Да! Вы можете выучить любой язык и научить себя учиться. Книга М.Шестова из книги Гиннесса. Часть 9
Михаил Шестов - гл. консультант организации ООН "День Земли" по системам обучения, лингвист, педагог-новатор, педагогический обозреватель ряда международных газет. Разработал принципиально новую методику обучения и самообучения, которая позволила ему быстро освоить десятки иностранных языков, установить четыре мировых рекорда по работе на компьютере с применением текстового редактора на многих языках. Информация о его методе, успешно применяемом для обучения "самых неспособных взрослых" и достижениях была
включена в Книгу Рекордов Гиннесса, российскую Книгу феноменальных достижений человека "Диво" и другие издания. Деятельность М.Шестова широко освещается международными средствами массовой информации: от "CNN", "ABC", "WMNB", "RTN" в Америке до "ОРТ", "Коммерсантъ Daily" в России и "Fuji TV" в Японии".
Глава 9. Клавиатура -- не роскошь, а средство переобучения
- Михаил, мы довольно подробно разобрали с вами зависимость между возрастом и способностью к обучению. Но разве это единственный фактор, по которому вы раскладываете учеников "по полочкам"? А вот есть различия в способностях к обучению у людей с разным уровнем грамотности? Вы преподавали в очень разных странах, в России, в Западной Европе, в Америке, очень "разно-образованным" группам людей. Как общий уровень грамотности влияет на скорость и качество
изучения русского, английского и других иностранных языков, а также ликвидацию "компьютерной безграмотности". Является ли "знание компьютера" фактором, способствующим улучшению учебного процесса?
- Несколько лет назад я, насколько мне известно, первым начал применять разработанный мной "биомеханически правильный" метод работы на клавиатуре компьютера, как мощное средство ускорения и облегчения процесса совершенствования в иностранном языке, и безусловного освоения профессиональных навыков работы на компьютере.
До этого, во всем мире изучали машинопись изолированно, как что-то сугубо профессиональное, не очень приятное, и не связанное напрямую с понятиями культуры и грамотности. А свой интеллектуальный уровень повышали другими, традиционными способами. И всем, кроме великого педагога В.Сухомлинского, почему-то не приходила в голову мысль о том, что способ письма (рукой или на клавиатуре) является одним из основных средств воспитания грамотного, во всех отношениях,
человека.
В его книге "Сто советов учителю" (которая является моей "настольной", поэтому я довольно часто на нее и ссылаюсь), он делится с читателями замечательным наблюдением: только те из его воспитанников, которые в начальных классах средней школы научились писать каллиграфически, стали не просто отличниками учебы, но и (в зрелом возрасте) блестящими специалистами в различных областях своей деятельности! То есть стандартизированное письмо оказало мощное,
решающее воздействие на повышение общеобразовательного и интеллектуального уровня его учеников.
В моей "теории запоминания" я исхожу из того, что если человек просто читает учебник, "про себя", он (в любом возрасте) практически ничего не запоминает. И делать записи от руки - также крайне непроизводительно. К тому же, скорость чтения многократно превосходит скорость письма рукой - в 5-6 раз! А при хорошо развитой скорости машинописи (и умении качественно диктовать самому себе текст), эти два процесса можно попытаться синхронизировать через
искусственное снижение скорости чтения, "подгоняя" последнюю под скорость письма на клавиатуре. Потому что, только когда чтение и запись проходят примерно на одной скорости, и наблюдается у обучаемого тот феномен быстрого формирования так называемой "абсолютной грамотности" (как в письменной, так и в устной речи, причем на любом языке!), о самостоятельной выработке которого другими способами 99% как юных, так и взрослых "неспособных" учеников могут только мечтать.
Таким образом, как я уже отмечал, в результате нескольких уроков по системе Шестова-Robertson, пальцы начинают работать как дополнительный орган чувств. И даже если у вас "под руками" нет клавиатуры, тренированный мозг продолжает "имитацию" письма, выражающуюся в пробегании по пальцам молниеносных импульсов, что удесятеряет скорость и качество усвоения любых видов новой информации, причем, практически, в любом возрасте. И что еще более феноменально, вы приобретаете
возможность мысленно "печатать" текст, который вы читаете, практически с любой скоростью! (Правда, это происходит только с теми, кто использует "слепой десятипальцевый" метод письма и не "бьет" по клавишам, а "нажимает" на них, плавно переходя с одной на другую.)
А теперь, for a change (все-таки у нас популярная книга-пособие, а не сугубо научная монография), немного "около-компьютерной" истории и занимательной информации.
Как известно, компьютерная клавиатура продолжает являться основным средством общения с компьютером. Люди привыкли относиться к ней, как к средству "ввода информации", и не более того. В общем-то, легковесно, как к досадному (тормозящему общение), но необходимому "еще пока", препятствию.
Поэтому неудивительно, что крупнейшие фирмы-производители компьютеров пытаются заменить клавиатуры на электронные устройства, которые в состоянии распознавать живую человеческую речь и переводить слова в команды. Задача, на первый взгляд, вполне достижимая. Но ее претворение в жизнь, к сожалению, крайне затруднено. И вовсе не потому, что инженеры и дизайнеры не в состоянии создать такое устройство, а по причине того, что существующая система "народного" образования
просто не в состоянии переучить взрослого человека, то есть "натренировать" его четко и грамотно излагать свои команды беспрекословно исполнительной ЭВМ! Или по причине того, что многие люди просто не желают, находясь в офисе, беседовать с машиной: они хотят "изображать" бурную деятельность (писать "нужные" или "ненужные" бумаги, играть в игры, полировать ногти) и при этом обмениваться мнениями "о жизни" с коллегами. А представьте себе, перед вашим ртом всегда висит микрофон и что бы вы не произнесли, автоматически
вводится в компьютер! И если вы отвлеклись и не уничтожили "следы преступления", ваш начальник это прочитает, сделает вывод, что вы не работаете, а болтаете на отвлеченные темы и просто вас уволит. Причем, вышеописанное неудобство не единственное из общего набора проблем, связанных с обучением взрослого навыкам общения с компьютером - "голосом".
Лет 20 назад все деловые письма составлялись и корректировались специально подготовленными секретарями, прошедшими двух-трех годичные курсы не только машинописи, но и литературного редактирования. А с наступлением эпохи компьютеризации ("Computer Age") встала и новая, весьма важная, проблема: как обучить миллионы руководителей, работников среднего звена и просто специалистов, секретарскому мастерству? Вспомним, что взрослые обучению уже не поддаются,
их надо переучивать. Секретарями-машинистками им становиться, естественно, не хочется, но и выказывать перед компьютером свою недостаточную грамотность тоже как-то не с руки. Вот и получается, что диктант машине - это орешек покрепче, чем привычный диктат секретарю-машинистке. К сожалению, большинством бизнесменов даже необходимость научиться качественно работать на клавиатуре до сих пор воспринимается с позиции моего любимого персонажа - Митрофанушки.
С января прошлого года, Михаил Шестов ведет рабочий дневник ("Живой журнал"), "в прямом эфире", по адресу: http://www.livejournal.com/users/maestro2005 Название журнала - "Не учится английский? Методы обучения в корне неверны! Образование: мифы и реальность", что перекликается с темой данной рассылки. У посетителей этого сайта есть возможность обращаться с вопросами лично к автору системы SupremeLearning. Многие новые подписчики просят разъяснить им принципы системы Шестова "Как
научить себя учиться", при этом, статистика показывает, что читаются только последние 2-3 выпуска данной рассылки. Поясню: эта информация публиковалась в предыдущих выпусках рассылки, см. например: http://subscribe.ru/archive/job.lang.englishfast/200412/13031713.html Тем, кто хочет получить
полное представление о системе Шестова, без знакомства со всеми выпусками не обойтись, так как материал идет, как "повесть с продолжением"... Основы принципов общепедагогической системы Шестова "Как научиться эффективно учиться" изложены в любой из его книг. Одна из них, временно, опубликована по адресу: http://www.supremelearning.com/russianslbookpart1.html Ознакомиться с аудио- упражнениями, повышающими эффективность любого учебного процесса, применительно к изучению или совершенствованию английского языка, можно на странице: http://www.shestov.ru/russiancoursesamplesone.html