Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Customs-news

  Все выпуски  

Customs-news


главная

образцы

консультации

библиотека

рассылки

услуги

статьи

гостевая книга

новости

контакты

ссылки

"жизнь после смерти"

"мобильник"

Интернет - проект "BSM-pravo"

 

 

Customs-news
 
В рассылке «Customs-news» размещаются новости таможенного законодательства Российской Федерации и зарубежных стран, консультации по вопросам в сфере таможенного дела, статьи ведущих юристов по проблемам применения положений законодательства.
У Вас возникли вопросы?

 

В настоящей рассылке Вашему вниманию предлагаются следующие материалы

н
о
в
о
с
т
и
новости >> консультации >> практика >> новости >> консультации >> практика >>
 

Газета «Известия», 20.11.2006 г.
За алкогольным кризисом последует табачный?

Производителей табака, похоже, ждет та же участь, что постигла в этом году алкогольную отрасль. А именно - излишнее внимание государства.
Депутаты Госдумы приготовили неприятный подарок российским курильщикам.
Всех их ждет новая электронная система учета - «табачная ЕГАИС». Эта аббревиатура в последние месяцы прочно вошла в лексикон россиян. С ЕГАИС связывают тот затянувшийся кризис на алкогольном рынке, который мы наблюдаем с начала этого года, - полупустые прилавки и перебои с импортными поставками. Впрочем, это еще не все. Общественная палата попросила правительство ускорить подписание международной Конвенции против табака.
После присоединения к ней России любая ЕГАИС покажется нашим курильщикам и табачникам лишь милой игрушкой.
Презентация табачной ЕГАИС прошла в Госдуме без лишней огласки - зачем волновать сограждан? Прославившаяся во время летнего алкогольного кризиса компания «НТЦ «Атлас», ее разработчик, на заседании экспертного совета Думы по вопросам госрегулирования производства и оборота табачной продукции представила на суд законодателей свое новое творение - автоматизированную систему учета табачной продукции. Ввести ЕГАИС для табачников ее создатели предложили под старым предлогом - для борьбы с контрафактными сигаретами.
Оказывается, каждая 4-я или 5-я сигарета, что выкуривается в России, - непонятного происхождения.
«Конечно, в отличие от «левого» алкоголя отравлений фальсифицированными сигаретами пока не было, - заявил «Известиям» Алексей Лихачев, зампред комитета Госдумы по экономполитике. - Скорее, бороться с табачным контрафактом нас вынуждают международные обязательства и недобор акцизов».
В «Атласе» уверяют, что программное обеспечение для контроля над табачной отраслью уже создано. На каждую пачку вместе с акцизной маркой предлагается наносить штрих-код, благодаря которому можно будет контролировать весь путь сигаретной пачки от производителя до покупателя.
Основы применения системы уже отработали на крепком алкоголе, так что с внедрением ее на табачном рынке перебоев быть не должно. Слово за депутатами.
Как заверили «Известия» в Госдуме, никакого решения о введении автоматизированной системы учета табачной продукции по итогам презентации не было принято. Еще не успели улечься страсти вокруг алкоголя, смеются законодатели. Но как только решение примут, на полномасштабное распространение табачной ЕГАИС?- с учетом опыта алкогольной «сестры» - потребуется не более полутора лет.
Впрочем, одной ЕГАИС борьба с курением в России не закончится.
Общественная палата обратилась к правительству с просьбой ускорить подписание международной Конвенции по борьбе с табаком, предложенной Всемирной организацией здравоохранения. К ней присоединились уже 176 стран мира. Россия?- в списке неприсоединившихся вместе с Эфиопией, Колумбией и Кот-д'Ивуар. И это при том, что болезни, связанные с курением, становятся причиной 15% всех смертей в стране. Борцы с табачной зависимостью уверены, за 10 лет удастся сократить потребление табака в России на 8%, а к 2050 году уменьшить число курильщиков вдвое. «Но одним подписанием конвенции против табака дело не ограничится», - уверена Александра Очирова, председатель комиссии Общественной палаты по соцразвитию.
Участие в конвенции влетит российским курильщикам в копеечку - цены на сигареты вырастут. Сегодня таких дешевых сигарет, как у нас, нет нигде в мире. Вот и курят их все - от мала до велика. «Мы ведем консультации, насколько повышать табачные акцизы и налоги, - сообщил Алексей Лихачев. - В результате этого табак подорожает в... Не буду называть точных цифр.
Значительно подорожает».
Законодателям также придется ограничить продажу табачных изделий.
«Сегодня сигареты можно купить в любом ларьке в любое время суток, чего нет ни в одной из развитых стран, - сетует заместитель главы комитета по здравоохранению Госдумы Николай Герасименко, один из идеологов антитабачной кампании. - Мы намерены также добиться соблюдения уже принятых запретов - с нынешних 100 рублей в несколько раз увеличить штраф за реализацию сигарет детям». Еще табачную отрасль ждет полный запрет на рекламу и спонсорство.
Также ожидает одобрения правительства законопроект о разделении кафе и ресторанов на залы для курящих и некурящих. Тем же законом еще больше ограничат содержание никотина и смол в сигаретах.

Михаил Хмелев.

Газета «Коммерсант», 20.11.2006 г.
Белоруссия поднимает экспортные пошлины на нефть

Правительство Белоруссии повысило экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, вывозимые с территории страны за пределы государств--членов ЕврАзЭС. Соответствующее постановление совета министров Белоруссии #1517 было принято 14 ноября. Постановление совмина вступит в силу 24 ноября. Рост ставок направлен на постепенное выравнивание и сближение с вывозными таможенными пошлинами на товары, действующими в России. Правительство Белоруссии отмечает, что повышение пошлин на нефть и нефтепродукты связано также с «ростом мировых цен на нефть». В результате экспортная пошлина на сырую нефть в Белоруссии повышена с $102,6 до $128,2 за тонну. На нефтепродукты ставка пошлины возросла с $71,9 до $92,9 за тонну.
Ставки подняты по предложению концерна «Белнефтехим». Еще в августе «Белнефтехим», объединяющий предприятия нефтехимической отрасли Белоруссии, представил на рассмотрение комиссии по вопросам импорта энергоресурсов при совете министров Белоруссии предложения по повышению экспортных пошлин. Отметим, несмотря на рост пошлин, который позволит отчасти компенсировать бюджету Белоруссии повышение цен на газ, переработка нефти российскими компаниями на НПЗ Белоруссии и экспорт нефтепродуктов из-за разницы между российскими и белорусскими пошлинами остается выгоднее внутрироссийской переработки.

Газета «Российская газета», 18.11.2006 г.
Вызов Пуликовского

Ростехнадзор хочет объединиться с силовиками, чтобы научить бизнес работать «чисто»
В середине декабря Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и Генпрокуратура проведут расширенную коллегию, на которой обсудят действия по совместной борьбе с нарушителями экологических и промышленных законов. Об этом вчера на закрытом брифинге сообщил глава Ростехнадзора Константин Пуликовский.
Несмотря на то что административное и уголовное законодательство в отношении нарушителей в России «вполне серьезно», а штрафы «достаточно высоки», отметил Пуликовский, собственники предприятий зачастую безнаказанно уходят от ответственности. Он напомнил сентябрьскую аварию на шахте в Читинской области, в которой погибли 25 горняков. По его словам, инспектор территориального Ростехнадзора 36 раз за год указывал руководству рудника на нарушения, которые в конце концов привели к трагедии. Но хозяева шахты игнорировали предписания надзорного органа.
- Сегодня с крупными, влиятельными компаниями, нарушающими экологический закон, нам в одиночку не справиться, - признал Пуликовский.
- Слишком высок уровень лоббизма.
Но если два, а еще лучше - четыре влиятельных госведомства, включая МВД и Росприродназдор, пойдут против нарушителей «организованно», то предприниматели будут вести себя иначе. Между тем, сообщил глава Ростехнадзора, за два года существования ведомству так и «не удалось выиграть в судах ни одного уголовного дела против нерадивых собственников.
Хотя исков в судах от Ростехнадзора были сотни. Причина, сказал Пуликовский, в частности, и в низкой правовой подготовке инспекторов, юристов, которые готовят для судебных заседаний недостаточно аргументированные материалы.
При этом он посетовал на размер окладов своего персонала. Так, зарплата главного инспектора территориального отдела Ростехнадзора, по словам Пуликовского, составляет 3, 5 тысячи рублей, а рядового сотрудника - полторы тысячи. Однако в отличие от своего коллеги, руководителя Федеральной таможенной службы Андрея Бельянинова, Пуликовскому, как он признался, не удалось убедить минфин в необходимости повысить должностные оклады сотрудникам Ростехнадзора. У вас, якобы, там и так люди не бедствуют», - отделались шуткой чиновники, - сказал Пуликовский. И назвал этот подход «гибельным» для развития надзора. Несмотря на то что после слияния в 2004 году двух служб (по атомному надзору и по технологическому надзору) ведомство «приросло» еще 24 направлениями, правительство не выделило «ни рубля, ни человека».

