Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Литературный интернет-журнал "Колесо" В ЭПОХУ «КРАСНЫХ СВАДЕБ» - 2


Выпуск №19

март - апрель
2009 г.

Литературный журнал
"КОЛЕСО"

Количество
читателей - 1880

http://koveco.info                                                                         Эл.почта: koleco@inbox.ru

Сергей Корнилов

В ЭПОХУ «КРАСНЫХ СВАДЕБ»

(продолжение)

«Теперь все комсомолки курят, плюются через колено не хуже мужчин, обрезают волосы…»- заявляет Таня, объясняя перемену в своем облике 1. Схожесть образов Татьяны из «Луны с правой стороны» С.Малашкина и Лизы из «Содружества» И.Рудина очевидна, хотя у этих девушек столь разный политический опыт, и Лиза никак не может по «сознательности» сравниться с убежденной комсомолкой Татьяной Аристарховой. Но обе они кажутся окружающим «мещанками», потому что не могут так легко принять новых отношений. И Лиза, и Татьяна начинают чувствовать соб­ственную неполноценность, они ненавидят свою девственность, завидуют людям, веду­щим свободную сексуальную жизнь. И в конце концов начинают жить по правилам окру­жающего общества, преодолев чувство стыда, потеряв, как выражается в «Содружестве» Синевский, «стыд тела». Схожесть их судеб еще и в том, что и Лиза, и Татьяна пытаются покончить с собой, осознав грязь и низость окружающей действительности, а также соб­ственную замаранность в царящем вокруг грехе. Безусловно, Таня Аристархова – жертва окру­жающего ее столичного общества, в котором поначалу она чувствовала себя чужой, непо­хожей на этих раскрепощенных, самоуверенных, по-настоящему новых людей. Идеал но­вых отношений формулирует еврей Исайка Чужачок, который является своего рода идео­логом комсомольского кружка, куда попадает Таня: «…старая любовь есть насилие инди­видуума одного пола над другим индивидуумом противоположного пола в силу экономи­ческой зависимости и органического влечения индивидуумов противоположного пола» 2, новые же отношения мужчины и женщины есть свободный союз свободных людей. Все это сильно смахивает на философию Хорохорина из «Собачьего переулка» Л.Гумилевского: «Мы не признаем никакой любви». Подобная философия приводит молодых людей к моральной деградации, которую они сами сознают, и Танина подруга Шурка, охваченная чувством безысходности, кончает с собой, написав в предсмертной записке: «…я сгорела вся и гореть так, как горела до этого, не могу, - ничего во мне для огня не осталось» 3. Комсомольцы, устраивающие «афин­ские ночи», употребляющие наркотики, проводящие вечера в обществе девушек, облаченных в просвечивающие газовые платья, так сильно напоминают публику «сереб­ряного века», подданных агонизирующей империи. Это отмечал один из рецензентов «Луны с правой стороны» Анатолий Горелов, писавший в ленинградской «Смене»: «Эта повесть как-то сразу напомнила давно отзвучавшие годы, последовавшие за поражением первой революции…Ведь это старые «афинские ночи», знаменитые «огарки», болезненно-мрачные, бесшабашные «лиги свободной любви»» 4… Малашкин подчеркивает эту анало­гию, отмечая, что на этажерке в комнате Татьяны лежит томик Александра Блока. Дека­дентские настроения «серебряного века» поразительно схожи с «упадочными» настрое­ниями советской молодежи 1920-х годов. В «Козлиной песни» Константина Вагинова литератор Асфоделиев, пытаясь обольстить девушку, шепчет ей: «На кой черт вам девственность, или вас соблазняют мещанские добродетели? Нет, нет, я предлагаю вам сказочную жизнь богемы…» 5То есть девственность – это непременный атрибут мещанки. Девушка хранит целомудрие, не готова отдаться первому встречному, а значит она – индивидуалистка, по-обывательски думает лишь о себе, не готова ничем жертвовать ради коллектива. Вот оно – мещанство!.. Мелкобуржуазное стремление сохранить девственность. Представители дореволюционной богемы (не изменившие своим взглядам и в новую советскую эпоху!), которые изображены Вагиновым, презирали семью, потому что «семья – это мещанство, это штопанье чулок, это кухня» 6. В обмен на девственность сначала предлагалась «сказочная жизнь богемы», а затем – «сказочная жизнь» новых советских людей.

Уместно вспомнить, что философ С.Н.Булгаков считал, что социализм «духовно пропитан мещанством» и «отравлен духом тех самых «буржуев», которых ненавидит» 7. При социализме, считал С.Н.Булгаков, мещанство приоб­ретает «воинствующий характер», так как «здесь борьба за свои экономические ин­тересы, личные и классовые, проповедуется как основное, руководящее начало жизни» 8. По С.Н.Булгакову, «мещанские» настроения не могут не распространиться в обществе, в котором официально признанной является идея экономических отношений как фактора, определяющего все остальные общественные отношения. «Мещан­ские» настроения в пролетарской среде связывались, как правило, с распространением «упадочных настрое­ний», о которых после перехода к НЭПу так много говорилось в пар­тийной публицистике. В некоторых случаях в первые послереволюционные годы под «мещанством» могли пониматься обыкновенная опрятность, скромность и сдержанность в отношениях: «Совсем недавно,- отмечала в 1927 г . комсомолка Л.Каган, - год-два тому назад, встретив комсомолку или беспартийную девушку в чисто выглаженной кофточке, с завязанным галстуком и в вычищенных туфлях, ей презрительно бросали «мещанка». […] Часто парень, приставая к девушкам и получая отказ, не примиряясь с этим, начинает травлю этой «мещанки», приводящую девушку в таких случаях или к уступке в притязаниях парней или к выходу из союза» 9.

О существовании антимещанских настроения в отношениях между мужчиной и женщи­ной в доок­тябрьское время можно судить также из рассказа А.Свирского «Симочка». Герой А.Свирского (сорокапятилетний столичный «свободный жуир, победитель сердец» 10) знако­мится на студенческом вечере с неопытной провинциалкой Симочкой, которая тут же со­общает ему, что она «человек свободный в своих поступках» и что ей «противны мещан­ские условности» 11. «…через неделю Симочка была моей. Победа досталась легко…» 12О людях, живущий той чувственной жизнью, которую ведет герой А.Свирского, писал Валерий Брюсов в стихотворении «Ночь» ( 1902 г .):

Но пробуждается разврат.

В его блестящие приюты

Сквозь тьму, по улицам, спешат

Скитальцы покупать минуты 13.

В романе «Шлюха» [роман этот – довольно примитивная большевистская агитка] Малашкин, обличая нравы царской России, описал страдания юной горничной Наташи, которая постоянно подвергается сексуальным домогательствам со стороны старого барина и его сына. Горничная в романе Малашкина оказывается политически «сознательной» де­вушкой, тем более, что отец ее, рабочий-социалист, погиб в 1905 году на Пресне, а дядя, ломовой извозчик, был политкаторжанином. Сопоставляя женские судьбы «Шлюхи» и «Луны с правой стороны», вполне можно допустить, что героиня, страдавшая от домога­тельств барина в «страшное время царизма», после поддержанной ею революции оказыва­лась в положении, в котором очутилась комсомолка Татьяна Аристархова, так как и в гос­подском доме [который, по сути, прообраз кружка «Долой стыд!» ], и в Советской России девушка, сохраняющая целомудрие, начинает вызывать недовольство окружающих. Как жили эти девушки «без черемухи», так и продолжают жить, невзирая на все социальные потрясения. В «Собачьем переулке» Льва Гумилевского Хорохорин точно так же беспар­донно и цинично домогается Веры Волковой, как домогался барин смазливой горничной Наташи в «Шлюхе» Сергея Малашкина. Имажинист Анатолий Мариенгоф отразил специфическую черту своей «революционной» эпохи, когда в поэме «Развратничаю с вдохновением» (1919-20 гг) так пренебрежительно отзывался о женщине:

Вчера – как свеча белая и нагая

И я наг,

А сегодня не помню твоего имени.

Люди, слушайте клятву, что речет язык:

Отныне и во веки не склоню над женщиной

мудрого лба.

Ибо :

Это самая скучная из всех прочитанных

мною книг. 14

Общественный резонанс, вызванный «Луной с правой стороны» и рассказом «Без черемухи», вполне сравним с той бурей восхищения, интереса и негодования, которая сопровождала публикацию романа Михаила Арцыбашева «Санин» ( 1907 г .). Пожалуй, это был один из самых громких литературных успехов первой половины ХХ века…Анонимный автор брошюры «Санин, г.Арцыбашев и женщина» описывал тот огромный интерес, который пробудил роман, посвященный, в основном, проблемам пола и любви.Романом Арцыбашева, свидетельствовал автор брошюры, «интересуется теперь вся наша молодежь, начиная от уже вполне определившегося интеллигента и кончая рабочей девушкой или гимназист­кой…В одной библиотеке мне, например, приходилось замечать 11-12-летних девочек с котомками учебников в руках, которые вместо того, чтобы отправляться в школу, прихо­дили сюда читать «Санина» 15. Герой Арцыбашева – насмешливый скептик, человек, который на каждом шагу нарушает общепринятые нормы, отрицает устоявшиеся взгляды. Главное для него – чувствовать свою неограниченную свободу, в том числе – свободу телесную, плотскую . «Я…хочу, чтобы жизнь не была для меня мучением. Для этого надо прежде всего удовлетворять свои естественные желания» 16; «Я…никогда от людей ничего не требовал, пусть и они оставят меня в покое»,- говорит Санин 17. И в любовных отношениях Санин не терпит условностей и запретов, можно все, что тебе хочется…И именно потому стал Санин противником христианства, что оно человека смиряет, принижает в нем телесное, плотское. «На человеческую личность…- размышляет Санин, - надело христианство покаянную хламиду и скрыло под ней все краски свободного человеческого духа…Оно обмануло сильных, которые могли бы сейчас, сегодня же, взять в руки свое счастье…» 18 Н.П.Розанов в книге «Крылья смерти», посвященной творчеству Михаила Арцыбашева, писал: «Тело Арцыбашев несомненно возвеличил. И согласимся, что это правильно. Пусть цветущая жизнь в цветущем теле дает опьяняюще-нежные чувства, пусть физическая сила и красота будут родником переживаний, - суммой красоты, тайны и жизнеощущения» 19.

«Всегда, - думает герой романа «Санин» Юрий Сварожич, - самые чистые, святые девушки достаются самым ис­порченным, самым грязным, порой даже зараженным мужчинам» 20. В посвященном той же предреволюционной эпохе «Романе с кокаином» М.Агеева (Марка Леви) шестнадцатилетний гимназист Вадим Масленников заболел венерической болезнью. «В эти дни, желая установить за собой репутацию эротического вундеркинда, я рассказал в классе, какой я болел болезнью…» 21 Гимназист знакомится на улице с девушкой Зиночкой, катает ее на лихаче, приводит в номер гостиницы. «Зря я заразил девчонку…»- с досадой думает он, расставаясь 22. М.Агеев особенно отчетливо подчеркивает наивность, доверчивость Зиночки, которая своей восторженностью «мешала скоту преодолеть человека». 23 Действительно, самые чистые достаются самым испорченным и зараженным: человек и скот. Ту же формулу – чистое создание и грязный растлитель – мы видим и в «Морской болезни» А.Куприна, и в «Содружестве» Ильи Рудина.

Черты Санина можно легко усмотреть и в коммунарах из «Содружества» Ильи Рудина, и в Хорохорине из «Собачьего переулка», они схожи и в атеизме своем, и в нигилизме, неприятии условностей, и, безусловно, в проповеди сексуальной вседозволенности. Советские писатели пришли к той же нравственной проблеме, над которой размышлял Михаил Арцыбашев в романе «Санин».

Рассказ Пантелеймона Романова «Без черемухи» - ставший знаковым событием в истории советской литературы - представляет собой исповедь девушки, которая потеряла невинность с неким мало знакомым молодым человеком. Произошли банальные встреча и расставание, лишенные всякой возвышенной поэтичности и, в сущности, какого бы то ни было смысла. Не любовь, а просто соитие. Здесь не было того грубого насилия, которое учинил Синевский над продавщицей папирос Лизой или грек над социалисткой Еленой, тем не менее насилие было. Оно заключалось в скучнейшей, тоскливой будничности, в оскорбительной банальности любовных отношений. После этой встречи героиня остается опустошенной и разочарованной, потому что ей хотелось, чтобы «первая любовь была праздником, дни этой любви чем-нибудь отличались от других, обыкновенных дней» 24. Поэтому героиня рассказа «Без черемухи» тоже изнасилована, тоже «опоганено» ее тело, тоже «осквернены ее мысли», тоже «сломана гордость» - все как у Елены из «Морской болезни» Куприна. Возлюбленный героини Пантелеймона Романова – сторонник любви « без черемухи », потому что «все равно это кончается одним и тем же – и с черемухой и без черемухи..» 25 И героиня Куприна, и героиня Романова стали жертвами «низменного, пресытившегося человека». Любовь «без черемухи» - это простой физиологизм, удовле­творение похоти, однако молодой человек из рассказа Романова именно такую любовь считает настоящей, искренней и современной, лишенной «старорежимного» жеманства. «У нас принято относиться с каким-то молодческим пренебрежением ко всему краси­вому…[…] все связанное с заботой о красоте мы обязаны презирать» 26,- заключает ге­роиня, размышляя о повседневной жизни своих ровесников. Ее размышления об отсутст­вии красоты в повседневной жизни молодого поколения были оценены критиком П.Ионовым как проявление «мелкобуржуазной мещанской сути» 27. «Любви у нас нет, у нас есть только половые отношения», - справедливость этой мысли героини Пантелеймон Романов подтверждает своим рассказом «Без черемухи». Шварц из рассказа П.Романова «Право на любовь» утверждает, что виноваты в распространении «любви без черемухи» женщины: «Что такое теперешняя девушка из комсомола или из интеллигенции? Она смотрит на это, как на физиологический процесс. Сошлись, получили друг от друга удо­вольствие, и конец. Они нас, мужчин, своею легкостью отношения к этому вопросу оту­чили понимать и чувствовать ценность женской души» 28.

В рассказе П.Романова «Ее условия» Лена Глан формулирует те условия, при кото­рых она согласна поддерживать отношения с мужчиной: «…чтобы я не чувствовала каж­дую минуту, что кто-то на меня имеет право и что я не могу жить и чувствовать, как хочу…» 29 Она отвергает ухаживания влюбленного в нее до беспамятства студента-медика Виктора Зорина только лишь потому, что тот стремится к серьезным отношениям. Одна­жды ночью между ними происходит бурное объяснение, Виктор в отчаянии толкнул Лену, и она упала с крутого обрыва в реку. Лишь чудом она избежала смерти. Однако именно это событие меняет их отношения, потому что Лена впервые увидела силу любви, дово­дящей человека до безумия, и это по-настоящему сильное чувство потрясает и подчиняет. Виктор столь сильно влюблен, что в приступе страсти, потеряв рассудок, готов убить предмет своего обожания. Все «условия» мгновенно разрушены. Лена Глан, стремившаяся к любви «без черемухи», к свободным отношениям мужчины и женщины, на самом деле ищет в жизни возвышенное и героическое, она даже готова простить и полюбить человека, едва ее не убившего. По­добная же ситуация произошла и с Соней Голубевой из рассказа «Этюд». Герой рассказа, покончивший с собой студент Николай Митрохин на «женщин смотрел как на предмет для удовольствия, имел много коротких связей…» 30 Малахов был, по видимому, влюблен в свою однокурсницу Соню Голубеву, но она «была не способна к сильной привязанности к человеку, к сильной дружбе и любви» 31. Однако после самоубийства Малахова Соня не­ожиданно для всех называет себя виновницей его смерти, так как она «относилась к нему очень небрежно и порою жестоко» 32. Смерть Малахова потрясла ее, она «сосредоточила свои мысли на своей вине в смерти человека, покончившего с собой из-за любви к ней» 33. Когда же выясняется, что причиной самоубийства Малахова послужили совершенно дру­гие обстоятельства, никак не связанные с Соней, она испытывает еще большее потрясе­ние, потому что любовь погибшего человека преобразила и возвысила ее жизнь. Она втайне мечтала быть той женщиной, ради которой мужчина расстался с жизнью. Вяч. Полонский в критическом разборе творчества П.Романова писал: «…П.Романов как будто не замечает антисоциальности половой «свободы», проповедуемой его героями, хотя от­носится к этой проповеди явно недоброжелательно. Он ограничивает свою художествен­ную трактовку только чертами индивидуальными, не показывая нам этого явления со сто­роны его социального смысла. […] Проблема, которой рассказы якобы посвящены, - глу­бока, но разработана она мелко. По смыслу, который дал бы им право на существование, они должны быть противопоставлены угрожающей в быту эротике, но на деле они спо­собствуют росту этой волны, привлекая внимание к сексуальным вопросам, тревожа и раздражая уже раздраженное воображение читателя. Другими словами, автор добивается результатов, обратных тем, к которым он стремился» 34.

 

(Продолжение следует)

 


1 Малашкин С. Луна…С.68

2 Малашкин С. Луна…С.90

3 Малашкин С. Луна…С.117

4 Горелов А. «Луна с правой стороны»// Смена. 1927. № 7 (814). 9 января

5 Вагинов К. Козлиная песнь…С.31

6 Там же

7 Булгаков С.Н. Христианский социализм. Новосибирск, 1991.С.223

8 Там же

9 Каган Л Работа городской ячейки ВЛКСМ среди девушек. М-Л., 1927. С.62

10 Свирский А. Симочка. М, 1926. С.16

11 Там же. С.8

12 Там же. С.10

13 Брюсов В. Ночь// Брюсов В. Стихи. М., 1972. С.113

14 Мариенгоф А. Развратничаю с вдохновением. М., 1921. С.4

15 Санин, г.Арцыбашев и женщина. СПб, 1908. С.5

16 Арцыбашев М. Санин. СПб, 1908. С.74

17 Арцыбашев М. Санин. СПб, 1908. С.8

18 Арцыбашев М. Санин…С.140

19 Розанов Н.П. Крылья смерти. Творчество М.П.Арцыбашева. Владикавказ, 1913. С.22

20 Арцыбашев М. Санин. СПб, 1908. С.86

21 Агеев М. Роман с кокаином. Paris , 1995. C .17

22 Там же. С.24

23 Там же

24 Романов П. Без черемухи. Рассказы. М, 1927.С. 6

25 Романов П. Без черемухи …С.12

26 Романов П. Без черемухи …С.7

27 Ионов П. «Без черемухи»// Пантелеймон Романов. Сб. статей. М, 1928. С.193

28 Романов П. Право на любовь// Романов П. Без черемухи. Рассказы…С.83

29 Романов П. Ее условия// Романов П. Без черемухи. Рассказы… С.33

30 Романов П. Этюд// Романов П. Без черемухи. Рассказы……С.58

31 Там же…С.59

32 Там же…С.60

33 Там же…С.61

34 Полонский Вяч. Записки журналиста // Пантелеймон Романов. Сб. статей. М, 1928. С.208-209


Если Вам понравился данный выпуск, можете переслать его Вашим знакомым и друзьям.

Приветствуется всяческое распространение информации о журнале "Колесо"

http://koveco.info                              Эл.почта: koleco@inbox.ru


В избранное