Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Занимательная философия человека: Воздух, огонь, вода, земля.


Выпуск 13: Нравственно - мифологические концепты: Воздух, огонь, вода, земля.

     Нравственность - мораль, один из основных способов нормальной регуляции действий человека в обществе.

     Мифология - форма общественного сознания, способ понимания природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития.

     Концепт - смысл, содержащий понятия, понимание и адекватное восприятие.

     Воздух – фундаментальная стихия мироздания, соотносится с мужским легким, духовным началом. Описывается в виде дыхания. Дуновения ветра.

     Огонь - фундаментальная стихия мироздания, соотносится с мужским началом. Огонь это первичный материал.

     Вода - фундаментальная стихия мироздания, соотносится с женским началом. Эквивалент первобытного хаоса.

     Земля - фундаментальная стихия мироздания, соотносится с женским, плодородным началом. Рассматривалась как расчленение хаоса, начало жизни во вселенной.

      Всякая мифология плоть от плоти народа, ее создателя. В ней, как в зеркале, отражается характер народа-родителя, ценности, которые он превозносит – и антицености, которые им порицаются. Мифологи, точнее самый ее дух, находиться в непосредственной связи со средой обитания народа. И весьма любопытно сравнивать между собой мифологические системы различных народов, обнаруживая схожести и различия.

      Восприятие стихий у каждого народа было по-разному. Но если проследить сходства и различия между мифами, то выявляется определенная закономерность в восприятии стихий. Так огонь и воздух в основном являлись мужскими началами, а вода и земля женскими. При соединении этих стихий могут появляться другие. Поэтому очень редко, что бы поклонялись одной стихии. У многих народов были первобытные стихии, из которых потом появлялись другие стихии. Очень распространен миф о мировом океане, который в начале был Перворожденным Хаосом, из которого появились Мать-земля, небо-Отец и Человек. Естественно, что у каждого народа, в зависимости от его географического местоположения преобладание и другие стихии. Так у народов, занимающихся земледелием, главенствующее положение занимали стихии земли и воды; у рыбаков вода и воздухи т.д.

      Но, не смотря на все эти различия, все народы брали за основу именно четыре основные стихии.

      Человека можно поставить и с краю, и в центре круга. Это зависит от того, как Человек сам воспринимает себя, свое место в этом мире и свое значение.

     Архаичные представления о взаимоотношении сил природы и людей нашли отражение не только в обрядах, запретах, предписаниях, но и фольклорных произведениях разных жанрах: сказках, былинах, легендах, мифологических рассказах, заговорах, пословицах, поговорках.

      Развитие отношения к природным стихиям можно проследить на примере славянской мифологии.

Мать - сыра земля

     В народных представлениях земля осмыслялась как одна из основных стихий мироздания и как источник жизни всего живого, в том числе и человека. Отсюда древнее уважительное название ее «Матерью - сырой землей».

     Важным в традиционном названии является эпитет «сыра», указывающий на связь стихии земли и воды, представляющую собой необходимое условие для жизнетворения.

     В заговорах нередко встречается формулы «земля-мать, небо-отец», «небо-ключ, земля-замок», свидетельствуют о восприятии неба и земли в мифологическом сознании как супружеской пары.

      К земле всегда относились с особым почтением, соблюдая все предписанные запреты и правила поведения с нею. Широко распространялись запреты плевать на землю. Ей так же предписывались очистительные свойства и магическая сила. Землю знахари использовали как лекарство, растворяя в воде и давая выпить больным. Считалось, что родная земля очистит от хвори, где бы человек ни находился. Земля с могилы. По народным представлениям, помогает избавиться от страха, тоски, болезни.

     К земле относились на только как чистой, но святой. Святость заключается в том. Что она не держит в себе ничего не чистого. Так, она не принимает умерших колдунов и ведьм, и необходимы специальные обряды для того, что бы эти нечистые покойника не выходили из могил.

     Особое отношение всегда было к родной земле, той, где родился человек. Уезжая на долгий срок из дома, люди брали с собой родную землю. Считалось, что она защитит от болезни на чужбине, от врагов и невзгод, а так же от тоски по родине. Приезжая в новое место и строя там дом перед порогом бросали горсть родной земли, ступали на нее и говорили: «По своей земле хожу». Во время похорон на чужой стороне для родственников умершего было большой отрадой, если они могли бросить в могилу горсть земли с родины.

     Среди православных людей широко было распространено представление о том, что у человека есть три матери: первая - Пресвятая Богородица, которая родила Спаса всего мира, вторая мать - Земля, от которой все созданы и в которую все вернутся после смерти, и третья мать - та, которая в утробе носила и родила. Поэтому считалось большим грехом осквернить или обидеть одну из них.

Вода

     Вода, как и земля, в народных представлениях является одной из основных стихий мироздания. В космогонических мифах многих культурных традиций вода выступает в роли первоначального хаоса, из которого формируется мировое пространство.

     Мотивы возникновения водных объектов нередко встречаются в фольклорных текстах, содержащих мифологический пласт повествования, в частности сказках и былинах.

     Водные объекты в народной традиции воспринимались так же как место обитания душ умерших и нечистой силы. С представлениями о том, что после смерти человека его душа находиться в воде, связаны традиционные запреты, использовать воду, имеющуюся в доме в период смерти.

     Воду воспринимали как положительную стихию, когда ее наделяли очистительными свойствами, когда считали источником жизни. Но вода была и злом, особенно если это связывалось с трагедией, такой как наводнение. Когда она уноси жизни людей. В связи, с чем ее наделили посреднической функцией в связи с потусторонним миром.

     Традиционно воде предписывалась очистительная функция, что в значительной степени объясняется ее физическими свойствами. Представление о воде как о чистой и очищающей стихии предопределили широкое использование ее в календарных обрядах и обрядах жизненного цикла.

     В любом случае, добра или зла была вода к человеку, в народной среде всегда соблюдалось почтительное отношение к ней. Оно реализовывалось в выполнение установившихся правил и запретов. Считалось, что нельзя ходить за водой и полоскать белье в водоемах поздно вечером и ночью, поскольку вода спит и может потом рассердиться на человека. Существовал запрет плевать в воду. Согласно архаичным языческим представлениям, нарушитель аппрета плюет в глаза своим родителям, находящимся на том свете, а по более поздним представления - на Бога. На этот счет есть и поговорка «Не плюй в колодец - пригодится водицы напиться»

Огонь

     В народном представлении огонь воспринимался как стихия, наделенная двойственной символикой. С одной стороны, с огнем связывались свет и тепло, важные для жизни человека, подобно тому, как для роста и жизни растений были необходимы свет и тепло солнца, что древние славяне считали огонь и солнце родственно связанными. С другой стороны, стихия огня осознавалась как опасная сила, несущая разрушение и смерть.

     В языческих культах огонь выступал и как объект непосредственного поклонения, и как посредник между человеком и божеством. В архаичном сознании огонь одухотворялся, наделялся характеристиками живого существа: способность есть, пить, спать. В древние времена огонь во время праздничных трапез кормили, бросая в него кусочки пищи и отливая часть напитков.

     Пограничную символику в традиционной культуре имела и печь как объект, связанный с огнем. По поверьям, через печную трубу осуществлялось сообщение с внешним миром, в том числе и «тем светом». Она являлась особым «выходом» из дома, предназначенную в основном для сверхъестественных существ и для контактов с ними: по поверьям, через нее в дом проникают несущие смертельную опасность огненный змей и черт, а из него вылетают наружу ведьма, душа умершего, болезнь.

     Как и в воду и на землю, в огонь запрещалось плевать. По поверьям огонь может иссушить человека, если тот нарушит запрет. Особо почитали очаг, печь и огонь домашний как святой. Огонь из домашнего очага нельзя было давать чужому человеку, что бы в родном доме не исчезли мир и благополучие. При постройке нового дома угли переноси из старого, а вместе с ними и души предков, охранявшие людей.

     В народных традиции различали несколько видов огня. Это, прежде всего, природный, или небесный огонь, возникший от удара молнии, по поверьям, поражающий нечистую силу. Этот огонь никогда не вносили в жилище. Второй вид огня - домашний, добытый самим человеком. С вязь и противостояние в некоторых запретах и обычаях. Культурный (домашний) огонь различался по способу его добывания. Особым считался «живой» огонь, добываемый, как и «новый» с помощью трения дерева об дерево. Непростым почитали и огонь, который высекали с помощью огнива. Такой огонь наделялся магической силой и использовался колдунами. Самым обыкновенным считался огонь, зажженный спичками. Он добывался проще всего и не считался опасным для людей. Его можно было давать другому человеку не опасаясь, что то сможет навести порчу.

     Подобно другим стихиям огонь воспринимался как очистительная стихия. Это нашло отражение в погребальных обрядах, когда покойника сжигали на костре.

     Негативное отношение к этой стихии нашло отражении поэтических представлениях славян в образах змея Горыныча, имеющего огненную природу. Двойственное отношение было к людям, чьи профессии были связаны с огнем: кузнецам и гончарам.

Воздух (Ветер)

     Связанный со стихией воздуха, ветер в мифологических представлениях персонифицируется или наделяется свойствами демонического существа. Традиционные представления о том, каков внешний облик ветра, делятся на два типа. Согласно первым, ветер невидим, он существует в природе незримо. Согласно вторым, ветер воплощался в облике человека, причем мужского пола. Его представляли с большой головой и толстыми губами.

     О связи ветра с потусторонним миром свидетельствуют не только его причастность к архаичным божествам и существами «иного» мира, но и его местопребывание, о котором можно судить и по традиционным представлениям, и по указанным в мифологических текстах.

     Ветер воспринимался как стихия, наделенная большим могуществом, и полезная, и опасная. Ветер может принести спасение в море и благодатный дождь, а может засыпать посевы градом и возмутить смертоносные волны водной стихии, а так же принести мор, эпидемии.

     Вера в разрушительную или благотворную силу обусловила формирования обрядов и магических действий, направленных на его умилостивление. Чтобы задобрить стихию, совершали обряд «кормления» ветра. В качестве дара использовали хлеб, муку, крупу и т.д.

     В фольклорном жанре загадки, сохранившем древнее мифологические представления, встречаются очень яркие характеристики природной стихии ветра: «Без рук, без ног, по полю рыщет, поет да свищет, деревья ломает, траву к земле пригибает». Ветер зачастую сравнивали с один из самых быстрых животных - конем.

     В целом, у каждого народа существует свое представление об окружающем мире. Каждому ближе своя стихия, которая определяет внутренний мир человека. Если земля самая спокойная, самая твердая и понимаемая стихия, то вода самая непредсказуемая. Она может находиться в трех состояниях меняя все вокруг в одночасье. Огонь и воздух могут успокаивать, но наоборот возбуждать.

     Древние представления до сих пор влияют на жизни людей. И зачастую, не понимания этого современный человек воспринимает мир на основе преданий и поверий. И как бы не говорили, что современная наука доказала, что миф это выдумка, искривленное понимание мира людьми, все же без мифа наука сама не существует. Любое научное открытие вначале появляется как миф, а лишь затем доказывается и приобретает «научную оболочку». Поэтому, можно сказать. Что все вокруг нас это отчасти миф, пока не доказано, что это реальность.

© Армавирская Школа Культурной Антропологии , 2007
Переиздание материалов рассылки возможно только с обязательными ссылками на сайт
http://www.armavirsca.narod.ru/ (в интернете - гиперссылка) и на автора статьи


В избранное