Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Няганская ГРЭС: больше пирамиды Хеопса, выше Эйфелевой башни и


 

Няганская ГРЭС: больше пирамиды Хеопса, выше Эйфелевой башни и мощнее двадцати «Боингов»

 

 

В сентябре состоялось открытие новой тепловой электростанции в Западной Сибири – Няганской ГРЭС. В церемонии приняли участие президент Российской Федерации Владимир Путин и президент Финляндии Саули Ниинисте. Наш корреспондент Ирина Кривошапка тоже была впечатлена масштабностью проекта.

 

Теперь Няганская ГРЭС – одна из самых крупных теплоэлектростанций в России, которая может войти в перечень рекордных энергетических строек по многим показателям. Это самый значимый и амбициозный проект в рамках инвестиционной программы корпорации Fortum в России, ставший первым за последние двадцать лет проектом строительства крупной парогазовой станции с нуля. Причем работы велись в сложном с точки зрения климата и логистики регионе – Ханты-Мансийском автономном округе.

– Выведя в коммерческую эксплуатацию первый энергоблок, мы прошли «экватор» в планах по выполнению нашей инвестпрограммы, – сказал исполнительный вице-президент корпорации Fortum, глава дивизиона «Россия» Александр Чуваев. – К концу следующего года, когда программа будет выполнена, совокупная установленная мощность электростанций нашей компании по электрической энергии практически удвоится. Няганская ГРЭС оснащена высококлассным современным оборудованием, которое позволит эффективно производить электроэнергию в регионе с масштабной нефте- и газодобычей.

Энергоблоки Няганской ГРЭС работают на основе ПГУ. Мощность первого превысила 420 МВт, по своим характеристикам, в частности по КПД, он стал одним из эффективнейших энергоблоков в стране. Кстати, за небольшое время работы энергоблок уже выработал 1,2 миллиарда кВт-ч электроэнергии. На втором энергоблоке ведутся пусконаладочные работы, он начнет свою работу до конца 2013 года. Сдача в эксплуатацию третьего энергоблока запланирована до конца 2014 года, ранее, чем предусмотрено графиком ДПМ. После завершения строительства мощность НГРЭС, работающей на природном газе, составит более 1250 МВт.

Выработка тепловой и электрической энергии по парогазовому циклу – одна из наиболее передовых технологий. Электростанции на базе ПГУ эффективны и отвечают самым жестким экологическим требованиям. Уровень выброса оксида азота на таких станциях в два-три раза ниже, чем на паросиловых или дизельных. ПГУ Няганской ГРЭС имеют одновальную компоновку: на одном валу находятся паровая, газовая турбины и общий для них генератор. Генератор соединен с газовой турбиной жесткой муфтой, а с паровой турбиной – посредством синхронизирующей муфты с автоматическим переключением. Такое решение обеспечивает независимость режимов вращения турбин и повышает эксплуатационную гибкость. Преимущество одновальной компоновки: более низкая металлоемкость конструкции и сниженный расход электроэнергии на собственные нужды блока, что позволяет выдавать в сеть большее количество электроэнергии, чем аналогичные по мощности двухвальные установки.

Природный газ на НГРЭС поступает из врезки в газопровод «Уренгой – Ужгород», проходящий в нескольких километрах от станции.

Няганская ГРЭС включает в себя три градирни – основных элементов системы охлаждения воды ПГУ, – одна из которых сдана с пуском первого блока, две другие, соответственно, будут запущены в работу со вторым и третьим энергоблоками.

В здании подготовки добавочной воды работает шесть очистителей механической фильтрации и ежечасно перерабатывается 1260 кубометров воды, рассчитанной на все три энергоблока станции.

– Принцип очистки на НГРЭС стандартный, но мы добавили элементы французской технологии, – рассказал руководитель группы по химводоочистке и экологическим вопросам Иван Слободян. – Все механические частицы, находящиеся в речной воде, укрупняются и склеиваются особыми реагентами, за счет чего процесс фильтрации становится более мобильным и эффективным. Отходы после очистки воды утилизируются – этот сухой остаток ила мы планируем использовать в качестве удобрения для растений, а очищенную воду мы возвращаем в цикл станции. В соответствии с циклом из 400 тонн очищаемой воды выпадает порядка 800 килограммов ила.

Еще одно уникальное техническое оборудование НГРЭС – открытое распределительное устройство, обеспечивающее выдачу мощности в единую энергосистему страны и средства автоматизированного дистанционного управления. Станция подключена к сети с помощью нескольких ЛЭП напряжением 220 кВ и 500 кВ.

