Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Схемы корреспонденций Выпуск от 22.06.2012


КонсультантПлюс Схемы корреспонденций счетов
Выпуск от 22.06.2012

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 КонсультантПлюс: "горячие" документы

Проект Федерального закона "О внесении изменений в Закон РФ "Об организации страхового дела в РФ" и Кодекс РФ об административных правонарушениях" (разработчик проекта акта: Минфин России)


Схемы корреспонденций счетов

Подборка по материалам информационного банка "Корреспонденция счетов" системы КонсультантПлюс

Ситуация:

Как отражаются в учете организации расходы на ремонт производственного оборудования (объекта ОС), находящегося в общей долевой собственности, если ремонт производится в целях предотвращения аварийной ситуации?

Организации принадлежит 2/3 доли в праве общей собственности. Организация оплатила полную стоимость работ, выполненных специализированной организацией. Совладелец оборудования возмещает организации часть стоимости, пропорциональную его доле в праве общей собственности (1/3). Стоимость ремонта оборудования составила 35 400 руб. (в том числе НДС 5400 руб.).

Корреспонденция счетов:

Гражданско-правовые отношения

Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, при этом он несет бремя содержания принадлежащего ему имущества (п. 1 ст. 209, ст. 210 Гражданского кодекса РФ).

Имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Общая собственность на имущество может являться долевой, то есть доля каждого из собственников в праве собственности на имущество определена. Порядок определения и изменения долей участников долевой собственности устанавливается их соглашением в зависимости от вклада каждого из них в образование и приращение общего имущества (п. п. 1, 2, 3 ст. 244, п. 2 ст. 245 ГК РФ). Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом (п. 1 ст. 247 ГК РФ).

Согласно ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в издержках по его содержанию и сохранению. Отношения совладельцев оборудования в таком случае могут регулироваться положениями гл. 50 "Действия в чужом интересе без поручения*"* ГК РФ (п. 1 ст. 980 ГК РФ). Заметим, что согласно п. 1 ст. 981 ГК РФ лицо, действующее в чужом интересе, обязано при первой возможности сообщить об этом заинтересованному лицу и выждать в течение разумного срока его решение об одобрении или о неодобрении предпринятых действий, если только такое ожидание не повлечет серьезный ущерб для заинтересованного лица. Если лицо, в интересе которого предпринимаются действия без его поручения, одобрит эти действия, к отношениям сторон в дальнейшем применяются правила о договоре поручения или ином договоре, соответствующем характеру предпринятых действий, даже если одобрение было устным (ст. 982 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 984 ГК РФ необходимые расходы, понесенные лицом, действующим в чужом интересе, подлежат возмещению заинтересованным лицом.

Исходя из данной нормы организация, понесшая расходы на ремонт оборудования, находящегося в общей долевой собственности, в целях предотвращения аварийной ситуации вправе требовать компенсации части расходов с совладельца этого оборудования.

Бухгалтерский учет

В данном случае доля организации в общей собственности - 2/3, а доля совладельца - 1/3. При этом ремонт проводится в целях предотвращения аварийной ситуации. В связи с этим известно, что расходами организации могут быть признаны 2/3 стоимости работ, а 1/3 стоимости является расходами совладельца.

Стоимость ремонта производственного оборудования в части, подлежащей возмещению его совладельцем, а также сумма полученного возмещения не признаются ни расходами, ни доходами организации (п. 3 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, п. 2 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н).

Затраты в сумме, равной 2/3 стоимости ремонта (без учета НДС), признаются расходами организации и учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности на основании п. 5, абз. 3 п. 7 ПБУ 10/99.

Стоимость выполненного ремонта отражается по кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и дебету счетов 25 "Общепроизводственные расходы" (в сумме 2/3 стоимости ремонта без НДС), 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" (в сумме 2/3 НДС, предъявленного подрядчиком) и 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (в сумме 1/3 стоимости ремонта с НДС) (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Налог на добавленную стоимость (НДС)

НДС, предъявленный организации специализированной организацией, принимается к вычету на дату приемки выполненных работ и отражения их стоимости на счетах учета затрат (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ). Вычету подлежат 2/3 суммы предъявленного НДС, поскольку только 2/3 стоимости работ организация принимает к учету в качестве расходов <*>.

Налог на прибыль организаций

Расходы на ремонт оборудования в части, возмещаемой его совладельцем, а также полученное возмещение не учитываются в целях налогообложения прибыли (пп. 9 п. 1 ст. 251, п. 9 ст. 270 НК РФ).

2/3 стоимости работ по ремонту оборудования (без учета НДС) признаются для целей налогообложения прибыли как расходы, связанные с производством и реализацией, в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат (пп. 2 п. 1 ст. 253, п. 1 ст. 260, п. 5 ст. 272 НК РФ).

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
Отражены в учете расходы на ремонт производственного оборудования ((35 400 - 5400) x 2/3) 25 60 20 000 Акт приемки-сдачи выполненных работ
Отражен в учете НДС, предъявленный ремонтной мастерской (5400 x 2/3) 19 60 3 600 Счет-фактура
Принят к вычету НДС по выполненному ремонту 68 19 3 600 Счет-фактура
Отражена в учете задолженность совладельца оборудования по оплате его ремонта, выполненного контрагентом организации (35 400 x 1/3) 76 60 11 800 Акт приемки-сдачи выполненных работ
Произведена оплата выполненного ремонта 60 51 35 400 Выписка банка по расчетному счету
Получено возмещение затрат на ремонт от совладельца имущества 51 76 11 800 Выписка банка по расчетному счету

<*> Отметим, что НДС в части, относящейся к расходам, возмещаемым совладельцем оборудования, перевыставляется организацией, осуществившей ремонт, в адрес совладельца в порядке, предусмотренном для посреднических сделок:

- организация, заключившая с подрядчиком договор от своего имени, выставляет совладельцу оборудования счет-фактуру, отразив в нем показатели счета-фактуры, полученного от подрядчика, и регистрирует его в ч. 1 журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость (п. 1 ст. 169 НК РФ, пп. "а", "в", "г", "д", "з" п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, пп. "а" п. 7 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137);

- счет-фактура, полученный от подрядчика, регистрируется в ч. 2 журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость (абз. 2 п. 3, пп. "а" п. 11 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость);

- счет-фактура подрядчика также регистрируется в книге покупок, поскольку организация принимает к учету 2/3 суммы расходов на ремонт (пп. "г" п. 19 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость). Считаем, что в графах 7, 8а и 8б книги покупок должны быть указаны суммы, равные 2/3 величин соответствующих показателей полученного счета-фактуры.

2012-05-18 В.В.Гришина
Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению

Ситуация:

Как отразить в учете, а также в бухгалтерской отчетности организации комиссию банка за выдачу кредита? Согласно учетной политике организации в целях бухгалтерского учета дополнительные затраты по займам и кредитам включаются в прочие расходы равномерно в течение срока займа (кредита).

Сумма комиссии составила 12 000 руб. Срок предоставленного организации кредита на пополнение оборотных средств составляет девять месяцев.

Корреспонденция счетов:

Бухгалтерский учет и бухгалтерская отчетность

Комиссия банка за выдачу кредита представляет собой дополнительный расход, связанный с привлечением заемных средств (п. 3 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 107н). Расходы по кредитам отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, к которому они относятся, и признаются прочими расходами (п. п. 6, 7 ПБУ 15/2008) <*>. Дополнительные расходы по кредитам могут включаться в состав прочих расходов равномерно в течение срока кредитования, если такой порядок учета предусмотрен учетной политикой организации (п. п. 6, 7, абз. 2 п. 8 ПБУ 15/2008).

До изменения редакции п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, организации, учетной политикой которых предусмотрено равномерное включение в прочие расходы дополнительных затрат по займам и кредитам, сумму произведенных затрат отражали предварительно на счете 97 "Расходы будущих периодов". В течение срока пользования заемными средствами сумма, отраженная на счете 97, равномерно списывалась на счет 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-2 "Прочие расходы" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности). Сумма затрат, не списанная в прочие расходы на отчетную дату, отражалась в разд. II "Оборотные активы" Бухгалтерского баланс! а по строке 216 "Расходы будущих периодов".

С 01.01.2011 действует новая редакция п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, согласно которой затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида. Применение данной нормы разъяснено в Письме Минфина России от 17.11.2011 N 07-02-06/220, в котором указано, что, в случае если какие-либо затраты соответствуют условиям признания определенного актива, установленным нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету (Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утверж! денным Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н, Положением по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007), утвержденным Приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н, и др.), они отражаются в бухгалтерском балансе в составе этого актива и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости этого актива.

Комиссия банка за выдачу кредита не удовлетворяет условиям признания основных средств, нематериальных активов либо материально- производственных активов. Указанные затраты вообще не удовлетворяют условиям признания активов в бухгалтерском балансе, поскольку не являются источником экономических выгод (п. 8.3 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997)). Таким образом, можно говорить о том, что действующими положениями по бухгалтерскому учету не определен механизм реализации нормы абз. 2 п. 8 ПБУ 15/2008. В такой ситуации организация имеет право применить правила МСФО, в частности IAS 39 "Финансовые инструменты: признание и оценка" (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н). Из п. 43 данного Стандарта следует, что при пер! воначальном признании финансового обязательства предприятие оценивает такое финансовое обязательство по справедливой стоимости, скорректированной на затраты по сделке, которые напрямую связаны с выпуском такого финансового обязательства <**>. На основании данной нормы организация вправе принять и закрепить в своей учетной политике следующий механизм равномерного включения в прочие расходы дополнительных затрат по займам и кредитам:

- в бухгалтерском учете применять прежний порядок с применением счета 97;

- в Бухгалтерском балансе на сумму дебетового остатка по счету 97 (сумму не списанных в прочие расходы на отчетную дату дополнительных затрат по краткосрочному кредиту) уменьшить сумму кредитного обязательства, отражаемую по строке 1510 "Заемные средства" разд. V "Краткосрочные обязательства";

- в Отчете о прибылях и убытках по строке 2330 "Проценты к уплате" отражать сумму дополнительных затрат по займам и кредитам, включенных в прочие расходы в отчетном периоде.

Обращаем внимание на то, что сравнительные показатели в Бухгалтерском балансе и Отчете о прибылях и убытках следует привести в сопоставимый вид с показателями на отчетную дату (за отчетный период), то есть определить их в вышеуказанном порядке (абз. 2 п. 10 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденного Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н, п. п. 14, 15 ПБУ 1/2008).

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Комиссия банка за выдачу кредита не облагается НДС на основании пп. 3 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ (Письма Минфина России от 05.10.2011 N 03-07-05/25, от 19.05.2010 N 03-07-07/27, от 07.06.2010 N 03-07-07/34). Следовательно, у организации не возникает права на налоговый вычет.

Налог на прибыль организаций

Комиссия банка за выдачу кредита, установленная в фиксированной сумме, полностью включается в прочие расходы, связанные с производством и реализацией, на основании пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ или во внереализационные расходы на основании пп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ (Письма Минфина России от 29.08.2011 N 03-03-06/1/534, от 27.11.2009 N 03-03-06/1/776). Расход признается единовременно на дату выдачи кредита (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Применение ПБУ 18/02

Если организация в бухгалтерском учете включает сумму комиссии в прочие расходы равномерно в течение срока кредитного договора, а в налоговом учете указанная стоимость признается расходом единовременно на дату выдачи кредита, то в учете на эту дату образуются налогооблагаемая временная разница и соответствующее ей отложенное налоговое обязательство (п. п. 12, 15 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н).

Указанные разница и обязательство уменьшаются (погашаются) по мере признания расхода в бухгалтерском учете (п. 18 ПБУ 18/02).

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
Бухгалтерские записи в связи с уплатой комиссии за выдачу кредита
Отражена комиссия банка за выдачу кредита 97 76 12 000 Мемориальный ордер
Отражено отложенное налоговое обязательство (12 000 x 20%) 68 77 2 400 Бухгалтерская справка-расчет
Отражена уплата комиссии банка 76 51 12 000 Выписка банка по расчетному счету
Ежемесячно в течение срока действия кредитного договора
Часть дополнительных затрат по кредиту признана прочим расходом текущего периода (12 000 / 9) 91-2 97 1 333 Бухгалтерская справка-расчет
Уменьшено (погашено) отложенное налоговое обязательство (1333 x 20%) 77 68 267 Бухгалтерская справка-расчет

<*> За исключением той части расходов по займам, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива при наличии условий, перечисленных в п. 9 ПБУ 15/2008.

<**> Согласно IAS 39 затраты по сделке - дополнительные затраты, непосредственно связанные с приобретением, выпуском или выбытием финансового обязательства. Дополнительные затраты - затраты, которые не возникли бы, если бы предприятие не приобрело, не выпустило или не продало финансовый инструмент.

2012-05-21 Е.А.Кондрашкина
Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению


Все права защищены © 2012 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/

Выпуски за другие дни


В избранное