Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Обзоры фильмов и книг от Ekvilibrium.Ru Выпуск 34(5)


Информационный Канал Subscribe.Ru

31 Июня
Обзоры фильмов и книг от Ekvilibrium.Ru
  Выпуск 34 (5)
         Привет!

        Сегодня мы затрагиваем очень сложную в нравственном, религиозном и социальном отношении тему. Вопрос о границе между жизнью и существованием тела-"растения", а также о допустимости эвтаназии - официальной помощи медицины в добровольном уходе из жизни неизлечимо больного человека.
        В пространстве рубрики "Обзоры фильмов и книг" мы не хотим выражать никакого однозначного мнения, высказываться "за" или "против". Здесь мы говорим на тему эвтаназии потому, что, как каждое актуальное и спорное явление жизни, она находит свое отражение в художественных произведениях, привлекая лучших мастеров экрана и пера.
        Два разных вида эвтаназии: "активный", когда больной осознанно принимает решение умереть "досрочно", и "пассивный", когда речь идет об отключении от систем жизнеобеспечения больных, находящихся в многолетней коме, - затронуты в фильмах выдающихся испанских режиссеров Педро Альмодовара и Алехандро Аменабара.
        С разницей в два года они сняли очень разные, но одновременно и близкие друг другу картины, заставляющие зрителя задуматься в первую очередь не о смерти, а о жизни.
        Оба этих фильма отличает умение найти в сердце безысходной драмы жизнеутверждающие идеи и вера в возможность победы духа даже в самых критических обстоятельствах.


        Море внутри / Mar adentro (2004)

        Биографическое повествование о Рамоне Сампедро, испанском моряке, после травмы позвоночника оказавшемся прикованным к постели без надежды снова встать на ноги. После 30 лет, проведенных в парализованном состоянии, Рамон пытался через суд добиться права на эвтаназию и покончил с собой только после получения официального отказа.
        Режиссер Алехандро Аменабар выстроил сюжет на основе книги Рамона "Письма из ада", упоминув в интервью о переработке ряда деталей.
        На роль 55-летнего главного героя символично выбран 35-летний секс-символ испанского кинематографа Хавьер Бадем. Во многом, вероятно, потому, что драма Рамона Сампедро раскрывается через тему женщин в его жизни - а их, судя по книге, было гораздо больше, чем показано на экране. Женщин, находивших друга и больше чем друга в мужчине, который не мог пошевелиться, и готовых ради любви к нему помочь ему вырваться из оков неподвижного тела.
        Открыто заявляя о своем желании умереть, главный герой приводит неоспоримые аргументы "биологической правды": все живое ощущает себя живым через движение, тактильные ощущения, реализацию возможностей своего организма и имеет право на это ограническое ощущение. Слова о первичности души и сознания звучат жалко, наталкиваясь на протест природы. Желание смерти, порожденное бесконечной усталостью и беспомощностью, постепенно обретает другое звучание, становится проявлением свободы духа.
        Представители церкви и рядовые католики, напоминающие о главенстве воли божьей, оказываются несостоятельными оппонентами, когда парализованный Рамон вытаскивает наружу их запуганность и неверие в самих себя.
        Рамон не бросает вызов обществу, его намерение просто и окончательно. Но возможность добровольной смерти одного человека становится яблоком раздора и вызывает в христианской стране огромный резонанс. Речь идет ни много, ни мало о диверсии против традиционных представлений и ценностей, в противоречие с которыми входит личный опыт и ощущения центральных персонажей картины.
        Зритель оказывается в той же ловушке: между желанием, чтобы страдания другого человека прекратились, и ужасом перед способом, способным их прекратить. Фильм достаточно натуралистичен, чтобы сбить с образа смерти неуместный романтический ореол.
        Выход, найденный только одной из героинь, продиктован глубокой любовью и состраданием, и он выводит к свободе над плоскостью рациональных оценок. Но, как подчеркивает режиссер, это личное, сокровенное решение не является универсальным.
        Вопрос слишком сложен, чтобы мог быть найдет однозначный ответ, - таким выглядит для нас послание, заключенное в "Море внутри".


        Поговори с ней / Hable con ella (2002)

        В своем предпоследнем фильме Педро Альмодовар делает выход на нетрадиционный ракурс отношений мужчина - женщина. Впрочем, при полной конкретности сюжета, проблематика его столь широка, что можно встретить самые разные мнения, о чем же он нам рассказывает.
        Романтические переживания обычных, здоровых людей - это одно, но что с ними станет, если один из двоих окажется безмолвным телом, подключенным к системам жизнеобеспечения, на грани между жизнью и не-жизнью?
        Женщинам фильм Педро Альмодовара кажется посвященным им всем, здоровым и больным, одинаково нуждающимся в любви и заботе. Мужчинам он видится историей о преодолении мужского одиночества.
        У Альмодовара получается говорить обо всем этом небанально. Говорить там, где обычно отмахиваются, отгораживаются само собой разумеющимися, пустыми утверждениями. Им приходится искать в себе высшую любовь, умеющую обходиться без доказательств и даже надежды на взаимность. Любовь, которая не приходит мгновенно, легко и естественно.
        Центральной фигурой повествования является молодой человек по имени Бениньо, отстаивающий свою любовь в обход общепринятых представлений и медицинских фактов. Нетривиальным образом мыслей и действий Бениньо переворачивает картину мира окружающих. Сила его любви способна сделать невозможное - пусть большой, но оправданной для него ценой.
        Это очень трогательный, потрясающий до глубины души фильм, не вписывающийся в рамки сентиментально-жалостливых мелодрам. Совершенно непредсказуемый в плане сюжетной логики - ведущий герой при внешней простоте образа слишком ярок и уникален, так что просто смотришь на него широко распахнутыми глазами и спрашиваешь себя: "Неужели такое бывает?"
        Это тот вопрос, который ставит перед нами режиссер, ставит очень конкретно, выбивая нас за рамки привычных смыслов. В конце концов, только так мы и можем нащупать в себе главное, тот самый уровень надлогичной любви, которая, являясь чудом сама по себе, способна совершить чудо в безнадежно привычном материальном мире.


        Информация к размышлению

        28 апреля 2005 года, в Страсбурге после более чем трехчасовых дебатов и принятия более 70 поправок было отвергнуто предложение швейцарского парламентария Дика Марти (либерал) о праве на эвтаназию. Ранее это предложение уже снималось с повестки дня парламентской Ассамблеи Совета Европы в сентябре 2003 и в январе 2004 года.
        "Эвтаназия - пассивная или активная, тайная или явная - это повседневная реальность, с которой следует считаться", - заявил Марти, поясняя, что не преследовал цель "легализовать эвтаназию", а желал "просто привлечь внимание правительств к нелегальности", чтобы в каждой стране началось обсуждение этого вопроса.
        Первой страной в мире, легализовавшей эвтаназию, стали Нидерланды (2000 год). Недавно ее применение было разрешено там и в отношении неизлечимо больных детей.
        В Бельгии эвтаназия разрешена после проверки специальной комиссии и по достижении 18-летнего возраста.
        В Дании, с помощью так называемого "биологического завещания" можно потребовать, чтобы жизнь не поддерживалась искусственно.
        В Швеции "помощь в самоубийстве" является преступлением, за которое не наказывают; в Испании эвтаназия и самоубийство с посторонней помощью больше не считаются преступлением; в Германии эвтаназию можно применить к людям, находящимся в необратимой коме, согласно воле, выраженной пациентом в предыдущем и по разрешению специальных судов.

         Католическая информационная служба "AGNUZ"


         Комментируя в 2000 году принятие в Нидерландах закона о праве на эвтаназию, заместитель Министра здравоохранения России Анатолий Вялков заявил (сообщение ИА "Интерфакс"):
        "В России это исключено. Основанной на глубоких корнях российской культуре это не подходит. И никогда не подойдет".

       О том, что такое эвтаназия, и каковы рамки ее возможного применения, можно прочесть, например, здесь (выделив текст кликом мышки).


        Анонс: Следующий выпуск, amigos, будет посвящен всем повстанцам, ибо вместе с Васькой Кроликовым нам предстоит сказать веское слово о революции. С классическим "Если..." и новым фильмом о легендарном Че Геваре "Дневники мотоциклиста".


        Вы можете рекомендовать свой любимый кинофильм или книгу остальным читателям Эквилибриума.

        Прислать рецензию >>> shrek@ekvilibrium.ru

        И помните, все сказаное вами может быть использовано против вас, если в письме не будет указано обратного:-)


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.oliolog.cinema
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное