Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мудрые мысли

  Все выпуски  

Мудрые мысли рассылка продолжается (выпуск 20)


Здравствуйте, подписчик.
С вами Алексей Филисоф.

Рассылка не выходила долгое время из-за отсутствия новых материалов.

Теперь рассылка будет выходить ежемесячно. Выпуски будут иметь основную тему, вокруг которой и будут центрированы материалы.
Стиль рассылки, таким образом, будет меняться.

Кстати, я защитил диссертацию, и вы можете меня поздравить :)

Итак рассылка продолжается…

Что такое “нравственный образ жизни”?

1. Сизифов труд
Никто во всей Греции не мог равняться по коварству, хитрости и изворотливости ума с Сизифом... Когда пришел к нему бог смерти
мрачный Танат, чтобы низвести его в печальное царство Аида, то Сизиф, уже раньше почувствовав приближение бога смерти, коварно
обманул его и заковал в оковы. Перестали тогда на земле умирать люди... Нарушился на земле порядок, заведенный Зевсом. Тогда
громовержец Зевс послал к Сизифу могучего бога войны Ареса. Он освободил Таната из оков, а Танат исторг душу Сизифа и отвел
ее в царство умерших.
Но и тут сумел помочь себе хитрый Сизиф. Он сказал жене, чтобы она не погребала его тела и не приносила жертвы подземным
богам. Послушалась мужа жена Сизифа. Аид и Персефона долго ждали похоронных жертв. Все нет их! Наконец приблизился к трону
Аида Сизиф и сказал владыке царства умерших, Аиду:
- О, властитель душ умерших, великий Аид, равный могуществом Зевсу, отпусти меня на светлую землю. Я велю жене моей принести
тебе богатые жертвы и вернусь обратно в царство теней.
Так обманул Сизиф владыку Аида, и тот отпустил его на землю. Сизиф не вернулся, конечно, в царство Аида. Он остался в пышном
дворце своем и весело пировал, радуясь, что один из всех смертных сумел вернуться из мрачного царства теней...
Тяжкое наказание несет Сизиф в загробной жизни за все коварство, за все обманы, которые совершил он на земле. Он осужден
вкатывать на высокую, крутую гору громадный камень. Напрягая все силы, трудится Сизиф. Пот градом струится с него от тяжкой
работы. Все ближе вершина; еще усилие, и окончен будет труд Сизифа; но вырывается из рук его камень и с шумом катится вниз.
Снова принимается Сизиф за работу. Так вечно катит Сизиф и никогда не может достигнуть цели - вершины горы.

2. При восхождении я смотрел вверх
Один любимый прихожанами раввин вспоминал, как в детстве играл с другими детьми. Все они взбирались вверх по лестнице. Все,
кроме будущего раввина, боялись подниматься слишком высоко. Позднее дедушка спросил его: “Почему ты не боялся залезть выше
других?” - “Потому что они, поднимаясь вверх, смотрели вниз, - объяснил мальчик. - Они видели, как высоко забрались, и поэтому
испугались. Я же поднимался и смотрел вверх. Мне казалось, что я нахожусь еще низко, и это побуждало меня продолжать восхождение
(«Хасидская мудрость», 272).

3. Каждый день возобновляй себя снова и снова
На ванне короля Чинг-Чанг были вырезаны следующие слова: “Каждый день возобновляй себя совершенно, делай это снова и снова
и опять снова (китайская мудрость, КЧ, т.2, 11).

4. Нравственность – это памятливая совесть...
Возможно предложить такой образ: нравственность - вот эта, сегодня мучающая меня совесть - подобна тугой пружине или стволу
допотопного дерева. Кольца этой пружины (и чем больше колец, чем они туже стянуты, тем напряженнее действует пружина в нашем
сиюминутном поступке) - это непреходящие исторические формы нравственной идеи. Или, если взять образ древесного ствола, “ствол”
нравственности тем мощнее, чем больше в его срезе “годовых колец”, чем памятливее наша совесть... Так вот, я полагаю, как
раз сегодня, в диких судорогах современного бытия, очень важно мысленно растянуть кольца пружины, замедленно вглядеться в
“годовые кольца” древесного среза, в исторический смысл этого нравственного мгновения (В.С. Библер)

5. Жизнь без нравственного усилия - это сон (Л. Толстой, СРМ, 235).

6. Духовная жизнь
Чем старше становятся люди, живущие духовную жизнью, тем больше расширяется их умственный кругозор, тем более яснеет их сознание;
люди же, живущие мирской жизнью, с годами тупеют все больше и больше. (Талмуд, КЧ-2, 269)

7. Нравственный образ жизни
Нравственный образ жизни - это устойчивый, напряженный способ бытия человека, основанный на постоянных духовных усилиях по
самосовершенствованию, исходящий из памятливой совести и системы моральных ценностей.

Вопросы: для размышления:
∙ За что был наказан Сизиф? По заслугам был наказан Сизиф?
∙ Можно сказать, что наказанием стало вечное и мучительное напряжение, которое было ему чуждо при жизни?
∙ Как вы думаете: нравственность - это мучительное напряжение или добродушное расположение души?
∙ Согласны вы с Библером, который считает, что “нравственность - вот эта, сегодня мучающая меня совесть”?
∙ Сизифа боги наказали мучительным трудом, а кто наказывает нравственного человека мучающей его совестью?
∙ Согласны вы с тем, что совесть нагружена памятью? Что должна помнить совесть?
∙ Нужно ли при восхождении смотреть “вниз”?
∙ Что значит: «обновлять себя снова и снова»?
∙ Почему в жизни нужно постоянно совершать нравственные усилия?
∙ Какие поступки вы назвали бы нравственными?
∙ Как вы думаете, что такое «нравственная жизнь»?

Авторы рассылки Валерий Клепиков и Алексей Филисоф
сайт: http://lifesophia.narod.ru

Мнения можно высказывать на форуме:
http://forum.userline.ru/myforum26104394/

В избранное