Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Выпуск второй недели сентября 2011.

В 2011 году в выпусках рассылки «Интерпретация проективных тестов» будет перепечатана моя монография «Посттравма: диагностика и терапия», изданная в 2006 году издательством «Речь» тиражом 1500 экземпляров. Как мне неоднократно приходилось слышать, тираж книги давно распродан. Где прочесть издание он-лайн, я не знаю, поэтому опубликую текст здесь, в «Золотой» рассылке, - в книге 248 страниц, неделя за неделей по пять страниц у вас будет возможность прочесть её всю, бесплатно. Книгу я писала в 2005 году, новые статьи, лекции и практические занятия по психодиагностике и психотерапии еженедельно пишу для тех, кто оформил платный абонемент.

Книга на сайте Озон
Страницы 147-148 занимает название «Часть III ВЗГЛЯД ПСИХИАТРА. ЛИЧНОСТНАЯ ДИНАМИКА В ДИАГНОСТИКЕ И ТЕРАПИИ», со страницы 149 начинается Глава 7 ПРОФЕССИОНАЛИЗМ КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА.
© О.В. Бермант-Полякова, 2006
Со стр. 149-151
Часть третья.

Взгляд психиатра.

Личностная динамика в диагностике и терапии.

Глава 7. Профессионализм клинического психолога.

Медицинская психология изучает психологические проблемы больных людей. Она тесно связана с патопсихологией и психопатологией, областями знания, которые описывают одну и ту же реальность разным языком. Эта реальность – человек, который по каким-то причинам затрудняется жить, любить и работать так, как это делает большинство людей. Традиционно медицинская, или клиническая психология делится на две основные сферы. Одна изучает патологию психики в её отношении к обычной жизни, главным образом в психиатрической клинике и центрах лечения зависимостей. Другая изучает психику обычного человека в её отношении к патологическим обстоятельствам. Её территория это тюрьма, хоспис, больница, реабилитационный центр.

Круг психологических проблем в рамках медицинской психологии может быть рассмотрен с разных точек зрения. Одна из них – традиционная для медицины диалектика диагностики и терапии, распознавания и лечения болезни. Диагноз - это более или менее вероятная гипотеза, которая постоянно уточняется и переформулируется. Терапия - это вмешательство в соответствии с диагнозом. Обе они испытывают влияние господствующей доктрины.

Можно рассматривать психологические проблемы человека с разных позиций. Существует возможность размышлять о них в рамках гипотетико-дедуктивной или описательно-феноменологической парадигмы знания, иными словами, ественнонаучного или гуманитарного подхода. Можно оставаться в рамках сформировавшегося подхода к пониманию проблемы. Например, в психотерапии можно выделить поведенческий, когнитивный, динамический, экзистенциальный, системный подход. В диагностике личность оценивается с точки зрения индивидуальных различий, если речь идёт о теориях личностных черт, и с точки зрения особенностей развития, если речь идёт о психодинамических теориях.

Бесспорно, у пациента в любом возрасте можно наблюдать расстройства настроения, восприятия, мышления, а также нарушения поведения. Фактически эти расстройства всегда имеют возрастную специфику. По этой причине выделились в отдельную отрасль психология раннего детства, школьная психология, психология взросления и формирования идентичности, психология зрелости и психология старости. Подобным образом, психодиагностика на разных возрастных этапах акцентирует разные проблемы, занимаясь аутизмом и объектными отношениями, отклонениями в развитии высших психических функций и школьной дезадаптацией, неврозами и психозами, психосоматическими расстройствами, снижением когнитивных способностей. Каждая из этих проблем рассматривается психологами, педагогами, социальными работниками и врачами в рамках соответствующих дисциплин.

Помимо возрастной специфики, имеет значение своеобразие переживания, нарушившего естественный ход жизни. Речь идёт о ненадлежащем обращении, катастрофическом событии, болезни или преступлении. В современной науке влияние таких потрясений на личность исследуется комплексом наук. Болезни мозга изучаются неврологией, нейрохирургией и нейропсихологией. Влияние соматических болезней на психику человека исследуется в медицинской психологии. Процессы восстановления здоровья после болезни находятся в фокусе внимания реабилитационной психологии. Изучение личностных особенностей человека, совершившего преступление и потерявшего свободу, переплетается со сферой интересов юридической психологии.

Медицинский психолог это специалист прежде всего в междисциплинарной области. Занятия ею предъявляют довольно высокие требования: эрудированности, гибкости мышления, любопытства, открытости к новым знаниям, толерантности к неведомому.

Ситуация неопределённости, в которой приходится работать психологу, часто перегружает его тревогой и проверяет на прочность его адаптивные возможности.

Умение справляться с ситуацией неопределённости и возникающей относительно неё тревогой принадлежит к числу профессиональных навыков клинического психолога.

Клинический психолог это особенный тип профессионала, поскольку личностная неповторимость играет в этой профессии совершенно особую роль. В работе с людьми психолог ищет удовлетворения своих потребностей и безопасных межличностных отношений.

Профессиональная зрелость клинического психолога означает принятие им ответственности за личностные потребности, признание их существования, понимание их динамики и подразумевает умение держать их относительно ненавязчивыми.


С уважением,
Бермант-Полякова Ольга Викторовна
психолог, психотерапевт, супервизор
Новые лекции и практические занятия


Наверх

В избранное