Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Говорим и пишем по-русски

  Все выпуски  

Говорим и пишем по-русски Выпуск 3


Говорим и пишем по-русски

Выпуск 3


Сайт "Славяне"

Доброго времени суток, уважаемые подписчики!

Начнем с разбора домашнего задания. В прошлый раз я предложила Вам проанализировать и исправить два предложения:
1. Поэты XIX века были легкоранимыми людьми: их часто убивали на дуэлях.
2. Многих декабристов казнили и отправили в ссылку.

Ответов пришло не очень много, но абсолютно все ответившие верно указали, что во втором предложении нарушена логика (сначала казнили, потом отправили в ссылку) и историческая точность (казнили только пятерых, а вот в ссылку – первоначально всё-таки на каторгу – отправили многих).
Варианты исправления предложения были предложены следующие:
Пятерых декабристов казнили, остальных отправили в ссылку.
Часть декабристов казнили, многих отправили в ссылку.
Пятерых декабристов казнили, многих отправили на каторгу, а затем – на вечное поселение в Сибирь.

Первое предложение в основном не исправляли и не пытались установить характер ошибки, а комментировали: «Такое написать в сочинении невозможно!»,  «Это что-то из писателей-сатириков» Уверяю Вас: написать такое возможно. Все фразы, которые я приводила и буду приводить в рассылке, взяты из сочинений абитуриентов, студентов и школьников.
Итак, все ответившие увидели, что в предложении «Поэты XIX века были легкоранимыми людьми: их  часто убивали на дуэлях»  скрыт комический эффект. Вряд ли автор сочинения хотел достичь его намеренно. Как же он возник? Во-первых, из-за столкновения паронимов РАНЕНЫЙ - «получивший рану» и РАНИМЫЙ – «чувствительный, принимающий всё близко к сердцу»; во-вторых, из-за того, что вторая часть предложения не следует из первой: поэтов убивали на дуэлях не из-за того, что они были людьми ранимыми, скорее, к месту дуэли их приводили вспыльчивость,  обостренное чувство собственного достоинства, убеждение в том, что любое (даже самое незначительное) оскорбление искупить может только кровь. Если рассуждать дальше, то мы должны будем согласиться с тем, что на дуэлях в XIX веке дрались и погибали не только поэты и что далеко не каждая дуэль приводила к смерти. Кроме того, вторую часть предложения легко можно понять так: одного и того же поэта не один раз убивали на дуэлях, и это случалось со многими поэтами.
Что же имел в виду автор сочинения? Как он должен был передать свою мысль? Видимо так:
«Многие поэты XIX века были очень чувствительными, ранимыми и в то же время самолюбивыми и вспыльчивыми людьми. Любое оскорбление они воспринимали как повод для дуэли. Это привело к гибели не одного поэта».


Когда мы говорим о сочинении, мы должны помнить, что сочинение – это особая форма письменной речи. А раз это форма речи, то она должна следовать параметрам хорошей речи.

- Есть ли такие? – спросите Вы.

Да. Есть. И именно по этим параметрам эксперты оценивают сочинения абитуриентов на едином государственном экзамене. Называются они – коммуникативные качества речи. Вот они:
1.    Правильность.
2.    Разнообразие (богатство).
3.    Чистота.
4.    Точность.
5.    Логичность.
6.    Выразительность.
7.    Уместность.
8.    Доступность (понятность).
9.    Действенность.

Правильность, чистота и богатство (разнообразие) речи относятся к структурным коммуникативным качествам.

Точность, логичность, выразительность, уместность, доступность, действенность – к функциональным коммуникативным качествам.

Попробуйте сами объяснить, что под каждым параметром понимается, а заодно подумайте, какие из перечисленных качеств нарушены в следующих предложениях.

1.    В Царскосельском лицее Пушкин знакомится с Анной Ахматовой, которая оказала на него большое влияние как на поэта.
2.    До чего же может снизойти человек!
3.    Слезы его свернулись в клубок.



Свои вопросы, мнения, мысли присылайте на адрес slawianie@yandex.ru


Сайт "Славяне".



На сегодня всё.
Жду ваших вопросов и предложений.
С уважением,
Ирина Шушарина
Выпуск подготовлен 26 ноября 2006 года
Сайт "Славяне" © Шушарина И.А.


В избранное