Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Советую прочитать

  Все выпуски  

Советую прочитать Выпуск 265 17 ноября 2018


 

 

 

        Призрак русской идеологии бродит по России...

 

 

     Состоявшийся 1  ноября XXII Всемирный русский народный собор  особого  внимания к себе  пока  не  привлек. Даже  несмотря на некоторые его  очевидные неординарности чисто  внешнего характера: он  впервые состоялся в Кремле, на  нем тоже, кажется,  впервые  выступил президент. За сопутствующую неординарность  можно  принять  и отсутствие портянки  на  Мавзолее 7 ноября во  время вполне официального  мероприятия  в честь 77-летия  исторического парада .

     Из  имевшего  место  на  самом  соборе определенно  есть  смысл  выделить выступление профессора из МГУ ( и одновременно  первого заместителя председателя синодального Отдела РПЦ по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ)  Александра  Щипкова.  Достаточно  ознакомиться лишь с перечнем  тем, которые он  затронул  в  своем  докладе  под названием "Новый русский консерватизм" , чтобы с эти  согласиться.

Речь же в  докладе  шла о том, что

- соответствие политики  государства национальным  традиционным   ценностям является   основой его подлинного суверенитета;

- "пределы глобализации достигнуты";

-"претензии либерализма на универсальность общественной модели оказались ложными";

- Россия это "не Север и не Юг, а Центр... Север реализует идею господства, Юг исторически находится в вассальном положении. Но для России не характерно ни господство, ни подчинение. Мы унаследовали византийский принцип культурной мозаики и равноправия культур. В своих истоках – это христианский принцип";

- Центр - "это смысловое ядро христианской цивилизации", а  значит,  центр прежде всего  ценностный. И России необходимо отстоять таковое свое место в мире  - продолжить укрепление суверенитета, стать главной частью  центра  и " взять на себя историческую роль – преодоление внутреннего исторического разрыва Запада, который произошел в 18 веке. Речь идёт о преодолении вековой травмы европейского сознания, преодолении раскола между "традицией" и "современностью". России предстоит на собственном примере воссоздать эту целостность, уйти от ложного противопоставления современности и традиции";

- если "когда-то Русь выбирала веру", то "сегодня мы размышляем о выборе идеологии";

- набирающий вроде бы популярность консерватизм  идеологией сегодня не является."Идеологией он станет тогда, когда сформулирует свою собственную ценностную базу";

-наилучшие  перспективы   в  этом отношении у социального консерватизма,"пытающимся соединить идеи традиционных ценностей и социальной справедливости";

И, наконец,  снова о государственном суверенитете о том, что это - прежде всего "способность поддерживать такое состояние страны, при котором политическая повестка совпадает с ценностями народа, а не противоречит им".

      В  выступлении президента Путина  столь  четкой и острой постановки сегодняшних  проблем русской цивилизации не было, но  статус России как самобытной цивилизации  им был признан   - так же, как  и роль традиционных   установок  в этом статусе.

     В значительно большей степени с А. Щипковым перекликаются суждения,  высказанные в докладе  Патриарха Кирилла. Это и размышления Патриарха о цивилизационной идентичности, и  признание им  определяющего  влияния на  будущее "идеологических, мировоззренческих противостояний в мире, которые нарастают" .

Перекликается с высказываниями А. Щипкова о  западноевропейском  разрыве между  традицией и  современностью   и мнение    Патриарха о главной ошибке  Нового  времени -  отказ "от традиции, то есть от системы передачи ценностей от поколения к поколению, которая формирует цивилизационный код народов с его культурными, духовными и религиозными парадигмами..." .

     Вопрос  о  цивилизационном развитии  России, ставший   главной темой  22-го  собора, предстал  на нем, как видим, и в качестве  проблемы  разработки  идеологии( системы опорных  идей) русской цивилизации. И  инициатива  здесь  явно за Церковью - государство  пока держится в хвосте. Власть наша легко,  без  особых переживаний-мучений    переступила  через статью Конституции, провозглашающую Россию социальным государством, а вот пред статьей о де-идеологизации  России  коленопреклоненно  замерла и расставаться с  этим  "благим"  состоянием пока, кажется, не  намерена.

       Но  призрак  русской идеологии по России уже  не  просто  бродит - он   даже получает аккредитацию на  представительных собраниях за кремлевской  стеной. Что же касается ареалов,  от  власти  удаленных,  то их этот  призрак и на минуту не покидал в  течение всего времени, прошедшего с  момента, когда новая Конституция России  попыталась столкнуть  великую   тысячелетнюю  цивилизацию в безыдейное болотце.

   В  дни, предшествовавшие дню 22-го  собора и последовавшие за ним,   это нашло подтверждение  в целой серии речей  и поступков:

 

- 30 октября, классная  импровизация Виталия Аверьянова   на тему

  "Мечта-пророчество о Третьем Риме".

 ("Неудивительно, что русские люди, люди Третьего Рима как специальный народ-удерживающий, всегда остро переживали мировые проблемы... Существенно необходимо... развернуть эту идеологию миродержавия, сделать ее ясной, артикулированной, провозгласить во всеуслышанье." )

 - 31 октября,  Захар Прилепин  ( а это ответственный поступок  с несомненной  идеологической мотивацией) заявляет о том, что  он  покинул Донецк : " Моя «русская весна» закончилась" .

("Донбасс был местом свободы. Донбасс строил левую государственность... Донбасс руководствовался реальными героическими персонажами и реальными героическими устремлениями. А сейчас туда зашёл российский бизнес, который делает из Донбасса подобие рядового региона России. Это вызывает во мне глубокую жизненную печаль. Я разочарован. Надо было оставить территорию, где бы повестку дня не могли определять барыги, капиталисты и олигархи, как это у нас повсеместно").

 -1 Ноября  Александр Русин  предлагает исчерпывающую     характеристику  сформировавшегося в России  капитализма:

    "Капитализм в России - это антисоветская власть плюс потреблятизация всей страны".Т-Д  инверсия , использованная Русиным  в   базовом слове этой его формулы, несет очевидную идеологическую нагрузку
("Антисоветская власть формирует и поддерживает капитализм сверху, а потребительское общество формирует и поддерживает его снизу".
"Эксплуатация сильно трансформировалась и вышла на уровень самоэксплуатации, когда в головы потребителей через механизмы рекламы и маркетинга закладываются определенные цели - новый автомобиль, новый смартфон, новая мебель, новая одежда, продукты, услуги и так далее - и потребители, следуя заданным целям, стараясь заработать деньги на их реализацию, эксплуатируют сами себя и подгоняют друг друга."
"Так сегодня живет большинство - разница лишь в уровне, проценте избыточных покупок - у наиболее обеспеченной части страны он выше, у менее обеспеченной он ниже.".
"Потребительское общество - фундамент российского капитализма, антисоветская власть - его крыша."
"Пока потребители дорожат своим барахлом и думают о том, как купить новый смартфон или автомобиль, как расплатиться по старому кредиту чтобы взять новый - они будут голосовать за антисоветскую власть, потому что хотят сохранить свой привычный образ жизни, главным элементом которого является потребление
.)

 

-11 ноября  Андрей Сошенко , секретарь МОО «Русское Собрание» ,   в своем отклике на 22-й  собор

сообщает, в частности, что  еще 10 октября "Русским собранием" "принято решение о разработке программных документов, относящихся к ключевому вопросу – национальной идеологии " -

("...разработанные проекты, базируются на принципах и смыслах, отраженных в центральных, относящихся к базисным для понимания цивилизационного развития России, документах XXII ВРНС".

"Один из проектов, разработанный в конце октября этого года, то есть, до XXII ВРНС, может вылиться не просто в документ «Русского Собрания», но в «Русский Манифест», потому как ведет речь о сути русского консерватизма, традиционализма, Национальной Идее России". 

 

- И наконец,  31 октября  Александр Дугин , публикация  "Шанс для преодоления раскола 17-го века",  в первой  части которой   дана чрезвычайно жесткая оценка той  позиции, которая была  занята  российской  властью  в вопросе о  русской весне. А. Дугин  считает, что   в 2014  году   мы  уклонились от  своего долга в отношении  Малороссии - от своей миссии  в  отношении ее ,  дали  возможность укрепиться режиму, сооруженному  на Украине,  -  сегодняшним  кризисом в РПЦ на Украине   фактически расплачиваемся за свою невнятную  политику в 2014 году, за отказ от  активной государственной  поддержки  русской  весны .

Он  также напоминает о той  роли, которую сыграли греческие  иерархи  на соборе 1666-1667 годов,  не  только заложившем раскол в РПЦ, но  и, по его  мнению, нанесшем  серьезный   удар  по русскому православному самосознанию, по  русскому византизму, по русскому   мессианству - по  идее  " Москва - Третий Рим".        Русское  православие , считает А. Дугин,   стало   в 17-м  веке своего рода жертвой греческой   церковной  политики. Нынешний  же  кризис в  отношениях с константинопольским  патриархом  может быть  использован  как  шанс для того, чтобы вернуться  к идее русского  мессианства -  восстановить русское  православие в качестве оплота вселенской православной  Церкви.                                                                                               

В  качестве приложения: размышления о  русской идеологии из    2016 -2012 годов

 

полностью здесь

http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2018/2018p1113vrns.htm


В избранное