Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Сказки на ночь

  Все выпуски  

Макс Фрай. Бесконечный диалог.


Информационный Канал Subscribe.Ru


Июль 8

Прошу у читателей прощения за небольшие комментарии к нижеследующему тексту. Необходимость их диктуется некоторыми резкими высказываниями Макса, вырезать которые не поднимается рука, а оставлять как есть - совесть.

Я не могу считать читателей своей газеты "несовершеннолетними олигофренами", потому как знаю, что только один из дюжины моложе 18 лет, а каждые четверо из пяти поступали в высшие учебные заведения. Согласитесь, что возрастной и образовательный цензы высоки.

Замечу, что моя низкая оценка "вменяемых" к "невменяемым" письмам вызвана двумя вещами:

во-первых, я всегда жду худшего, чтобы больше радоваться лучшему;

во-вторых, все время задают одни и те же глупые вопросы не потому, что олигофреничны, а токмо в силу древнерусской лени. Ну, лень человеку прочитать, гору немаленьких текстов, что бы найти ответ на свой вопрос. Еще и поэтому мы затеяли это бесконечное интервью.

Последнее. Естественно, что при таком хорошем начале (три плевка через левое плечо) затея имеет все шансы быть продолжена. Фрай ждет ваши вопросы по адресу: frei@russ.ru. Следующую порцию откровений я ожидаю через месяц.

Герберт Эш

Макс Фрай
Бесконечный диалог

Идея устроить пролонгированное публичное интервью посетила меня, как вы сами понимаете, в процессе освобождения почтового сервера russ.ru от повседневных эпистолярных тягот. В какой-то момент стало очевидно, что разные читатели на протяжении многих лет обычно задают мне примерно одни и те же вопросы. Поначалу даже пришла в голову жутковатая идея состряпать полдюжины шаблонных ответов на все случаи жизни и больше никогда не концентрироваться на вопросах о жизни, смерти и камре.

Понятно, что дурацкая эта идея была удушена в зародыше, как ущербный младенец в древней Спарте. Ей на смену пришла другая, более здравая. Отвечать на вопросы публично, чтобы все желающие могли вызубрить мои, мягко говоря, не самые шаблонные ответы наизусть и возрадоваться.

В результате мой приятель Эш написал в своем популярном электронном издании соответствующее объявление, вы его прочитали, встрепенулись, отправили мне письма, и вот теперь я на них отвечаю.

С самого начала у меня было намерение отвечать только на те вопросы, которые покажутся мне интересными. Если уж приходится толочь воду в ступе, пусть она будет наилучшего качества.

Местный главный редактор почему-то полагал, что его газету читают исключительно несовершеннолетние олигофрены. Во всяком случае, он предсказывал, что я буду получать максимум одно толковое письмо на дюжину дурацких. Мне же с самого начала казалось, что пропорция получится обратная. Теперь я жалею, что мы с господином Эшем не поспорили на деньги. Редакторская семья вполне могла бы пойти по миру.

Хороших писем с интересными вопросами оказалось так много, что даже если поток их иссякнет немедленно, интервью наше будет длиться, как минимум, год. А если не иссякнет, мне, боюсь, придется отвечать больше, чем на три вопроса за один прием.

Это значит, что наши в городе. Жизнь, как писал Хармс, победила смерть непонятным для меня способом. Но пасаран.

А отвечать я сегодня буду на вопросы девушки по имени Мария. Вопросов у нее, мягко говоря, больше, чем три, да и письмо ее пришло не первым. Но моя слабость к существам по имени Маша и прочим добрым знакам вам, надеюсь, понятна. Мне показалось, что это - наилучшее начало предстоящего нам с вами практически бесконечного диалога.

Макс Фрай

 

Вопрос: Вы как-то обмолвились в одном интервью (в ответ на вопрос, будут ли новые ваши книги тоже "про Макса"), что о ком же еще писать Максу Фраю, как не о себе, любимом. Стоит ли это понимать так, что писатель в любом случае пишет только о себе - просто потому, что в этой области он, так сказать, компетентен? ...а "писать должно либо о том, что ты знаешь очень хорошо, либо о том, чего не знает никто" (это у Стругацких, помните?). Не поэтому ли, кстати, вы взялись именно за фантастику?

Ответ: Как и всякий живой человек, я знаю о себе и о мире, в котором живу, чрезвычайно, драматически мало. Почти ничего. Но, в отличие от большинства, отдаю себе в этом отчет.

Вот и получается: я пишу не о том, что знаю, а о том, о чем очень хочу хоть что-нибудь узнать. Например, о себе - для начала. Описание - один из способов познания, хотя бы поверхностного. По крайней мере, для меня эта техника более-менее продуктивна.

И, конечно же, я не пишу фантастику. Если непременно следует обозначить жанр, пусть будет "ирреализм". Хотя, конечно, это тоже весьма условно и приблизительно.

 

В. Подразумевали ли вы, что "Энциклопедия мифов" и эпопея о "сэре Максе из Ехо" - вероятности судьбы одного и того же человека (вас, то есть, мысленно поясняю я)?

Вообще, как мне кажется, вам очень по душе эта "теория вероятностей" - сбывшихся и не- (мне, в принципе, тоже): Джуффинова болтовня в "Тихом городе" о параллельных судьбах Мира Стержня, "Гнезда Химер" - пояснение в начале, и даже "Рагнарек" отчасти с концом света, которого не было...

"Литература говорит о том, что было или могло бы быть" (сказал однажды на лекции наш препод).

О. Да, "Энциклопедия мифов" и эпопея о "сэре Максе из Ехо" - именно что разные сбывшиеся-несбывшиеся жизни одного человека по имени Макс Фрай. А чем, как вы полагаете, занимался один из двойников, пока второй метался по страницам второго тома "Энциклопедии мифов"? Спешно проживал специально для него придуманную дополнительную "книжную" жизнь, - вот вам моя версия.

Эта "теория вероятностей", как вы ее окрестили, не просто мне близка. Я действительно полагаю ("знаю"), что примерно так все и устроено. Только еще тоньше и сложнее. Та картина, которую мне удается очертить, ясен пень, далека от совершенства. Мне, и правда, совершенно очевидно, что многие из нас в течение единственной жизни кочуют из одной вероятности в другую. Еще бы научиться нам делать это осознанно...

Как всякий нормальный сумасшедший, я периодически получаю от жизни смутные, но обнадеживающие доказательства своей безумной теории.

 

В. Да, еще: Маша из "ЭМ" - то что она еще Ада, по-моему очевидно, но еще, выходит Меламори? И Ада - она же еще и в Тихом городе (не помню имени, книжки этой у меня нет; - та, что рассказывает Максу о борьбе с графоманами)... Вопрос собственно, вот в чем: считаете ли вы, что в большинстве своем наши знакомые - вне зависимости от степени близости - остаются таковыми во всех вероятностях?

И остаются ли теми же самыми сны (в широчайшем из возможных смыслов)?

О. То, что все они, включая Клер из Тихого Города - одна и та же женщина с большим количеством судеб - да, это примерно так. То есть, все, конечно, много сложнее, но на уровне расстановки точек над i при помощи слов можно сказать лишь следующее: да, это так.

Но вот насчет "большинства знакомых", - нет, не думаю. Только в исключительных случаях бывает такое. Когда судьба своими руками защелкивает наручники на запястьях. У меня даже нет уверенности, что такая связь - непременно так называемое "благо".

Что же касается снов - я склоняюсь к тому, чтобы считать их своего рода мостами между сбывшимся и несбывшимся.

Но тут следует помнить, что я, как и вы, обычно брожу в этих краях на ощупь.

 

В. "... человек обычно видит только то, что заранее готов увидеть" - сказал однажды Маба Калох, в очередной раз повергнув меня ниц перед неисчерпаемой мудрой наблюдательностью автора.. ;) А сами вы готовы ли увидеть все то, чему так интересно верить на досуге? Я имею в виду, что допускать возможность всего ваапсче - это одно, искренне верить в эту возможность - совсем другое, а быть готовым поверить в это "всё", когда оно вскочит под носом, как незваный прыщик перед праздником, - совсем третье. Вопрос собственно в том, на какой стадии вы полагаете себя? (если признаете мою классификацию).

О. Мне, вроде бы, и верить уже не нужно. Я знаю, что сей трансцендентальный "прыщик" есть в природе, что он может вскочить у меня под носом в любую минуту. Другое дело, что и у меня бывают минуты слабости, когда пропадает уверенность, будто мой нос достаточно хорош для этого "прыщика". И бывают минуты силы, когда я знаю, что кроме этого "прыщика" нет вообще ничего, в том числе и моего "носа".

Я понятно излагаю? :)

 

В. Как насчет Стругацких? Я почему-то вбила себе в голову, что их книги должны бы вам нравиться.

О. В свое время, сразу после окончания школы, мне Стругацкие пришлись более чем впору. Со временем у них появились достойные преемники, пишущие, скажем так, для "старшего дошкольного возраста". На сегодняшний день есть три книжки Стругацких, которые по-прежнему мне близки: "Жук в муравейнике", "Волны гасят ветер" и "Гадкие лебеди".

Почему именно они - это моим внимательным читателям, наверное, вполне очевидно.

 

В. Меня безоговорочно подкупает ваше отношение к нечистой силе в частности и религиозным мотивам вообще. Эти постоянные милые намеки вроде "Лойсо ногу сломит", "джуффинова дюжина", гениальная идея о происхождении Аллаха... Раз уж я затронула Стругацких, как насчет Булгакова? "Мастера и Маргариты", разумеется ("...что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если с нее исчезли тени?").

И как насчет религии? Я не о том, что вы носите на шее (вроде крестика), какие храмы посещаете... Если это не слишком нагло с моей стороны: во что вы верите?

О. В непостижимое и неопределенное. В восхитительную и ужасную пропасть, что ждет нас по ту сторону человеческой природы.

Если, конечно, слово "вера" уместно там, где просто нет сомнений.

А любовь к роману Булгакова "Мастер и Маргарита" - это, наверное, такая специальная полезная ветрянка, не переболев которой, как-то глупо и бессмысленно жить дальше. Эта книжка сносит крышу в правильном направлении. С другой стороны, важно, конечно, помнить, что Булгаков - скорее начало читательского пути, чем его достойное завершение.

 

В. Еще: Карлос Кастанеда. Пару раз ловила себя на мысли: не подрабатывал ли дон Хуан еще и в Ехо на полставки? Лойсо говорит о "целом мире - личной Вселенной", из-за которой дыхание Макса, таскающего эту тяжесть за собой всюду, "не может оставаться легким"; Джуффин говорит, кажется, в "Волонтерах Вечности", что воспоминания все того же многострадального Макса приковывают его к его "исторической родине", да и сама идея Мира Паука (жутенькая идея, слишком уж похожая на правду) тоже вполне соответствует "учению дона Хуана", который советует, кстати, перерезать нити, связывающие нас по рукам и ногам, приковывая ко всем вокруг. Это еще самое явное...

Так случайность или?

О. Есть вещи настолько очевидные, что их можно не комментировать.

On-line публикация второго тома "Энциклопедии мифов" сегодня и каждый день

"Энциклопедия мифов. Второй том" - все опубликованные главы.

"Энциклопедия мифов. Второй том" - поглавно.

"Энциклопедия мифов. Второй том" - последняя опубликованная глава.

"Энциклопедия мифов" - для суеверных людей - случайное появление одной из глав.

Сегодня:

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ МИФОВ,

подлинная история Макса Фрая, автора и персонажа.

ТОМ ВТОРОЙ

К - Я

Глава 45. Орест

… сам он изображается душевнобольным человеком...

Я остаюсь один. Опасливо отодвигаюсь от телефонного аппарата, словно бы трубка его пропиталась ядом во время этой нелепой беседы. Оказываюсь напротив зеркала и вижу, что мое отражение истерически хохочет, закрыв лицо руками. Сам же я спокоен. Смотрю на него, болвана зазеркального, и думаю устало: надо все же себя в руках держать. Понимаю, что трудно, но нужно хотя бы стараться. Брал бы с меня, что ли, пример...

Глава 46. Осса

Обычно Осса быстро приносит людям известия от Зевса…

Память (тела?) услужливо подсказывает, что есть один простой и приятный способ привести себя в порядок. Пару часов покататься по городу, благо он мне теперь почти незнаком; заехать куда московский автодорожный леший заведет, а потом взяться за карту и попробовать выбраться из этой глухомани. Почему-то я заранее не сомневался, что занесет меня именно в глухомань. Уж, по крайней мере, не на Красную площадь...

Далее>>


Макс Фрай

Перлы клуба "Б-13"

(Напоминаю: в "Б-13" каждый вторник встречаются московские читатели Фрая)

Слава: Давайте мультика сотрем!!!

Мультик: Ластика не хватит!!

ЛЮ: У нас длинные ластики.....

Прислано: Тами

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ

Из бумажного выпуска Голоса Ехо №6

Бред

Одержимость музами

Umeko

Хотя практика спиритизма и оформилась только в середине 19 века, вера в загробную жизнь, иные миры и общение с духами прослеживаются в истории человечества с незапамятных времен.

Наряду с вопросами о духах, мы намерены рассмотреть здесь истоки творческого процесса и коснуться проблемы "избранности" поэтов, для чего задействуем анализ лингвистического, религиозного, философского и медицинского аспектов в исторической ретроспективе.

