Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Информационный бюллетень "Публичная библиотека" Выпуск 24


Информационный Канал Subscribe.Ru


Уважаемые коллеги!

Материалы нового выпуска посвящены разным аспектам деятельности библиотек: внедрение информационных технологий, профилактика наркомании, образовательные услуги библиотек. Объединяет же эти материалы то, что работа эта ведется с детьми и подростками.


И. Г. Бойцова,
заведующая отделом библиотечного маркетинга
Центральная библиотека им. К. Г. Паустовского
г. Санкт-Петербург
cbs2@mail.wplus.net

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ
(из опыта работы библиотеки-филиала N 6 им. С. Я. Маршака)



Начиная с 1995 года одним из основных направлений деятельности детской библиотеки им. С. Я. Маршака Централизованной библиотечной системы Московского административного района Санкт-Петербурга, является популяризация французского языка и французской культуры среди читателей библиотеки и учащихся школ Московского района.
Ежегодно библиотека принимает участие в Празднике чтения, который организуется под эгидой Французского института в Санкт-Петербурге. Это традиция Министерства культуры Франции. Она родилась из исследований французских ученых, выявивших очень низкий уровень начитанности учащихся. Тогда была разработана специальная государственная программа, позволившая знакомить детей с книгой с самого раннего возраста. Праздники чтения, среди множества мероприятий, включают в себя и возможность для библиотек участвовать в конкурсах на лучшую программу проведения праздников. Наградой для победителей являются книги на французском языке. Библиотека им. С. Я. Маршака трижды становилась победителем конкурса на лучшую программу праздника. Таким образом, за несколько лет на ее полках появилось много изданий на французском языке, которые дети читают с огромным удовольствием.
Для развития творческих способностей детей, совершенствования французского языка среди учащихся школ района и читателей в 1996 году библиотека провела детский литературный конкурс на лучший перевод сказки с европейских языков совместно с Французским институтом, Домом Европы, издательством “Лицей”, языковыми национальными обществами. Наибольшее число призеров конкурса было в номинации переводов с французского языка. Информация о результатах конкурса была предоставлена Генеральному консулу Франции в Санкт-Петербурге А. Н. Кельчевскому.
Столь серьезная работа петербургских библиотекарей не осталась незамеченной сотрудниками фонда “Biblionef” во Франции, который занимается популяризацией французского языка и французской литературы во многих странах мира. В переводе на русский язык Biblionef означает французский кораблик. В 1997 году этот кораблик знаний “доплыл” и до библиотеки им. С. Я. Маршака, подарив ей более 600 экземпляров самых разнообразных книг, начиная от книжки-подушки, предназначенной для самых маленьких и заканчивая серьезными энциклопедическими изданиями, а также книгами с аудиокассетами.
В 2000 году библиотека осуществила совместный проект с французской ассоциацией “Друзья без границ”, при поддержке Генерального консульства Франции, Французского института и Алжирской ассоциации в Санкт-Петербурге. В результате мы получили более двух тысяч экземпляров детских книг на французском языке. Вскоре появились книги на английском языке, а, благодаря сотрудничеству с Институтом Гете в Санкт-Петербурге, фонд библиотеки пополнился книгами и на немецком языке.
Все это воодушевило молодой коллектив библиотеки на создание проекта мультимедиа-зала “Евротека”, который предполагал организацию в библиотеке отдела иностранной детской литературы с использованием новых технологий.
В течение 2000-2001 годов проект был реализован при спонсорской поддержке ЗАО “Интерпрод” и его Генерального директора В. К. Калугина. За участие в реализации проекта и поддержку библиотеки (было перечислено 6 тыс. долларов) В. К. Калугин стал в 2001 году лауреатом библиотечной премии им. Е. Р. Дашковой в номинации “Меценат”.
В настоящее время библиотека располагает 5 мультимедийными компьютерами, сканером, принтерами, современным видеооборудованием для проведения массовых мероприятий. С 2002 года библиотека предлагает своим читателям доступ к ресурсам Интернет. Книжный фонд “Евротеки” составляет 2500 экземпляров книг на французском языке, 1000 экземпляров книг на английском языке, 400 экземпляров книг на немецком языке. В наличии также 40 видеокассет на иностранных языках, 200 аудиокассет, 25 “говорящих книг” на французском языке, 15 обучающих CD на иностранных языках. Благодаря связям с Институтом Гете в Санкт-Петербурге каждый год фонд немецких книг пополняется на 100-150 экземпляров.
Теперь к услугам этой библиотеки могут обратиться, как ее читатели, так и другие жители города, которым необходима работа с электронными носителями информации.
Юные читатели активно пользуются учебной и справочной литературой в помощь обучению иностранным языкам, неадаптированной художественной литературой, а также обучающими компакт-дисками, аудио и видеокассетами, что позволяет детям интересно и увлекательно осваивать иностранные языки, изучать европейскую культуру, закреплять навыки работы на компьютере.
Теперь, когда в распоряжении библиотеки не только книги, но и компьютерная техника и электронные носители информации, сотрудники библиотеки имеют возможность обеспечить своим читателям более высокий уровень изучения иностранных языков.
Услугами “Евротеки” пользуются более 200 читателей-детей, а также педагоги специализированных языковых школ, родители, студенты.
В “Евротеке” регулярно проводятся выставки-просмотры учебной литературы в помощь изучающим иностранные языки. В течение всего учебного года в мультимедиа-зале проходят экскурсии и дни открытых дверей, на которых школьники знакомятся с информационными ресурсами библиотеки. Здесь регулярно проводятся массовые мероприятия, методические семинары по повышению квалификации библиотекарей города, а также встречи с зарубежными писателями, организатором которых является Французский институт в Санкт-Петербурге (таким образом, реализуется один из аспектов партнерских отношений библиотеки).
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ>>>


