Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как сделать сессию проще?


Добрый день, дорогие читатели! Наша рассылка возобновляет свою работу. С вопросами и предложениями прошу обращаться на sampols@mail.ru

Давайте рассмотрим несколько систем, которые были в то или иное время разработаны известным людьми с целью систематизировать усваивание новых знаний.

 

Система Сорокина

На самом деле всем студенческим хитростям - явно уже не один век. Поэтому система, созданная в начале 20-го века актуальна и по сей день. Стоит лишь оговориться: качество сегодняшнего образования и в подметки не годится тому, что было в начале века. Но это не умаляет ценности системы.

В 1910 г. студентом Психоневрологического института стал П.А.Сорокин, впоследствии знаменитый социолог.

В творческой личности Сорокина выделяли три особых качества: 1) глубокий ум, энергия и склонность к нестандартным решениям; 2) независимость мышления и поведения; 3) сочетание поиска истины с поиском красоты и добра. Цепкость памяти Сорокина на отдельные детали, факты в проблеме сочетались с планомерным ее видением, исторический подход сочетался с предположениями о будущем.

После первоначального несистемного образования, чтобы поступить в Санкт Петербургский университет, в феврале 1909г. он начинает учиться в гимназии в г. Великий Устюг. В мае того же года он заканчивает ее. Ему было необходимо усвоить за короткие сроки очень большую программу и именно здесь, в гимназии, он изобрел собственную методику самообразования. Позднее, когда он уже стал студентом Питерского университета, эта система позволила ему работать, чтобы зарабатывать на жизнь, и учиться так, что уже во время студенчества (4 года) он опубликовал более 50 (!) научных работ. Это было начало пути. Продолжение было в Минессотском и Гарвардском университетах. Было международное признание.

Ведущим принципом студента Сорокина было самообразование. Он посещал лекции только тех преподавателей, которые удовлетворяли следующим его требованиям: 1) профессор, читающий курс, должен пользоваться в научных кругах заслуженной известностью, 2) его концепция или знания его курса должны быть значимыми и полезными, 3) читаемый курс должен быть еще не опубликованным. Все остальные курсы, не попадающие под эти правила, он прорабатывал либо по главным книгам преподавателя, руководителя этого курса, либо по учебной программе, по рекомендациям самого профессора после консультации с ним.

Особое внимание в его системе обучения заслуживает личный контакт с профессорами, личное обсуждение с ними проблем и активное участие в общих семинарах. Такой вид общения приветствовался преподавателями и университета и Психоневрологического института.

Вот как об этом рассказывал сам Сорокин:

<В течение года я установил очень хорошие отношения с основателями института, международно-известным психологом Бехтеревым и международными лидерами в социологии, антропологии и экономической истории М.Ковалевским и Ж. Де Роберти, не упоминая некоторых других профессоров. Эти дружеские отношения окрепли в последние годы и привели к тесной кооперации между этими выдающимися учеными мира, - кооперации, которая продолжалась вплоть до самой смерти этих выдающихся ученых>.

Как вам такой метод, товарищи студенты?

Сорокин на основе своего опыта творческого пути проводил тщательный анализ американской и русской дореволюционной системы образования, отдавая предпочтение русской.

В противоположность Американским университетам, колледжам, отмечал он, в русских университетах и институтах в то время не требовалось обязательного присутствия на лекциях, семинарах или зачетах. Это было личным делом каждого студента. Точно так же и в институте практически не было зачетов в течение экзаменационного года; вместо этого устраивался один, но очень тщательный экзамен в конце семестра. Обычно май или часть июня специально предназначались для сдачи экзаменов по всем предметам, изучаемым в течение года. Студенты, получившие неудовлетворительные оценки, автоматически отчислялись из университетов.

Высшие учебные заведения не интересовало, как студенты приобретают знания, необходимые для строгих экзаменов в конце семестра, т.е. у администрации и преподавателей не было мнения, что эти знания можно получить, лишь присутствуя на лекциях, семинарах и зачетах. Вполне резонно считалось, что для этого есть и другие способы, если они удобнее и для самого студента

Также вполне справедливо, на мой взгляд, полагалось, что собственное желание студентов учиться, подкрепленное одним жестким экзаменом в конце семестра или академического года, является более эффективным стимулом, чем множество контрольных работ и зачетов, сопровождаемых стрессами, нарушающими систематический ход занятий. Они излишне обременяют как студентов, так и профессорско-преподавательский состав.

На основании проведенного анализа Сорокин заключает, что <такая система была более свободной, плодотворной и творческой, нежели современная система с обязательным посещением лекций и частными, но поверхностными тестами>.

Впервые в нашей рассылке мы заговорили о таком явлении как карьера. К сожалению, в нашей стране молодых людей и девушек не ориентируют на карьеру так, как это делается на западе. Однако те, кто все же уделяет внимание вопросам карьеры, многого добиваются. Это не обязательно подразумевает отличное обучение и красный диплом. Это просто движение в одном, принятом изначально, направлении.

 

 

 

До встречи в следующих выпусках!

 


В избранное