Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Выпуск первой недели февраля 2013 года.
Золотая рассылка «Интерпретация проективных тестов» это проект, где технически предоставлена возможность для диалога в комментариях к каждому выпуску, однако на реплики я не отвечаю. Беседы на темы психологии я веду на других площадках:
с сообщниками по коммьюнити «Сами себе психологи», на платформе LiveJournal в интернете, для тех, с кем совпала он-лайн, от случая к случаю,
с читателями платной рассылки на абонемент «Копирайт плюс доверие», в рамках переписки по пятницам на платформе mail.ru
с обратившимися за профессиональной помощью, в клинике в Модиине или в Тель-Авиве, пять дней в неделю с утра и два раза в неделю в послеобеденное время.

Осенью 2012 в рассылке «Интерпретация проективных тестов» начата новая тема, «Надо же как-то жить эту жизнь». Это цикл эссе, написанных мною в формате «страница текста и картинка по выходным» для сообщников в ру_психолог. Из диалогов с ними мне стало известно о том, что идёт подготовка к принятию Федерального Закона, который урегулирует психологическую деятельность, и я посвятила несколько недель тому, чтобы подготовить свой проект ФЗ, современный и учитывающий международный опыт регулирования работы психолога.
Вы получите двенадцать выпусков рассылки «Интерпретация проективных тестов» подряд, в них глава за главой будет опубликован ПРОЕКТ Федерального Закона «Об охране психологического здоровья граждан в Российской Федерации» в редакции О.В. Бермант-Поляковой, после чего вернусь к публикации цикла эссе в обычном графике выпусков раз в неделю. Я надеюсь, что проект Федерального Закона послужит делу улучшения психологической помощи в стране, гражданкой которой я являюсь.

© Бермант-Полякова О.В., 2013

П Р О Е К Т
Редакция 13 января 2013 года
Федеральный закон Российской Федерации
"Об охране психологического здоровья граждан в Российской Федерации"

Глава 8. Экспертная психологическая деятельность
Статья 71. Работа психолога в бюро медико-социальной экспертизы
1. Медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
2. В штатный норматив Федерального государственного учреждения Бюро медико-социальной экспертизы входят специалисты, принимающие экспертное решение (не менее четырёх врачей различных специальностей), специалисты по реабилитации, специалисты по социальной работе и психологи, оказывающие первичную реабилитационно-психологическую помощь гражданам, прошедшим медико-социальную экспертизу.
3. Психологи Федерального государственного учреждения Бюро медико-социальной экспертизы имеют высшее профессиональное образование по психологии, проходят аттестацию и обязаны подавать отчёт о количестве оказанных услуг в Федеральную службу государственной статистики по статьям психологические услуги по поддержанию и экспертная психологическая деятельность.

Статья 72. Комплексная судебно-психиатрическая экспертиза
1. Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы проводятся в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, в медицинских организациях экспертами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной судебно-экспертной деятельности.
2. Допускается участие эксперта-психолога в проведении комплексных судебно-психиатрических экспертиз.
3. Эксперт-психолог обязан подавать отчёт в Федеральную службу государственной статистики по статье экспертная психологическая деятельность.

Статья 73. Экспертиза качества психологической помощи
1. Экспертиза качества психологической помощи проводится на основании жалоб граждан в целях выявления нарушений при оказании психологической помощи, в том числе оценки своевременности оказания психологической помощи, полноты и точности проведённой диагностики, своевременности составления плана работы по достижению изменения в состоянии подопечного, соответствия плана работы балансу ресурсов и нагрузок подопечного, правильности выбора маршрута помощи из вариантов формирования, лечения, восстановления или поддержания, правильности квалификации степени затруднения, тяжести состояния подопечного и прогноза и степени достижения запланированного изменения на пути к психологическому здоровью.
2. Экспертиза качества психологической помощи проводится этическим комитетом при муниципальном департаменте здравоохранения, в состав которого входят четыре психолога со стажем работы более двадцати лет каждый.
3. Экспертиза качества психологической помощи осуществляется в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
4. Психологи этического комитета обязаны подавать отчёт в Федеральную службу государственной статистики о количестве проведённых экспериз по статье экспертная психологическая деятельность.


Глава 9. Профессия психолога
Статья 74. Права работников, осуществляющих психологическую деятельность в государственных организациях и ведомственных учреждениях и и меры стимулирования работников
1. Психологи, осуществляющие психологическую деятельность в государственных организациях и ведомственных учреждениях, имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на:
1) создание руководителем организации соответствующих условий для выполнения работником своих трудовых обязанностей, включая обеспечение необходимым оборудованием, в порядке, определённом законодательством Российской Федерации;
2) профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счёт средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;
3) профессиональную переподготовку за счёт средств работодателя или иных средств, предусмотренных на эти цели законодательством Российской Федерации, при невозможности выполнять трудовые обязанности по состоянию здоровья и при увольнении работников в связи с сокращением численности или штата, в связи с ликвидацией организации;
4) прохождение аттестации для получения квалификационной категории в порядке и в сроки, определяемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на дифференциацию оплаты труда по результатам аттестации;
5) стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объёмом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности;
6) создание профессиональных некоммерческих организаций;
7) страхование риска своей профессиональной ответственности.
2. Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки психологов государственных организаций и ведомственных учреждений за счёт соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Статья 75. Урегулирование конфликта интересов при осуществлении психологической деятельности
1. Конфликт интересов - ситуация, при которой у психолога при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении лично либо через представителя компании материальной выгоды или иного преимущества, которое влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им профессиональных обязанностей в отношении подопечного.
2. В случае возникновения конфликта интересов психолог обязан проинформировать об этом в письменной форме руководителя государственной организации или учреждения.
3. Руководитель государственной организации или учреждения в семидневный срок со дня, когда ему стало известно о конфликте интересов, обязан в письменной форме уведомить об этом уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
4. Для урегулирования конфликта интересов уполномоченный федеральный орган исполнительной власти образует комиссию по урегулированию конфликта интересов.
5. Положение о комиссии по урегулированию конфликта интересов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Состав комиссии по урегулированию конфликта интересов формируется с учетом исключения возможности возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые указанной комиссией решения.

Статья 76. Профессиональные некоммерческие организации, создаваемые лицами, осуществляющими психологическую деятельность
1. В целях реализации и защиты прав психологов, развития психологической деятельности, содействия научным исследованиям, решения иных связанных с профессиональной деятельностью психологов, указанные работники имеют право на создание на добровольной основе профессиональных некоммерческих организаций, которые могут формироваться в соответствии с критериями:
1) принадлежности к работникам психологического бюро;
2) принадлежности к профессии психолога;
3) принадлежности к одной из научно-практических школ в психологии или специализаций в психологии.
2. Профессиональные некоммерческие организации могут в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать участие в разработке норм и правил в сфере охраны здоровья, в решении вопросов, связанных с нарушением этих норм и правил, процедур оказания психологической помощи, программ подготовки и повышения квалификации психологов и работников психологических бюро, принимать участие в аттестации психологов для получения ими квалификационных категорий.
3. Психологические профессиональные некоммерческие организации, основанные на личном членстве психологов и объединяющие не менее 25 процентов от общей численности психологов на территории субъекта Российской Федерации, наряду с функциями, указанными в части 2 настоящей статьи, вправе принимать участие:
1) в аттестации психологов для получения ими квалификационных категорий;
2) в заключении соглашений по тарифам на психологические услуги в системе социального страхования и в деятельности фондов социального страхования;
3) в разработке территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам плановой психологической помощи.
4. При наличии на территории субъекта Российской Федерации нескольких психологических профессиональных некоммерческих организаций, в каждой из которых численность психологов превышает 25 процентов от их общей численности на территории субъекта Российской Федерации, функции, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, осуществляет психологическая профессиональная некоммерческая организация, имеющая наибольшее количество членов.
5. Психологическим профессиональным некоммерческим организациям, их ассоциациям (союзам), которые соответствуют критериям, определяемым Правительством Российской Федерации, федеральным законом в установленном им порядке может быть передано осуществление отдельных функций в сфере охраны психологического здоровья. Указанные организации вправе принимать участие в деятельности уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, фондов социального страхования, а также в разработке программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам плановой психологической помощи в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Статья 77. Практическая подготовка психологов
1. Практическая подготовка психологов, получающих высшее психологическое образование (стажировка), обеспечивается путем их участия в осуществлении психологической деятельности в соответствии с образовательными программами федерального государственного образовательного стандарта и организуется на базе муниципальных психологических бюро.
2. Стажировка психологов осуществляется в соответствии с Положением о наставничестве (супервизии) в объёме зачётных единиц, установленных федеральным государственным образовательным стандартом,на основании договора, заключаемого между образовательной или научной организацией и муниципальным психологическим бюро. Указанный договор должен содержать положения, определяющие порядок и условия использования имущества сторон договора, необходимого для организации практической подготовки психологов (стажировки), участия обучающихся и работников образовательных и научных организаций в практической психологической деятельности, в том числе порядок их участия в оказании психологической помощи гражданам и порядок участия работников муниципальных психологических бюро в образовательном процессе в роли наставника (супервизора).
3. Практическая подготовка на базе государственных и муниципальных организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны психологического здоровья, проводится психологами, принятыми в муниципальное психологическое бюро по договору подряда на оказание психологических услуг супервизии сроком на год.
4. Работа супервизора муниципального психологического бюро оплачивается образовательными организациями из бюджета средств, предусмотренных в федеральном государственном образовательном стандарте на осуществление супервизии обучающихся.
5. Участие обучающихся по образовательным программам образования в оказании психологической помощи гражданам осуществляется под контролем работников образовательных и научных организаций, которые несут ответственность за проведение практической подготовки психологов, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
6. Порядок организации и проведения практической подготовки по дополнительным профессиональным образовательным программам устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
7. При оказании психологической помощи в рамках практической подготовки психологов подопечный должен быть проинформирован об участии обучающихся в оказании ему психологической помощи и вправе отказаться от участия обучающихся в оказании ему психологической помощи. В этом случае муниципальное психологическое бюро обязано рекомендовать такому подопечному частные психологические бюро по месту жительства подопечного.

Статья 78. Дополнительное профессиональное образование в сфере психологии
1. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования и включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
2. Содержанием дополнительного образования взрослых могут быть психологическое просвещение, психологическое образование и социально-психологическое просвещение.
3. Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды и осуществляется посредством программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки и регулируется статьёй 76 Федерального закона № 273-ФЗ.
4. В соответствии с настоящим Федеральным законом, лицам, имеющим документ о прохождении программы повышения квалификации или программы профессиональной переподготовки и не имеющие диплома бакалавра, специалиста или магистра по специальности Психология (ФГОС: 030300) или Клиническая психология (ФГОС: 030401) или Специальное (дефектологическое) образование (ФГОС: 050700) или Педагогика и психология девиантного поведения (ФГОС: 050407) или Социальная работа (ФГОС: 040400) или Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (ФГОС: 034400), лицензия на психологическую деятельность не выдаётся.

Статья 79. Стаж работы в психологическом бюро
1. Работа в должности психолога по срочному трудовому договору засчитывается в страховой стаж и в трудовой стаж психолога.
2. Работа лицензированного исполнителя, работающего по гражданско-правовому договору,в муниципальном психологическом бюро, оформляется Актом выполненных работ к договору, и засчитывается в трудовой стаж работника психологического бюро.
3. Ответственность за обязательный учёт работника по договору подряда в системе обязательного пенсионного страхования и взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации возлагается на руководителя муниципального психологического бюро.
4. Работа в частном психологическом бюро засчитывается в трудовой стаж работника психологического бюро соответственно страховому стажу.
5. Работник частного психологического бюро, занимающийся индивидуальной предпринимательской деятельностью и практикующий на основании лицензии на психологическую деятельность, обязан платить фиксированные страховые взносы в Пенсионный Фонд России самостоятельно до момента государственной регистрации прекращения его деятельности в качестве предпринимателя.


Прочесть текст законопроекта ФЗ полностью Законопроект ФЗ "Об охране психологического здоровья граждан в Российской Федерации" (1.2 Mb)

С уважением,
Бермант-Полякова Ольга Викторовна
психолог, психотерапевт, супервизор

Приём в Модиине по предварительной записи, обращаться по телефону



Наверх

В избранное