Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Субъективные заметки о видеофильмах от Экслера


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Притча "Крадущийся тигр, затаившийся дракон" (Crouching Tiger, Hidden Dragon)
Режиссер - Энг Ли. В ролях - Чоу Юнь-Фат, Мишель Йео, Цзи - и Чжан. Китай-США. 2000. 120 минут.

"Зеленое - это цвет сущности,
которую мы, мужчины, не можем
постичь. Он принадлежит женщине.
Там - наши запретные желания, там
находятся затаившиеся драконы"
Энг Ли

Первый раз встречаю фильм, мнения о котором настолько разнополярны. От совершенно неумеренных восхвалений - мол, теперь вся история кинематографа делится на период ДО "Тигра, дракона" и ПОСЛЕ "Тигра, дракона", - до откровенных издевательств и недоумения на тему того, за что этой дурацкой и скучной сказочке дали чертову тучу Оскаров. Разбираться на тему того, что же на самом деле представляет собой этот фильм будем чуть позже, а сейчас давайте немного поговорим о сюжете...

Ли Му Бай (Чоу Юнь-Фат) - великий воин. Настолько великий, что сражаться ему уже, вроде как, и не к лицу, настолько нечувствительно он превзошел обыденность, поэтому он удалился в горы для длительный медитации. Спустившись оттуда, он заявляет своей соратнице Шу Лиен (Мишель Йео), что теперь ему уже не понадобится знаменитый меч "Зеленая судьба", которым Ли Му Бай владел довольно продолжительное время, поэтому Шу Лиен сдает меч на хранение одному знатному манчьжурскому чиновнику.

Однако буквально на следующий день меч был кем-то украден. Ли Му Бай вместе с Шу Лиен бросается на поиски меча, а дальше... Дальше происходит много всяких событий. Во-первых, на пути Ли Му Бая и Шу Лиен оказывается подлая интриганка и знаменитая преступница по кличке "Нефритовая лиса". Во-вторых, выясняется, что в краже меча принимала активное участие молодая дочка чиновника по имени Джен, которая долгое время обучалась у "Нефритовой лисы" и теперь на очень высоком уровне владеет боевыми искусствами. 

В-третьих, между Ли Му Бай и Шу Лиен развилось глубокое чувство, однако по некоторым причинам они не могут пожениться. В-четвертых, Ли Му Бай восхищен успехами Джен и хочет стать ее учителем, чтобы еще больше развить мастерство способной девочки. Однако Джен - своевольна и высокомерна, поэтому она отказывается учиться у Ли Му Бай. Ну и в-пятых, на пути и тех, и других, и третьих постоянно появляются всякие темные личности, с которыми им приходится сражаться...

***

Честно говоря, сюжет этого фильма не очень просто изложить что в двух, что в двухстах словах. И это вовсе не из-за того, что сюжет или слишком сложен, или наоборот - слишком прост. Дело в том, что сюжет как таковой не является в данной картине первостепенным. Он всего лишь средство выражения определенной философии. Вы же не будете разбирать по косточкам сказку об Иванушке-дурачке, бабе Яге и змее Горыныче, издеваясь над простоватостью Иванушки, гротескностью бабы Яги или фантастичностью змея Горыныча? Сказка - она и есть сказка. Она служит для того, чтобы в доступной и увлекательной форме чему-то научить, втолковать какие-то мысли, объяснить логику определенных поступков.

Поэтому глупо судить картину "Крадущийся тигр, затаившийся дракон" с той точки зрения - правдоподобно или неправдоподобно то, что все бойцы, сражаясь, летают по воздуху, с легкостью прыгают по стенам и крышам домов, а иногда бьются, перепрыгивая с одной вершины дерева на другую... Ну да, неправдоподобно. Но друзья мои, вам вовсе не показывают документальный фильм из истории китайской деревушки начала 19 века. Это сказка! Сказка красивая, достаточно глубокомысленная, но вместе с тем динамичная и зрелищная. Поэтому обсуждать, что там правдоподобно или неправдоподобно, а уж тем более разражаться язвительными выпадами из серии "эскадрон летучих китайских бабушек" или "ДОСААФ "Летучие китайцы"" - не то чтобы некрасиво, а просто демонстрирует крайнюю однобокость тех, кто изрекает подобные сентенции.

Вместе с тем, я не могу сказать, что мне фильм прямо уж так сразу понравился, что я был в бешеном восторге. Ничего подобного. Я совершенно не представлял заранее, что именно мне предстоит увидеть, поэтому поначалу мне фильм не понравился и показался скучноватым. Хорошим, красивым, но скучноватым. И только ближе к концу я стал более-менее понимать, о чем идет речь, ради чего это все снято и о чем хотят рассказать создатели, после чего картина мне стала нравиться.

А затем я ее пересмотрел еще раз. Пересмотрел, уже понимая, что это за фильм и как нужно воспринимать то, что происходит на экране. После этого он мне, безусловно, понравился. Я по прежнему не считаю его уж каким-то совершенно потрясающим шедевром, как говорят некоторые критики, но то, что это достаточно выдающееся событие в кинематографе - неоспоримый факт.

Тех, кому фильм не понравился (я бы даже сказал - тех, кто фильм не понял), страшно раздражают панегирики и шумиха вокруг этой картины. Потому что они в ней не увидели ничего, кроме скучноватой, достаточно наивной сказки из серии восточных единоборств, где единоборствующие еще и летают то туда, то сюда, создавая странное мельтешение на экране.

А те, кому это все очень понравилось, толком и объяснить не могут, почему. Ведь сюжет действительно очень прост. Точнее, верхний, видимый пласт фильма, - очень прост и даже наивен. Однако там несколько пластов. Причем их даже не два, а скорее три. Первая категория зрителей видит только верхний пласт и им фильм не нравится - наивная и глуповатая сказочка. Вторая категория зрителей видит второй пласт - фильм им нравится, но нравится чисто интуитивно, потому что они понимают, что есть еще третий пласт, но они его не видят в силу определенной неподготовленности и недостаточного знакомства с восточной культурой и восточной философией. Я отношусь как раз ко второй категории зрителей. Третья - подготовленная категория зрителей - видит все вплоть до третьего пласта и считает картину гениальной.

Нет смысла говорить о том, кто из них прав. Каждому свое. Но то, что картина красива, весьма незаурядна и достаточно глубока - это факт. И если вы не видите в ней ничего, кроме "глупой и дурацкой сказочки с эскадроном летающих китайцев" - это, уж простите, ваши проблемы. Можно и "Табу" назвать "дурацким фильмом о педриллах-самураях" (я встречал такое определение). А можно считать его одним из самых тонких и красивых современных фильмов.

Так о чем все-таки "Крадущийся тигр, затаившийся дракон"? Даже если не понимать половины символов (а там очень много восточной символики) и не знать переводов некоторых имен и названий (например, имя Ло означает "тигренок", а Джен - "маленький дракон"), то все равно понимаешь, что фильм - о взаимоотношениях Учителя и ученика, о постижении чего-то такого, после чего не можешь жить прошлой жизнью, о причудливых формах любви и привязанности, наконец - о Жизни и Смерти. Не поддавайтесь на кажущийся очень простым язык этого фильма. Он вовсе не такой простой.

Я не буду ставить оценки этому фильму. Хотя бы потому, что не могу его на данный момент полностью оценить по достоинству. Но вы уже, вероятно, поняли, что картину нужно посмотреть, если вы хотите приобщиться действительно к искусству. Простому, но в то же время очень сложному и многозначительному. Наивному, но в то же время таинственному. Красивому, и в то же время... очень красивому.

И не спешите делать выводы сразу. Дайте себе труд немножечко обдумать то, что вы увидели. И не спешите ставить штампы и вешать ярлыки.

Кстати, в рецензиях эту картину называют "боевиком". Это не боевик. Это притча.

Закончить эту рецензию хочется блестящей фразой, написанной участником моего форума, выступающим под псевдонимом Bison: "Этот фильм нравится людям летающим. А нелетающим -- не нравится". Точнее и не скажешь.

Заказать этот фильм.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Рейтингуется SpyLog

В избранное