Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Хромая лошадь желает познакомиться


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Перейти на главную страницуПерейти на главную страницу
Перейти на главную страницуПерейти на главную страницу

РАССЫЛКА ХРОМОГО ПЕГАСА

                   Здравствуйте, уважаемые друзья!
В предыдущей рассылке я обещал поговорить о прогрессе. Для начала – цитата:
  «- Ипполит Михалыч! И на этом они строят свой прогресс! Как я  ненавижу
это бессмысленное слово "прогресс"!
     - А вот в искусстве - никакого "прогресса" нет! И быть не может!
     - В  самом деле! В самом деле,  вот здорово! - обрадовался Нержин. -
Был в семнадцатом веке Рембрандт - и сегодня Рембрандт, пойди перепрыгни! А
техника  семнадцатого  века?  Она  нам  сейчас  дикарская.  Или  какие  были
технические новинки в семидесятых годах прошлого века? Для  нас это  детская
забава. Но  в  те  же годы написана  "Анна  Каренина".  И что  ты мне можешь
предложить выше?
     - Позвольте, позвольте, магистр, - уцепился Рубин,  –  Так по  пущей-то
мере в  инженерии  вы нам  прогресс оставляете?  Не бессмысленный?
     - Паразит! -- рассмеялся Глеб. - Это подножка называется.
     - Ваш  аргумент,  Глеб  Викентьич, - вмешался  Абрамсон, - можно
вывернуть и иначе. Это означает, что учёные и инженеры все  эти века  делали
большие дела - и вот продвинулись. А снобы искусства, видимо, паясничали. А
прихлебатели...
     - Продавались! - воскликнул Сологдин почему-то с радостью.
     И  такие  полюсы,  как они с Абрамсоном, поддавались объединению  одной
мыслью!
     - Браво,  браво! - кричал и Прянчиков. -  Парниши! Пижоны! Я ж это
самое вам вчера говорил в Акустической! - (Он говорил вчера о преимуществах
джаза, но сейчас ему показалось, что Абрамсон выражает именно его мысли.)»
    …Итак А. И. Солженицын устами своих героев («В круге первом») доводит до
читателя простую мысль о том, что прогресса в искусстве не существует. Не бесспорно,
но довольно убедительно. Двухсполовинойтысячелетний юбилей Илиады-Одиссеи вроде
бы это подтверждает. Дескать, вот была Илиада и осталась Илиада, и выше не прыгнешь.
(Я, кстати, Одиссею так от корки и до корки не осилил…)
      «Па-а-азвольте! – воскликнет воображаемый оппонент, - А как же всплеск
Нового Искусства в конце позапрошлого и в прошлом веке?!» Да никак. То есть,
совсем никак. Пара-тройка имён, чья-то тошнотворно-жёлтая блуза, рёв ругательств,
нечуствительно переходящий в восхваление хозяев… Я хочу сказать, что вакханалия
всяческого кубофутуризма оказалась великой иллюзией, пшиком, не оставившим следа
нигде, кроме вузовских учебников. (Умышленно обхожу символистов, это явление
другого порядка.)
      Но да ладно. А вот, в последнее время на страницах нашего сайта развернулась
широкая дискуссия о фэнтези. В рамках разговора о прогрессе  в искусстве было
бы интересно обсудить и этот жанр. Нов он или привычен? Чем характеризуется на
русской почве? Этот вопрос я задаю Вам.
      Создатель жанра в его современном виде Дж.Р.Р. Толки(е)н (Имечко-то, а?
Куда там Гэндальфу…) родился в конце про… позапрошлого века, в возраст вошёл
и творил в прошлом. Причём, прежде чем начать дело жизни, он становится самым
молодым профессором английской филологии, изучает староанглийский, древненорвежский
и готский языки. Таким образом, переполненный до мозговой колики германской мифологией
(с сильным кельтским влиянием), он и создаёт классику фэнтези: «Хоббит» и «Властелин
Колец» (Причём «Хоббит» сначала обкатывается на детях). Что мы видим в результате?
В результате – возникновение нового жанра; да не нового жанра, а нового феномена,
когда взрослый, умудрённый опытом человек, запоем читает сказки (добрые и жизнеутверждающие,
замечу) и не в состоянии осилить что-либо более напрягающее мозги. Он бы и рад
прочитать полноценный роман, да не может. Мозги нужно тренировать.
      Прогресс это или нет? В искусстве – безусловно регресс. (Я высказываю только
свою точку зрения, поспорить со мной можно на нашем сайте.) Потому что некоторые
представители так называемого цивилизованного человечества (целые страны!) уже
сделали следующий шаг по этой детской лесенке. И это – шаг к комиксу, который,
как известно почти не нужно читать.
     Тут же вылезает новая тема: о форме и содержании. Эксперименты с формой
литературного произведения закономерно привели
«искусствоиспытателей» к выводу, что она (форма) самодовлеюща. Следовательно,
словесные арабески и эквилибр – не средство, а цель. Великий будетлянин Хлебников
сейчас вызывает в лучшем случае недоумение, но дело своё он сделал.
Хоббиты убили форму, Велимиры добили содержание. Где прогресс в искусстве?
     А вот где. Он, как убеждают примеры,  невозможен ни в форме, ни в содержании,
но только в сфере духа. (Уж здесь то сам Бог велел нам, позитивистам, «россмехнуться»,
как говорят у нас на Севере, поставить жирный вопросительный знак и сказать:
«А-а-а-а…» Язык не поворачивается. Как у Салтыкова: «О сём умолчу…»)
     Кстати, чем мы виноваты, ушибленные воспитанием? Вольтерьянство наше во
многом вынужденное, это мимикрия, защитная реакция. Сатана, как известно «всеми
силами хочет любить, но не может», а мы всеми силами тянемся поверить хоть во
что-то – и тоже безуспешно… Кто виноват? Ответить честно – язык не поворачивается.
«Я этого мухам так не спущу!», как говаривал незабвенный трактирщик Паливец.
«Если ты не можешь побить осла, то можешь хотя бы побить его поклажу…»
      Никоим образом я не считаю свои мысли истиной в последней инстанции. Просто,
как написал С. Переслегин немного по другому поводу: «Разумеется,   нет в  мире
дороги,  над которой  не сияла  бы своя звезда. Бессмысленно  априори утверждать,
что наши  ценности лучше, нежели ценности фундаменталистов.
        Они не лучше, они - наши.»
        А я –  лишь приглашаю всех поделиться со мной самым дорогим. Своими мыслями.
   Ну а теперь – кланяюсь и ещё раз приглашаю на сайт к Пегасу…

Никакая часть данной рассылки не может быть воспроизведена без письменного разрешения компании "Вилмарк".
©ООО "Вилмарк" 2001.

 

Компания Вилмарк

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное