Сегодня
впервые получил вашу рассылку, прочитал и решил написать Вам письмо с
вопросами. на которые Вы,может
быть, ответите в других выпусках. Насчёт самостоятельности ребёнка я с Вами
согласен, просто не могу определить границы самостоятельности, почему-то иногда
боязно за то, что ребёнок поранится (если берёт в руки колюще-режущие предметы)
или что-то сломает, но чаще всего стараюсь не мешать ему делать что-нибудь
самому, потому что вряд ли ребёнок чему-то научится
если всё время его одёргивать. Может быть Вы
посоветуете что-то в этом случае?
С
уважением, Вадим.
Опасения насчет колюще-режущих предметов, на мой взгляд,
очень большое преувеличение, придуманное женщинами, постоянно
боящимися как бы с их ребенком чего-нибудь не случилось.
На самом деле, чем раньше ребенок научится пользоваться
ножом, вилкой, пилой, молотком и т.п., тем меньшую опасность они будут
представлять для Вашего ребенка. Только вначале, увидев интерес ребенка к
подобным предметам, покажите как правильно ими
пользоваться.
Например, мой старший сын начал использовать нож и вилку(как умел, конечно), когда ему еще и года не было. И за
прошедшие 2,5 года резался ножом всего раза два и то несильно. А в 1,5 года на
даче увидел топор, пилу и сразу попытался их использовать в деле – может уже
немного пилить, а рубить сил пока не хватает, но регулярно пытается это делать.
А что-то разбить или сломать - без этого вряд ли у кого-то
обходится. Наиболее ценное мы просто убрали повыше и
подальше.
Хочется добавить, что ребенок себе не враг и калечить себя
не собирается, и вреда приносит себе гораздо меньше, чем окружающие его люди!
ДоДоброе время суток, Светлана!
Извините, что припозднилась, к сожалению не каждый день добираюсь до почты.
У меня примерно такие эе мысли возникают. Моему сыну 1,2. Уже сейчас он
отстаивает свою самостоятельность. Правда не во всем, кое-что ему лень
делать самому, или просто неинтересно... Наш папа считает, что я слишком
опекаю сына :-) Мы частенько спорим, и я стараюсь прислушиваться к папе,
хотя это трудно...
Часто приходится бороться с бабушками: "Не трогай двери - пальчики
прищемишь! Нельзя давать ребенку вилку - в глазик ткнет! Ой, упадет! Ой,
ударится!". А сын с удовольствие открывает и закрывает двери (при этом
старается дотянуться до ручки :-), ему нравится орудовать вилкой
(настоящей, а не пластмассовой), и при этом ничего страшного он с собой
пока не сделал. Кроме того он может сам разобрать на запчасти и собрать
некоторые игрушки, помощь при этом яростно отвергается. Начинает уже
помогать пылесосить, развешивать белье, заправлять постель... Пытается
одеваться :-)
Не хочется вырастить "маменькиного сынка", т.к. сама видела много примеров.
Вот и хочу вырастить из своего сына идеального мужчину. Если я не воспитаю
мужчину, то кто? Откуда же взять принцев, если мамы растят сыночков для
себя? Впрочем то же можно сказать и про девочек. Но так как у меня пока
только сын про девочек не берусь рассуждать, пока.
--
Светлана.
даже в младенческом возрасте ребенок может САМОСТОЯТЕЛЬНО
определить (естественно, опытным путемJ) что можно делать, а
что ему повредит, куда сможет залезть, а куда нет, что можно есть, а что не
стоит…
пример с тем же ножом – ребенок, сидя за столом, взял нож и
пытается отрезать сыр, проковыривая в нем дырки. И
ничего с ним не случается.. через некоторое время мама или бабушка, оторвавшись
от готовки,с криком «порежешься!»
выдирает из рук ребенка нож и пытается ему объяснить, что он «маленький», что
ему что-то делать ножом «еще рано» и так далее и все в одном русле. Вы понимаете, Что происходит на самом деле?
Во-первых – ребенок чувствует нестыковку – он что-то делал с ножом и ничего плохого с ним не случилось, а мама
говорит, что порежется и еще объясняет, что порежется обязательно.
Во-вторых, ему изо дня в день талдычат,
что он маленький и ничего в этой жизни не умеет и не понимает. Результат этого
действа Вам ясен? Нет?
А как по Вашему, человек с такой
доминантой будет успешным в жизни или не очень?
Ну, а в-третьих, напрашивается вопрос – «а зачем такое
внушать своему сыну или внуку?». Вы над этим когда-нибудь задумывались?
Ладно, теперь теория
вопроса «о границах самостоятельности»:
Ребенок становится самостоятельным в момент рождения. До
этого он был мамин(находился в ней, питался через нее,
дышал через нее, воспринимал мир тоже через нее), а как появился из утробы стал
отдельным и самостоятельным!
С момента рождения ребенок САМ дышит, САМ писает, САМ какает
и даже, представьте себеJ - САМ умеет есть грудь! То
есть, все, что ему необходимо на данном этапе развития он может делать САМ!
Дальше – больше: младенец САМ учится переворачиваться,
ползать, говорить и даже ходить. Кстати, слово
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ произошло из двух слов «САМ» и «стоит», то есть
как САМ начинает стоять, то тут уж ничего не попишешь – стал самостоятельнымJ.
И дальше остается либо не мешать, либо ставить препятствия
на пути его самостоятельности, что большинство с успехом и делает, вопреки
яростному или молчаливому сопротивлению своих и чужих детей.
Остается добавить(для тех, кто
наконец-то решиться дать своим детям ПОЛНУЮ самостоятельность), что после
многих лет ограничения самостоятельности стать в один день самостоятельным
нереально, этому приходится учиться заново и практически с нуля. Поэтому
полгода-год (редко сильно дольше) Вам придется набраться БЕЗГРАНИЧНОГО
терпения, поскольку детки внезапно отпущенные на волю могут пойти «во все
тяжкие». Обычно они не становятся алкоголиками и
наркоманами, не попадают в тюрьму, но начинают отсыпаться, отъедаться, отгуливаться,
перестают ходить в школу и бросают любимый родителями институт. УвыJ… зато через некоторое время они САМИ выбирают нужный
им, а не кому-то другому, путь (с которым, надо сказать, родителям поначалу
обычно трудно смиритьсяL).
А для облегчения отношения к брошенной учебе настоятельно
рекомендую почитать статьи с сайта "Рождение без
насилия":http://birth.ft.inc.ru
Прочитайте
хотя бы выпуски "Кто ходит в школу по утрам..."
Ответ
однозначный: ДА. Если бы было иначе, они бы просто ходили в школу. Я никогда не лишала их такой возможности, и за прошедшие 12 лет
было совершено несколько попыток это делать. Им самим было интересно
сравнить хождение в школу и домашнюю свободу. Каждая такая попытка давала им
какие-то новые ощущения (не знания! - знания они приобретали не в школе!) и
помогала им понять что-то важное - о себе, о других, о жизни... Т.е.,
несомненно, это был очень полезный опыт. Но каждый раз вывод
был один и тот же: дома лучше ;-).
Я
думаю, что уже нет смысла перечислять, почему им лучше дома. И
так уже все понятно ;-) - можно заниматься тем, что тебе интересно, ты сам
решаешь, что тебе делать и когда, тебе никто ничего не навязывает, тебе не надо
рано вставать и давиться в общественном транспорте... И так далее, и
тому подобное...
Моя
дочь сформулировала свои ощущения от хождения в школу так: "Представь - ты
испытываешь сильную жажду. И чтобы утолить свою жажду ("жажду"
знаний), ты приходишь к людям (в социум, к учителям, в школу) и просишь их
утолить твою жажду. И тут они связывают тебя, выхватывают 5-литровые клизмы и
начинают лить в тебя в огромном количестве какую-то бурую жижу... И говорят,
что это утолит твою жажду..." Грубовато ;-), но честно.
И
еще одно наблюдение: человек, который не просидел 10 лет на школьной семье,
заметно отличается от других. Есть в нем что-то такое... Как
сказала одна учительница про моего ребенка - "патологическое чувство
свободы" ;-).
Советник — путеводитель по книгам для счастья,
здоровья и долголетия. Краткие аннотации полезных книг, информация об авторах,
фотографии авторов, данные для поиска выбранных книг в сетевых магазинах и
библиотеках. Ссылки на созвучные сайты и на сайты авторов.
Тексты и конспекты книг, публикации. Информация о наших рассылках.