Л. Ю. Шелухина,
главный библиотекарь
по образовательным услугам
МУК “ЦСДШБ”
г. Озерск
all@ch-lib.ozersk.ru

НИТ В ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ:
ПОДДЕРЖКА ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Исследования РГДБ свидетельствуют о развивающейся тенденции вхождения детских библиотек в новое информационное пространство. Связанные с этим явлением проблемы заключаются не только в техническом оснащении библиотек, изменившихся библиотечных технологиях, но, в большей мере, в человеческом факторе - в овладении и применении новых информационных технологий (НИТ) в профессиональной деятельности библиотекарей, а также в самих детях - участниках информационных процессов в библиотеке, потребителях информации. По мнению специалистов РГДБ проблема освоения НИТ детьми и теми взрослыми, кто непосредственно работает с ними, носит сегодня фундаментальный характер. В современных условиях информационная культура учащихся, педагогов, библиотекарей должна сочетать как традиционные моменты, так и инновационные. Все большее значение для современного человека приобретает визуальная культура и телекоммуникационные технологии.
МУК “Централизованная система детских и школьных библиотек” г. Озерска Челябинской области включает Центральную городскую детскую библиотеку и 20 филиалов - школьных библиотек. Мы обслуживаем 36,7 тыс. читателей (около 16 тыс. единых пользователей), фонд библиотеки - 541,5 тыс. документов, книговыдача составляет 654,8 тыс. экземпляров в год, ежегодно - около 350 тыс. посещений.
В настоящее время мы находимся на 2 этапе информатизации библиотеки и прошли достаточно традиционный путь. 1994-й год мы считаем годом начала автоматизации ЦСДШБ. Сейчас Централизованная система детских и школьных библиотек г. Озерска имеет свою концепцию информатизации, ключевая позиция которой - библиотека малого города должна быть информационно-образовательным центром, поддерживать общее образование, способствовать самообразованию.
Предпосылками для успешной работы в этом направлении явилось хорошее техническое оснащение библиотеки в результате реализации городских проектов “Подключение к Интернет организаций культуры, образования, здравоохранения” и “Детская библиотека - информационно-образовательный центр”. С 1999 г. в библиотеке созданы и успешно работают Интернет-класс и Медиацентр, все компьютеры библиотеки соединены в локальную сеть, планируется подключение к сети и школьных библиотек. Организован инновационно-методический отдел, одна из задач которого - внедрение НИТ в профессиональную деятельность библиотекарей, организация групповых занятий для детей города.
Свои образовательные функции ЦСДШБ выполняет в рамках образовательных и просветительских программ и циклов мероприятий, направленных на поддержку и стимулирование учебной, самообразовательной деятельности. Главным достижением мы считаем программу дополнительного образования “Информационная культура школьника”, работа по которой ведется в режиме всеобуча во всех подразделениях ЦСДШБ. Среди других приоритетных направлений программ дополнительного образования: экологическое, историческое, творческое чтение, информационные технологии, краеведение. Авторами этих программ являются специалисты ЦГДБ. Занятия проводятся для классов школьников и групп дошкольников во всех отделах ЦГДБ. В год проходит до 3000 массовых мероприятий, из них 60% - образовательного характера.
Программы дополнительного образования разработаны по социальному заказу отдела дошкольных учреждений и отдела образования. Здесь библиотека выступает как уникальный институт современной культуры. Не являясь учреждением системы дополнительного образования, библиотека, по сути, занимается образовательной деятельностью. Одна из основных задач библиотеки - повышение качества программ, один из путей совершенствования - использование новых информационных технологий. В Центральной библиотеке групповые занятия проводятся в классе, оборудованном видео- и аудиотехникой, компьютером с большим монитором, проекционной техникой.
По программе “Основы информационной культуры школьника” работает и Центральная детская библиотека, и школьные библиотеки. Администрация школ обеспечивает реализацию этой программы, и более 70% учащихся посещают занятия, которые ведут специалисты библиотеки. Основные цели программы: формирование читателя “информационного века”, информационного общества; развитие у читателей основных информационных умений и навыков, формирование способности к самостоятельному и эффективному информационному поведению; развитие коммуникативных и креативных способностей. Поэтому к занятиям по основам библиотечно-библиографических знаний в программу добавлены занятия по новым информационным технологиям, их применению в библиотеке.
Уже с первых шагов в библиотечном пространстве для малышей проводятся занятия “Первое знакомство с компьютером в библиотеке”, “Электронная книга”. Для школьников постарше - “Электронное письмо другу”, “Электронные библиографические пособия”, “Подготовка классной стенгазеты”. На занятии “Электронные учебники и обучающие программы” мы рассказываем старшеклассникам о структуре и основных возможностях электронных учебников, даем определение электронного учебника, знакомим с электронными учебниками компании “Физикон”, КиМ, репетиторами компании 1С, TeachPro, а также рекомендуем образовательные сайты в Интернет по предметам школьного цикла. В Медиацентре есть программы обучения языкам, особенно хорош полный курс английского языка Reward. Обращаем внимание ребят, что в отделе Медиацентр постоянно действует выставка “Помоги себе учиться”, знакомящая с электронными учебниками.
Каждый ученик в нашем городе имеет возможность воспользоваться фондом отдела Медиацентр детской библиотеки и стать “виртуальным учеником” в Интернет. В руках каждого ученика широкие возможности для образования, надо только суметь ими воспользоваться!
Программы дополнительного образования по краеведению ежегодно планируются библиотекой, пользуются большой популярностью в школах города.
Если в краеведческих занятиях для начальной школы одна из основных задач программы - обучение азам экологической безопасности в процессе познания природы, постижение красоты и гармонии мира, то принцип программы для школьников среднего звена - от непосредственных впечатлений и эмоций, формирующих чувство “малой родины” - к системному знанию края. Эмоциональному восприятию материалов во время занятий в библиотеке способствуют аудиовизуальные материалы из фонда Медиацентра, уральские легенды и сказы, экспонаты коллекций: “Полезные ископаемые Урала”, “Изделия уральских мастеров”. Довольно часто библиотекари используют компьютеры на уроках по краеведению. Например, в конце каждого года обучения (их всего 3) по программе “Школа юного краеведа” ребята проходят компьютерное тестирование. Подробнее познакомиться с программой “Школа юного краеведа”, с тестами и методическими материалами к урокам можно на сайте библиотеки.
В программах дополнительного образования, разработанных в ЦСДШБ для младших школьников, применение компьютера на занятиях осознанно и уже привычно.
Чаще всего используются электронные энциклопедии. Руководители литературных программ и программ по истории отмечают, что электронных учебников по эстетическому, литературному воспитанию и по истории немного, да и качество их оставляет желать лучшего. Тем не менее, прекрасный учебник История России XX век используется в программе “Россия в наследство” при изучении темы о Николае II. Используются в исторических программах и превосходно сделанные диски “Генералиссимус Суворов”, “Александр и Наполеон”, “Атлас Древнего мира”, которые дополняют занятия видео и иллюстративным рядом, погружают младших школьников в атмосферу эпохи, в которых прекрасно озвучен и доступен лекционный материал. На наш взгляд, эти электронные издания можно рекомендовать как дополнения к учебному материалу по этим темам.
В экологической программе “Учись смотреть и видеть, познавать и любить”, предназначенной для детей 6-8 лет, наряду с аудио, видео изданиями используются электронные энциклопедии, в частности - “Энциклопедия природы”, которую также можно отнести к электронным учебникам, ведь здесь есть раздел тестов.
Второй год Медиацентр предлагает для малышей цикл занятий “В компьютерном королевстве”. Тут уж без компьютера никак не обойтись! Специалисты отдела, работающие с обучающими и развивающими программами для младшего возраста с 1998 года, прекрасно освоились с интерфейсами программ, подбирают наиболее удачные для своего цикла.
Вот некоторые темы занятий и компакт-диски, на которых эти занятия построены:

  • Знакомство с компьютером - “Звездная миссия”;
  • Остров арифметики - “Детская домашняя академия”;
  • Мир живой природы - “Энциклопедия природы”;
  • Веселая семерка в музыкальной стране - “Музыкальный класс”: уроки музыкальной грамотности;
  • Вундеркиндия - “Вундеркинд+”.

Во время занятий ребята слушают и смотрят на экран монитора, самые внимательные и хорошо усвоившие материал, в качестве поощрения приглашаются для выполнения тестовых и игровых заданий к компьютеру. Несомненно, что такие комплексные уроки с привлечением аудиовизуальных материалов, представленных на компьютере, создают условия для расширения диапазонов видов образовательной деятельности младших школьников, стимулируют их способности к образованию и самообразованию.
Не во всех школах города есть возможность обучения младших школьников информатике, время в компьютерных классах школ расписано для занятий старших школьников, поэтому популярна и востребована в библиотеке и программа “Компьютер - твой друг и помощник” по информационным технологиям для школьников 2-5 классов.
Программа предусматривает формирование первичных элементов информационной культуры и получение первоначальных практических умений и навыков работы на компьютере, необходимых в дальнейшей учебной деятельности младших школьников. Особое внимание уделяется в программе развивающим и обучающим играм: “Незнайкина грамота”, “Зимняя сказка” и другим. По согласованию с учителем или воспитателем проводятся занятия в дополнение к школьным урокам биологии, географии, истории.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ>>> .


Т. А. Новикова,
заведующая инновационно-методическим отделом
Центральная библиотека им. Н. В. Гоголя
г. Северодвинск
nordlib@atnet.ru

БИБЛИОТЕКА: МЕДИА И ОБРАЗОВАНИЕ


В информационную эпоху видоизменяется назначение библиотеки, то есть ее миссия. Последнее десятилетие деятельность муниципальной библиотечной системы (МБС) г. Северодвинска Архангельской области была направлена на то, чтобы стать “информационным учреждением” местного сообщества. Мы учились собирать новые знания и отдавать их людям, что и позволило выдержать испытание временем, остаться “на гребне волны”.
Справедливо мнение, что в конечном итоге образование (и библиотека как один из каналов его предоставления) должно стать тем социальным институтом, который был бы способен оказывать разнообразные образовательные услуги, обеспечивая широким массам людей возможность непрерывно учиться, получать дополнительное образование.
Границы понятия “библиотека и образование” были очерчены на одном из семинаров МБС, дана его содержательная трактовка, разработана стратегия деятельности.
Определяя приоритеты деятельности библиотеки как образовательного и информационного учреждения, мы изучили проблемы современного образования и опыт российских библиотек, в результате - чётко определили роль библиотеки и пути её развития, выделив следующие блоки:

  • вспомогательная роль (информационная поддержка формального и дополнительного образования)
  • библиотека как самостоятельное образовательное учреждение (разработка и реализация собственных, авторских программ, в том числе, с использованием корпоративного подхода).

Приоритеты зависят от потребностей местного сообщества.

МБС состоит из центральной библиотеки им. Н. В. Гоголя (нас будут интересовать два отдела: Информедиа-зал и библиотека-игротека для детей от 0 до 7 лет “Гнездышко”), детско-юношеской библиотеки им. А. С. Пушкина, библиотек “Кругозор”, “Мир знаний”, “Ковчег”, “Открытие”, “Бестселлер”. В каждой из библиотек осуществляется концепция развивающего образования, предоставляются возможности для повышения качества человеческого потенциала на основе развития личности, подготовки людей к новым условиям жизни и уровня образованности общества.
Миссия библиотеки сформирована следующим образом (приводятся отдельные фрагменты в контексте данной статьи): содействие адаптации человека к быстро меняющемуся миру; расширение информационного пространства; развитие услуг с использованием информационных технологий в помощь образованию и самообразованию, поддержание репутации Северодвинска как города высокой культуры.
В своё время в рамках интеграционной программы “Библиотека и непрерывное образование населения как процесс накопления новых знаний” в центральной библиотеке им. Н. В. Гоголя эффективно работал Публичный институт новых гуманитарных знаний. Он включал курсы: историко-культурологический “От Руси до России”; культурологический “Русь языческая - Русь святая”; литературоведческий “От классики - к постмодернизму”, “Современная отечественная литература конца ХХ в.” (в настоящее время последний курс видоизменен и включает новый временной отрезок - начало XXI в.); “Цвет зарубежной словесности”.
В детско-юношеской библиотеке им. А. С. Пушкина ежегодно делается набор в Пушкинский лицейский класс с предметами “Культурология”, “Пушкиниана”, “Риторика”, “Логика”, “Информкультура” и т.д..
Интенсивный процесс освоения новых знаний включает также экологию, психологию, философию, экономику, историю, право и т.д. Одновременно решалась проблема современного технического оснащения библиотеки.
Благодаря проекту “Библиотека - центр гражданской культуры и общественных мероприятий”, поддержанному Институтом “Открытое Общество” (Фонд Сороса - Россия), центральная библиотека приобрела современное демонстрационное оборудование (слайд-проектор, ноутбук, эпископ, экран, мульти-медиа-проектор, видеомагнитофон). Фонд был существенно пополнен компакт-дисками, электронными обучающими программами, создана медиатека.
Оборудование мини-типографии (ризограф, резак, переплетная машина), приобретенное по проекту “Северодвинская Атлантида” при поддержке Института “Открытое Общество”, сделало возможным создание и тиражирование информационных материалов для пользователей библиотеки и местного сообщества в целом. Новые информационные возможности активно стали использоваться в деятельности лекториев, школ, курсов справочно-информационной службы.
Мы выпускаем программы и учебные планы Школы родительской культуры, Школы принятия решений “Лидер”, Школы экологической культуры “Эковыбор”, Пушкинского лицейского класса, лицея для малышей “Всезнайка”. Разработаны авторские программы: краеведческая “Северный ковчег”, “Зарубежная литература: традиции и новаторство”, “Шедевры мировой классики”, “Высоты просвещения”, “Современная отечественная литература: 90-е годы ХХ в. - начала XXI века”.
Появилась возможность выпуска сборников самодеятельных поэтов литературно-читательского объединения “Творчество” и работ детского литературного клуба “Гном”.
Осуществляется информационная поддержка конкурсных проектов, например, интеграционных тематических программ “Вопреки невозможному” (профилактика наркомании среди подростков и юношества), “Соучастие” (поддержка людей с ограниченными физическими возможностями). Выпущены справочник-путеводитель “Возвращение к жизни” (лечение наркомании), дайджест для родителей “Причины, по которым дети начинают принимать наркотики”, а также сборник литературного творчества детей-инвалидов.
В ситуации необходимости реформирования системы образования и его модернизации библиотека, используя техническое преимущество (во всяком случае, по сравнению со средними общеобразовательными школами), определила направления своей деятельности, новые задачи.
Год назад в Центральной библиотеке им. Н. В. Гоголя был открыт зал электронных технологий “Информедиа”. Его презентация - отправная точка в развитии новой деятельности библиотеки. Презентация прошла на современном уровне с использованием всех средств мультимедийного оборудования. Присутствующим (среди них - представители властных структур, коммерческих структур, общественных организаций, педагоги, студенты) были представлены новые возможности: медиакласс (8 оборудованных рабочих мест пользователей ПК; большой выбор книг и периодических изданий по компьютерным и информационным технологиям; богатая (более 300 экз.) коллекция CD-ROM от познавательных и образовательных программ до компьютерных тренажеров и тестов; услуги Интернет, медиа-курсы, медиауроки. Презентация имела большой резонанс, дала возможность наладить контакты с представителями школ, профтехучилищ, вузов и заключить социально-творческие договоры.
В связи с открытием Информедиа-зала центральная библиотека разработала цикл медиа-семинаров для педагогов города в рамках повышения квалификации и заключила договоры с информационно-методическим центром ГОРУО.
Дважды прошел шестичасовой семинар для учителей русского языка и литературы, обучающихся на курсах повышения квалификации. В его программе: информация-знакомство “Мультимедийные средства и образование: возможности Информедиа-зала ЦБ”; обзор-демонстрация “Коллекция CD-ROM - образовательному процессу”; консультация “Медиакурс “Русский язык: грамотное письмо” и “Экзамен с мультимедиа на “отлично”; компьютерный инструментарий к медиакурсу “Русский язык”; практикум “CD-тестирование”.
Для преподавателей истории и обществоведения подготовлен семинар “Медиа и образование”. В рамках семинара “МБС - дошкольникам” для воспитателей детских садов проводятся консультации “Медиа и интеллектуальное развитие с раннего возраста” (опыт работы библиотеки-игротеки “Гнездышко”). Проводятся также консультации-практикумы “Новые возможности библиотеки - преподавателям МХК (Мировая художественная культура)”, “Преподавателям иностранного языка”. Управление общественных связей, с которым мы тесно сотрудничаем, сделало заявку на проведение для мастеров производственного обучения профессиональных училищ серии консультаций-практикумов по теме “Тренинг, ролевая игра в работе со студенческим активом”. Одно из занятий “Виды тренинга” включает CD-упражнения.
Сотрудники библиотеки получили благодарственные письма и высокую оценку за эту работу.
Как результат деятельности в помощь непрерывному образованию педагогов города - заявки на проведение видео- и медиауроков, а также большое количество обращений к такой услуге, как CD-тестирование по психологии, русскому языку. Например, по теме “Интернет для будущей профессии, образования и досуга” проведено около 20 медиауроков. В рамках социально-творческих договоров с ГОРУО и вузами проводятся тематические циклы видео- и медиауроков “Волшебная палитра искусства” и медиалекций “Мир древнерусской иконописи” с демонстрацией видеофильмов и материалов на CD-ROM.
В рамках совместной деятельности с Управлением общественных связей Центральная библиотека приняла активное участие в проведении Дней молодежи, в частности, в фестивале молодежных инициатив. Молодежные группы работали по темам: “Самореализация, самоактуализация молодых людей”, “Современная отечественная и зарубежная литература”, “Страноведение - на пути к толерантности”. Проведены также серии информационно-консультативных занятий “Медиа-ресурсы - молодежи”; “Демонстрация CD-ROM по психологии, праву”; “CD - тестирование” (практикум); социально-психологический тренинг личностного роста “Контакты”; информационный час “Медиа-ресурсы МБС - “По странам и континентам”; демонстрация видеокассет с выводом на большой экран по теме “Весь мир на ладони”; прошла презентация медиа-курсов практической психологии “Это я... Какой я” (16 часов), делового общения “Секреты успеха” (10 часов), “Компьютерная азбука” (19,5 часов), “Интернет за 10 часов”.
Одна из важнейших задач - воспитание толерантности человека по отношению к людям, имеющим другую культуру, религию и т.д. Цикл страноведческих видеоуроков “Мир моих открытий” знакомит со многими странами мира. При этом используется также медиаоборудование, демонстрируются CD-энциклопедии “Кругосвет”, “Атлас мира” (“Новые тысячелетия”) и др. На базе ЦБ много лет работает молодежный клуб заочных путешествий “Открытие”. В результате реализации программы клуба пополняется база данных, оформляются тематические папки по разным странам, пользующиеся большим спросом, как у преподавателей географии, иностранного языка, так и у учащихся.
Библиотека активно работает в формировании экологической культуры: разработаны разнообразные тематические блоки знаний, начиная с видеоуроков “удивления” для самых маленьких, эколого-познавательных циклов для младших и средних школьных возрастов, лектория для старшеклассников “Экология и цивилизация” и диалогами для заинтересованных “Экореальность - Северодвинск”, летней эколого-игровой программой “Земля - наш дом”. Эффективность этой деятельности значительно возросла благодаря современной технической базе и созданию базы данных “Время экологии”.
Одна из проблем сегодняшнего времени - отсутствие информации о состоянии современной отечественной литературы в текущем литературном процессе. Школами востребована информация по современной отечественной литературе. Распространяются “Бюллетени передового опыта” - “Новые гуманитарные знания для гимназий и школ с углубленным изучением литературы”. В одном из них обобщен опыт работы и представлен учебный план курса “Отечественная литература: 90-е годы ХХ - начало XXI века”. В другом выпуске дано описание целей, задач структуры авторской программы “Цвет зарубежной словесности”, активных форм и методов ее реализации в помощь образовательному процессу, в том числе с использованием мультимедийных средств; выпущен алфавитный справочник-путеводитель по современной литературе для преподавателей литературы, который включает тех писателей и их произведения, которые можно рекомендовать старшеклассникам. Востребован медиаурок “Интернет и книга”.
Многие школы работают в рамках регионального краеведческого компонента, поэтому востребована наша печатная краеведческая продукция: библиографический справочник “Почетные граждане Северодвинска”; путеводитель “История Северодвинска в истории его улиц”; сборник статей “Духовная пристань поморов” и “История Николо-Корельского монастыря”; проспект “Чудотворное урочище Куртяево”; закладка “Младшим школьникам о М. В. Ломоносове”; библиографические путеводители “Биармия: в поисках истины”, “Гиперборея - заветная тайна Севера”.
Информедиа-зал предлагает учащимся и студентам такие услуги, как Интернет (поиск информации, электронная почта), “Подготовка к сдаче ЕГЭ”, “Виртуальное репетиторство по русскому языку, математике, химии, биологии”, “Интерактивные экскурсии в музеи и галереи мира” и др.
Нельзя не упомянуть и о зале общественных мероприятий в Центральной библиотеке, в котором проходят дискуссии, круглые столы, семинары, гражданские форумы, уроки, лекции и т.д., а использование новых современных технологий делают их наглядней и зрелищней.
Сделаны 3 выпуска “Мультимедиа в библиотеке” (выпуск 1 - CD-ROM; выпуск 2 “Видеокассеты”; выпуск 3-4 “Аудиокассеты”); выпущены 13 выпусков “Бюллетеней передового опыта”.
На качественно ином уровне осуществляется формирование правовой культуры населения. Студенты юридических факультетов активно пользуются СПС “КонсультантПлюс” в отделе информационного обслуживания ЦБ. В зале социально-экономической литературы ЦБ реализуется программа информационно-правовой поддержки местного сообщества “Гражданин”, в том числе для старшеклассников профильных юридических классов.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ>>>

М. Радченко,
заместитель директора по работе с детьми
Централизованная библиотечная система г. Соликамск
bibl@perm-edu.ru


ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА В ПОМОЩЬ ОБРАЗОВАНИЮ



Детская библиотека сегодня должна быть востребована для образования, творческого и культурного развития, для самообразования школьников, для самосовершенствования учителей, родителей.
Современная жизнь внесла большие перемены в работу детских библиотек. Сегодня мы не можем, не имеем право не отвечать реальным проблемам, запросам, потребностям детского населения в информационных услугах.
В результате появления новых форм организации учебных заведений (лицеев, гимназий, колледжей), новых учебных программ и новых дисциплин в системе образования детские библиотеки автоматически были втянуты в эти перемены, так как они непосредственно “бок о бок” связаны со школами. Исходя из всего этого, остро встал вопрос о тесном взаимодействии “Учитель - Библиотека - Ученик”.
Чтобы найти пути взаимодействия школы и библиотеки, на базе Центральной детской библиотеки г. Соликамска, в 1998 году создан Центр информационной поддержки образования (ЦИПО), который рассчитан на обслуживание учителей, учащихся, родителей.
В 2000 году разработана целевая программа “Библиотека и образование”, в которой более четко определены цели и задачи Центра. Прежде всего, это создание единого образовательного пространства для учащихся, преподавателей и родителей. Первым шагом в реализации программы стало принятие плана сотрудничества между ЦИПО и управлением образования. Определен ряд мероприятий по рекламе ЦИПО: выступления на методических объединениях учителей, на педсоветах, на классных часах в Соликамском педагогическом колледже, где были предложены бланки опросных листов. Полученные данные позволили уточнить ту информацию, которая интересует учителей - предметников, студентов. Выпущено большое количество рекламных листовок, буклетов с рассказом о Центре и его услугах.
Большое внимание уделяется формированию фонда. Сегодня мы располагаем новейшими словарями и справочниками по всем отраслям знаний; литературой в помощь учебному процессу; пособиями для подготовки к тестированию; шпаргалками для подготовки к экзаменам; тестовыми заданиями к Единому государственному экзамену (по предметам); сборниками лучших текстов изложений, сочинений, диктантов; готовыми домашними работами, занимательными материалами по предметам школьной программы. Центр выписывает 42 журнала образовательного характера и 12 журналов и газет в помощь учебному процессу для учащихся.
Все эти документы отражены в ЭБД “Библиотека и образование”, которая ведется с 2002 года, на сегодняшний день она насчитывает более полутора тысяч записей. Параллельно с ЭБД ведется систематический каталог научно-методической и педагогической литературы и каталог “Дошкольная педагогика. Дошкольное образование” (объем каталога - более трех тысяч записей). Библиограф Центра ежеквартально выпускает информационные и рекомендательные списки литературы, готовит тематические указатели литературы, информационные проспекты.
Большой популярностью у школьников пользуется набор шпаргалок и памяток: “Школьнику на заметку”, “Учимся писать рецензию”, “Письмо по электронной почте”, “Учимся эффективно работать”, “Как хорошо уметь читать”, “Как составить реферат”, “Что такое конспект” и др.
При современных темпах обучения остро встал вопрос изучения основ библиотечно-библиографической грамотности. Библиографом разработана программа “С библиографией на ТЫ”.
Центр располагает данными обо всех учебных заведениях города, которые ежегодно обновляются и дополняются. С 1999 года выпускается справочник “Высшие, средне - специальные и начально-профессиональные учебные заведения г. Соликамска и района”, где собран материал о профессиональном образовании, адреса, телефоны учебных заведений, условия приема, сроки обучения. Дополнением к справочнику служит “Информационное досье для высших и средне-специальных учебных заведений”.
Для учащихся 8-9 классов ежегодно проводятся уроки профориентации, которые включают в себя: знакомство с профессиями, информацию об учебных заведениях, методику “Будь готов”, которая наводит на размышления о собственных возможностях, помогает в самоопределении.
Для того, чтобы каждая книга нашла своего читателя, сотрудники Центра стараются как можно полнее раскрыть фонд, используя при этом красочные разделители, указатели необычной формы.
Центр предлагает самые разнообразные виды услуг: ксерокопирование, набор и распечатка текста, подборка материала для написания рефератов, курсовых, контрольных работ, прием и выполнение справок (в т.ч., по телефону), индивидуальное информирование.
Уже стало традицией проведение совместно с управлением образования методических объединений, семинаров, Дней специалиста, Дней информации. На базе ЦДБ прошел зональный семинар, на котором присутствовали не только гости из библиотек, но и заведующий методическим отделом управления образования, руководитель городского методического объединений школьных библиотек, учителя - предметники.
Информацию о деятельности ЦИПО можно увидеть на информационных стендах Центральной детской библиотеки. Рекламные материалы об услугах в виде листовок распространяются среди читателей, учреждений образования, публикуются на страницах местных газет.
У центра большое будущее. Сотрудники библиотеки находятся в постоянном творческом поиске. Новые идеи и планы в работе подсказывает сама жизнь.

А. К. Саватеева,
Муниципальная информационная библиотечная система
г. Томск
office@library.tomsk.ru


БИБЛИОТЕКА - ЛАБОРАТОРИЯ ТВОРЧЕСТВА


Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок.
В. А. Сухомлинский.


Современные психологи утверждают, что каждый ребенок рождается талантливым и неповторимым. Но не у каждого есть возможность раскрыть свои способности в детстве. Именно библиотека может содействовать развитию ребенка, создавать условия для общения и творческой самореализации растущей личности. На наш взгляд библиотека не должна стоять в стороне от задач воспитания у юных читателей интереса к творчеству. В наше сложное, меняющееся время библиотека стала практически единственным бесплатным учреждением, где дети могут приобщиться к культуре.
Все мы родом из детства. От того, каким оно было, зависит вся наша жизнь. Именно в детстве воспитываются умы и сердца ребят. Как в пище, так и в общении, в хорошей книге нуждается ребёнок. Центром чтения, приобщения к культуре, источником информации и дружеского общения для детей нашего микрорайона стала библиотека. Здесь каждый ребенок находит себе дело по душе.
Наша библиотека - своеобразная творческая лаборатория. Под ее крышей открылись: “Кукольный театр” и кружок “Очумелые ручки”, призванные приобщить детей к чтению и развить их способности. Творческие способности, особенно фантазия, является важными факторами в развитии интеллекта и помогают детям успешно адаптироваться в быстро меняющемся мире. В кружке “Очумелые ручки” реализуется программа “Детское творчество”. Здесь ребята рисуют, лепят, мастерят из цветной бумаги, лоскутков материи, природного материала.
В библиотеке стали традиционными выставки детских работ. Особенно популярны среди юных читателей конкурсы рисунков на самые разные темы:

  • “Новый год моей мечты”
  • “Мир глазами детей”
  • “Мой город Томск”

Целью этих выставок было научить верить в свои способности, поддерживать желание творить, развить детскую фантазию, раскрыть внутренний мир ребенка.
Особое внимание в библиотеке уделяется дошкольникам и младшим школьникам. Маленький читатель как никто другой нуждается в сказке, игре. Развитию творческой активности ребенка, прежде всего, способствует игра.
Игра - одна из увлекательных форм работ. Значение игры для детей высоко оценивали известные педагоги. Например, А. С. Макаренко писал: “Есть еще важный метод - игра. В детском возрасте игра - это нормальная форма существования. Ребенок должен всегда играть, даже когда занят серьезными делами”. Мир игр близок и доступен каждому ребенку.
Наша задача - не только развить замечательное свойство любознательность, желание творить, фантазировать, но и приобщить ребят к чтению книг. Интерес к книге мы стараемся вызвать с помощью игровых форм: кукольных спектаклей, театрализованных представлений.

На основе этого возникло предложение о создании при библиотеке “Кукольного театра”.
Ему всего 8 месяцев, но у него есть свои маленькие достижения. На первое занятие пришло около 20 человек. Было сложно работать с ними. Но уже через месяц сложился постоянный актив (12 человек). Хотя появились новые проблемы: все непременно хотели быть артистами. И мы решили провести конкурс. Конкурс прошли 7 человек, между остальными распределились должности режиссера, костюмера, художника. Через 2 занятия мы поняли, что поступили правильно. Каждый ребенок был на своем месте. Никто из ребят не утратил свою индивидуальность, они стали развиваться как самостоятельные, яркие личности. Ребята сами выбирают произведения для репертуара (по прочитанным книгам), рисуют декорации, моделируют костюмы. В репертуаре нашего “Кукольного театра” 2 спектакля: “Повелитель трав, или тайна земляного дракона”, “Улыбка судьбы” и новогодняя - “шоу программа”
Театр не только развивает интерес к сценическому искусству, но и способствует более тесному творческому общению детей. В дни, когда нет занятий театра, они приходят поиграть, почитать. У ребят была задумка сделать музыкальную пародию на клип группы “Тату”.
Игра внесла заметное разнообразие в жизнь и увлечения юных читателей, дала дополнительную возможность развития их творческих способностей. Ведь игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она требует от ребенка максимума энергии, самостоятельности, напряжения ума и только при этом условии ведет к удовлетворению, увлечению и успеху.
Все дети талантливы, надо только помочь раскрыть и развить их талант. В стенах нашей библиотеке они найдут друзей. Это и будет нашей наградой.


Л. А. Шаймарданова,
заведующая Центральной детской библиотекой
МУ “БИС”
г. Нижневартовск
mubis@mubis.ru


ДЕТСКОЕ ЛИЦО ВЗРОСЛОГО САЙТА


Сайт Муниципального учреждения “Библиотечно-информационная система” включает в себя “Страницы для детей”, содержащие информацию детских библиотек города.
Перед тем, как приступить к разработке детской части сайта, мы проанализировали не только сайты российских и зарубежных библиотек, но также Интернет-ресурсы, направленные на образование и развитие творческих способностей детей. Последние особенно заинтересовали, натолкнули на ряд идей по художественному оформлению сайта. Мы утвердились во мнении, что отличительными признаками детских страниц нашего сайта должны стать сочетание текста, цветной графики и мультимедийных фрагментов. Информация должна быть краткой, яркой и содержательной.
И теперь, если вы зайдете на сайт http://www.mubis.ru то обнаружите на его главной странице забавное существо, которое вам сразу представится и пригласит на страницы для детей. Это Шебуршун Библиотечный, символ Центральной детской библиотеки, который в свое время придумали сами дети. Используя образ, изобретенный детьми, создатели сайта с первого знакомства продемонстрировали свое уважение к мнению своих пользователей и выразили надежду на сотворчество с ними.
Главная детская страница представляет собой карту “Читай-города”, на которой обозначены в виде книжек-домиков все детские библиотеки города. По дорожкам, соединяющим библиотеки, бегает Шебуршун. При разработке этой страницы старались найти оптимальный вариант использования средств художественной выразительности, чтобы не допустить замедления процесса загрузки страницы.
Своеобразно представлены разделы детского сайта в виде дорожных указателей, названия которых также создают ощущение путешествия по “Читай-городу”. Например, “Перекресток Пригласительный” предоставит основную информацию о любой детской библиотеке города. “Проспект непрочитанных книг” познакомит с новинками литературы, учитывая дифференциацию читателей по возрасту, а также тематическую направленность книг. Новые поступления медиа-изданий представлены в “Медиа-парке”. А лучшие детские книги, “золотой” фонд библиотек раскроется на “Золотом бульваре”. Наверное, “Аллея звезд” привлечет внимание, прежде всего, различных фанатов, но они обнаружат там информацию не только о своих кумирах, но и о победителях библиотечных конкурсов, лучших читателях и помощниках библиотек. Раздел “Мостик Отзывчивый” призван инициировать общение детей, обмен мнениями о прочитанных книгах, лучших компьютерных программах, отклики по поводу библиотечных новшеств и собственные идеи, улучшающие обслуживание читателей. Родителей приглашает “Родительский пятачок”, на котором постоянно обновляемая информация о ресурсах библиотек в помощь образованию и воспитанию детей, о традициях семейного чтения.
На наших страницах для детей делается ставка исключительно на занимательность, увлекательность, неожиданность. Этому способствует и необычно разработанные путеводные знаки. Учитывается также и возможность обращения слабовидящих пользователей, вся текстовая информация на сайте увеличивается при наведении курсора на выбранный текст.
Планируем запустить на детские страницы нашего сайта различные конкурсы, побуждающие детей обращаться в библиотеку, участвовать в библиотечных акциях. Уже сейчас все дети, высказавшие свои идеи, мнения по наполнению сайта, а также активные участники “Мостика Отзывчивого”, получают баллы по системе “Поощрение чтения” и на празднике “Супер-читатель года” лучшие из них получат награду в номинации “Неравнодушный друг библиотеки”.
На страницах библиотечной печати все чаще звучит тревога о том, что ценность чтения устаревает. От чтения отвлекают телевизор и компьютер. Создавая сайт, мы решили действовать методом от противного, так, чтобы модный электронный продукт сам стал инструментом привлечения к традиционному чтению, к библиотеке.

Л. Н. Арефьева,
главный библиотекарь
Организационно-методического отдела
Центральная городская библиотека им. Н. В. Гоголя
poz@gogol.org.ru


ОСТАНОВИТЬ БЕДУ
Работа библиотеки-филиала N 1 Новокузнецкой ЦБС
по профилактике наркомании среди подростков и молодежи


Библиотека-филиал N 1 в качестве основного направления своей деятельности выбрала работу с трудными подростками, что, в первую очередь, обусловлено пониманием сотрудниками актуальности данной проблемы, а также тем, что библиотека находится в микрорайоне города, считающимся неблагополучным.
С 2000 года филиал N 1 при поддержке Администрации Новокузнецка и Центрального района ведет работу в направлении “Библиотека и решение проблемы наркомании в городе”.
Актуальность данной проблемы особенно ощутима в нашем городе, где по официальным данным потребление наркотиков за последние 5 лет выросло в пять раз, где каждый третий несовершеннолетний обращается к наркотикам, где средний статистический возраст наркомана - 14 лет. Более половины преступлений среди несовершеннолетних в городе происходит в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.
Библиотека как культурно-образовательный и информационный центр всегда была носителем духовно-нравственных норм общества, проводником здорового образа жизни. Более половины читателей библиотеки - подростки и молодежь, есть среди них и те, которых можно отнести к категории трудных.
В филиале особое внимание уделяется чтению молодежи, подростков, с учетом их интересов и запросов осуществляется комплектование фонда. Фонды пополняются литературой, поступающей из общественных организаций, ведущих специалистов Новокузнецка, Красноярска, Новосибирска, Москвы.
Информационно-библиографический отдел ЦГБ им. Н. В. Гоголя информирует филиал о новой литературе, публикациях в средствах массовой информации на данную тему, предоставляет бюллетени новых книг, списки статей на темы:

  • Библиотеки и проблемы молодежи
  • Молодежь и наркотики
  • Правовые знания подросткам

В филиале выпускаются дайджесты, листовки, закладки и другие издания данной тематики. Создана картотека “Выход из наркотического тупика”, содержащая адреса наркологической помощи, информацию по теме и т.д. Регулярно пользуются этой картотекой 30 подростков - читателей филиала.
Особое внимание в работе с ребятами уделяется культурно-досуговому направлению. Нашими партнёрами являются учреждения и организации города, непосредственно занимающиеся профилактикой наркомании. Это:

  • муниципальный наркологический диспансер
  • кафедра наркологии, медицинской психологии и психотерапии ГИДУВа
  • Центр иммунологии по выявлению ВИЧ-инфекции и СПИДа
  • региональная общественная организация “Аве Вита”
  • общественная организация “Родители против наркомании”
  • общественная организация “Спорт против наркотиков”
  • общество народной культуры
  • молодежное некоммерческое партнерство “Симаргл”
  • центр шорской культуры “Аба - Тура”
  • центр молодежных инициатив “Мост”
  • молодежная организация “Мое поколение”
  • центр русского боевого искусства и этнографии “Снежный барс”.

В течение последних двух лет с тех пор, как библиотека работает в данном направлении, были проведены городские семинары с участием специалистов, руководителей предприятий и учреждений. Среди них: “Работа общественных организаций Новокузнецка по предупреждению наркомании среди подростков”, “Матери против наркотиков”, “Телефон доверия как форма профилактики наркомании”. Подготовлены информационные материалы: программы, бюллетени “Имя беды - наркотик”, организованы встречи с творческими людьми города, проводились акции: “В будущее без наркотиков”, марафон “Кузбасс без наркотиков” и т.д.
При библиотеке работает клуб для подростков “Азбука права”, который возглавляет читатель библиотеки, юрист Дударев Л. И. Занятия в клубе проводятся 1 раз в месяц. Вот примерные темы занятий:

  • Права детей
  • Образование (плата за обучение, выбор учебного заведения)
  • Защита прав потребителей
  • Военная служба: право или обязанность?
  • ДТП в свете нового Административного кодекса
  • Проба на наркотик

Работа в данном направлении включает в себя различные формы:
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ>>>


Главный редактор: С. Ф. Бартова
Ответственный за выпуск: М. В. Криворучко

Адрес редакции:

624130, Свердловская обл., г. Новоуральск, ул. Фрунзе, 13
тел (34370) 9-05-85; 9-02-62
факс (34370) 9-05-85
E-mail:adm_lib@novotec.ru ; adm_lib@mail.ru
http://www.library.novouralsk.ru

За достоверность сведений, изложенных в публикациях, редакция ответственности не несет
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов материалов


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: lit.book.library.bulleten
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное