци от всего лишнего, очищение души.

Шэнь - неистребимая духовная энергия, существующая в человеке, которая составляет "стержень" человеческой личности и не исчезает после смерти человека).

Помимо трех видов космической энергии (энергии зарождения - цзин; энергии материального и духовного существования - ци; постоянной духовной энергии, остающейся после смерти, - шэнь) китайская философия выделяет два вида сексуальной энергии: ян - мужская сексуальная энергия; инь - женская сексуальная энергия.

Отсюда все сущее делится на два противоположных начала - мужское и женское.

Это касается как живой природы (различие всех людей на мужчин и женщин, аналогичное половое деление среди животных), так и неживой природы (например, китайская философия относит к активному мужскому началу ян Солнце, небо, день, сухость, легкость, а к пассивному женскому началу инь - Луну, Землю, равнины, ночь, влагу).

В основе существования, всей окружающей действительности лежит "Тай-цзи" - единство, борьба, взаимопроникновение ян и инь.

Древнекитайская культура дает мифологическое объяснение происхождения жизни на земле, живой и неживой природы, которое включало в себя ряд последовательных этапов:

1. Великий Хаос, напоминающий по форме огромное Яйцо;

2. Зарождение в Яйце-Хаосе в течение 18000 лет Первопредка всего сущего - гиганта Пань-Гу;

3. Выход гиганта Пань-Гу из Яйца, что привело яйцевидный Хаос к гибели;

4. Образование из Хаоса Неба и Земли путем концентрации всего легкого и сухого вверху (Небо) и тяжелого, влажного внизу (Земля);

5. 18000-летнее стояние гиганта Пань-Гу между Небом и Землей, в результате которого Небо и Земля закрепились на своих местах;

6. Смерть Пань-Гу, создание всего сущего из его тела: Солнца и Луны - из глаз, грома - из голоса, ветра - из выдоха, рек - из крови, дорог - из жил, камней и полезных ископаемых - из костей, зубов.

7. Возникновение человека из паразитов, ползавших по телу Пань-Гу, либо в результате любви фантастических первопредков Фуси и Нюйвы - людей-драконов.

Старинное философское произведение "И-Цзин" объясняет происхождение мира из пяти первоэлементов - земли, дерева, металла, огня, воды, которые находятся в постоянном круговороте.

Даосизм - древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос.

Основателем даосизма считается Дао Цзы (Старый Учитель), живший в конце VI - начале V вв. до н. э.

Главные источники - философские трактаты "Даоцзин" и "Дэцзин", совместно именуемые "Даодэцзин".

Основными понятиями даосизма являются "Дао" и "Дэ".

"Дао" имеет два значения:

1. Путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира,

2. Субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту.

"Дэ" - благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало "Дао" преобразовалось в окружающий мир.

Философия даосизма несет в себе ряд основных идей:

1. Все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями;

2. Материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе ("все происходит из земли и уходит в землю"), то есть сегодняшний человек вчера был воплощен в виде иных форм, существующих во вселенной - камня, дерева, частей животных, и после смерти то, из чего состоял человек, станет "строительным материалом" иных форм жизни или явлений природы;

3. Мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека - покой и недеяние ("у-вэй");

4. Император священен, только он имеет духовный контакт с богами и высшими силами; через личность императора на Китай и все человечество сходит "Дэ" - животворящая сила и благодать; чем ближе человек к императору, тем больше "Дэ" перейдет от императора к нему;

5. Познать "Дао" и получить "Дэ" можно лишь при полном соблюдении законов даосизма, слиянии с "Дао" - Первоначалом, послушании императору и близости к нему; путь к счастью, познанию истины - освобождение от желаний и страстей; необходимо во всем уступать друг другу.

Конфуцианство - древнейшая философская школа, которая рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни. Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 - 479 гг. до н. э., главным источником учения - Лунь Юй ("Беседы и суждения").

Основные вопросы, решаемые конфуцианством:

1. Как необходимо управлять людьми?
2. Как вести себя в обществе?

Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия - отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным как отца к сыновьям.

Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.

Легизм (школа законников) еще одно важнейшее социальное учение Древнего Китая.

Его основателями были Шан Ян (390 - 338 гг. до н. э.) и Хань Фан (288 - 233 гг. до н. э.). В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа (III в. до н.э.) легизм стал официальной идеологией.

Основной вопрос легизма (как н конфуцианства): как управлять обществом.

Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Таким образом, легизм - философия сильной государственной власти.

Источник лекции: http://kandominimum.tamb.ru

Всего хорошего!


Ведущий рассылки Евгений Логвин, logvin@yandex.ru, ICQ: 333707915

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: job.education.philosophia
Отписаться

В избранное