Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости авторского права на www.copyrighter.ru - №45 - Регистрация произведений - деньги на ветер


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru


Новости авторского права на WWW.COPYRIGHTER.RU

Не забудьте зайти в эти разделы сайта:
Визитная карточка Услуги FAQ Документы
Новости Гостевая книга Ссылки Связь
У рассылки уже Рассылка 'Новости авторского права на www.copyrighter.ru' подписчиков!

   Если в Ваших письмах с комментариями рассылки Вы не указываете, что Ваше письмо не может быть процитировано в рассылке и/или на сайте WWW.COPYRIGHTER.RU, то предполагается, что Вы даете мне право на такое использование Ваших писем.




   Здравствуйте!

   Сначала – новость проекта WWW.COPYRIGHTER.RU. Часто, когда ко мне обращаются большие компании, они просят меня прислать формальное резюме. Поэтому теперь наряду с юзер-френдли жизнеописанием на сайте висит и самое что ни на есть обычное резюме.

   А теперь – к теме этой рассылки, о регистрации.

   Все чаще я получаю Ваши вопросы, о том, как "зарегистрировать" произведение или авторское право на произведение. На все эти вопросы я отвечаю: "Нигде ничего регистрировать не нужно, тем более за деньги". При этом я чувствую, что достаточно большая часть тех, кому пришла в голову идея-фикс "зарегистрировать" свои произведения, не считают достаточными мои краткие объяснения и все равно ищут возможности выбросить на ветер свои деньги.

   В этой статье – более подробные разъяснения, что плохого в такой "регистрации".

   В соответствии со Статьей 9 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах", "авторское право на произведения науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей".

   Что это означает? Как только Вы написали некоторое количество предложений (даже еще не весь рассказ), как только Вы придумали некоторую последовательность нот (даже еще не всю симфонию), как только Вы нарисовали эскиз картины и т.п., если все это несет в себе хоть какой-то элемент творчества, Вы – УЖЕ автор. СРАЗУ.

   Спрашивается, зачем платить деньги за то, что у Вас есть и так, причем бесплатно?

   Действительно, в случае нарушения Ваших прав, Вам придется доказать три вещи:
1. Что произведение – Ваше;
2. Что именно оно использовано третьим лицом;
3. Что такое использование – незаконно.

   Попробуем разобраться. Стоит Вам упустить из виду ЛЮБОЙ из вышеозначенных трех пунктов - и дело в суде Вы проиграете. Практика показывает, что первый пункт – отнюдь не самый сложный в доказывании.

   В спорах, связанных с онлайн-использованием, самым сложным пунктом является второй: необходимость доказать сам факт использования Вашего произведения. В спорах, связанных с оффлайн-использованием, самым сложным пунктом является третий: необходимость доказать, что использование было осуществлено в нарушение закона (или договора).

   Для тех, кто сможет собрать доказательства факта использования и незаконности использования, не составит никакого труда доказать свое авторство в отношении своего же произведения. Как указано в ответах на часто задаваемые вопросы, делается это с помощью отправки самому себе заказного письма с уведомлением, которое Вы храните, не открывая, до возможного суда. Это как раз и докажет факт существования у Вас на руках произведения на конкретный день (отправки письма).

   Это абсолютно идентично той бумажке, которую Вам могут выдать в РАО или еще где-то. Максимум, что та или иная бумажка может доказать, так это то, что на день "регистрации" у Вас на руках было такое-то произведение. Никакая регистрация (или "депонирование") не предоставит Вам дополнительных прав или дополнительных возможностей.

   Почтовый штамп подделать практически нереально. А договориться с живым человеком, не несущим никакой ответственности за свои действия, вполне можно. С юридической точки зрения, оплаченная по сумасшедшим расценкам "регистрация" в РАО абсолютно тождественна "документу", который Вам выдаст любой сантехник в Вашем ДЭЗе. А что – хорошая идея: покупаете бутылку, идете в ДЭЗ, находите там сантехника и говорите ему: "Уважаемый Иван Иваныч! Я автор, мне надо зарегистрировать мое произведение. Пожалуйста, задепонируйте мое произведение!". И ведь зарегистрирует, и задепонирует. Прямо так и напишет "Я, старший сантехник ДЭЗа №23 Центрального Административного Округа г. Москвы Иванов И.И. настоящим подтверждаю, что, со слов Петрова П.П., он является автором произведения "Война и мир", что подтверждается задепонированным мною в несгораемом шкафу №2 экземпляром произведения".

   Ответственность одинаковая, то есть НИКАКОЙ. Предположим невероятное. Представим себе, что, выдавая свидетельство о депонировании конкретному автору, РАО, мягко говоря, слукавит и проставит более раннюю дату. Что будет? А ничего не будет. Никакой ответственности РАО нести не будет. Организация негосударственная. Об ответственности за заведомо ложные сведения судом не предупреждена. Свидетельство о депонировании никаких новых прав или обязанностей ни у кого не порождает.

   Хотя, если быть точным, разница все же есть.

   Во-первых, никакому нормальному автору, находящемуся в своем уме, не придет в голову доверить судьбу своего произведения сантехнику Иванову. Поэтому выданное им "свидетельство" все будут воспринимать лишь в качестве прикола. А "свидетельство", выданное Российским Авторским Обществом, многие обожествляют и считают, что оно их спасет. В этом и состоит основная его опасность. Получая "свидетельство", недальновидные авторы считают, что вот теперь-то никто не посмеет нарушить их права. А это СОВСЕМ не так.

   Во-вторых, в случае с сантехником автор потратится лишь на бутылку, в то время, как РАО берет за свои "услуги" чуть меньшим ста долларов за произведение. Неплохой бизнес. Любой сантехник бы позавидовал.

   Интересно проанализировать "услуги" по депонированию произведений в преломлении с Уголовным кодексом РФ. В качестве "дисклеймера" хочу оговориться, что нижеследующий анализ не является обвинением конкретных лиц или организаций в совершении каких-либо противозаконных деяний, будучи лишь моим личным теоретизированием, представляющимся мне не лишенным оснований. Итак, открываем УК:
    Статья 159. Мошенничество

    1. Мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием, -
      наказывается штрафом в размере от двухсот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до семи месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

    2. Мошенничество, совершенное:
    а) группой лиц по предварительному сговору;
    б) неоднократно;
    в) лицом с использованием своего служебного положения;
    г) с причинением значительного ущерба гражданину, -
      наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового.

    3. Мошенничество, совершенное:
    а) организованной группой;
    б) в крупном размере;
    в) лицом, ранее два или более раза судимым за хищение либо вымогательство, -
      наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой.


   В любом комментарии к УК прочтем, что специфика мошенничества состоит в способе совершения этого преступления. В отличие от многих других преступлений при мошенничестве способ действий преступника носит информационный характер либо строится на особых доверительных отношениях, сложившихся между виновным и потерпевшей стороной. Своеобразие данного преступления состоит в том, что с внешней стороны оно проявляется в "добровольном" отчуждении имущества самим собственником и передачи его преступнику. Последний же, прибегая к обману или злоупотреблению доверием, достигает цели безвозмездного обращения переданного ему имущества в свою пользу.

   По особенностям способа совершения преступления закон выделяет две разновидности мошенничества: а) хищение путем обмана и 2) хищение путем злоупотребления доверием.

   Вряд ли можно говорить об обмане, поскольку сегодня при "регистрации" (или "депонировании") авторам, по крайней мере, честно заявляют, что эти действия не являются необходимыми и обязательными для того, чтобы произведение автора охранялось авторским правом.

   Но не являются ли злоупотреблением доверием авторов фразы типа "Если автор намерен заранее обеспечить подтверждение своего авторства, он может задепонировать и зарегистрировать свое произведение в течение срока действия авторского права (в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти (ст. 27 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах")"? Ссылка на Закон, несмотря на то, что она не имеет никакого отношения к регистрации, выглядит весьма убедительно.

   На что рассчитывает неопытный автор в момент расставания с сотнями долларов? На то, что он сможет "обеспечить подтверждение своего авторства". Что толкает его на это? Ожидание надежности, вера в то, что надежность можно купить, тем более сумма немаленькая и свидетельство красивое. Как я уже писал, никакой гарантии подтверждения авторства никакая регистрация не дает. И осуществляющие такую регистрацию об этом прекрасно знают. Но умело играют на доверии авторов. Не знаю, кому как, а лично мне все это кажется ох как похожим на злоупотребление доверием. А Вам?

   Понятно, что бизнес бывает разным. Кому-то и предоставление гражданам возможности угадать, под каким из трех наперстков лежит шарик, представляется вполне честным и легальным бизнесом. Мне – нет. И именно поэтому я никогда не дополню перечень осуществляемых мной услуг регистрацией, депонированием, освидетельствованием, верификацией, валидацией, идентификацией и пр. Ваших произведений.

   Но вот что меня удивляет больше всего. Недавно ко мне обратился автор, зарегистрировавший своих произведений на несколько сотен долларов. Через два дня после "удачной регистрации" он подписал, как ему казалось, ни к чему не обязывающий его договор на издание этих произведений, в результате чего все исключительные права на только что зарегистрированные произведения были переданы на весь срок охраны авторского права в отношении этих произведений за… (Вы не поверите) сумму, которая была в десять раз меньше той, что он заплатил за "регистрацию".

   Он долго удивлялся, что свидетельство о регистрации никак не сможет ему помочь вернуть права на свои произведения. Я его спросил, зачем было тратить деньги на депонирование. Он ответил: "Я думал, что обхитрю издателя, что права теперь будут закреплены за мной навсегда".

   Ничего не скажешь, обхитрил. Вопрос вот в чем: не лучше ли было потратить эти деньги на консультацию юриста и на составление нормального авторского договора?

   Так что решайте сами. В конце концов, это Ваши произведения, Ваши деньги и Ваши нервы!



   PS. Если Вы еще не купили мою книгу "Международная охрана интеллектуальной собственности", сделайте это прямо сейчас!



Андрей Минков
(www.copyrighter.ru)
(andy@copyrighter.ru)



Не забудьте зайти в эти разделы сайта:
Визитная карточка Услуги FAQ Документы
Новости Гостевая книга Ссылки Связь



©2000-2001 Андрей Минков. Любое использование материалов, их подборки, дизайна и
элементов дизайна может осуществляться лишь с разрешения автора.






http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Рейтингуется SpyLog

В избранное