Если поискать лингвистические соответствия в истоках индо-европейских языков, в индийской мифологии мы обнаруживаем несомненную схожесть ведических терминов "пишучи" и "бхуты" со словами "пишущие" и "поэты". И что же: пишучи, оказывается, это демоны-вампиры, а бхуты – неуспокоенные злые духи! Несомненная корелляция. Далее – древне-греческие медики различали 9 внешних проявлений неизлечимых болезней мозга – позже народная медицина присвоила им имена 9 муз – прекрасных мифических спутниц бога Аполлона, покровителя искусств. Примечательно, что музами называли и нимф, и сирен, приписывая им способность насылать на человека безумие, бешенство, пророческий дар или исступленное вдохновение. Сирены заодно пожирают путников, очарованных их пением. Итак, мы видим целый ряд сочетания искусства (особенно поэзии) и сверхприродных, демонических сил. Постепенно почитание духовных способностей человека дошло до такой степени, что стала преобладать идея, выраженная в свое время Шопенгауэром: только гений искусства – благодаря чистому созерцанию и необычной силе фантазии – способен понять вечную идею и выразить ее в поэзии. изобразительном искусстве и музыке.

Bookовки

Звездные войны. Эпизод II
Атака Клоунов

BlackASH

Я пропустил создание нового эпического кино про Гарри Чайника и потому придется отыгрываться на саге более старой (long time ago). Даже не смотря на то, что "на них отметились все, кому не лень и даже кому лень".

Со Звездными Войнами у меня сложилась странная долгая история. Году в 82 мне удалось посмотреть первые 15 минут четвертого эпизода на домашнем просмотре у жутко состоятельного приятеля отца. (Для тех, кто те времена еще/уже не помнит: видеомагнитофон в СССР до начала перестройки да еще с кассетами считался неприличной роскошью). Из тех минут я вспоминаю только уничтожение излишков "Файзера" вольготно развалившихся в глубокой посудине.

Только через шесть лет я начал знакомится с Лукасовской эпопеей сразу с шестого эпизода, потом последовал пятый, четвертый (так и не впечатливший), первый и вот последний на сегодняшний момент второй.

Встречи

Отчет о встречи в Киеве

Встреча проходила в теплой дружеской обстановке, что и понятно. Все уже давно знали друг-друга, можно сказать сработались. Не будем уточнять как и когда в точности все собрались все это вы можете увидеть в фоторепортаже. Перейдем к сути.

Коллегиально было принято решение затариться несколькими бутылками вина и устроить небольшой пикничок. Пикничок решили проводить близ замковой горы, а вернее сказать почти на самой "Лысой горе". По прибытие на место выяснилось что у присутствующих нет штопора, а вино было приобретено явно хорошее. Командор Zakot предложил выбить пробки о дерево, при этом он пару минут стучал по себе а потом попытался постучать о Командора LoStа, опытным путем выяснили что ни один ни второй к деревьям не относятся, бутылки так и остались закупоренными. Мисс Umeko предложила открыть их студенческим методом - вдавить пробки внутрь, что и было успешно проделано с двумя имеющимися сосудами. Третий сосуд ни на какие ухищрения не поддавался. При его открытии был сломан табельный ритуальный нож за №136662905, не подлежащий замене или починке. Но все же бутылку удалось откупорить, и все присутствующие смогли насладиться прекрасным вином. В качестве закуски был использован сыр тип "Косичка" и колбаса тип " Докторская", кроме этого в наличии имелась бутылка яблочной газированной воды емкостью 2 литра.

Легенды смутных времен

Часть первая - Зверюшка
Глава третья. Лоа

Ини

Лоа - это испуг. В прямом положении эта руиба означает, что не время для активных действий, а в перевернутом - что дела, на которые на данный момент возлагаются самые большие надежды, самые безнадежные, и следует просто заканчивать старые и не начинать новые. В руибде эту руну ставят в конце, чтобы она своим видом отпугивала неудачный конец дела. Если поставить ее впереди, она отпугнет удачу. Посередине же она вообще застопорит все дело.

Пау сидел в гнездышке из одеял и тихо ворчал. Воло тоже вскочил спозаранку и сейчас валялся в противоположном углу и пялился в потолок.

- Тоже мне, спаситель… Ты мне всю жизнь испортил… Теперь я не только вудру буду, теперь меня еще и отругают, и засунут в узелок… - бубнил Пау.

- В какой такой узелок? - поинтересовался Воло.

Главный редактор "Королевского голоса Ехо"
Сэр Рогро Жииль


[Вступление] [Заметки] [Колонка редактора] [Встречи] [Форум][Виртуальный ехо] [Поэзия] [Легенды] [Зал героев] [Бред][Путеводитель] [BOOKовки] [Критика] [Картинная галерея][Перлы Ехо] [Объявления] [Cоветы] [Глас народа] [Зал ссылок][Архив] [Подвал] [Кулинарная книга] [Клуб ясновидцев]



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное