Семинар «Искусство Public Relations: Психология&Философия»
АДРЕС ПОДПИСКИ: www.subscribe.ru/catalog/psychology.hjd
Ведущий рассылки: Леонид Жуков, lbg@rpri.ru
Участие в очной форме семинара – по согласованию с ЛЖ, бесплатно: (095) 248 1990.
(Краткое описание очной формы: я определяю этот семинар как дзэн-семинар или,
иными словами, научно-практический семинар по вопросам постановки целей и принятия
решений в сфере консалтинговой деятельности и, в частности, в PR как искусстве)
PHI. БРЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК
Идол острова Пасхи – очень хорошая метафора человека. Он неподъемен и неподвижен,
пока лежит ничком, уткнувшись носом в землю или, более того, являет собою лишь
проект, заключенный в толще базальтовой скалы. Однако непрестанные, хотя и ускользающее
ничтожные, усилия людей заставляют его подняться и идти – вот, что делает человека
человеком. Таков бренный дух человеческий, вставший из персти земной.
PHI. В СТИЛЕ АВИЦЕННЫ
Плотная еда погружает ум человеческий в сон, делая его тяжелым и неповоротливым.
В этом случае холодное обливание или физические упражнения могут взбодрить человека,
вследствие чего его ум приобретет некоторую подвижность, но все-равно будет оставаться
вялым и тяготеющим к неподвижности. И только опасность или голод придают уму
ясность и подвижность, вполне соответствующую его природе. Однако и в этом случае
в направлении движения ума остается выбор между целями, которые могут иметь как
естественное, животное происхождение, так и происходить из собственных потребностей
человеческого ума – природы разума. И часто в противостоянии этих двух влечений
единственное, что может сделать разум – это остановиться и не делать ничего,
ибо в этом случае, хотя ему не удается продвинуться на пути построения духа –
своей разумной природы – то он все же и не опускается до укрепления своей естественной
природы, которая тогда лишь имеет смысл в своем существовании, когда служит высшему,
духовному предназначению.
– «…всякая воля бывает либо разумной, либо телесно-чувственной» (Ибн Сина. Избранные
философские произведения. М., 1980)
PHI. ИСТИННАЯ ТЕОРИЯ
Истинная теория базируется на трех категориях (императивах) – истине, добре и
красоте.
– Хотя, по видимому, следуя Спинозе, можно сказать, что количество подобных атрибутов
субстанции (если категорию рассматривать как атрибут, а субстанцию как истинную
теорию) может быть бесконечно. Например, энергия, дух, информация, поле, материя,
гармония, целостность…
– Ощущение прекрасного являет собою ничуть не менее внятное чувство, чем ощущение
времени или пространства.
PHI. В СОВЕТСКО-МАРКСИСТСКОЙ ТЕРМИЛОГИИ
В советско-марксистской терминологии, мистика – это метафизика объективного идеализма.
Платон – создатель системы объективного идеализма, Плотин – создатель метафизики
объективного идеализма, или мистики.
PHI. ПРАКТИКА И ТЕОРИЯ
– Добро и зло – истина практики; правда (истина) и ложь – истина теории.
– Практика экстравертна; теория интровертна.
MED. TXT-LIT. «ГОМЕОПАТИЯ ДВИЖЕНИЯ»
Геннадий Головатый (мой знакомый, больной костно-мышечной дистрофией) как-то
познакомил меня со своим врачом, мануальщиком, который сказал мне, что для того,
чтобы не было остеохондроза, достаточно каждый день делать 3 упражнения по 6
раз – махать руками, наклоняться и приседать.
– Так просто? - спросил я.
– Так просто! - ответил он.
Это показалось мне удивительным, поскольку я всегда считал, что здоровье требует
труда, а в запущенных случаях еще и неприятных процедур. Но за ним стоял авторитет
дипломированного врача, - я думаю, он знал, что говорил. Кстати, по поводу этой
фразы – «Так просто!» – мне вспоминается, как ее театрально произносил Алан Чумак
в одной из телепередач, осекая простым движением руки дурное влияние, которое
оказывали участники телевизионного эксперимента на добровольца на сцене.
И точно так же Александер говорит, что достаточно лишь подумать о каком-либо
движении, отнюдь никак не пытаясь даже совершить его, для того, произошли определенные
телесные изменения, соответствующие этому движению (я бы сказал, - образу этого
движения). Последнему я вполне верю, поскольку здесь работают известные законы
гипноза и НЛП.
– Отпусти шею, вытяни спину, расправь плечи! Достаточно просто произносить эти
заклинания мысленно, про себя, чтобы был эффект, – говорит Александер. И, действительно,
его пациенты «подрастают» на 2-3 см.
Итак, возникает вопрос, какой смысл в упражнениях, которым меня научил врач Головатого,
если те же самые взмахи руками, приседания и наклоны я совершаю десятки раз на
дню, просто живя? Объем физической нагрузки от этих упражнений элементарно теряется
на фоне объема физической нагрузки от обычного моего существования за день. –
Ответ: смысл в том, что, делая упражнения, я не делаю больше ничего другого.
Смысл в самих упражнениях как таковых! Смысл в принципе, согласно которому я
часть своего времени отдаю своему телу, занимаюсь своей телесностью, своим здоровьем.
Т.е. для того, чтобы здоровье было, его надо создавать – так же, как я создаю
свое «я». Мое здоровье, таким образом, составляет часть меня – является неотъемлемой
характеристикой (качеством) моего «я»; кроме физической (телесной, плотской)
составляющей имеет еще и духовную координату.
То есть, на самом деле, я вовсе даже могу физически и не заниматься никакими
упражнениями, а просто думать о них – делать их мысленно и, я полагаю, – эффект
будет тот же. Просто физическое их исполнение (как монастырь) является подпоркой
для мысленного – облегчает мне реализацию принципа – «потрать время на тело!»
Итак, физическое движение уменьшается настолько, что его внешнее проявление становится
исчезающее мало (движение растворяется в мысли). Я бы назвал такой подход «гомеопатией
движения» (или «двигательная гомеопатия»). Вот еще один вариант медицинской (телесной,
физической) концепции здоровья.
– Так же точно молитва и соблюдение церковных обрядов служат укреплению духовного
здоровья (духовная концепция здоровья). По принципу – «отдай часть времени духу!»
– Мысленные упражнения реализуют принцип подчинения разума телу (подчинение теории
практике). Молитва реализует принцип подчинения тела духу (подчинение практики
теории).