Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Волшебный мир фэнтези

  Все выпуски  

Волшебный мир фэнтези


 

Денис Чекалов

ОКО ДЬЯВОЛА

www.chekalov.com


Боярин, отзывавшийся на имя Гордей Семеныч, слегка покровительственно вступил в разговор:

— Торговлей людьми русские исстари занимались, впрочем, как и другие народы. Еще при великом князе Олеге, повесившем свой щит на вратах Константинополя, с греками был заключен договор, предусматривающий, что каждая его сторона, найдя среди купленных невольников русских или греков, должна возвратить их на родину. Император Константин Багрянородный пишет, что купцы российские торговали невольниками-пленными, своими рабами или преступниками. А татары — ведь полон был их основной добычей, набегали, детей полными корзинами увозили, да и взрослых тысячами. Московитки, правда, хорошо научились из плена убегать, потому брать их опасались и платили меньше. Так когда продавали женщин, всегда объявляли, что они из другой народности. Пленных столько привозили в татарский Крым, что Михалон рассказывал, как еврей-меняла, сидящий у единственных ворот, ведущих туда, спрашивал — остались ли еще люди в Польше, Литве да Московии, или уж всех продали. Люди подневольные всегда нужны, ты ведь сюда явился не огурцы покупать, верно? Ну вот докуда мы с тобой товар просить будем, нам его и станут доставлять.

Благодушно рассмеявшись, он откланялся. Петр сказал, что хочет купить непременно немца, знающего русский язык, предварительно поговорив с ним.

Савва ответил, что немцев у него штук пять будет, и назвал цену. Тут Петр понял, что не знает, какими располагает деньгами — ибо имел только золотые украшения, наверное, с каменьями. Он даже не раскрывал мешок Мелентия, но не возвращаться же к нему.

Кожевник обругал себя за непредусмотрительность — ведь и Григорий, занимающийся среди прочего торговлей камнями да золотом, мог пособить, ежели бы Петр сперва подумал, прежде чем бежать за рабом.

Меж тем Савва сказал, что держит людей в подвале заброшенного дома, объяснил, как найти его, и велел прийти через полчаса, ему еще кое-с кем переговорить нужно.

Обрадованный передышке, дождавшись ухода торговца, Петр решил рискнуть — по дороге сюда он приметил маленькую лавчонку ростовщика, к которому и поспешил обратиться.

Открыв покосившуюся дверь, увидел длинный прилавок, за которым праздно сидел глубокий старик, седой, с белой бородой и усами, коричневой, изборожденной рубцами морщин кожей. Петр спросил, может ли тот оценить драгоценности и, получив утвердительный ответ, вывалил перед ростовщиком сверкающую груду.

Тот даже подскочил от неожиданности — видно, имея весьма скромное дело, он никогда не видел такого богатства. Несколько опомнившись, с подозрением осведомился, не ворованное ли, и, получив в ответ грозный взгляд побагровевшего от гнева Петра, не мешкая, приступил к оценке.

Он сразу отложил десять колец, назвав их стоимость, после чего Петр остановил осмотр, купил кожаный кошель, куда сложил кольца, остальное золото вернул в узел.

Заплатив ростовщику требуемую плату и уже направившись к выходу, он был остановлен робким вопросом:

— Ведь ты хочешь купить рабов?

Петр обернулся:

— Зачем тебе это знать?

Тот ответил с неожиданным достоинством:

— Не грубое любопытство движет мною, но старое горе. Много лет назад я жил с семьей в маленьком селе, далеко отсюда. Однажды ночью налетели татары, захватили мою дочь с внуком, жену мою убили, думали, и меня зарезали, да чудом выжил. Зять отправился искать их, да тоже сгинул. Теперь я основался здесь — ты видишь нищету, в которой живу. Зато каждые три месяца выкупаю у Саввы пленника, и устраиваю его то ли к кому в мастерскую, то ли в прислуги. Прости за дерзость, но и тебе хочу сказать — купишь чью-то дочь или сына, помни, что это такой же человек, как и ты. Отнесись к нему так, как хотел бы, чтобы отнеслись к твоей дочери. Не обессудь, но я должен был призвать тебя к добру. Каждую минуту слышится мне зов моей Дарьи и внука. Может, если я умягчу чье-то сердце, к ним тоже кто-то обратит человеческие глаза, разглядит за рабом себя, лишь по воле Божьей, избежавшего страшной участи.

Петр, движимый сочувствием, заверил старика, что деньги пойдут на благое дело, и поспешил к указанному Козловым дому. Стоял тот на отшибе, отделенный от остальных строений болотистой впадиной, прижимаясь к крепостному валу.

По узкой тропке кожевник достиг входа, громко постучал, услышал шаги, и дверь тут же отворилась. Весь дом занимала одна большая комната, где стояла печь, несколько лавок, да потрепанный столик. Все имело вид явно нежилой.

Петр с удивлением огляделся, однако людей, кроме него и торговца, не углядел. Савва меж тем протиснулся в узкий проход за печкой, налег там на какой-то рычаг, и позади Петра неожиданно раздался слабый скрип. В полу открылся неприметный люк, ведущий в подвал. Козлов со смехом позвал:

— Идем, что застыл? Посмотришь моих птенцов, — и стал спускаться вниз.

Петр последовал за ним, слушая его пояснения:

— Осталась у меня последняя партия, именно немцы, всех остальных распродал. Хоть я тебе и не глянулся, а все ж лгать не стану — неважный товар. Сам жалею, что взял, да видно, от жадности. Один старый, другой хромой, трое братьев — и молодые вроде, а слабые, боюсь, помрут. Я тебе цену сброшу, как выберешь кого из них.

Наконец они достигли дна подвала. Перед ними открылся скудно освещенный длинный коридор, по обе стороны которого виднелось множество дверей. Воздух сюда почти не поступал, и Петр покрылся испариной, дышать стало трудно.

Заметив его состояние, Савва успокоил:

— Так со всеми с непривычки, а как посидишь подольше — привыкнешь, — и весело в одиночестве посмеялся своей шутке.

Петр же пожалел, что отклонил предложение Григория идти вместе, и крепче ухватил посох. Сняв с пояса огромный резной ключ, Козлов отворил одну из дверей, и кожевник едва не упал, отшатнувшись от смрада, ударившего в лицо.

За порогом была полная темнота, в которой не возникало ни единого звука. Пошарив возле притолоки, Савва обнаружил свечу и зажег ее от огарка, которым освещал путь вниз.

Войдя в клетушку, занимаемую пленниками, кожевник подивился, как люди не умерли, проведя в ней хотя бы один день. От каменных стен несло могильным холодом. Невольники лежали впритык друг к другу на земляном полу, почти обнаженные, стараясь натянуть на себя обрывки истлевшей одежды.

Возле двери валялся пустой кувшин из-под воды. Как только зажегся свет, из него стремительно выскочила огромная крыса, тут же скрывшаяся в одной из множества нор, виднеющихся в земле. Такая же дыра, только побольше, служила отхожим местом, видно, не одной партии узников, ибо источала невыносимое зловоние.

Савва, как будто не замечая окружающей мерзости, бодро скомандовал:

— Поднимайся, доблестный немецкий воин, покажи свою красу!

Петр, не выдержав, мрачно произнес:

— Даже скотину хозяин так не держит. Совсем забыл Божеские законы? Ты что с людьми делаешь, ирод?

Но Козлов пренебрежительно отмахнулся:

— Объяснил же, что товар плох. Мне их содержание дороже обходится, чем цена, по которой кто купит.

И тут же злобно рявкнул:

— Оглохли, что ли? Вставайте, одного из вас, может, заберут наконец.

При этих словах лежавшие зашевелились. Любое изменение было лучше, чем медленное умирание в этой клоаке. Петр содрогнулся, когда перед ним, шатаясь, предстали пять скелетов с провалившимися глазами, выпирающими наружу костями.

Один из них действительно был очень стар, что скорее можно было понять не по лицу, почти одинаковому у всех несчастных, а по длинным серебристым волосам, спускающимся на спину.

продолжение — через неделю


НОВОСТИ

WORLD OF WARCRAFT ПО-РУССКИ

НОВАЯ КНИГА ДЖОАН РОУЛИНГ

БОЛЕЗНЬ ТЕРРИ ПРАТЧЕТТА

ПРЕДСКАЗАНИЕ НИКОЛАСА КЕЙДЖА

ТОЛКИЕН В ОКСФОРДЕ

все новости



КАЖДУЮ НЕДЕЛЮ — НОВАЯ ГЛАВА!

Захватывающий фэнтезийный боевик.
Эта книга много недель находилась в списке бестселлеров Ozon'a.
В настоящее время, ее нет ни в одной из он-лайновых библиотек.

ПОХИТИТЕЛИ ДУШ

Все в Москве знают купца Григория Клыкова.
Да только людям невдомек, что раньше он был разбойником,
а его помощник, Федотка, — не человек вовсе, а лесной оборотень-корочун…


ЖИВОЙ ЖУРНАЛ


Денис Чекалов

Все права на произведения,   опубликованные на сайте и в рассылке, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. Любое использование произведения, полностью или частично, без разрешения правообладателя запрещается.


В избранное