Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Николай Рерих - певец вершин

  Все выпуски  

Николай Рерих - певец вершин


Информационный Канал Subscribe.Ru

                          НИКОЛАЙ РЕРИХ - ПЕВЕЦ ВЕРШИН
                                                  Выпуск 14.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Рада приветствовать вас на страницах рассылки
"Николай Рерих - певец вершин".


Рассылка посвящена литературному и философскому наследию Н.К. Рериха и его семьи.
Она предназначена для тех, кто хочет больше узнать
о жизни и творчестве этой знаменитой семьи.  Предполагается публикация литературно-философских
эссе и белых стихов,  принадлежащих перу живописца, философских трудов его супруги
Елены Ивановны  и старшего сына Юрия, статей, посвященных их творчеству, биографии.
Будут публиковаться наиболее интересные выдержки  из изданных и еще не изданных
произведений авторов, пишущих на темы Живой Этики и теософии, тематические подборки,
ответы на вопросы читателей  и справочные материалы.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Сегодня в выпуске:
-       начало книги Н.К. Рериха «Сердце Азии»;
-       продолжение книги П.Ф. Беликова и В.П. Князевой о Н.К. Рерихе;
-       ответы на Ваши вопросы.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

                                                             РЕРИХ Н.К.

                                                          СЕРДЦЕ АЗИИ

                                                                       1.

Бьется ли сердце Азии? Не заглушено ли оно песками? От Брамапутры до Иртыша и
от Желтой реки до Каспия, от Мукдена до Аравии -- всюду грозные беспощадные волны
песков. Как апофеоз безжизненности, застыл жестокий Такламакан, омертвив серединную
часть Азии. В сыпучих песках теряется старая императорская китайская дорога.
Из барханов торчат остовы бывшего когда-то леса. Оглоданными скелетами распростерлись
изгрызанные временем стены древних городов. Где проходили великие путники, народы
переселений? Кое-где одиноко возвышаются керексуры, менгиры, кромлехи и ряды
камней, молчаливо хранящих ушедшие культы. Конечности Азии бьются вместе с океанскими
волнами в гигантской борьбе. Но живо ли сердце? Когда индусские йоги останавливают
пульс, то сердце их все же продолжает внутреннюю работу; также и с сердцем Азии.
В оазисах, в кочевьях и в караванах живет своеобразная мысль. Эти множества людей,
совершенно отрезанные от внешнего мира, получающие через многие месяцы какое-то
извращенное известие, не умирают. Всякий знак цивилизации, как увидим, встречается
ими как долгожданная весть. Чтобы не отвергнуть возможности, они стараются согласовать
религии свои с новыми условиями жизни. <...>
Конечно, трудно говорить о всей Центральной Азии подробно. Но в отрывочных характеристиках
все-таки мы можем отметить и современное состояние этих огромных областей, и
оглянуться на памятники славного прошлого.
Как и всюду, с одной стороны вы можете найти и замечательные памятники, и изысканный
способ мышления, выраженный на основах древней мудрости, и дружественность человеческого
отношения. Вы можете радоваться красоте и можете быть легко поняты. Но в тех
же самых местах не будьте удивлены, если ужаснетесь и извращенным формам религии,
и невежественности, и знакам падения и вырождения.
Мы должны брать вещи так, как они есть. Без условной сентиментальности мы должны
приветствовать свет и справедливо разоблачать вредную тьму. Мы должны внимательно
различать предрассудок и суеверие от скрытых символов древнего знания. Будем
приветствовать все стремления к творчеству и созиданию и оплакивать варварское
разрушение ценностей природы и духа.
Конечно, мое главное устремление, как художника, было к художественной работе.
Трудно представить, когда удастся мне воплотить все художественные заметки и
впечатления -- так щедры эти дары Азии.
Никакой музей, никакая книга не дадут право изображать Азию и всякие другие страны,
если вы не видели их своими глазами, если на месте не сделали хотя бы памятных
заметок. Убедительность, это магическое качество творчества, необъяснимое словами,
создается лишь наслоением истинных впечатлений действительности. Горы везде горы,
вода всюду вода, небо везде небо, люди везде люди. Но тем не менее, если вы будете,
сидя в Альпах, изображать Гималаи, что-то несказуемое, убеждающее будет отсутствовать.
Кроме художественных задач, в нашей экспедиции мы имели в виду ознакомиться с
положением памятников древности Центральной Азии, наблюдать современное состояние
религии, обычаев и отметить следы великого переселения народов. Эта последняя
задача издавна была близка мне. Мы видим в последних находках экспедиции Козлова,
в трудах профессора Ростовцева, Боровки, Макаренко, Толя и многих других огромный
интерес к скифским, монгольским и готским памятникам. Сибирские древности, следы
великого переселения в Минусинске, Алтае, Урале дают необычайно богатый художественно-исторический
материал для всего общеевропейского романеска и ранней готики. И как близки эти
мотивы для современного художественного творчества. Многие звериные и растительные
стилизации могли выйти из новейшей лучшей мастерской.
Основной маршрут экспедиции выразился в следующем обширном круге по серединной
части Азии.
Дарджилинг, монастыри Сиккима, Бенарес, Сарнат, Северный Пенджаб, Равалпинди,
Кашмир, Ладак, Каракорум, Хотан, Яркенд, Кашгар, Аксу, Кучар, Карашар, Токсун,
Турфанские области, Урумчи, Тянь-Шань, Козеунь, Зайсан, Иртыш, Новониколаевск,
Бийск, Алтай, Ойротия, Верхнеудинск, Бурятия, Троицкосавск, Алтын-Булак, Урга,
Юм-Бейсе, Анси-Джау, Шибочен, Наньшань, Шарагольчи, Цайдам, Нейджи, хребет Марко
Поло, Кокушили, Дунгбуре, Нагчу, Шендза-Дзонг, Сага-Дзонг, Тингри-Дзонг, Шекар-Дзонг,
Кампа-Дзонг, Сепола, Ганток, Дарджилинг.
Следуя по горным перевалам перейденным, мы получаем следующий лист 35 перевалов,
от 14000 до 21000 футов.
Соджи-Ла, Кардонг-Ла, Караул-Даван, Сассер, Дабзанг, Каракорум, Сугет, Санджу,
Урту-Кашкариин-Дабан, Улан-Дабан, Чахариин-Дабан, Хенту, Нейджи-Ла, Кукушили,
Дунгбуре, Танг-Ла, Кам-Ронг-Ла, Тазанг-Ла, Ламси, Наптра-Ла, Тамакер, Шенца,
Ланце-Нагри, ЦагЛа, Лам-Линг, Понг-Чен-Ла, Дончен-Ла, Санг-Мо-Ла, Киегонг-Ла,
Цуг-Чунг-Ла, Чжя-Ла, Уранг-Ла, Шару-Ла, Гулунг-Ла, Сепо-Ла.
Чтобы не возвращаться более к условиям перехода перевалов, нужно сказать, что,
кроме перевала Тангла, за все эти многочисленные переходы никто из нашего каравана
серьезно не пострадал. Но и в случае Тангла были особые условия. Была нервность,
происшедшая от неясных переговоров с тибетцами, хотя и сам перевал имеет, несомненно,
какие-то климатические особенности.
Юрий имел такую сильную атаку сердечной слабости, что почти упал с лошади, и
доктор наш, применяя очень сильные дозы дигиталиса и аммония и восстанавливая
кровообращение массажем, очень опасался за его жизнь. Лама Малонов упал с лошади
и без чувств лежал на дороге. Кроме того, еще трое из спутников имели, как они
выражались, сильные припадки "сура", выражавшиеся головной болью, ослаблением
кровообращения, тошнотою и общей слабостью. Впрочем, подобная слабость в большей
и меньшей степени часто сопровождает переход горных вершин. На перевалах нередко
замечается также кровотечение, сперва из носа, а затем и из других менее защищенных
мест. Тот же симптом часто выражается на животных после 15000 футов высоты. Караванный
путь через Кардонг, Сассер, Каракорум особенно обильно усыпан скелетами всех
родов животных: лошадей, ишаков, яков, верблюдов, собак. Мы встречали на пути
несколько брошенных ослабевших животных, из носу которых обильно текла струя
крови. Неподвижные и дрожащие, они ожидали неизбежный конец свой. И действительно,
конец их был неизбежен: спасти их могло бы лишь одно, а именно спустить их с
17 -- 18 тысяч высоты, на которых они находились, на высоту 7 -- 8 тысяч, но
это было невозможно. В нашем караване были случаи кровотечения у животных и у
людей, но без серьезных последствий. Вероятно, этому помогали меры, принятые
нами перед каждым перевалом.
Неопытные люди могут думать, что перед трудною высотою следует подкрепиться обильной
и мясной пищей, выпить вина и покурить. Но все эти три обстоятельства и являются
главными врагами. Испытанные проводники ладакцы определенно сказали нам, что
перед каждым перевалом как людям, так и животным благодетельным будет именно
голод и ничто раздражающее не должно быть допускаемо. На каждый перевал мы шли
с утра, задолго до солнечного восхода, и выпивали лишь небольшую кружку горячего
чая. Коням же перед перевалами не давали ни овса, ни сена. Бывший с нами лама
неоднократно страдал кровотечением, но семидесятилетний китаец-переводчик ни
разу не чувствовал затруднений при переходах. Конечно, всякое лишнее движение
или несоразмерная работа вызывали слабость, головокружение и у некоторых тошноту.
Но несколько минут спокойствия восстанавливало нарушенное кровообращение.
Среди особенностей снежных перевалов мы подверглись так называемой снежной слепоте.
Трое испытало ее в разных степенях. Калмык Кедуб, тибетец Кончок и я. Вся неприятность
длилась от пяти до шести дней с разными следствиями. У меня был поражен правый
глаз, и: после двух дней в нем появились все изображения удвоенными совершенно
ясно и четко. У Кедуба и Кончока появилось четыре изображения. Мы проверяли это
показание и упорно получали тот же ответ. Не меньшую неприятность доставлял нам
и особенно Е. И. так называемый горячий снег, когда снег от отраженного солнца
дает нестерпимый жар, от которого некуда скрыться.
Мы имели еще три неприятности в караване, а именно: явления сердечные, от которых
погибло трое, и явление простудное, унесшее двоих. Кроме того, несколько людей
в караване страдало от цинги и в том числе заведующий транспортом П. Надо отметить,
что в северном Тибете среди местного населения мы видели много случаев сильной
цинги.
Кроме основного состава экспедиции из Е. И., Юрия и меня, в течение нашего долгого
пути, кроме караванных слуг, мы имели ряд временных сотрудников. По Сиккиму с
нами был Святослав и лама Лобзанг Мингюр Дордже, известный знаток тибетской литературы,
учитель большинства европейских тибетологов современности. Каждый, шествующий
по Сиккиму, встречается с любезным отношением генерала тибетской службы, ныне
на британской службе, Ладен-Ла, который оказывает всяческое содействие путешественникам.
В дальнейшем пути с нами шел в качестве китайского переводчика семидесятилетний
офицер китайской армии Сайкен-Хо и калмыцкий лама Лобзанг. На Алтае с нами были
З. Г. и М. М. Лихтман. После Урги в экспедицию вошел доктор Рябинин, заведующий
транспортом Портнягин и две необычные помощницы Е. И., местные казачки сестры
Людмила и Рая Богдановы, из которых младшей Рае при отправлении экспедиции было
13 лет. Думаю, что она была самой молодой из прошедших суровое нагорье Тибета.
Присутствие трех женщин в экспедиции, разделивших все опасности жестоких морозов
и трудности пути, должно быть определенно отмечено. В Шарагольчах перед Улан-Даваном
к экспедиции из Китая подошел полковник К. и заведующий хозяйством Г.
Начнем с Сиккима.
Необыкновенно благостное впечатление производит эта благословенная страна, связанная
с воспоминаниями о великих подвижниках религии. Здесь жил Падма Самбхава, основатель
красношапочной секты; здесь проходил на Тибет Аттиша, возглашавший учение Калачакры;
здесь по пещерам пребывали многие аскеты, наполняя пространство своими благими
мыслями.
За Кинчинджунгой в подземельях и до сих пор пребывают затворники, и только дрожащая
рука, протянутая по условному знаку за пищей, показывает, что физическое тело
еще не отошло. Все 17 вершин Гималаев сияют над Сиккимом. С запада к востоку:
Канг, Джану, Малый Кабру, Кабру, Доумпик, Талунг, Кинчинджунга, Пандим, Джубони,
Симву, Нарсинг, Синиолчу, Пакичу, Чомомо, Лама Андем, Канченджау. Целая снеговая
страна, меняющая свои очертания при каждом изменении света. Поистине неисчерпаемая
впечатлениями и неустанно зовущая.
Нигде на земле настолько не выражены два совершенно отдельных мира, мир земной
с богатой растительностью, с блестящими бабочками, фазанами, леопардами, енотами,
обезьянами, змеями и всей неисчислимой животностью, которая населяет вечнозеленые
джунгли Сиккима. А за облаками в неожиданной вышине сияет снежная страна, не
имеющая ничего общего с кишащим муравейником джунглей. И этот вечно волнующийся
океан облаков и непередаваемых разнообразий туманов!
Кинчинджунга одинаково обращала внимание как тибетцев, так и индусов. Здесь складывались
вдохновляющие мифы творчества Шивы, выпившего яд мира для спасения человечества.
Здесь из облачного бурления воздымалась блистающая Лакшми для счастья мира. Общее
благостное впечатление поддерживается и монастырями Сиккима. На каждом бугре,
на каждой вершине, сколько хватает глаз, вы замечаете белые точки -- это все
прилепились твердыни учения Падмы Самбхавы, официальной религии Сиккима. Махараджа
Сиккима, живущий в Гантоке, глубоко привержен религии. Супруга его Махарани,
тибетского рода, является для Тибета совершенным исключением по своей просвещенности.
Большинство монастырей Сиккима связано с теми или иными реликвиями и древними
традициями. Здесь пребывал сам Падма Самбхава. Там учитель медитировал на скале,
и если скала дает новые трещины, это значит, что окрестная жизнь уклоняется от
праведного пути. Монастырь Пемаяндзе является официальным средоточием религии
Сиккима. Подле монастыря еще сохранились развалины древнего дворца махараджи.
Но гораздо большим духовным значением пользуется лежащий в одном переходе от
Пемаяндзе старый монастырь Ташидинг. Туда каждому путешественнику следует заглянуть,
хотя путь через бамбуковый мост над гремящим потоком труден. Мы были в Ташидинге
в феврале, на тибетский Новый год, когда тысячная толпа из местных селений придает
месту необычайную живописность. К этому же времени в Ташидинге совершается и
ежегодное чудо с чашею.
Древняя каменная чаша ежегодно до половины наполняется водою и в присутствии
лам и представителей махараджи запечатывается. Через год в день Нового года в
присутствии тех же свидетелей ларец, в котором заперта чаша, распечатывается.
Снимаются с чаши старинные ткани, в которые она обернута, и по состоянию воды
произносится предсказание о будущем. Вода или убывает или, как говорят, иногда
прибывает. Так, указывают, что в 1914 году, перед великой войной, вода сильно
прибыла, что означало войну и бедствие.
Во всех монастырях Сиккима замечается приветливое отношение к иностранцам, и
дружелюбная атмосфера ничем не нарушается. Настоятели монастырей охотно показывают
свои сокровища, среди которых немало предметов старинной прекрасной работы. Мы
были в Сиккиме во время третьей неудачной эверестской экспедиции, и ламы говорили
нам:
"Удивляемся, зачем пелингам-иностранцам принимать на себя такие трудности по
восхождению. Им не достичь успеха. Многие из наших лам бывали на вершине Эвереста,
только они были там в тонком теле".
В этих местах многое, кажущееся странным для европейца, звучит совершенно естественно.
Недавно в Дарджилинге произошел характерный эпизод со стариком ламой. Во время
какого-то уличного столкновения вместе с участниками беспорядков был захвачен
полицией и старик лама, случайный зритель. Лама не протестовал и вместе с прочими
был осужден на известное время ареста. Когда же истек срок ареста и лама должен
был быть освобожден, он заявил, что просит его оставить в тюрьме, так как это
самое спокойное место и наиболее пригодное для концентрации.
Сикким сопровождает нас чудесными благостными преданиями. В храме гремят гигантские
трубы. Лама спрашивает:
"Знаете ли, отчего так звучны большие трубы в буддийских храмах?"
И поясняет: "Владыка Тибета решил призвать из Индии, из мест Благословенного,
ученого ламу, чтобы очистить основы учения. Чем же встретить гостя? Высокий лама,
имев видение, дал рисунок новой трубы, чтобы гость был встречен неслыханным звуком.
И встреча была чудной. Не роскошью золота, но ценностью звука.
И знаете ли, отчего так звучны гонги во храмах? Серебром звучат гонги и колокольчики
на заре утра и вечера, когда высокие токи напряжены. Их звон напоминает прекрасную
легенду о высоком ламе и китайском императоре. Чтобы испытать знание и ясновидение
ламы, император сделал для него сидение из священных книг и, накрыв их тканями,
пригласил гостя сесть. Лама сотворил какие-то молитвы и сел. Император спросил:
"Если вы все знаете, как же вы сели на священные книги?" -- "Здесь нет священных
книг", -- ответил лама. И изумленный император вместо священных книг нашел пустую
бумагу. И дал император ламе дары и много колоколов ясного звона. Но лама велел
бросить их в реку, сказав: "Я не могу донести все это. Если надо, то река донесет
эти дары до моего монастыря". И река донесла колокола с хрустальным звоном, ясным,
как волны реки".
И о талисманах поясняет лама: "Священны талисманы. Мать много раз просила сына
привезти ей священное сокровище Будды. Но молодец забывал просьбу матери. Говорит
она: "Вот умру перед тобою, если не принесешь теперь мне". Но побывал сынок в
Лхассе и опять забыл материнскую просьбу. Уже за полдня езды от дома он вспомнил,
но где же найти в пустыне священные предметы? Нет ничего. Вот видит путник череп
собачий. Решил, вынул зуб собаки и обернул желтым шелком. Везет к дому. Спрашивает
старая: "Не забыл ли, сынок, мою последнюю просьбу?" Подает он ей зуб собачий
и говорит: "Это зуб Будды". И кладет мать зуб на божницу и творит перед ним самые
священные молитвы и обращает свои помыслы к своей святыне. И сделалось чудо.
Начал светиться зуб чистыми лучами. И произошли от него чудеса и многие священные
предметы".
Несмотря на краткость изложения, не могу не упомянуть еще о случаях волевых приказов,
которые происходят в этих местах. Во время пребывания таши-ламы в Индии его спросили,
правда ли, что он обладает какими-то особыми силами? Духовный вождь Тибета улыбнулся
и не ответил. Но через несколько минут таши-лама исчез из вида. Дело происходило
в саду, -- присутствующие бросились искать таши-ламу, но безуспешно. В это время
в сад вошел один новый человек и был поражен необычайной картиной. Таши-лама
спокойно сидел под деревом, а вокруг него суетились тщетно искавшие его люди.
Или другой случай волевого воздействия. В поезде бенгальской железной дороги
был обнаружен безбилетный садху, которого и высадили на следующей станции. Садху
уселся на перроне недалеко от локомотива и остался недвижимым. Дали звонок к
отходу поезда, но поезд не тронулся. Публика, недовольная высадкой "святого"
человека, обратила на это внимание. Второй раз должен был тронуться поезд и опять
не двинулся. Тогда пассажиры потребовали пригласить садху занять свое прежнее
место, и святой человек торжественно был введен обратно в вагон, после чего поезд
благополучно тронулся.
Не буду останавливаться на Бенаресе, но удивимся, что большая часть Сарната,
памятного места, где Будда начал свою проповедь, еще лежит под буграми, нераскопанная.
И те развалины, которые обнаружены сейчас, тоже вскрыты сравнительно лишь в последнее
время. Странная судьба окружает большинство мест, связанных с личными трудами
основателя буддизма. Капилавасту в развалинах, Кушинагара тоже, Сарнат еще не
вскрыт окончательно. В этом есть какое-то особое значение.
До недавнего времени некоторые ученые даже пытались доказать, что Готама Будда
никогда не существовал. Несмотря на неоспоримые факты огромной буддийской литературы,
несмотря на подписи на древних колоннах царя Ашоки, французский ученый Сенар
в своем исследовании утверждал, что Будда никогда не существовал и есть ни что
иное, как солнечный миф. Но и тут точное знание восстановило человеческую личность
Учителя Готамы Будды. Урна, датированная надписью, с частью золы и костей Будды
вскоре была найдена в Пиправе, в непальском Терае. Такая же историческая урна
с частью реликвий Учителя, положенная царем Канишкой и найденная около Пешавара,
также определенно свидетельствует о смерти Великого Первоучителя буддизма. Любопытно
отметить, что последняя находка была сделана на основании записей старых китайских
путешественников. Вообще нужно отдать справедливость старым китайцам за точность
их описаний, в чем мы убеждались не раз.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~                   
            БЕЛИКОВ П.Ф., КНЯЗЕВА В.П.
                                           Пакт Рериха
    В то время как Николай Константинович был занят работой в Гималайском институте
и водил экспедиции по просторам Азии, в Европе и Америке росло движение сторонников
выдвинутого им Пакта. В 1931 году в Брюгге под руководством члена комиссии по
охране памятников Бельгии К. Тюльпника был организован Международный союз Пакта
Рериха.
    В сентябре этого же года в Брюгге прошла Первая международная конференция,
в работе которой приняли участие официальные представители некоторых государств
и деятели общественных и культурных организаций.
    Обращаясь к делегатам конференции, Рерих отмечал: "Понятие Культуры предполагает
не отвлеченность, не холодную абстракцию, но действительность творчества, оно
живет понятием неустанного подвига жизни, просвещенным трудом, творением... Поэтому
для нас "Знамя Мира" является вовсе не только нужным во время войны, но, может
быть, еще более нужным каждодневно, когда без грома пушек часто свершаются такие
же непоправимые ошибки против Культуры". На конференции был разработан план пропаганды
Пакта в школах, высших учебных заведениях. Были также установлены контакты с
Международным комитетом по делам искусства и с бюро конференции по ограничению
вооружений.
    В августе 1932 года опять в Брюгге состоялась Вторая конференция Пакта Рериха.
Конференция вынесла решение об обращении ко всем странам с призывом признать
за Пактом силу международного документа. На выставке, созданной для конференции,
было представлено 6000 фотографий архитектурных памятников, которые по своей
уникальности требовали специальной охраны.
    Третья конференция Пакта была созвана в ноябре 1933 года в Нью-Йорке. В ней
участвовали официальные представители 36 государств. Конференция подготовила
рекомендацию о принятии Пакта правительствами всех стран.
    В конце тридцатых годов более чем в тридцати странах насчитывалось свыше
80 обществ, музеев и кружков имени Рериха. Среди них были Нью-Йоркский музей,
Парижское общество, Центр в Брюгге, Общество и музей в Риге; были и совсем небольшие
группы, разбросанные далеко от крупных городов. Все они проводили культурно-просветительную
работу, в программу которой обычно входили кружковые занятия по изобразительному
искусству, музыке, хореографии, литературе, а также пропаганда Пакта по охране
культурных ценностей, привлечение местных государственных и общественных организаций
к охране памятников старины. Почти при всех обществах существовали секции по
изучению Востока. Создавались секции женского движения за равноправие. При крупных
объединениях получало развитие издательское дело.
    Мысли о Пакте нашли отражение и в искусстве Николая Константиновича. Эмблему
"Знамени Мира" можно видеть на многих его полотнах тридцатых годов. Специально
Пакту посвящена картина "Мадонна-Орифламма" (1931) или, как ее называл сам художник,
"Владычица Червонно-Пламенная".
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~                   
             ОТВЕТЫ НА ВАШИ ВОПРОСЫ

Вопрос: Будут ли статьи посвященные мантрам и т.п., где будет рассмотрено, что
такое мантра, зачем она нужна и приведены примеры мантр?

Ответ: Думаю, да.  Но я бы предпочла либо опубликовать качественную статью (здесь
надеюсь на читателей, которые хорошо разбираются в этом вопросе), либо тематическую
подборку из Учения. Либо и то, и другое. Что касается примеров мантр, думаю,
что лучшей мантрой будет Ваша собственная, выражающая  любвь и доверие  к избранному
Вами Учителю. Лучший ответ на вопрос о мантрах Вы найдете в Учении.  Чтобы искать
было легче, привожу ссылки на те места в Живой Этике, где этот вопрос освещен.
О мантрах: ОЗР – 3.II.12; С 402; МО ч.2 – 190, 199, 296; А 33, 34, 52; Н 673.
О молитве: ЗОВ 24.5.21 г., 19.5.21 г., 4.3.22 г., 14.10.22 г.; ОЗР – 3.III.12,
3.IV.1, 3.IV.3; АИ 98; И 78, 176; С 554; МО ч.2 – 39, 280, 356; МО ч.3 - 495;
Н 264, 759, 955; А 25, 29, 30, 34, 35, 36, 37, 47, 55, 56, 58, 59, 65, 66, 67,
69, 70, 71, 72, 75, 76, 77, 90, 99, 236, 267.
        антипод молитвы - А 38.
        бессловесная молитва - А 75, 566.
        вдохновение молитвы - А 236.
        высшее собеседование в молитве - ОЗР – 2.Х.1; С 41; А 41, 60, 61, 68, 105, 113,
171, 195, 214, 363, 593, 595, 598; БР 555, 556, 602; Н 16, 80, 156.
        качество молитвы - А 67, 288.
        лучшая молитва - А 105.
        моление об успокоении - МО ч.2 – 129.
        молитва в труде - Н 440.
        молитва и обряды - А 53.
        молитва о блуждании души - ОЗР – 2.VIII.16.
        молитва о разрушении - Н 707.
        молитва птиц - А 36.
        молитва - связь с Высшим Миром - С 402; МО ч.1 – 379; МО ч.2 – 39; А 42, 43,
44, 45, 57, 59, 63.
        плата за молитву - Н 244.
        различие молитв - А 40.
        сердечная молитва - И 132; МО ч.2 – 136; МО ч.3 -436; А 32, 55, 102.
Условные обозначения: ОЗР – книга «Озарение»,  АЙ – «Агни Йога» или «Знаки Агни
Йоги», И – «Иерархия», С – «Сердце»,  МО – «Мир Огненный» (в нескольких частях),
А – «АУМ», Бр – «Братство», Н – «Надземное» («Братство», часть3),
Также смотрите «Письма» Е.И. Рерих.
 __________________________________________________________________
Вопрос:  Расскажите о Кришнамурти и о его учении, о йоге и о других
 эзотерических учениях, которыми можно воспользоваться в наше время для
 развития Души.

Ответ: Рассылка посвящена  Учению Живой Этики, поэтому материалов о Кришнамурти
в ней не будет, это совершенно разные и неравнозначные пути. Единственная книга
Кришнамурти, которую рекомендовала Е.И. Рерих, это «У ног Учителя». Также не
ждите от меня публикаций А. Бейли или о ней. Что касается йоги, их очень много
видов. О какой из них Вы хотели бы узнать? Слово «Йога» в переводе с санскрита
означает «связь», связь с Богом, с высшим миром. Хатха-йога по своей сути йогой
(связью с высшим миром) не является, так как ее интересует только тело. Работая
с телом, не достигнешь духовных высот точно также, как изучая только арифметику,
не постигнешь даже азов высшей математики. Если исключить из йог хатха-йогу,
остаются следующие: карма-йога (йога правильных действий, йога труда); жнани-йога
(йога знания); бхаткти йога (йога любви к Богу), раджа-йога (царственная йога,
йога развития высших сил в человеке).  Агни Йога синтезирует все эти йоги. Так
что о йоге мы говорим непрестанно.
Что касается просьбы рассказать о «других эзотерических учениях»...  Различны
только экзотерические знания (внешняя, обрядовая сторона религий), а эзотерическое
знание едино, хотя и носит разные названия: суфизм, мистическое христианство,
эзотерический буддизм, теософия, Агни Йога. Если Вы имеете в виду учения масонских
орденов, то вопрос не ко мне – я не специалист. Тем более, что многие масонские
ложи сейчас выродились и превратились в политические, а то и мафиозные организации.
Кроме того,  первоначально некоторые масонские ложи находились под руководством
Великих Учителей, значит в основе своей их учение едино с Живой Этикой. Но, поскольку
каждый век Учителя дают человечеству новые знания и в большем объеме, и поскольку
 последним на данный момент Учением является Живая Этика, какой смысл изучать
масонские учения, разве для изучения истории эзотерической мысли...?
Путей развития «Души», как Вы пишете, очень много. Но далеко не все из них могут
привести к искомой цели – духовному прогрессу и совершенствованию. И тем более
такой прогресс невозможен, если переходить от одного учения к другому. Выберите
то светлое учение, которое Вам (и только Вам) ближе, и неукоснительно следуйте
ему, не отрицая и не оскорбляя другие Учения. Лишь верность своему пути может
помочь достичь реального прогресса в духовной работе. Чего Вам (и всем читателям)
желаю от всего сердца!  Пишите!

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Уважаемые читатели!  Ваши письма с откликами, вопросами и пожеланиями  направляйте
по адресу:     orient_4@mail.ru

Редактор рассылки  Елена Ерохина.


Подписаться на рассылку можно на домашней странице.
Она живет по адресу  http://subscribe.ru/catalog/lit.writer.roerich/

Прочитать предыдущие выпуски рассылки можно в архиве,
который расположен по адресу:
http://subscribe.ru/archive/lit.writer.roerich/


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное