Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Искусство Public Relations: Психология&Философия"


Семинар "Искусство Public Relations: Психология&Философия"

АДРЕС ПОДПИСКИ: www.subscribe.ru/catalog/psychology.hjd

Ведущий рассылки: Леонид Жуков. ЖЖ – http://leonid2004.livejournal.com. Приглашаю принять участие в работе Кейс-клуба «64 стратегемы», который я веду совместно с Владиславом Тарасенко, автором одноименной методики управленческого консультирования. E-mail: lbg@mail.ru


PHI. PR. ПРАКТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КАК РЕЦЕПТ
Практические знания, по Шюцу, - "рецепты" (по аналогии с кулинарными рецептами).
- Вся, так называемая, "наука PR" это сборник рецептов.
- О методологах. Является ли теория Щедровицкого анализом рационального действия (в понимании Шюца)? Существует ли вообще какая-либо теория, позволяющая сконструировать, так называемое, рациональное действие в социальной системе или во мне самом? Нужно ли "рациональное действие" практике?
- "Рациональность знания имеет место лишь при условии, что все элементы, из числа которых действующий должен сделать выбор, осознаются им ясно и отчетливо. Сам же выбор является рациональным при условии, что из всех средств, находящихся в пределах досягаемости, действующий отбирает то, которое наиболее подходит для достижения поставленной цели" (Шюц, с.85).
- "Несомненно, что "рациональные акты" вместе с их противоположностью, определяемой Максом Вебером как "традиционные" или "привычные", представляют собой идеальные типы, которые редко встречаются в повседневном действии в чистом виде. Идеал рациональности не является и не может быть специфической особенностью повседневного мышления и, следовательно, не может быть методологическим принципом интерпретации человеческих действий в повседневной жизни" (Шюц, с.85-86).

PHI-PR. ЦИТАТА. ШЮЦ. СХЕМА ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ. "НАУКА ПРАКТИКИ" ПО ШЮЦУ
Мне лишь хотелось бы подчеркнуть, что идеал рациональности не является и не может быть специфической особенностью повседневного мышления и, следовательно, не может быть методологическим принципом интер¬претации человеческих действий в повседневной жизни. Это станет еще более ясным, если обсудить скрытые импликации утверждения — или, лучше сказать, постулата, — что рациональный выбор присутствует лишь при условии, что действующий обладает достаточным знанием цели, которой необходимо достичь, и различных средств,
пригодных для ее достижения. Этот постулат предполагает:

а) знание места, занимаемого целью, которой необходимо достичь, в структуре планов действующего лица (которую он тоже должен знать);

б) знание ее взаимосвязей с другими целями и ее совмести¬мости или несовместимости с ними;

в) знание желательных и нежелательных последствий, кото¬рые могут возникнуть как побочные результаты осуществле¬ния главной цели;

г) знание различных цепочек средств, которые технически или даже онтологически подходят для достижения этой цели, независимо от того, все или только некоторые их элементы подконтрольны действующему лицу;

д) знание помех, создаваемых этими средствами, для других целей или других цепочек средств, включая все их вторичные эффекты и случайные последствия;

е) знание доступности этих средств для действующего лица, отбирающего те средства, которые находятся в его досягаемо¬сти и которые он способен и может привести в действие.

Вышеназванные позиции никоим образом не исчерпывают того сложного анализа, который потребовался бы для ниспровержения понятия рационального выбора в действии. Сложности еще более возрастают, когда рассматриваемое действие является социальным, т.е. ориентированным на других людей. В этом случае дополнительными детерминантами выбора действующего становятся следующие элементы.

Во-первых, правильная или неправильная интерпретация его поступка его товарищем.

Во-вторых, реакция других людей и ее мотивация.

В-третьих, все упомянутые элементы знания (от а до е), которые действующий правильно или ошибочно приписывает своим партнерам.

В-четвертых, все категории знакомости и чуждости, интимности и анонимности, личности и типа, которые мы открыли в ходе нашей инвентаризации организации социального мира.

Этот краткий анализ показывает, что мы не можем говорить об изолированном рациональном действии, если подразумевать под ним такой акт, который является результатом свободного обдуманного выбора; мы можем говорить лишь о системе рациональных действий.

Но где искать такую систему рационального действия? Мы уже отметили, что понятие рациональности занимает свое законное место не на уровне повседневных представлений о социальном мире, а на теоретическом уровне его научного наблюдения. Именно здесь оно находит область своего методологического применения (Шюц, с.86-87).

В избранное