По словам вице-президента по управлению портфелем производства и трейдингу Юрия Ерошина, если сравнить типичную российскую станцию с Няганской ГРЭС, то на НГРЭС работает примерно в десять раз меньше сотрудников, чем на других станциях. Это связано с тем, что уровень автоматизации станции соответствует всем принятым в мире высоким стандартам настолько, что компания не планирует в дальнейшем применять никакие дополнительные меры по автоматизации – они заложены в проекте и уже построены.

– Няганская ГРЭС в состоянии обеспечить электроэнергией 2-3 миллиона домохозяйств, – сказал господин Ерошин. – Поэтому мощность станции запроектирована таким образом, чтобы передавать ее потребителям на любые расстояния, начиная от Сургутского и Нижневартовского энергоузлов, где сосредоточено основное потребление ХМАО.

Мощности одного энергоблока Няганской ГРЭС было бы достаточно для обеспечения электроэнергией города с населением около миллиона человек или освещения половины федеральных автотрасс России. Предполагается, что Няганская ГРЭС окупится в течение пятнадцати лет, поскольку она построена в соответствии с договором о предоставлении мощности, что принято проектом.

НГРЭС входит в число проектов, реализуемых в рамках инвестиционной программы корпорации Fortum в России, одной из крупнейших в тепловой энергетике страны стоимостью в 2,5 миллиарда долларов США. Эта программа, основанная на договорах о предоставлении мощности, даст почти двукратный рост энергетических мощностей.

Второй по значимости инвестиционный проект – это реконструкция Челябинской ГРЭС. В настоящее время там ведется строительство двух энергоблоков – по 250 МВт каждый и рассматривается возможность строительства еще одного энергоблока. Задача этой станции – производство тепловой и электрической энергии в комбинированном режиме, отпуск тепловой энергии потребителям Челябинска.



Fortum ставит перед собой задачу завершить инвестиционную программу до конца 2014 года. После завершения инвестпрограммы общая установленная мощность станций компании составит более 5100 МВт. Затем Fortum нацелен на достижение дивизионом «Россия» уровня операционной прибыли 500 миллионов евро в 2015 году. Как сказал президент Финляндской Республики Саули Ниинисте, несмотря на все изменения, происходящие на российском рынке, операционная деятельность Fortum в России является более стабильной, чем на рынках Европы.



Для реформы тепла нужна политическая воля

В рамках мероприятий, посвященных открытию Няганской ГРЭС, мы побеседовали с топ-менеджерами компании – главным финансовым директором корпорации Fortum Маркусом Раурамо и исполнительным вице-президентом корпорации Fortum, главой дивизиона «Россия» Александром Чуваевым, которые рассказали не только о станции, но и перспективных планах в энергетике России.

– В 2008 году мы сделали стратегический шаг, купив основную долю ОАО «ТГК-10». За это время компания вложила 2 миллиарда евро в российскую энергетику, еще 500 миллионов евро будет освоено после окончания проекта строительства Няганской ГРЭС, – сказал господин Раурамо. – К концу следующего года мы выполним всю инвестиционную программу, намеченную в 2008 году. Сейчас компания производит электроэнергию для 7 миллионов домохозяйств Западной Европы, Урала и Западной Сибири.

– Как известно, в результате реформы электроэнергетики в 2008 году пришло порядка 45 миллиардов долларов инвестиций в российскую энергетику, тогда же пришли новые инвесторы, в том числе и Fortum, которые взяли на себя обязательства по строительству новых мощностей, – отметил Александр Чуваев. – Мы не всё успели сделать. Жизнь меняется, и мы должны сейчас изменить рынок, то есть привести его к новым условиям. Помимо этого, мы должны совершить реформу в газовом секторе и теплоэнергетике.

– У вас есть какие то предложения по реформе теплоэнергетики, например, в регионе присутствия Fortum – ХМАО?

Александр Чуваев:

– В отдельно взятом регионе реформу тепла не осуществить, потому что теплоэнергетика регулируется федеральным законодательством. Если отдельный регион страны захочет повысить или понизить тариф на тепло, ему сразу же напомнят с федерального уровня о существующих пределах. На тему реформирования теплоэнергетики недавно состоялось совещание с участием министра экономического развития, министра энергетики, производителей тепла, где отмечалось, что вопрос реформы тепла отработан на уровне не хуже, а скорее лучше, чем это было сделано по реформе электроэнергетики. Сейчас дело только в политической воле тех руководителей, которые обязаны осуществить эту реформу. В сферу ЖКХ нужны инвестиции порядка 9 триллионов рублей, никакое государство это не потянет. Инвесторы готовы прийти. Но им нужны ясные, понятные долгосрочные правила.