Татьяна Зыкова.

Еженедельник «Экономика и жизнь», 18.11.2006 г.
Три шкуры с автолюбителя

Вице-премьер Александр Жуков публично заявил, что в ближайшие месяцы цены на бензин снизятся. Действительно, порой они уменьшаются, да только лишь на доли процента.
Россия богата «черным золотом» и получает за него на мировом рынке десятки миллиардов долларов в год. Неудивительно, что участники недавних массовых протестов против дороговизны горючего в стране, выступавшие от лица 33 млн автовладельцев, требовали снизить цены за литр бензина с 20 - 22 до 12 руб.
А как у других? В богатых нефтью странах, например 11 членах ОПЕК, цена литра бензина на внутреннем рынке не превышает в среднем 5 - 6 руб. (здесь и далее по эквиваленту национальной валюты). В США, которые около половины необходимой нефти добывают из собственных недр и столько же ввозят, литр бензина стоит 19 - 21 руб. В большинстве стран Западной Европы, полностью импортирующих нефть, цена зачастую достигает 35 - 40 руб.
Такой разброс цен не случаен. Он точно отражает разные методы получения доходов от международного нефтяного бизнеса разными государствами, точнее государственными казначействами и их налоговыми органами. Доходы от нефти, причем очень большие, извлекают все государства мира независимо от того, есть в их недрах «черное золото» или нет.
К прибыли - с двух сторон Крупные экспортеры нефти получают основной доход от ее продажи на внешнем рынке по мировым ценам. Эти государства считают залежи сырья своим естественным конкурентным преимуществом перед другими странами. Соответственно распоряжаются им исходя из собственных долгосрочных интересов.
Следует заметить, что в большинстве стран ОПЕК у власти находятся монархии, родовые кланы, полудиктаторские режимы. Чаще всего большую долю доходов от экспорта они присваивают, но практически ни одно государство ОПЕК не лишает собственное население права тоже хотя бы частично пользоваться их общим естественным преимуществом. Самый дешевый ныне в мире (порой бесплатный!) бензин в странах ОПЕК - следствие прежде всего ответственной социальной политики правящих режимов. Они ориентируют цены на самые низкие здесь издержки добычи нефти.
В отличие от стран - крупных экспортеров нефти, которых кормит внешний рынок, государства-импортеры извлекают главный доход от нефтяного бизнеса у себя на внутреннем рынке с помощью высоких налогов в розничной и оптовой торговле нефтепродуктами. Во многих таких странах внутренние налоги достигают 60 - 70% розничной цены на бензин, нередко зашкаливая за 40 руб.
Общий доход от внутреннего налогообложения в Западной Европе может порой превышать доходы от сырой нефти всех стран ОПЕК. Особенно в периоды невысоких мировых цен на нее.
Трехэтажное обложение В России государство применяет для извлечения нефтяных доходов оба описанных выше способа и еще один - от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В октябре 2006 г. при средней экспортной цене российской тонны нефти около 500 долл. государство через таможенную пошлину получало 238 долл. (остальное -доля олигархов, продающих нефть), а через НДПИ - еще до 90 долл. Итого с каждой тонны - около 330 долл. (примерно 9 - 10 руб. за литр).
Кроме того, в отличие от тоталитарных режимов ОПЕК у нас розничные цены на внутреннем рынке не приближены к низким издержкам нефтедобычи. Зато как на Западе - высокие внутренние налоги на торговлю нефтепродуктами, которые на бензин, например, уже достигают 50%, а по некоторым оценкам -55%. Значит, в его нынешней розничной цене налог составляет минимум 10 руб. Настолько и требовали снизить цены участники протеста.
Для государства это была бы, конечно, потеря. Но ведь оно почти столько уже получило с сырой нефти на нефтепромысле и на таможне.
Российские розничные цены пока намного ниже, чем в Западной Европе. Но наш стратегический курс на вхождение в западноевропейские хозяйственные структуры неумолимо будет подводить нас к такому же завышению цен на все энергоносители.
Итак, государство, образно говоря, снимает с отечественного автолюбителя три шкуры: одну косвенно - на таможне в виде экспортной пошлины, другую - непосредственно у бензоколонки через налоги на розницу, третью - прямо у нефтескважины в качестве налога на добычу.
Пока можно утешать себя тем, что мы со своей ценой держимся по крайней мере на американском уровне. Но как же нам далеко до социального баланса цен в США! Америка хотя и наполовину, но тоже обладает естественным конкурентным преимуществом перед бедными нефтью странами. А потому считает своим долгом распространять часть этого преимущества на американский народ. Десятилетиями розничная торговля бензином в США облагается низким налогом. Он составляет 20 - 22% розничной цены - в два с лишним раза ниже, чем у нас.
Положение российского автолюбителя усугубляется еще и низкой заработной платой (или пенсией), которая фактически раз в 10 - 15 меньше западной.
Свет в конце тоннеля Весь российский народ имеет право пользоваться естественным преимуществом России на мировом нефтяном рынке. Деньги, полученные российской казной за счет этого преимущества, практически не используются для развития отечественной промышленности, науки и техники.
Последние массовые протесты показали, что терпение автолюбителей не вечно. Не поэтому ли некоторые высшие чиновники снова стали выступать за очередные «джентльменские уговоры» нефтяников воздержаться от дальнейшего повышения цен на нефтепродукты. Но уже зазвучали и другие, более реальные предложения. Недавно не кто-нибудь, а видный либерал и начальник экспертного управления Администрации Президента Аркадий Дворкович твердо высказался, что если Правительство действительно озаботится снижением цен на бензин, оно должно уменьшить налоги.
Подвигнет ли этот совет к реальному делу?

Таможенники мздой отрезали Калининград от России

Сотрудники Северной таможни, которые на Белорусском вокзале столицы обирали россиян, выезжающих в Калининград, могут в ближайшее время оказаться на скамье подсудимых. Их подозревают в мошенничестве и превышении должностных полномочий.
Как сообщили "МК" в столичном Управлении внутренних дел на транспорте, оформление россиян по закону должно было проходить на пункте пропуска Северной таможни совершенно бесплатно. Но несколько месяцев назад здесь был налажен прибыльный бизнес. С отъезжающих стали брать плату. Каждый, кто хотел вывезти груз весом более 50 килограммов, должен был оформлять документы за плату. Она была фиксированной и составляла 300 рублей. Тем, кто отказывался платить, таможенники объясняли, что просто не поставят печать в накладных и товаросопроводительных документах. Это означало, что пассажира не пропустят с грузом через границу в Прибалтике. Поэтому отказников практически не было.
Гражданам приходилось платить эти незаконные сборы.
Оперативники транспортной милиции получили жалобы от граждан и организовали проверку. Они выяснили, что сами таможенники денег не брали. Наличка проходила через брокеров компании "Таможенные технологии". Они сидели в том же пункте, что и сотрудники Северной таможни, и взимали ту самую плату. Потом брокеры относили деньги в центральный офис своей конторы, и там, очевидно, проходила дележка. Как подсчитали опера, на Белорусском вокзале граждан незаконно обирали на сумму свыше 300 тысяч рублей в месяц.
«Московский комсомолец» 16.11.2006.

Силовая надстройка

Заместитель руководителя Федеральной таможенной службы (ФТС) и куратор внутритаможенного силового блока Игорь Завражнов значительно усилил свои позиции. Бывший начальник управления собственной безопасности, Завражнов получил право без согласования с главой ФТС подписывать часть приказов ведомства, а также самостоятельно проводить кадровые перестановки внутри правоохранительного блока ФТС. Эксперты отмечают, что куратор силового блока все больше превращается в независимую фигуру в таможенной иерархии.
Игорь Завражнов, как и нынешний первый заместитель главы ФТС Владимир Шамахов,- выходец из Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ). Там он занимал должность начальника службы собственной безопасности, а впоследствии- начальника оперативной таможни СЗТУ. Практически сразу же после того, как на посту председателя Государственного таможенного комитета (старое название ФТС) Михаила Ванина сменил Александр Жерихов, Завражнов был переведен в центральный аппарат таможни, заняв в 2004 году должность начальника управления собственной безопасности.
Принятое летом правительством постановление "О Федеральной таможенной службе" вернуло ФТС исключительные права на проведение госполитики и нормативного правового регулирования, которые таможенники утратили во время прямого подчинения Минэкономразвития. Уже тогда Игорь Завражнов, которого назначили ответственным за оперативно-розыскную работу ФТС, был наделен правом отчитываться перед непосредственным начальником исключительно по финансово-хозяйственным вопросам, в то время как в части оперативной деятельности ему была дарована полная самостоятельность.
На днях руководитель ФТС Андрей Бельянинов подписал приказ №1063 (копия имеется в распоряжении "Бизнеса") во исполнение вышеназванного постановления правительства и президентского указа "Вопросы Федеральной таможенной службы". Как следует из документа, полномочия Завражнова серьезно расширяются. Теперь он получил право самостоятельно подписывать нормативно-правовые акты, касающиеся правоохранительной деятельности таможни, в том числе и приказы ФТС (ранее заместитель главы службы был обязан визировать проекты документов непосредственно у руководителя ФТС).
Далеко не последнюю роль Игорь Завражнов будет играть в формировании штата службы.
С выходом приказа он получил право устанавливать полномочия руководителей правоохранительных подразделений центрального аппарата ФТС, назначать их на должности и увольнять, а также вмешиваться в кадровую политику региональных таможенных управлений в части, касающейся силовых подразделений. Замглавы ФТС сможет влиять на порядок и условия выплат, надбавок и вознаграждений своим сотрудникам, а также применять к ним меры дисциплинарного воздействия.
Согласно приказу, Завражнов будет контролировать "организацию производства предварительного расследования в форме дознания, а также производство неотложных следственных действий по уголовным делам, отнесенным к компетенции таможенных органов". Наконец, он может вносить руководителю ФТС свои предложения о порядке расходования бюджетных средств, но при этом он обязан контролировать его использование.
"Со сменой руководства ФТС уделяет особое внимание обеспечению безопасности, несмотря на то что основная функция этого ведомства фискальная. Любой зампред составляет свою программу действий и добивается дополнительных прав для ее реализации",- говорит руководитель департамента по таможенному праву компании STS Logistics Сергей Фалин. По его мнению, предоставление расширенных полномочий одному из заместителей главы ФТС вполне оправданно.
В пресс-службе ФТС "Бизнесу" заявили, что вышедший приказ Бельянинова - внутренний документ, который "не вносит существенных изменений в работу ведомства в целом и таможенников на местах". Однако эксперты опасаются, что в скором времени следует ожидать появления новых нормативных актов, направленных на ужесточение контроля над таможенным оформлением и деятельностью участников ВЭД. "В первую очередь могут пострадать добросовестные участники ВЭД",- беспокоится директор департамента мультимодальных перевозок "Полар лоджистикс групп" Антон Судат.По его мнению, дарованное заместителю право проводить самостоятельную кадровую политику может привести к двоевластию в руководстве службы. "Это может породить внутренние конфликты, что вряд ли положительно скажется на работе таможенных служб на местах",- считает эксперт.
«Бизнес»16.11.06

Таможенники судятся лучше налоговиков

Российские арбитражные суды удовлетворяют около 70% исков к налоговикам. По процессам с таможней статистика для предпринимателей чуть хуже: удовлетворяется чуть более половины исков бизнесменов — 57%. Впрочем, самый лояльный к предпринимателям Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (ФАС СЗО) решает в пользу коммерсантов почти три четверти споров, большая часть которых связана с корректировкой таможенной стоимости и наложением административных взысканий.
В первом полугодии 2006 года российские арбитражные суды удовлетворили 57% исков к таможне, сообщил на днях ведомственный журнал Федеральной таможенный службы (ФТС) «Таможня». Таким образом, таможенники показали пример налоговикам, которые также ответственны за пополнение госбюджета. По статистике Высшего арбитражного суда (ВАС), по итогам 2005 года доля удовлетворенных исков налогоплательщиков составила 70%. Правда, по сравнению с 2004 годом (74%) этот показатель все же снизился.
Статистика позволяет сделать два основных вывода.
«Во-первых, о недостаточном качестве работы таможенных органов, а во-вторых, о недостаточно тщательной разработке таможенного законодательства, допускающего двойное толкование его норм и нередко содержащего неясности, лазейки и нечеткие критерии исчисления и уплаты таможенных сборов»,— полагает директор юридического департамента Energy Consulting Сергей Алексеев.
В спорах с таможней наиболее успешно свои права отстаивают участники внешнеэкономической деятельности, работающие на Северо-Западе,— именно благодаря их судебным победам доля выигранных исков к таможне превышает 50%.
Так, в первом полугодии из 1648 исков к Северо-Западному таможенному управлению были удовлетворены 1216, то есть 73,7%. «Нет ничего удивительного в том, что большая часть выигранных дел относится к Северо-Западному таможенному управлению,— пояснил руководитель департамента аудита и налогового консультирования „МЦФЭРконсалтинга” Сергей Старостин.— Там расположена значительная доля участников внешнеэкономической деятельности, и квалификация специалистов — наивысшая».
«Кроме того, ФАС СЗО сохраняет за собой статус наиболее вдумчивой, продвинутой и лояльной по отношению к предпринимателям судебной инстанции»,— констатирует менеджер компании AGA Management Николай Фрейтак.
По статистике, проигрышными для таможенников оказываются, как правило, две категории дел: по корректировке таможенной стоимости и привлечению к административной ответственности. Помимо очевидно неправомерных действий должностных лиц, эта проблема возникает в результате разночтений в трактовке закона о таможенном тарифе. К примеру, при принятии решений о доначислении пошлин представители таможни ссылаются на письма из центрального аппарата ФТС по индексам таможенной стоимости.
В то же время представители центрального аппарата отмечают, что информационные письма лишь доводят сведения о таможенной стоимости по отдельным видам товаров. Содержащиеся в них сведения изменяются в зависимости от динамики цен на рынках и не являются неизменными.
Внешнеэкономическая деятельность базируется на «Инкотермс 2000». «Это свод международных толкований в отношении распределения расходов между покупателем и продавцом по страхованию, транспортировке, инспектированию, которые Международная торговая палата рекомендовала использовать субъектам внешнеэкономической деятельности, чтобы при возникновении споров все понятия были унифицированы,— рассказал Николай Фрейтак.— Но „Инкотермс” — это не закон, он допускает и иное толкование терминов участниками сделки». На практике стороны применяют правила, которые несколько отличаются от «Инкотермса», а таможня строго этих правил придерживается.
«К примеру, по „Инкотермсу” какие-то расходы должен нести один участник сделки, а по договору расходы поделены,— приводит пример Фрейтак.— В такой ситуации таможенники наверняка будут оспаривать в суде размер таможенной стоимости».
Кроме того, предпринимателям часто приходится оспаривать решения таможенников об административных правонарушениях, которые чиновники иногда инициируют преждевременно — до установления в ходе таможенного контроля факта совершения нарушения. Это тоже способствует тому, что участники внешнеэкономической деятельности выигрывают дела против таможни.
«Для исправления ситуации необходимо возложить материальную ответственность на таможенников за необоснованные придирки,— полагает Сергей Старостин.— Сегодня же таможенник практически ничем не рискует, вынося ущемляющее компанию решение».
«Бизнес» 16.11.2006.

Ослепительная ясность

Россиян не затронули новые правила ввоза валюты на территорию ЕС
С 15 июля 2007 года граждане, пересекающие границы Евросоюза, должны будут в обязательном порядке декларировать наличную валюту в сумме свыше 10 тыс. евро. Об этом вчера сообщил госсекретарь Бельгии по борьбе с уклонениями от уплаты налогов Эрве Жамар. Правила эти вводятся с целью противодействия терроризму и отмыванию денег.
Такое введение обязательного декларирования наличных денег вряд ли для российских граждан станет неожиданностью. Декларирование валюты сверх 10 тысяч евро, если вы выезжаете в Евросоюз, действует в России с лета этого года. Если же вы летите в США, то уже на борту самолета заполняете таможенную декларацию на сумму, превышающую $10 тыс. До сих пор Евросоюз предлагал декларирование только в добровольном порядке с последующей выборочной проверкой.
Теперь правила игры поменяются. Заполнять декларацию придется в обязательном порядке. Если этого не сделать, то санкции будут весьма жесткими, вас могут заподозрить в отмывании преступных доходов и уклонении от уплаты налогов.
Напомним, предложение ужесточить контроль за движением наличных денег в Евросоюзе было принято на встрече министров финансов ЕС в феврале 2005 года. Летом прошлого года Европарламент принял закон, в соответствии с которым свободный ввоз наличной валюты физическими лицами ограничивается суммой в 10 тыс. евро. Причем объяснять источник происхождения этой суммы не требуется. Объяснить придется, если вы везете, к примеру, 10 тыс. и один евро. Для этого достаточно предъявить справку из банка, и вопрос будет закрыт, но только формально. Вы все равно попадете под наблюдение финансовых разведчиков. Но тех, кто привык пользоваться карточками, процедура декларирования не затронет. Впрочем, в безналичном обороте своя система контроля, пишет «Российская газета».
«KM.RU» 16.11.06

В.Путин подписал закон об освобождении от таможенной пошлины и НДС товаров, ввозимых в Россию в рамках космического сотрудничества

Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон "О внесении изменений в статью 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" и статью 150 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Об этом сообщила сегодня пресс-служба главы государства.
Закон был принят Госдумой 20 октября 2006 г и одобрен Советом Федерации 27 октября.
Федеральный закон освобождает от уплаты таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость товары, перемещаемые через таможенную границу РФ в рамках международного сотрудничества в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов.
Закон направлен на реализацию Россией принципов режима наибольшего благоприятствования в части, касающейся предоставления льгот по уплате таможенных платежей в отношении товаров космического назначения, ввозимых из стран, с которыми РФ заключила соответствующие международные соглашения.
«ПРАЙМ-ТАСС»14.11.06

ФТС увеличила количество пунктов, расположенных за пределом территории РФ, в которых производится оформление документов при экспорте природного газа

Федеральная таможенная служба увеличила количество пунктов, расположенных за пределом территории РФ, в которых производится оформление документов при экспорте природного газа. Список пунктов сдачи газа дополняется: в Германии – пунктом "Эмден" (Emden), во Франции – пунктами "ПЕГ Ист" (PEG Est) и "ПЕГ Норд" (PEG Nord), в Великобритании – пунктом "Хамбли Грув" (Humbly Grove). Общее их количество увеличивается до 61.
Непосредственно таможенный контроль (контроль количества и качества перемещаемого газа) осуществляется в 75 пунктах на территории РФ.
«Коммерсант» 15.11.06

Спиртное на Новый год станет дефицитом?

      На новогодние праздники россияне, возможно, останутся без иностранного алкоголя. Его поставки могут прекратиться, если будет приостановлена работа складов временного хранения импортных напитков. Для этого есть веская причина - склады не оборудованы единой государственной автоматизированной информационной системой (ЕГАИС), в которую должна заноситься вся информация об обороте спиртного. Сейчас уже закрыты два подмосковных склада временного хранения, где находится более 5 млн бутылок. Пока это капля в море, но на очереди другие склады. Эксперты рынка уже заявляют о планомерной атаке на импортеров.
      "Большая алкогольная реформа" с введением ЕГАИС обрастает все новыми последствиями. На этот раз пострадать могут иностранные напитки. Путь импортных бутылок на российские прилавки не прост. Перед растаможкой алкоголь оказывается на складах временного хранения. Оптовики считают, что на этом этапе бутылки не следует регистрировать в ЕГАИС. Но налоговики думают иначе. По их мнению, временное хранение товара должно обязательно фиксироваться как один из этапов оборота спиртного. И только после "занесения" соответствующей информации в ЕГАИС алкоголь можно растаможивать.
      Комичность ситуации в том, что в ЕГАИС попросту не предусмотрена возможность отслеживать алкоголь на "временных" складах. "В этой системе не существует соответствующего модуля, - говорит председатель экспертного совета по регулированию алкогольного рынка профильного комитета Госдумы Павел Шапкин. - И как можно требовать от оптовиков невозможного, непонятно". А эксперты уже заговорили, что власти намеренно собираются воспользоваться этой недоработкой, чтобы выжить с рынка импортеров. "Происходящие события иначе как заговором против продавцов импортного алкоголя не назовешь, - возмущается независимый эксперт алкогольного рынка Николай Сиваков. - Доля импортного вина на нашем рынке уже сократилась с 60 до 25%". А если дело и дальше так пойдет, то останется не более 5%".
      Продавцам отечественной продукции проверки налоговиков не страшны. У подавляющего числа оптовиков, занимающихся нашим алкоголем, ЕГАИС уже установлена. Таможенная "очистка" в их торговых схемах тоже отсутствует - по определению. Складами временного хранения они тоже не пользуются. Вот и получается, как ни крути, а импортному горячительному на нашем рынке приходится несладко. "Сначала запретили молдавские и грузинские вина. А потом только и речи было, что о винах других известнейших стран-производителей - Италии, Испании, Аргентины, - которые якобы тоже далеки от совершенства", - говорит Сиваков. Вот только потребители от такой "заботы" о себе вряд ли выиграют. Простой пример: из забракованного Госалкогольинспекцией Татарстана вина (по итогам 2005 года) 70% составила продукция именно российского происхождения.
      ***
      Еще один голос за госмонополию на алкоголь
      Введение государственной монополии на водку позволит положить конец алкоголизации России. Об этом вчера заявил глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. "Нужно закрыть половину заводов, которые не нужны в таком объеме, нужны образовательные и карательные меры", - отметил чиновник. Вместе с тем Онищенко высказался против введения "сухого закона". По его словам, мы не можем его ввести, имея три миллиона человек, подверженных алкоголизму. "Люди просто будут умирать", - сказал он. Онищенко также сообщил, что Роспотребнадзор выявил пять предприятий, чья продукция использовалась при производстве суррогатного спиртного.
       «Известия»   15.11.2006

В Беларусь не пускают грузовики с кондитерскими изделиями из России

Об этом БелаПАН сообщили в Республиканском общественном объединении (РОО) "Перспектива".
По словам представителя объединения, попросившего не называть его фамилии, на белорусско-российской границе задержано "как минимум 20 фур, следовавших в Минск с российскими кондитерскими изделиями, а надо учитывать, что в другие областные города тоже шли машины с российской "кондитеркой".
Вечером 13 ноября, по словам предпринимателя, владельцам товара, находящегося на таможне, раздали постановление от 8 ноября 2006 года, подписанное главой Государственного таможенного комитета Александром Шпилевским. "Судя по исходным данным на факсе, отправлено оно было из концерна "Белгоспищепром", — сообщил представитель "Перспективы". Постановление носит название "По противодействию ввозу некачественных пищевых продуктов и спиртосодержащей жидкости". "В ГТК Республики Беларусь поступила информация об участившихся фактах ввоза в республику некачественной контрафактной кондитерской продукции и спиртосодержащих жидкостей. Вовлечение данных товаров в экономический оборот республики влечет значительный ущерб, а зачастую сопровождается случаями отравлений с последствиями, опасными для здоровья граждан РБ", — гласит постановление. В целях противодействия ввозу некачественной продукции "поручено принять неотложные меры по задержанию и доставлению на склады временного хранения (СВХ) кондитерских изделий (в том числе конфет, печенья, суфле и других), спиртосодержащих жидкостей, следующих в адрес субъектов предпринимательской деятельности РБ". "В отношении задержанных товаров (кондитерских и спиртосодержащих изделий) в обязательном порядке обеспечить исследования на предмет соответствия установленным в РБ стандартам качества. О фактах задержания кондитерских изделий информировать концерн "Белгоспищепром" с целью выявления и пресечения ввоза контрафактной продукции", — поручается таможенникам.
Представитель "Перспективы" отметил, что ввозимая в Беларусь продукция "легальна и весь товар сертифицирован". "Мы несем убытки. Машины все наемные, они были зарезервированы другими заказчиками на другие дни. В среду они должны быть, например, в Австрии, Франции или Италии, то есть нарушаются договора и у фирм, предоставивших транспорт", — сказал он. Примечательно, что, по словам предпринимателя, "на белорусско-украинской границе проблем с прохождением нет, все это происходит именно на белорусско-российских переходах".
Задержания фур начались 5 ноября. Тогда таможенники ссылались на устное распоряжение руководства.
"Говорят, что это ответ Беларуси на проблемы с ввозом сахара и своих кондитерских изделий в Россию, но убытки несем мы, белорусские предприниматели", — отметил представитель "Перспективы". По его словам, российская "кондитерка" пользуется спросом на белорусском рынке, особенно перед праздниками, тем более что в России "делают много того, что у нас вообще не производится".
В пресс-службе ГТК БелаПАН пока не смогли прокомментировать ситуацию на границе, сославшись на то, что не владеют информацией о вышеупомянутом постановлении. В концерне "Белгоспищепром" комментарий также пока получить не удалось.
«naviny.by»15.11.06

До соглашения России и США по ВТО осталось всего два шага

      В российском министерстве экономического развития и торговли утверждают, что до завершения переговоров с США о вступлении России во Всемирную торговую организацию остались считанные дни. Последние детали двухстороннего соглашения президенты двух стран Владимир Путин и Джордж Буш смогут обсудить во время краткой встречи 15 ноября в Москве. А само подписание российско-американского протокола состоится уже через несколько дней в Ханое - на саммите Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества. Если это действительно произойдет, то можно ожидать скорого завершения 13-летней эпопеи по вступлению России в ВТО.
      15 ноября президент США Джордж Буш приземлится в Москве для дозаправки своего самолета по дороге во Вьетнам и встретится со своим российским коллегой Владимиром Путиным. Эта встреча может стать предпоследним шагом в ходе 8-летних переговоров Соединенных Штатов и России о ее вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО). Затем уже в Ханое 19 ноября Путин и Буш проведут вторую встречу, после которой, по данным российского министерства экономического развития и торговли, его глава Герман Греф и торговый представитель США Сьюзен Шваб подпишут американо-российский протокол по ВТО. Таким образом, будут сняты последние серьезные препятствия для членства России в этой организации.
      Процедуру же вступления в ВТО Россия начала еще раньше, чем переговоры с американцами по этому поводу - 13 лет назад -- в бурном 1993 году. Правда, тогда Россия подала заявку на вступление в предшественницу ВТО - ГАТТ (Генеральное соглашение о торговле и тарифах). Сама ВТО, которая сейчас насчитывает 149 членов, была в то время только проектом. Впрочем, из-за политического и экономического кризиса в России, у нас мало кто обратил на это внимание. Да, и практически все 1990-е годы переговоры о нашем вступлении в ВТО велись вяло. Внимание международных финансово-экономических организаций в это время было почти целиком приковано к проблемам российской финансовой системы и стабилизации рубля.
      Перелом произошел на рубеже веков. Новый российский президент Владимир Путин и быстро набравший политический "вес" министр экономического развития и торговли Герман Греф сделали вступление в ВТО одной из первоочередных задач. После этого началась активная фаза переговоров по присоединению России к ВТО, которые в течение шести лет велись с 56 странами. Одновременно зарубежные бизнесмены начали проявлять все больший интерес к вступлению России в ВТО. Особенно, после того как в новом столетии стремительными темпами стал расти внутренний российский рынок.
      Впрочем, при этом многие западные эксперты выдвигали тезисы в поддержку ускоренного вступления России в ВТО на очень жестких условиях. Они утверждали, что наилучшей стратегией для России было бы быстрое снятие всех тарифов. Но российские власти осознавали, что вступать в ВТО надо на своих условиях. Самые сложные и затянувшиеся переговоры проходили с США. Подписание протокола с ними неоднократно откладывалось. К началу этого года основными противоречиями оставались: требования США допустить на российский банковский и страховой рынки филиалы западных банков и компаний, усилить на нашем рынке борьбу с "пиратской" продукцией (в первую очередь на аудио- и видеоносителях), а также снизить пошлины на ввоз в Россию самолетов и двигателей к ним.
      Российские переговорщики были почти уверены, что договориться с американцами удастся к саммиту "большой восьмерки" в июле 2006 года в Санкт-Петербурге. Россия тогда пошла, казалось бы, на огромные уступки, согласившись допустить на свой страховой рынок зарубежные компании. Но в последний момент переговоры провалились из-за несогласия американцев с новыми ветеринарными требованиями России к ввозимой из США курятине, говядине и свинине. После этого президенты Путин и Буш дали своим переговорщикам крайний срок - договориться в течение следующих трех месяцев, т.е. до 1 ноября.
      Видимо, по этой причине Греф чуть не развязал с США "куриную" войну. В августе он направил своей коллеге Шваб ультиматум, пообещав отменить квоты на импорт мяса из США, если те не согласятся в течение трех месяцев с вступлением России в ВТО. Американцы отреагировали не менее резко. Ведь в Россию отправляется около 1/3 всей экспортируемой из США курятины. Тем не менее, как утверждают в МЭРТ, сейчас все условия соглашения с США согласованы, хотя в министерстве и отказываются сообщать детали.
       «РИА "Новости"»   15.11.2006  

Очередной удар по импорту алкоголя

Налоговики приостановили лицензии у владельцев складов временного хранения
      Не исключено, что новогодние праздники придется отмечать с алкогольной продукцией отечественного производства. Как стало известно, на днях сотрудники Федеральной налоговой службы (ФНС) приостановили лицензии у владельцев складов временного хранения (СВХ). Официальная причина – невозможность провести скапливающуюся на этих складах продукцию через Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС), в которую согласно новому алкогольному законодательству все участники рынка должны заносить сведения о движении алкоголя по рынку.
      На сегодняшний день лицензия приостановлена у двух СВХ, расположенных в Подмосковье. Участники рынка не исключают, что на этом запретительные меры налоговиков не закончатся. "Фактически импорт продукции парализован уже сегодня, поскольку не существует ни одного официального разъяснения относительно возникшей юридической коллизии, - говорит независимый эксперт алкогольного рынка Николай Сиваков. – Правительство приняло новые правила игры на рынке, но, как и всегда, не предусмотрело механизмы их реализации".
      Действительно, согласно нормам закона об обороте этилового спирта в ЕГАИС должна фиксироваться вся информация об обороте алкогольной продукции, в частности закупка (в том числе импорт), поставка (экспорт), хранение и розничная продажа. Беда только в том, что при создании системы ЕГАИС разработчики не предусмотрели фактической возможности фиксации в ней продукции, поступающей на СВХ.
      "Непонятно, как можно требовать от фирм то, что правительство еще не успело разработать и внедрить, - недоумевает председатель экспертного совета по регулированию алкогольного рынка профильного комитета Госдумы Павел Шапкин. – Фактически ЕГАИС для СВХ сегодня не существует, но на этом основании фирмам приостанавливают лицензии".
      С требованием разрешить создавшуюся юридическую коллизию на днях выступила замруководителя ФНС Татьяна Шевцова, направившая официальное письмо в Минфин. "В соответствии со ст. 99 Таможенного кодекса РФ временное хранение товаров – таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним ограничений, установленных законодательством РФ, - говорится в обращении. – Учитывая изложенное, ФНС России считает, что склад временного хранения… не должен вести учет при помощи ЕГАИС".
      Интересно заметить, однако, что при такой позиции официального руководства ведомства исполнители на местах предпочитают трактовать законодательство по-своему, закрывая глаза на отдельные положения Таможенного кодекса. "Если формальная претензия налоговиков – невозможность фиксации продукции в ЕГАИС, удивляет, что было закрыто всего два СВХ в Подмосковье, - недоумевает гендиректор ООО "Коллекция вин" Андрей Ткемаладзе. – В этой связи избирательный подход к отзыву лицензий выглядит по меньшей мере странным".
      Аналитики рынка не исключают, что чиновники попросту воспользовались юридическим вакуумом, чтобы спровоцировать новый передел алкогольного рынка. По оценкам участников рынка, из-за закрытия СВХ в настоящее время "заморожено" более 5 млн единиц продукции.
      "Неконструктивная позиция ФНС заставляет предположить, что создается заговор против импортеров, - рассуждает Николай Сиваков. – Особенно красноречиво такая позиция выглядит на фоне высказываний главы Минсельхоза, сделанных во время Кубанского экономического форума, о необходимости заполнить рынок коньяками и вином отечественного производства".
      Вчера представители Ассоциации европейского бизнеса в РФ направили в Минфин официальное письмо с требованием прекратить отзыв лицензий у СВХ и дать соответствующие разъяснения по этому вопросу. "Если следовать такой логике, тогда программно-аппаратные комплексы ЕГАИС следует устанавливать на фурах, перевозящих алкоголь, и на постах ДПС, - говорит директор по внешним связям профильного комитета ассоциации Александр Романов. – Куда лучше было бы рассмотреть конструктивное предложение некоторых чиновников из Минэкономразвития об отмене ЕГАИС в обороте алкоголя".
Будем пить отечественное
      Российские производители, похоже, уже успели откликнутся на предложение главы Минсельхоза Алексея Гордеева, продемонстрировав в этом году рекордные показатели. В частности, по данным экспертного совета профильного комитета Госдумы, за 10 месяцев текущего года производство виноградных вин составило 35,9 млн дал, что на 42% превышает аналогичные показатели прошлого года. На 51% (4,754 млн дал) увеличилось производство коньяков. Отмечен рост (7%) и в сегменте шампанских и игристых вин.
       «Газета»  14.11.2006  

Белый телефон - хит сезона

Таможенные службы зафиксировали значительное увеличение официального импорта потребительских товаров. "Обеление" ввоза связано с ростом цивилизованного ритейла и усилением таможенного администрирования
      Федеральная таможенная служба обнародовала данные по импорту разных групп товаров за первые девять месяцев текущего года. Данные эти выглядят очень обнадеживающе, если не сказать сенсационно: сразу на нескольких рынках наблюдается невиданный рост официального ввоза продукции. Так, радиоэлектроники в страну было легально ввезено на 90% больше в штуках и на 368% - в деньгах в сравнении с таким же периодом прошлого года; по обуви - 78% количественного прироста и 120% стоимостного; по одежде - 57 и 74% соответственно, в мебели рост скромнее - 29 и 34%, но все же втрое выше общего рыночного роста. Рост количественных показателей говорит о том, что сокращаются контрабанда и недостоверное декларирование, а рост стоимости ввезенных товаров свидетельствует о том, что искореняется практика занижения цены ввозимого товара. Таким образом, импорт в нашей стране активно "обеляется". В чем причина этого процесса? Есть две основные версии происходящего: первая - усиление администрирования на таможне и вторая - "серый" ввоз становится экономически невыгодным.
      Игры кончились
      Присутствие в экономике "серого" импорта - одна из главных причин сдерживания развития отечественного внутреннего рынка. Продукты, ввезенные без пошлины, имеют существенное ценовое преимущество, что делает невозможным честную конкуренцию на рынке. Когда рынок наводнен дешевым товаром, даже законопослушные продавцы и поставщики вынуждены включаться в нечестную игру и использовать "серые" схемы, иначе им останется только закрыть бизнес. А дальше эта цепочка "серости" тянется в торговлю, где приходится вести двойную бухгалтерию, придумывать различные схемы, чтобы спрятать концы поступления контрабанды. Все это существенно повышает уровень коррупции в стране в самых разных сегментах - не только на таможне, но и в налоговой инспекции и так далее.
      Кроме того, наличие "серого" дешевого товара мешает развитию внутреннего производства. В мировой практике система пошлин призвана в первую очередь защитить внутреннего производителя, дать ему ценовое преимущество. Если эта система не работает, то и производитель не имеет возможности развиваться. Именно так у нас обстоят дела на рынках обуви и одежды, где еще в прошлом году уровень контрабандного товара достигал 70-80%, а внутреннее производство находилось в стагнации. А вот сегмент крупной бытовой техники всегда был относительно "белым" (уровень контрабанды составлял около 10%), в результате за несколько лет в стране построен с десяток заводов по производству или сборке холодильников, стиральных машин, телевизоров. По словам предпринимателей, во многом "серые" правила игры задавались и задаются не только импортерами, но и отдельными сотрудниками таможни и обслуживающими ее брокерскими компаниями.
      Однако с конца прошлого года ситуация стала меняться. "Администрирование на таможне резко ужесточилось, - говорит Артур Галеев, совладелец компании, размещающей заказы на изготовление одежды для многих российских розничных сетей в Китае. - Заменили начальника ФТС, начались серьезные кадровые перестановки, "серые" и "черные" схемы существенно усложнились. Сегодня "окно" на таможне можно искать очень долго, в результате товар опаздывает. Люди поверили, что скоро других вариантов, кроме "белой" растаможки, уже не будет, и, чтобы снизить риски, стали переходить на "белые" схемы".
      Одновременно повышение рисков при использовании "серых" схем становится губительным для развития крупных розничных операторов на всем потребительском рынке. "Например, сегодня в торговле электробытовой техникой и электроникой очень высока концентрация, здесь оперируют несколько крупных сетей, находящихся в постоянном развитии, - говорит Антон Гуськов, директор по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники. - Если арестована предназначенная для тебя партия товара - а подобные факты начиная с августа прошлого года постоянно на слуху, - то срывается план продаж, это уже прямые экономические потери. При этом твои конкуренты не останавливаются: если ты отстал, то твою долю тут же займет кто-то другой. Кроме того, чтобы развиваться сетям, нужны инвестиции. Под непонятные темные структуры денег никто не даст, особенно в западных банках. В итоге легализация стала частью бизнес-стратегий крупных розничных операторов, и это - главная причина происходящего".
      Самый прозрачный
      Наибольшие достижения в области "осветления" ввоза товаров заметны на рынке радиоэлектроники, причем самый значительный рост - в сегменте мобильных телефонов, которых за девять месяцев этого года было ввезено в 3,4 раза больше, чем за тот же период прошлого года, а стоимость их выросла в 12,8 (!) раза. Вице-президент по маркетингу компании "Евросеть" Владимир Богданов говорит, что объясняется происходящее очень просто: "В августе прошлого года на нашем рынке случился таможенный кризис, и продавцы остались без товара. После этого крупные операторы приняли решение ввозить телефонные аппараты самостоятельно, а не через поставщиков, как это было принято ранее. А поскольку крупные операторы работают в "белом" поле, результат виден сразу".
      Заметное удорожание ввозимой электроники объясняется тем, что с осени прошлого года был организован процесс ознакомления таможни с реальными прайс-листами от производителей. "В настоящее время в таможенные органы направлена официальная ценовая информация от ста пятидесяти компаний-производителей, - говорит сотрудник пресс-службы ФТС России Александр Прошин. - Этот достаточно большой объем сведений помогает таможенникам ориентироваться в рыночных ценах. Кроме того, наличие такой информации снижает риск субъективного принятия решений должностным лицом, что уже является одним из инструментов борьбы с коррупцией в таможенных органах".
      Но работу по налаживанию взаимоотношений таможенной службы и предпринимателей необходимо продолжать. Предприниматели ратуют за создание упрощенных процедур для законопослушных, хорошо зарекомендовавших себя компаний. "Существуют разные методы определения таможенной стоимости, разные варианты проверки - груз можно выборочно проверить, а можно полностью все выгрузить и проверять досконально. Если компания зарекомендовала себя хорошо, то у нее должна быть возможность пройти таможню по упрощенной процедуре контроля. Это будет стимулировать людей работать добросовестно", - говорит Гуськов.
      Сегодня рынок импортной электробытовой техники и электроники становится одним из самых прозрачных. Так, с начала этого года в рознице, по словам Владимира Богданова, было продано около 20,5 млн телефонов. А ввезено в январе-сентябре, по данным ФТС, - 19,034 млн. Если учесть товарные остатки с прошлого года, то количество "серых" телефонов на рынке сегодня не больше 5%, и это большое достижение. На рынках одежды и обуви, например, ситуация не такая радужная.
      Верхушка айсберга
      Рост легализации одежного рынка отчасти связан с приходом западных сетей - Zara, H&M, Decathlon, а также с развитием крупных сетей - Metro, Auchan. "У западных ритейлеров большой рост и большие обороты, а поскольку работают они только "вбелую", то это влияет на статистику "беления", - говорит Мария Сморчкова, генеральный директор Ассоциации предприятий индустрии моды. - Наши сетевые магазины тоже не хотят рисковать и переходят на легальную продукцию".
      Еще более динамично происходит процесс "обеления" на обувном рынке. Опять же это связано с бурным ростом сетей - в данном случае отечественных. Возможно, положительную роль здесь сыграло и принятое правительством в прошлом году постановление о снижении таможенных пошлин на обувь. "Достигнут адекватный уровень совокупного таможенного платежа, который вместе с ужесточением администрирования на таможне позволяет выводить рынок из "серой" зоны в "белую", - говорит Сергей Саркисов, вице-президент корпорации "Эконика", развивающей одноименную обувную сеть.
      И все же пока официальный импорт обуви составляет лишь около 40% от всего объема, такие же оценки эксперты дают и по рынку одежды. А это значит, что работу таможенных структур на этих направлениях нужно продолжать налаживать. Многие операторы сталкиваются с тем, что работать "вбелую" бывает сложнее и дольше, чем по "серым" схемам. "Ты не просто платишь больше в виде пошлин, но еще и собираешь кучу таких экзотических документов, как будто не одежду везешь, а произведения искусства. Процесс растягивается бесконечно, требуются все новые и новые справки. Что это? Попытка таможенных структур втянуть поставщика в коррупционные отношения или просто безграмотность и непрофессионализм?" - говорит Артур Галеев.
      Объективно ситуация будет меняться с увеличением доли современного ритейла в обуви и одежде. Пока значительная часть этих товаров продается через вещевые рынки без всяких чеков и любого другого учета, то есть у "серых" дилеров остаются каналы сбыта контрабандного товара. И одним административным давлением со стороны таможни перекрыть этот "серый" поток будет весьма затруднительно.
       «Эксперт»   14.11.2006  

Российские регионы требуют пошлин на белорусский сахар
Как стало известно Ъ, руководители четырех субъектов направили на имя Михаила Фрадкова письма, в которых предлагается ввести компенсационные пошлины на импорт сахара из Белоруссии и усилить таможенный контроль за сахарными поставками из соседней страны. Скорее всего, это ускорит принятие правительством предложения МЭРТа о введении пошлины на белорусский сахар на 8,1% с 2007 года на три года.
Главы Татарии, Башкирии, Орловской и Пензенской областей обратились в правительство с просьбой навести порядок на сахарном рынке. В письмах на имя премьер-министра (копии имеются в распоряжении Ъ) отмечается, что "на фоне сбора урожая... на отечественном сахарном рынке наблюдается резкое падение цен на сахар: заводская цена снизилась с 21 руб. за 1 кг до 14 руб., т. е. до уровня ниже себестоимости свекловичного сахара".
По мнению регионов, главная причина падения цен – "в нарастающих объемах поставок белого сахара из Белоруссии". "В 2005 году производство свекловичного сахара – 399 тыс. тонн, в 2006 – 450 тыс. тонн, при этом внутренняя потребность Белоруссии составляет 350 тыс. тонн в год,– отмечается в письме за подписью башкирского президента Муртазы Рахимова.– Импорт белорусского сахара в Россию вырос с 2002-го по 2005 год с 328 тыс. до 401 тыс. тонн". При отсутствии ограничений с российской стороны поставки белорусского сахара могут возрасти до 500 тыс. тонн, опасается господин Рахимов.
По данным Федеральной таможенной службы, с января по сентябрь 2006 года в Россию было импортировано 2,139 млн тонн сахара сырца, 83,6 тыс. тонн белого сахара. В 2005 году импорт составил 2,893 млн тонн сахара сырца, 144 тыс. тонн белого сахара. Но эти данные не учитывают поставок из Белоруссии, отметили в ФТС.
Основными мерами для исправления ситуации руководители регионов называют введение таможенных пошлин, восстановление полного таможенного оформления белорусских товаров, обязательную выгрузку всего белорусского сахара для контроля его происхождения. Однако, недоумевает сотрудник ФТС, кроме таможенных пошлин практически все меры уже действуют: "Оформление груза происходит строго на одном таможенном посту, где происходит полная выгрузка товара на склад временного хранения (СВХ, входит в таможенный пост #2 'Троекуровский' Московской западной таможни), берутся пробы для проведения анализов в Центральной таможенной лаборатории проверяется каждая партия на предмет ее происхождения".
Письма глав регионов поступили в Белый дом как нельзя кстати. В конце октября Минэкономразвития направило на утверждение в правительство проект постановления о введении компенсационной пошлины на импорт сахара из Белоруссии в размере 8,1% от таможенной стоимости, но не меньше $39,5 за тонну. Сейчас по межправительственному соглашению белорусские сахаропроизводители могут ввозить в Россию беспошлинно свою продукцию, если объемы ее производства превышают потребности внутреннего рынка Белоруссии. На импортный сахар с 1 июля 2006 года по 31 декабря взимается пошлина $270 за тонну плюс НДС 10%, сообщил представитель ФТС. "Нас вполне устраивает введение компенсационных пошлин на три года,– признает руководитель департамента аграрной политики и природопользования Орловской области Вячеслав Серов.– Если таможенная ставка будет введена, мы будем в одинаковых условиях с белорусскими производителями, но им придется платить еще за транспортировку продукции в Россию". Учитывая сложные отношений России и Белоруссии в вопросах поставок энергоносителей, вероятность того, что пошлина на ввоз сахара из Белоруссии будет установлена, резко возрастает.
«Коммерсант» 14.11.06

Транзит без конвоя
Как стало известно "Бизнесу", государственный таможенный комитет (ГТК) Белоруссии готов освободить российских перевозчиков, везущих грузы транзитом через Белоруссию, от необходимости заказывать обязательное сопровождение местными правоохранительными органами. В первую очередь это касается подакцизных товаров: сигарет, алкоголя, топлива. Эксперты приветствуют эту уступку со стороны белорусских властей, но при этом напоминают, что с помощью этой меры можно решить лишь небольшую часть проблем, существующих на российско-белорусской границе.
Как рассказал "Бизнесу" высокопоставленный чиновник Федеральной таможенной службы (ФТС) России, в конце прошлой недели председатель ГТК Белоруссии Александр Шпилевский в рамках встречи с российскими коллегами заявил о готовности белорусских властей отменить требование об обязательном сопровождении грузов, идущих транзитом через территорию Белоруссии.
Напомним, что правило, обязывающее российских предпринимателей заказывать конвой для подакцизных товаров (спиртосодержащей продукции, табачных изделий и топлива), было введено в июне этого года. Оно касается продукции, ввозимой через российско-белорусскую границу автомобильным транспортом.
Перевозчик, планирующий транзитом провести товары, подпадающие в указанный перечень, должен был заранее заключить договор на сопровождение с одним из структурных подразделений департамента охраны МВД Белоруссии. Товары могли ввозиться только через пять участков российскобелорусской границы: три таможенных поста Смоленской таможни, а также через Брянскую и Великолукскую таможни. У компаний, которые не соблюдали этот порядок, грузы изымались, и материалы по таким делам передавались в суд.
Стоимость сопровождения 1 км составляла $1 с каждой фуры. "Но это не только дополнительная денежная затрата, а еще и временная,- рассказала генеральный директор таможенного холдинга "Группа Тарго" Татьяна Круглова.- Сопровождение ждет, пока наберется несколько машин, так как сопровождать одну нецелесообразно. На это уходит примерно два дня, затем караван из машин идет со среднейскоростью, потому что возможностей для скоростного маневра на дороге в такой ситуации нет". До места назначения машины доезжают позднее, чем это было бы возможно без навязанного сопровождения, подводит итог Круглова.
Перевозчики сразу же оценили по достоинству новые правила: после введения такого порядка компании стали воздерживаться от транзита грузов через белорусскую территорию. Стоит отметить, что помимо требований об обязательном конвое белорусские таможенники требовали предоставления банковских гарантий об уплате таможенных платежей на подакцизную продукцию, не имеющую местных акцизов.
Теперь, подчеркнул сотрудник ФТС, белорусская сторона готова отменить такой порядок транзита грузов. По мнению представителя Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), белорусская сторона пошла на такие уступки по просьбе российских властей.
"Это делается в рамках решения проблемы, связанной с огромными очередями на пограничных пунктах пропуска на Северо-Западе. Ведь путь через белорусскую таможню - самый короткий",- считает сотрудник АСМАП.
Эксперты также приветствуют новое решение таможни Белоруссии. Однако упразднение конвоя не решит всех проблем, предупреждают они.
"Это небольшая проблема для российских перевозчиков,- заявил сотрудник логистической компании.- Необходимо также решить вопросы с арестом грузов без объяснения причин и последующей немедленной их конфискацией по решениям белорусских судов".
«Бизнес» b-online.ru 14.11.06
ФТС назначила ответственных за подакцизные товары
Федеральная таможенная служба утвердила полномочия таможенных постов по совершению операций с подакцизными, лицензируемыми и рядом других видов товаров. Единый приказ, устанавливающий компетенцию таможенных органов в отношении подакцизных и иных видов товаров, был размещен вчера на сайте службы. ФТС уполномочила восемь таможенных органов на выдачу импортерам акцизных марок. В Центральном федеральном округе выдачу акцизных марок может производить только Центральная акцизная таможня, в СЗФО — Калининградская таможня и Северо-Западная акцизная таможня, в ЮФО — Южное таможенное управление, в ПФО — Нижегородская таможня, в УФО — Екатеринбургская таможня, в СФО — Новосибирская таможня, в ДВФО — Владивостокская таможня.
«Интерфакс» 14.11.06

Т. Голендеева: Ускорение создания единой транзитной территории России и ЕС в большой степени зависит от европейских партнеров

Ускорение создания единой транзитной территории России и Евросоюза в значительной степени зависит от наших европейских партнеров, считает заместитель главы Федеральной таможенной службы Татьяна Голендеева. "У меня такое впечатление, что мы готовы быстрее идти к созданию единого транзитного пространства, чем наши европейские коллеги", - заявила она корреспонденту "ФК-Новости".
По ее словам, при оформлении таможенных документов уже можно было бы выписывать их, например, от Брюсселя хоть до Шанхая. "Мы бы только "вели" груз по нашей территории, но особого энтузиазма со стороны зарубежных коллег я пока не вижу", - заявила она.
"Посмотрим, как будет развиваться ситуация после нового года, - отметила она, - когда мы с января начнем применять единый административный документ (ЕАД) при таможенном оформлении грузов. Наша позиция однозначна: единая транзитная территория облегчит и упростит нашу работу, мы готовы в этом плане максимально активно работать с европейскими коллегами и максимально быстро подписать конвенцию о транзите".
Вводимый с января ЕАД заменит нынешние таможенные документы - грузовую экспортно-импортную таможенную и транзитную декларации. Будут использоваться классификаторы товаров, максимально приближенные к международным стандартам, упростится сама система внесения сведений в ЕАД.
На пути к применению единых таможенных процедур России еще предстоит на практике освоить электронное декларирование, применение упрощенной процедуры таможенного оформления.
Сегодня главная функция ФТС - фискальная. Таможенники прежде всего особое внимание обращают на правильность определения стоимости товара, на полноту и своевременность таможенных расчетов. Единая транзитная территория предусматривает применение механизма, при котором ФТС больше внимания будет уделять прежде всего контролю за соблюдением законодательства участниками внешнеторговых операций.
"В результате максимально минимизируется время, затрачиваемое нашим или европейским перевозчиком на таможенные процедуры при поездках по всей территории РФ и Евросоюза", - отметила Татьяна Голендеева.
«ФК-Новости» 14.11.06


Рекомендуемые рассылки
«Скорая правовая помощь» Данная рассылка позволит Вам решить Ваши проблемы в области права (получение гражданства, таможенное оформление товаров, получение наследства, урегулирование семейных споров, возмещение ущерба от ДТП и многое другое). Ведение рубрики "Вопросы-Ответы". Cтатьи по проблемам права.
«Федеральный арбитражный суд Центрального округа» В данной рассылке представлены наиболее интересные материалы судебной практики по арбитражным делам (по всем категориям споров), являвшихся предметом рассмотрения кассационной инстанции.
«Федеральный арбитражный суд Московского округа» В данной рассылке представлены наиболее интересные материалы судебной практики по арбитражным делам (по всем категориям споров), являвшихся предметом рассмотрения кассационной инстанции.
«Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа» В данной рассылке представлены наиболее интересные материалы судебной практики по арбитражным делам (по всем категориям споров), являвшихся предметом рассмотрения кассационной инстанции.
«Виртуальный юридический кабинет» В рассылке «Виртуальный юридический кабинет» размещаются новости законодательства Российской Федерации, консультации по вопросам в сфере семейного, таможенного, гражданского права и.д., статьи ведущих юристов по проблемам применения отдельных положений законодательства

 

 


(при использовании материалов рассылки ссылка на нее обязательна)


Интернет - проект "BSM-pravo"

редактор выпуска Сергей БАСТРЫГИН
bsm-pravo@rambler.ru



В избранное