Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости Института психотехнологий


Семинары Сергея Переслегина в феврале

Знаниевый реактор - очерк принципов работы

Новый учебный фильм "Лекция по стратегии"

Семинары Сергея Переслегина в феврале

1. Занятие курса "Знаниевый реактор" 7-8 февраля.

Тема: "Мышление". Типы мышления и «лектики». Триалектика. ОДИ с использованием «лектичности» мышления.

Первый день: Лекция-семинар на тему "Мышление по Г.П. Щедровицкому, что мы можем взять?". Лектики мышления. Триалектика. Этап завершения научной картины мира. Когнитивный переход. Онтология. Рабочая. Объемлющая. Предельная. Кто претендует? Что такое квантмех сегодня? Мифы донауного, научного и постнаучного мира. Структура игр с применением лектик.

Второй день: Игра на конструирование рабочих онтологий с применением ролевого элемента, хелленгеровской расстановки в онтологическом пространстве, ОДИ. Результатом игры хотелось бы получить ответ на вопрос: куда мы идем в онтологическом пространстве?

Время занятий: 11.00-20.00.

2. Занятие курса "Теория социального управления" 15 февраля.

Средовое управление. Понятие среды. Средовое и объектное управление. Семинар: "Характеристики среды".

Антропосреды. Природная среда. Технологическая среда. Социальная среда. Информационная среда. Трансцендентная среда и роль онтологии в управлении. Семинар: "Типы управленческой трансценденции. Управление социумом и категория "свободы"".

Время занятий: 11.00-20.00.


Знаниевый реактор - очерк принципов работы

Дисклеймер: Все изложенное ниже представляет из себя рабочий конспект публикаций на тему теории знаниевого реактора, обнаруженных в открытом доступе (авторства С. и Е. Переслегиных), а также некоторых других поясняющих документов. Определения и рассуждения в большинстве случаев мои собственные (то есть не цитируемые), соответствующие оригиналу настолько, насколько позволяют мои скромные возможности. Классификации, естественно, цитируемые. Соответствие этого конспекта реальной теории жизненно важно, поэтому всячески приветствуется любая критика или пояснения.

Определения:

Информация - структурированное или неструктурированное отображение свойств и отношений объектов. Первичная информация о внешнем мире слабо структурированна.

Онтология - в информационных технологиях метод структурирования информации. В философии учение о категориях реальности, то есть по сути тот же метод структурирования информации.

Знание - особым образом структурированный (компактифицированный) информационный объект, обладающий свойством порождать собственную Онтологию. В прикладном плане - особенная структурированная форма интердисциплинарной интеграции.

Онтология и Знание связаны двунаправленно, как пространство-время и масса-энергия в теории относительности.

Логические уровни - методы самоописания сознания субъекта, служащие основой для структурирования ("сборки", компактификации) Знаний. Философские субъективные онтологии (скажем, позитивизм) структурированы по логическим уровням (которые для этого и были придуманы).

Используемые классификации уровней:
шестиуровневая Рассела (первоисточник не найден):
Где я? - Что я делаю? - Как я это делаю? - Почему я это делаю? - Кто я? - Зачем я?
пятиуровневая Бейтсона-Дилтса (НЛП):
Окружение - Поведение - Способности - Ценности/Убеждения - Идентичность

Соответствующие уровни компактификации Знаний (соотносящиеся по типу вложенности): Знание географическое, историческое, физическое, мифологическое (первый); Знания социосистемные, методологические (второй); Знание техническое, экономическое, антропологическое (третий); Знание рефлективное (четвертый); Знание трансцендентное (пятый). Шестой уровень не может быть описан принципиально.

Контуры сознания (по Лири-Уилсону) - эволюционно сформированные органические и функциональные органы головного мозга, отвечающие за восприятие и категории мышления. Прослеживается однозначный параллелизм между первыми пятью-шестью контурами и соответствующими логическими уровнями.

Классификация включает 8 контуров: био-выживательный (оральный), эмоциональный (анально-территориальный), символический (семантический), социальный (социополовой), нейросоматический, нейроэлектрический (метапрограммирования), нейрогенетический (морфогенетический), психоатомарный (нелокальный квантовый).

Протоколы - формализованные методы (прикладной) коммуникации и достижения коммуникативных целей, соответствующие контурам сознания (и, очевидно, логическим уровням НЛП). Возможности по передаче смысла для каждого протокола выше, чем для предыдущих, таким образом, трансляция из более высокого протокола в низкий всегда сопровождается потерей смысла. Теоретически возможны восемь протоколов, по числу контуров сознания. Описаны пять: соматический ("нуль-протокол"), административный (распределения функций), конфликтологический (решения споров), нейролингвистический (получения результата, выгоды, удовольствия), метафорический (познания, совместного мышления, взаимопонимания).

Энергия - центральное и наиболее трудноопределимое понятие, включающее в себя информационную и смысловую насыщенность, уровень протокольности, уровень непрерывной (не дискретной) "пассионарности", психоэмоциональное состояние. Энергия расходуется, в частности, на поддержание заданного уровня протокольности.

Принцип работы реактора:

Центральным элементом реактора является тесно связанная (способная к коммуникации на высоких уровнях протокольности) группа людей, называемая смысловыделяющим элементом (СВЭЛом). СВЭЛ обслуживается двумя вспомогательными группами (условно передающей и принимающей).

Передающая группа ("экспертное поле") нагнетает Энергию внутрь СВЭЛа, повышая уровень протокольности до метафорического (и, теоретически, выше). Метафорический протокол обладает высокой степенью воздействия на личность, таким образом, на этом этапе личность приобретает выраженные "субъект-объектные" качества. Вследствие этого, на уровне метафорического протокола, внутри СВЭЛа происходит процесс "разрушения Онтологии", сопровождающийся высвобождением большого количества Энергии (метафора цепной ядерной реакции).

Освобожденная Энергия активизирует мыслительную и коммуникационную деятельность внутри СВЭЛа. Основной формой деятельности является компактификация неструктурированной информации, полученной извне. СВЭЛ также структурирован и имеет средства управления этой деятельностью, обеспечивая генерацию идей для решения поставленной задачи. Принимающая группа (группа снятия информации) осуществляет распаковку компактифицированного Знания и, соответственно, перевод информации на более низкие уровни протокольности. На этом же этапе происходит фильтрация сгенерированных идей и их доводка до стадии готовых проектов решения.

Разрушение Онтологии можно представить как своего рода "гравитационный коллапс", когда компактификация Знания достигает настолько высокого уровня, что порожденная им Онтология втягивает в себя личностные Онтологии людей в СВЭЛе. Полученная Онтология называется "онтологией с острыми краями" и обладает способностью разрушать Онтологии людей, пришедших в контакт с ней. Поэтому задействуется также третья группа, безопасности, задача которой - не допустить "взрыва" реактора. Отдельной проблемой является "выведение" участников СВЭЛа из коллапса после завершения работы.

Технологическое обеспечение:

Ориентировочный, никак не систематизированный и не исчерпывающий список "психотехник", необходимых для успешной реализации вышеописанных принципов:

1) общие навыки интеллектуальной работы в экстремальных психических условиях
2) способность к коммуникации на всех уровнях протокольности
3) способность к трансляции информации между протоколами
4) способность к интроспекции на всех пяти описываемых логических уровнях
5) способность к модификации и восстановлению информационной структуры на всех пяти описываемых логических уровнях, что подразумевает в конечном счете
6) способность к рефлексии на шестом логическом уровне...


Новый учебный фильм "Лекция по стратегии"

На сайте в разделе "Учебные материалы" появился учебный фильм "Лекция по стратегии", смонтированный на основе лекции Сергея Переслегина, прочитанной в октябре 2006 года.

 

Сайт: http://www.psychotechnology.ru/

E-mail: info@sociosoft.ru


В избранное