Маркус Раурамо:

– Мы владеем опытом производства тепла и на биотопливе, и на газе, такие установки мы запускали в этом году в Финляндии и готовы предложить этот опыт России.

А. Ч: – Есть совершенно конкретный план реформы тепла. Приняты подзаконные акты. Например, схемы теплоснабжения городов с населением свыше 500 тысяч человек должны были быть приняты в 2011 году. Сейчас утверждено максимум шесть схем и те – с замечаниями. Муниципалитеты не хотят принимать эти схемы, потому что они покажут преимущества когенерации по сравнению с котельными. А ведь все муниципалитеты заинтересованы в строительстве котельных. Дело в том, что СССР был передовой державой по комбинированной выработке. Это Советский Союз показал миру, что централизованное теплоснабжение с комбинированной выработкой – это наиболее эффективное использование топлива. Опыт СССР был взят на вооружение странами Европы. В Дании, например, и сейчас запрещено строить котельные, потому что объединенная выработка электроэнергии и тепла – это гораздо более эффективное использование топлива. Это 80 85 процентов КПД станции в сравнении с выработкой электроэнергии без тепла.

Наша проблема в том, что у будущей реформы тепла нет хозяина, такого, как был у реформы электроэнергетики – РАО ЕЭС. Но реформа назрела, и если ее не провести, будет только лавинообразное увеличение коммунальных аварий и удорожание услуг ЖКХ.

– Как вы оцениваете полученный совместный с иностранными партнерами опыт и какие риски финская компания преодолевала в нашей стране?

М. Р.: – Наш опыт в России довольно успешный. Конечно, были взлеты и падения, как известно, но не только в России – по всему миру менялись экономические рынки. В России есть определенная стабильность и предсказуемость бизнес-среды и деловой сферы. Я думаю, в этом плане Россия продолжила свою реформу, открывая сектор энергетики западным инвестициям, демонстрируя тем самым стабильность политики правительства РФ. Что касается деловой активности компании Fortum, то мы соблюдаем одинаковые принципы на всех рынках, на которых работаем. В России мы получаем дань уважения от общества, нас поддерживают местные и центральные органы власти. Мы видим, что действительно вносим лепту в развитие экономики страны. Мы с большим оптимизмом смотрим в будущее России.

А. Ч: – Как я уже сказал, по итогам реформы у нас создана конкурентная среда. Поэтому иностранные инвесторы конкурируют с российскими. Крупнейшими игроками на этом рынке являются компании, в которых доминирует государственная собственность и инвестиции, поэтому мы все с точки зрения инвестиционного климата находимся в одной упряжке. Если он ухудшается, то ухудшается для всех.

– Почему у вас нет контрактов с «Газпромом»?

А. Ч.: – Дело в том, что регулирование тарифов по газу устроено таким образом, что «Газпром» поставлен в неравное положение по отношению к независимым поставщикам. Отпустите «Газпрому» цену, дайте ему возможность снизить тариф, поставив планку ФСТ как предельную цену. Тогда «Газпром» станет конкурентоспособен, будет работать в конкурентной среде, и от этого выиграют все. Мы коммерческая организация, и, безусловно, топливо занимает 60 процентов себестоимости нашей электроэнергии. Если «Газпром» нам будет давать цену конкурентоспособную, мы рассмотрим эти предложения.

– Как вы относитесь к идее замораживания тарифов на тепло?

А. Ч.: – Отрицательно. Мы делали расчеты, изучив «платежки» населения в Челябинске и Хельсинки – платежи оказались одинаковы. При этом тарифы в Челябинске в три с лишним раза ниже, чем в Хельсинки. Это значит, что у нас в три раза больше расходуется тепловой энергии, то есть неэффективность системы колоссальная. Чтобы привести ее в состояние эффективности, нужно инвестировать в эту сферу. Мы готовы быть инвесторами, но нужны правила. Замораживание тарифов ни к чему не приведет, оно приведет только к развалу системы. Нужна реформа тепла и четкое, прозрачное законодательство. Деньги и инвесторы есть. Все готово для того, чтобы тарифы повысились, а платежи населения снизились.

– Известно, что Няганская ГРЭС рассчитана в том числе и на производство тепла. Но если добавится теплогенерация, то сети Нягани просто не выдержат такой нагрузки.

А. Ч.: – В Нягани работает шестнадцать котельных. Они работают на попутном газе, мазуте и др. Тариф – порядка 1400 руб. / Гкал. Тариф от ТЭЦ будет примерно 800 900 руб. / Гкал. То есть с точки зрения источников вы уже выгадываете. Сети – это отдельная история, их тоже нужно реформировать. Возьмите нормального инвестора, дайте ему нормальный сетевой тариф, он придет и все сделает. Мы готовы это взять на себя, но при четком понимании правил игры.

– Как вы относитесь к инициативе Минэнерго ввести на рынке тепла прямые договоры между производителями тепла и предприятиями?

А. Ч.: – Поскольку было перекрестное субсидирование и промышленность субсидировала население, то вся промышленность, мало-мальски потребляющая тепло, ушла от централизованного теплоснабжения, построив свои котельные, тариф на которых дешевле примерно на 30 процентов. Все промышленники готовы вернуться, они просто не готовы вернуться в схему «перекрестки». Например, в Челябинске рядом с нашей ТЭЦ находится предприятие, которое готово к нам вернуться. Мы готовы дать ему коммерчески выгодный тариф, чтобы предприятие закрыло свои котельные и перестало разбазаривать газ, но они отказываются из за того, что опасаются возврата к перекрестному субсидированию. Повторю: реформа тепла – основное мероприятие, которое должно сейчас произойти, потому что в сфере теплоэнергетики такие перекосы, из за которых страдает промышленность. И когда нам говорят, что промышленность неконкурентоспособна из за цен на электроэнергию, мы говорим: она неконкурентоспособна из за тепла в первую очередь. Мы готовы договариваться с промышленностью на конкурентных условиях, мы готовы давать им тарифы, которые помогут им закрыть собственные неэффективные источники тепла.

– Как вы оцениваете платежную дисциплину российских потребителей?

А. Ч: – Ни для кого не секрет, что есть проблема с управляющими компаниями, которые собирают деньги с населения и не платят в сторону ресурсоснабжающих организаций. Вторая проблема в том, что население платит лучше, чем управляющие компании, но платит оно 92 95 процентов, при этом исправно платит именно за электроэнергию, потому что ее можно отключать. Сейчас мы формируем предложения в пакет мер по реформе теплоснабжения, как улучшить платежную дисциплину. Причем основные неплательщики – не асоциальные элементы, это группа людей, сознательно не осуществляющих платежи.

– Каковы перспективы у этой реформы и какие крупные компании в ней участвуют?

А. Ч.: – Fortum – далеко не самый крупный игрок, скорее, один из самых маленьких. Один из крупнейших, конечно же, «Газпром энергохолдинг», которому принадлежит «Мосэнерго», МОЭК, по большей части ТГК-1 и т. д. Безусловно, серьезные игроки на рынке тепла – это КЭС-Холдинг, «Интер РАО», все генераторы, Минэнерго. Понятно, что делать, понятно, какие законодательные инициативы нужно продвигать, но они двигаются очень тяжело. И даже непонятно, с кем мы боремся, поскольку нет организованного контрагента. Вроде нет противников, но при этом ничего не идет. Даже необходимость разделения единых теплоснабжающих организаций и разработки схем теплоснабжения, которые тормозятся муниципалитетами на всех уровнях, рассматривается и принимается уже полгода. Реформа готова, нужна политическая воля руководства страны.

 

 


 

Ирина КРИВОШАПКА

 

 

 

СПРАВКА

Объем земляных работ по строительству НГРЭС составил 6,32 миллиона кубометров, что в два с половиной раза превышает объем пирамиды Хеопса. При сооружении станции смонтировано около 18 000 тонн металлоконструкций: это в два с половиной раза больше, чем при строительстве Эйфелевой башни. Общий вес основного технологического оборудования трех блоков составил 17 085 тонн. Если это оборудование привезти, используя обычные грузовые вагоны, то длина поезда составила бы 3,7 километра. Расход топлива газовой турбины Siemens составляет 77,5 тысячи кубометра в час: «Боинг-747» расходует за час полета в шесть с половиной раза меньше.

 


С вопросами и предложениями обращайтесь по адресу ep@eprussia.ru



Информационный портал Энергетика и промышленность России - это:

Ежедневная новостная лента Новости энергетики.

Уникальная бесплатная электронная библиотека для специалистов.

Электронная версия и архив газеты Энергетика и промышленность России.

Новинки нормативно-технической литературы от издательств в разделе Книжный магазин.

Доска объявлений для предприятий, работающих в промышленно-энергетических отраслях.

Информация об отраслевых выставках, конференциях и семинарах в разделе Выставки.

Каталог сайтов компаний ТЭК и промышленности.

Наш портал может предложить рекламодателям следующие Услуги:
Участие в "Каталоге ЭПР" (в том числе регулярное самостоятельное размещение ваших новостей в ленте Новости компаний);
Размещение рекламных баннеров различных форматов на всех страницах портала;
Размещение рекламных статей.


В избранное