Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Волшебный мир фэнтези

  Все выпуски  

Волшебный мир фэнтези


ПЯТЬ ШАГОВ К УСПЕХУ

Одни авторы достигают успеха, другие прозябают в безвестности. Почему? Попробуем разобраться.

1. В каждой профессии есть свой "проходной балл". Необходимый минимум, который нужно набрать. Если его нет, - то не стоит даже пытаться. Приведем несколько примеров.

Маленький, щуплый человечек никогда не станет звездой баскетбола. А высокий, мускулистый громила может даже не мечтать о карьере жокея.

Поняли хитрость? У каждого из нас есть "проходной балл" для того, чтобы добиться успеха в какой-то области, или даже нескольких. Надо только сделать правильный выбор.

2. Путь к успеху - это марафон, а не спринт. Надо много работать, и еще больше учиться. Нужно уметь справляться с трудностями, переживать неудачи и делать из них выводы. Это очень непростая задача. Большинство людей не добиваются успеха именно потому, что не хватает усидчивости, старания, силы воли.

Есть хорошая новость. Литература открыта для всех. "Проходной балл" здесь нулевой. Неважно, мужчина Вы или женщина. Неважно, сколько Вам лет. Неважно, какое у Вас образование. Каждый может написать хорошую книгу, если хорошо постарается.

А вот и плохая новость. Работать придется много. Но если Вы к этому готовы, - успех Вам обеспечен.

В этой статье мы перечислим пять слагаемых успеха любого автора.

Сегодня Вы узнаете, какие шаги следует сделать, чтобы добиться успеха в литературе, - и каких "подводных камней" стоит опасаться.

1. Талант. Здесь все достаточно просто. Талант - как мед; он или есть, или его нет. Он или яркий, или тусклый. Мы получаем его от рождения, и ничего изменить не можем.

Однако есть и хорошая новость. Талант вовсе не нужен для того, чтобы добиться успеха в литературе. В этом легко убедиться, взглянув на книжные полки. Многие авторы бестселлеров - полностью лишены таланта. Злые языки уверяют даже, что многие классики (Лев Толстой, Уильям Голдинг, Александр Солженицын) были всего-навсего унылыми графоманами, и поднялись только благодаря стечению обстоятельств.

Отсюда - шутливая поговорка: "если уж Толстой смог, то и я смогу!"

Начинающие авторы порой сильно переживают - есть ли у меня талант? Не стоит об этом думать вообще. Талант - лишь одна из пяти составляющих успеха. Даже если у автора нет таланта совсем, он все равно может добиться заслуженного успеха, если тщательно проработает остальные четыре составляющих.

И еще - очень важный момент. Талантом нельзя гордиться. Талант - это вовсе не причина, чтобы уважать и восхвалять автора.

Талант - это просто выигрыш в генетическую лотерею. Никаких заслуг автора в этом нет. Если человек родился в богатой семье, и с детства купается в золоте - значил ли это, что он заслужил свое богатство? Нет, разумеется. Ему просто повезло.

Не врожденным талантом, а только кропотливой, добросовестной работой можно заслужить уважение. И это касается не только литературы, но и любого другого занятия.

2. Удача. Обычно люди забывают про удачу. Им нередко кажется, что в мире царит вселенская справедливость. Одаренные авторы якобы обретают успех, а бездарные - прозябают в безвестности. Разумеется, это не так. Фактор удачи, слепой случай всегда играет важную роль в жизни человека. И литература - не исключение.

Многие авторы, уверившись в "справедливость" литературы, слишком быстро сдаются. Новичок разослал рукопись по издательствам, получил отказы, и сдулся. Ему кажется, что рукопись его никуда не годится. Возможно, и так; но и фактор удачи тоже не стоит сбрасывать со счетов. Сегодня не повезло - повезет завтра.

Удача часто отворачивается от автора на середине пути. Вот автор издал три-четыре книги. Все идет хорошо. Издатели им довольны. И вдруг! Тиражи резко падают, и автора никто издавать не хочет. Это приводит беднягу в отчаяние. Многие авторы вовсе бросили писать, не справившись с этим тяжким испытанием - неудачей на полпути.

Не думайте, что у мэтров все гладко. Им тоже выпадают и удачи, и неудачи. Просто мы об этом обычно не знаем. Только успехи мэтров становятся известны публике, а провалы и промахи - как правило, остаются "за кулисами" (хотя и не всегда).

Бывает и наоборот. Автору сперва улыбнулась бешеная удача. Он взлетел к самому верху литературного Олимпа. И... возомнил, будто и правда заслужил это положение. Забыл о том, что удача - только одна из пяти составляющий успеха. Чем это заканчивается? Вполне понятно, - бывший везунчик летит вниз, кувыркаясь и крича.

Помните, что никто не властен над удачей. Здесь правит великий рэндом. Но кое-что мы все-таки можем сделать - по возможности сократить те сферы, где мы полагаемся на удачу. Чем больше, чем качественней ты работаешь - тем меньше ты зависишь от случая. Но полностью исключить его влияние - невозможно.

3. Усердная работа. Это главное, непреложное условие любого успеха. Тот, кто ничего не делает - ничего и не получит. Нередко автор может добиться временного успеха, если совпадут талант и удача; но без ежедневного, усиленного труда - удержать успех не удастся.

Но есть и светлая сторона. Тяжкий труд - это Ваш пробный камень. Не ошиблись ли Вы в выборе професии? Может быть, писательство - это вовсе не Ваша стезя? Если Вы и правда писатель, то работать над книгой, каждый день, по многу часов, - будет для Вас не пыткой, не каторгой, а настоящим счастьем. Но если складывать слова в предложения для Вас тяжело и скучно - подумайте о том, чтобы выбрать другую специальность.

Посмотрите на подростка, который играет в MMO, вроде "World of Warcraft". Для того, чтобы добиться успеха здесь, надо долго, очень долго прокачивать своего персонажа. Но разве игроки жалуются на это? Разве стенают, мол, тяжело и скучно? Нет! Кому скучно - пусть не играет. А кому интересно - для того работа в радость.

Я много раз повторял, и повторю еще раз. Ваша норма - 20 тысяч в день. Это минимум. Лучше всего - авторский лист. Только так, и не иначе, Вы сможете добиться успеха.

Не раз и не два я с усмешкой наблюдал, какую истерику вызывают мои слова про 20 тысяч в день. Авторы, так и не издавшие ни одной книги; те, кто выпустил два-три романа и сдулся; и даже те, кто вообще ни разу не брался за перо, - в один голос визжат, что это "слишком много".

Как думаете, почему эти неудачники так ничего и не добились в сфере литературы? Да, именно поэтому.

Спросите у спортсмена, сколько он тренируется. Спросите у пианиста, сколько он должен проводить времени за роялем. Спросите у оратора, гонщика, кулинара, - и везде ответ будет один и тот же.

Практика, практика, практика.

Хочешь чего-то добиться? Работай, работай усердно и много. Нет другого пути к успеху. И это знают все, в каждой профессии. И только начинающие писатели отчего-то уверены, что могут кропать в год по чайной ложке, и сварганят шедевр. Нет, не будет такого. Никогда. Если автор работает по чуть-чуть - то и об успехе можно сразу забыть.

Конечно, не стоит замахиваться на геракловы подвиги. Не пытайтесь выдать 20 тысяч шедевра литературы, пред которыми померкнут и Пушкин, и Достоевский. Слишком высокая планка - это тоже плохо.

Возможно, Вы напишете 20 тысяч знаков, а оставите из них только 2-3. Или сочините большой пост в свой блог. Обзор фильма, который посмотрели недавно. Небольшой рассказ о том, что случилось с Вами сегодня на работе. Неважно, что это будет. Практика есть практика. Но 20 тысяч в день - это основа основ, Ваш Святой Грааль, без которого у Вас никогда и ничего не получится.

4. Техника. "Количество текста переходит в качество", - подчеркивал великий Рэй Бредбери. Однако не стоит, конечно, думать, что это произойдет само собой, как ядерная реакция - дескать, после набора критической массы сразу же родится сверхновая. Все не совсем так.

В каждой профессии есть свои техники, свои методы и приемы, свои hints and tips. Не зная их, автор подобен ежику в тумане; бродит наугад, даже не зная, куда идти. Освоив технику писательского искусства, автор сможет решить сразу много проблем.

И здесь мы сталкиваемся с серьезной опасностью. Наш рынок наводнили дешевые пособия о том, "Как написать бестселлер". Никакого отношения к серьезной литературе они не имеют. И тому есть две веские причины.

Прежде всего, большинство этих пособий написаны за рубежом. Они не учитывают ни особенностей русского языка, ни специфики нашего книжного рынка. Поэтому их советы, - справедливые и здравые сами по себе, - у нас просто не работают.

Приведем простой пример. Стивен Кинг пишет, что следует избегать наречий и деепричастных оборотов. Эти слова часто цитируют у нас, однако забывают о том, что на русском языке и наречий, и деепричастия звучат вполне благозвучно, и при умелом использовании не только не портят текст, но, напротив, украшают его. Вот простой пример, взятый из форумного обсуждения:

- Это что значит? - сказал, нахмурясь, Пугачев.
- Прикажи читать далее, - отвечал спокойно Савельич. ( ... )
- Какими злодеями? - спросил грозно Пугачев.

Как видите, советы Стивена Кинга применимы только к английскому языку, но у нас не работают.

То же самое касается и пособий, которые опираются на опыт западного книгоиздания. Так, автор книги "Как написать бестселлер" Эл Цукерман - успешный литературный агент, и в своей книге приводит в качестве примера работы своего клиента Кена Фоллета. Кен Фоллет выпустил много бестселлеров на Западе, но у нас практически не известен. Почему? Все просто - его книги "заточены" под западный рынок, и в нашей стране поклонников не нашли.

Иными словами, толку от таких пособий не так уж много.

Отдельно стоит упомянуть книги для редакторов. От Норы Галь до Роберта Мак-Ки - многие редакторы и продюсеры выпустили книги о литературе и сюжетостроении. Никогда, никогда, даже в безумном сне нельзя пользоваться такими пособиями. Почему? Очень просто.

Допустим, Вы - доктор Айболит, и Вам надо пришить зайчику оторваные лапки. Какой книгой Вы будете руководствоваться? Первая - "Лечение грызунов в амбулаторных условиях. Справочник хирурга". Вторая книга - "Разделка, свежевание кроликов. Пособие для юного мясника".

На первый взгляд, книги очень похожи. И там, и здесь речь идет о строении кролика. Но вполне очевидно, что книги-то разные. И горе тому врачу, который станет "лечить" кролика по книге для мясника. Вернее, конечно, горе пациенту этого врача.

Книги Галь, Мак-Ки и компании - это книги для редакторов. Мясников от литературы. Хотите ими пользоваться? Ваше право; но Вы угробите не только пациента, но и свой талант, свою писательскую карьеру.

5. Умение достигать цели. Хорошей работы - мало. Нужно еще уметь добиваться своего. Автор в наши дни - не мудрец-отшельник, который сидит в башне из слоновой кости. Вернее, сидеть-то там он может, но тогда и на обед ему придется эти самые кости глодать.

Есть много книг, посвященных достижению успеха - Брайан Трейси, Джо Витале, Роберт Кийосаки. Особенно я рекомендую Трейси. А теперь спросим себя - все ли начинающие авторы изучили эти пособия? Выполнили каждое из упражнений, что предлагает Трейси? Проработали каждую главу, каждую методику? Сомневаюсь! Иначе были бы не "начинающими", а "успешными".

Успех в мире литературы - подчиняется тем же законам и правилам, что и успех в любой другой сфере деятельности. Я не раз встречал авторов, которые терпели сокрушительное поражение только потому, что забывали об этом. Мало иметь талант. Мало владеть техникой. И усердного труда тоже мало.

Надо еще уметь общаться с людьми. Ставить цели. Разрабатывать планы, достигать задуманного. Совершенствоваться. Окружать себя позитивными, нацеленными на успех людьми. Раскрыть все эти темы в одной статье не получится, да и не нужно. Есть много книг, посвященных секрету успеха. Обязательно изучите их. Да, - именно изучите, пройдите с карандашом, по нескольку раз выполните все упражнения. И тогда многие проблемы решатся сами собой.

Мы перечислили пять слагаемых успеха. Это талант, удача, усердие, обучение и умение достигать поставленных целей. Первые два фактора - все сферы Вашего контроля. Это и хорошо. Остаются три - много работать, много учиться, и уметь добиваться своего в жизни. Открою Вам небольшую тайну. Многие авторы не могут похвастатьтся успехами ни в одной из этих областей.

Много, каждый день трудиться? Смешно! Талант на то и талант, чтобы раз в год чирикнуть - и сразу огрести кучу престижных премий и огромные гонорары. Учиться? Чему?! Наши авторы и так все знают, лучше Толстых и Чеховых. Добиваться своего? Вот еще! Автор должен быть тупым, пьяноватым хамом, который закатывает истерику на каждом шагу, раз за разом подставляет своих контрагентов, не имеет ни цели в жизни, ни силы воли, чтобы добиться хоть какой-нибудь цели.

Верно?

Неверно. Тихая, спокойная, пошаговая работа над собой и над текстом - вот залог успеха писателя. Если Вы пойдете по этой дороге и осилите ее до конца, то достигнете всего, чего захотите. И не беспокойтесь - на этом пути у Вас не будет конкурентов. Мало кто способен на тяжкий, ежедневный труд. А если такие люди Вам все-таки повстречаются, - то они станут Вам друзьями и помощниками, а не врагами.

В избранное