Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Думский вестник

  Все выпуски  

Думский вестник


Информационный Канал Subscribe.Ru


Представляем очередной выпуск рассылки, которая, надеемся, поможет Вам ориентироваться в насыщенной законотворческой работе российского парламента.
Мы всегда будем рады ответить на Ваши вопросы и пожелания.
Пишите нам! Желаем Вам успехов в работе!



ПРИНЯТЫ В ПЕРВОМ ЧТЕНИИ

     14 марта депутаты сделали шаг в сторону либерализации экономики России. На пленарном заседании, прошедшем в этот день, Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект "О валютном регулировании и валютном контроле" (http://www.akdi.ru/gd/proekt/091251GD.SHTM), внесенный кабинетом министров в конце 2002 и являющийся новой редакцией Закона. Следует отметить, что одновременно с правительственным вариантом, на обсуждение был вынесен проект, подготовленный депутатами Государственной Думы Григорием Томчиным и Владимиром Плескачевским в соавторстве с Игорем Анненским и Мартином Шаккумом совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей, а также проект, внесенный депутатом Е.П.Ищенко, однако они были отклонены.
     Главная цель правительственного законопроекта - изменить режим, унаследованный фактически с советских времен, в котором высокая роль в принятии решений отводится чиновнику. При этом Правительством выбран метод регулирования, сформулированный как: "разрешено все, что не запрещено".
     Достижению указанной цели должна способствовать заложенная в документе направленность на переход от разрешительного принципа проведения валютных операций к уведомительному. Так, документом предусмотрено, что нормы, касающиеся порядка резервирования и возврата суммы резервирования, регулирования Правительством и Центральным банком валютных операций движения капитала, порядка купли-продажи иностранной валюты резидентами и нерезидентами, а также некоторые другие действуют до 1 января 2007 года (пункт 2 статьи 26 законопроекта).
     Законопроектом предусмотрено разграничение валютных операций в зависимости от состава их участников на валютные операции между резидентами, между резидентами и нерезидентами (пункт 9 статьи 1 документа). Кроме того, как и в действующем на сегодняшний день законодательстве, все валютные операции между резидентами и нерезидентами в законопроекте подразделяются на текущие операции и операции движения капитала.
     Что касается второго вида операций - капитальные валютные операции - , то их осуществление может быть ограничено только в случаях, прямо предусмотренных будущим законом и только органами валютного регулирования в соответствии с их полномочиями. В документе в отличие от действующей редакции прописан закрытый перечень операций движения капитала, на совершение которых требуется разрешение Центрального банка или Правительства РФ. Кроме того, по сравнению с действующим законодательством, указанный перечень значительно ограничен.
     Ограничения на осуществление отдельных операций движения капитала, согласно законопроекту, могут вводиться только в целях предотвращения существенного сокращения национальных валютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации.
     По-прежнему зафиксировано правило о запрещении валютных операций между резидентами. Однако впервые законодательно закреплен закрытый перечень исключений из него.
     Проект новой редакции закона о валютном регулировании предусматривает снижение уровня обязательной продажи валютной выручки, норма которой будет установлена в размере 30%. В проекте определен объект обязательной продажи валютной выручки и перечень сумм, которые в него не включаются.
     В соответствии с законопроектом физические лица-резиденты смогут открывать без ограничений счета в иностранной валюте в банках, расположенных на территории иностранных государств, которые являются членами Организации экономического сотрудничества и развития или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег, для целей проведения валютных операций, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
     Планируется, ко второму чтению в документ будет внесен ряд поправок. Возможно, в частности, что законопроект будет дополнен нормами прямого действия, заменяющими отсылочные нормы, будут пересмотрены нормы резервирования, а также появятся поправки, выражающие интересы банковского сектора РФ. Предполагается, что на подготовку законопроекта ко второму чтению потребуется около полутора месяцев.

     14 марта Государственная Дума рассмотрела и приняла в первом чтении большинством голосов внесенный Правительством РФ законопроект "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров". (http://www.akdi.ru/gd/proekt/091298GD.SHTM)
     Сфера внешнеэкономической политики государства в настоящее время регулируется Федеральным законом от 14.04.1998 N 63-ФЗ "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешнеторговой товарами" и рядом других постановлений Правительства, принятых в его развитие. Рассматриваемый проект призван заменить собой эти нормативные акты, в которых содержится множество неточностей и противоречий, конкретизировать содержащиеся в них положения и привести российское законодательство в соответствие с нормами ВТО.
     Как следует из текста законопроекта, его целью является защита экономических интересов российских товаропроизводителей посредством устранения ущерба отрасли российской экономики вследствие возросшего, демпингового или субсидируемого импорта товара на территорию Российской Федерации либо посредством предотвращения угрозы причинения такого ущерба.
     Проект определяет порядок применения специальных защитных мер (глава II), антидемпинговых мер (глава III) и компенсационных мер (глава IV).
     Под специальными защитными мерами понимаются меры, применяемые к какому-либо товару, импорт которого на территорию РФ осуществляется в таких возросших количествах и на таких условиях, что причиняет или угрожает причинить серьезный ущерб отрасли российской экономики. Специальная защитная мера применяется посредством установления импортной квоты или специальной пошлины.
     Антидемпинговые меры применяются при импорте товаров, когда экспортная цена ввозимого товара ниже сопоставимой цены на аналогичный товар, складывающейся при обычном ходе торговли таким товаром на внутреннем рынке иностранного государства, из которого экспортируется данный товар. В качестве защитной меры при осуществлении демпингового импорта предусмотрено введение антидемпинговых пошлин или одобрение ценовых обязательств экспортера.
     Под компенсационными мерами понимаются меры по компенсации воздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль российской экономики. Предотвращение ущерба вследствие импорта товара, при производстве, экспорте или транспортировке которого использовалась специфическая субсидия, осуществляется путем введения компенсационной пошлины или одобрения обязательств, принятых субсидирующим иностранным государством.
     Законопроект определяет также процедуру применения временных специальной, антидемпинговой или компенсационной пошлин.
     Введению той или иной защитной меры, согласно проекту, должно предшествовать расследование, порядок которого подробно определен главой V. Отметим, что детализация особенностей порядка проведения расследований является основным отличием законопроекта от действующего Федерального закона от 14.04.1998 N 63-ФЗ.
     Расследования могут проводиться на основании письменного заявления, поданного отраслью российской экономики или от ее имени. Инициатором расследования может выступить и федеральный орган исполнительной власти, ответственный за проведение расследований, если у него имеются доказательства наличия возросшего импорта товара и обусловленного этим серьезного ущерба или угрозы его причинения отрасли российской экономики либо наличия демпингового или субсидируемого импорта товара и обусловленного этим ущерба отрасли российской экономики.
     В законопроекте указаны сроки проведения расследования, что является существенным нововведением. Например, срок проведения расследования по заявлению о применении специальной защитной меры не должен превышать 9 месяцев. Для расследований по заявлению о применении антидемпинговой или компенсационной меры предусмотрен двенадцатимесячный срок. Правда, он может быть продлен уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, но не более чем на шесть месяцев.
     Расследование считается завершенным в день представления в Правительство РФ доклада о результатах проведенного специальным органом исполнительной власти расследования. Правительство в свою очередь обязано в течение 14 дней после получения указанного доклада принять решение о введении, применении, пересмотре или отмене специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер.
     Согласно проекту, отдельные статьи действующего сейчас Федерального закона "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешнеторговой товарами" должны утратить силу лишь через 12 месяцев после введения в действие нового Закона. Это необходимо для завершения расследований, начатых по действующему закону.



     На информационных каналах Государственной Думы и Совета Федерации сайта АКДИ "Экономика и жизнь" в открытом доступе и в оперативном режиме Вашему вниманию представлена подробная информация о работе и законодательной деятельности Федерального Собрания РФ.
     Вы можете рассчитывать на нашу информационную поддержку!

Copyright "АКДИ Экономика и жизнь" c 1997-2003, all rights reserved.
Тел. (095) 250-58-58, 250-11-57, факс (095) 250-54-52, akdi@akdi.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное