Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Православный Пост

  Все выпуски  

Православный Пост [05] - Великие Постники


Информационный Канал Subscribe.Ru

ВЕЛИКИЕ ПОСТНИКИ


История православия знает многих великих "постников". Расскажу о самых известных.

Много лет прожил отшельником в пустыне Серафим Саровский. Лишь по субботам приходил он в обитель, принимал причастие, брал хлеба на неделю и снова уходил в пустыню.

Одна монахиня рассказывала после смерти отца Серафима, что он поведал ей: все эти годы он питался лишь снытью. Летом варил ее свежую, на зиму сушил и варил суп из сушеной травы.

"Я этим одним питался, – сказал отец Серафим той монахине. – И о сем братии не открывал!" – закончил он с присущим ему тихим лукавством.

А хлеб?.. Хлебом он кормил лесных зверей и птиц.


Сергий Радонежский долгие годы питался только хлебом и водой. У него было строгое правило: вкушать пищу только тогда, когда он вдоволь потрудился физически. Случалось такое, что у него по несколько дней не было и крошки хлеба в его обители, но, говорят, это его нисколько не беспокоило. Гораздо важнее было для него постоянно иметь достаточно работы (он был прекрасный плотник) и времени для молитвы.

Как известно, прожил Сергий Радонежский до глубокой старости и до последних дней пребывал в неустанном труде.


Иоанн Кронштадтский постился очень строго. Однажды он простудился и в самом начале Великого поста заболел. Как известно, больному человеку разрешено послабление поста, тем более что и все врачи в один голос заявили, что отец Иоанн поправится, только если будет хорошо питаться во время болезни. Иоанн выслушал их мнение с полным равнодушием.


Преподобный Захария Постник

Преподобный Захария был постником: ел только зерна и овощи один раз в день после захода солнца. Часто видел ангелов и был весьма страшен для бесов, которые боялись даже его имени. Других сведений о жизни этого святого не сохранилось. По результатам антропологических исследований преставился в возрасте 20-25 лет. Его мощи покоятся в Дальних пещерах.


Святой Иоанн IV Постник, Патриарх Константинопольский

Святой Иоанн IV Постник, Патриарх Константинопольский (582-595 г.г.), известен в Православной Церкви как составитель Покаянного номоканона (епитимийника), который дошел до нас в нескольких различных редакциях. Но основа их одна и та же. Это – наставление духовникам, как принимать тайную исповедь в тайных грехах, будет ли это грех уже совершенный или состоящий в одном только греховном помышлении. Древние церковные правила говорят о способах и сроках всенародного церковного покаяния, назначаемого для явных, уличенных грешников. Нужно было икономически приспособить эти правила к тайной исповеди неуличенных кающихся. Святитель Иоанн Постник исходил в своем Покаянном номоканоне (или "канонарии") из того, что добровольная исповедь тайных, неведомых миру, грехов уже свидетельствует о готовности грешника примириться с Богом и своей совестью, и потому сократил епитимии древних отцов наполовину и больше. Зато он более точно определяет характер епитимий: строгий пост, ежедневное совершение установленного числа земных молитвенных поклонов, раздаяние милостыни. Сроки епитимий назначаются духовником. Главная мысль номоканона, составленного святым Патриархом, заключается в назначении епитимий не просто по мере грехов, но по мере, доступной для кающихся, и по оценке покаяния не по продолжительности наказания, а по степени его переживания кающимся, по его духовному состоянию.


Как прежде постились в православной России

Рецепты многих постных блюд пришли к нам со времен Крещения Руси. Некоторые из блюд имеют византийское, греческое происхождение, но сейчас невозможно распознать в этих традиционных постных блюдах греческое происхождение.

В Древней Руси не записывали кулинарные рецепты, не было кулинарных книг, рецепты передавались от матери к дочери, из дома в дом, из поколения в поколение.

Изменений в рецептах и технологии приготовления почти не было, и в постные дни шестнадцатого века или даже конца девятнадцатого века ели почти те же блюда, что приготовлялись со времен святого равноапостольного князя Владимира. Добавлялись лишь новые овощи: до конца семнадцатого столетия на Руси не знали других овощей, кроме капусты, чеснока, лука, огурцов, редьки, свеклы.

Кушанья были просты и не разнообразны, хотя русские столы отличались и огромным количеством блюд. Но эти блюда походили почти во всем друг на друга, отличаясь лишь малым – какой зеленью посыпали, каким маслом заправляли.

Очень были распространены щи, уха, рассольное.

К горячим щам подавали пироги с начинками из каш.

Пироги делали пряженые, то есть жареные в масле, и подовые, печеные.

В постные нерыбные дни пироги пеклись с рыжиками, с маком, горохом, соком, репою, грибами, капустою, с изюмом, разными ягодами.

В постные рыбные дни пеклись пироги со всевозможнейшими родами рыб, особенно с сигами, снетками, ладогой, с одними рыбными молоками или с визигой, на масле конопляном, маковом или ореховом; мелко искрошенная рыба перемешивалась с кашей или с сарацинским пшеном, которое сейчас мы называем рисом.

Делали в пост и оладьи, блины, хворосты, кисели.

Оладьи делались из крупитчатой муки, с ореховым маслом и подавались с патокой, сахаром или медом. Оладьи огромного размера назывались приказными оладьями, потому что их приносили приказным людям на поминки.

Блины делались красные и белые: первые из гречневой, вторые – из пшеничной муки.

Блины не составляли принадлежности масленицы, как теперь; символом масленицы были пироги с сыром и хворосты – вытянутое тесто с маслом.

Кашу ели овсяную или гречневую, пшенная каша была редко.

Икра осетра и белорыбицы была роскошью; но паюсная, мешочная, армянская – раздражающего свойства и мятая, низшего сорта, была доступна самым беднякам.

Икру заправляли уксусом, перцем и искрошенным луком.

Кроме сырой икры, употребляли икру, варенную в уксусе или маковом молоке, и пряженую: в посты русские делали икрянки, или икряные блины – долго взбивали икру, добавляли крупитчатую муку, затем тесто запаривали.

В те постные дни, когда считалось грехом употреблять рыбу, ели кислую и отварную свежую капусту, свеклу с постным маслом и уксусом, пироги с горохом, с овощной начинкою, гречневую и овсяную кашу с постным маслом, луковники, овсяный кисель, левашники, оладьи с медом, караваи с грибами и с пшеном, грибы вареные и жареные, разные блюда из гороха: горох битый, горох тертый, горох цеженый, сыр гороховый, то есть твердосбитый мятый горох с постным маслом, лапшу из гороховой муки, творог из макового молока, хрен, редьку.


Ко всем блюдам любили примешивать пряные приправы, а в особенности лук, чеснок и шафран.

В среду первой недели Великого поста 1667 года Святейшему Патриарху Московскому готовили кушанья: "Хлебца чет, папошник, взвар сладкий с пшеном и с ягоды, с перцем да шафраном, хрен, греночки, капуста топаная холодная, горошек зобанец холодный, киселек клюквенный с медом, кашка тертая с маковым сочком".

В постные дни в великосветских домах Москвы или Санкт-Петербурга подавали ту же отварную капусту, политую постным маслом; ели кислые грибные щи, как в любом из городов и домов Российской империи.

Во время постов во всех ресторациях, трактирах, даже самых лучших заведениях на Невском проспекте выбор блюд ничем не отличался от тех, что ели в монастырях. В одном из лучших трактиров Петербурга, "Строгановском", во время Великого поста не было, конечно, не только мяса, но даже и рыбы, а посетителям предлагали грибы, гретые с луком, капусту шатковую с грибами, грибы в тесте, галушки грибные, грибы холодные под хреном, грузди с маслом, гретые с соком. Кроме грибов в обеденную карту входили горохи мятые, битые, цеженные, кисели ягодные, овсяные, гороховые, с патокой, сытой и миндальным молоком. Чай в эти дни пили с изюмом и медом, варили сбитень.

За столетия русский постный стол почти не изменился. Вот как описывает Иван Шмелев в романе "Лето Господне" первые дни Великого поста в начале двадцатого века:

"Будут варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой, горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки, "кресты" на Крестопоклонной... мороженая клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох моченый, бублики и сайки, изюм кувшинный, пастила рябиновая, постный сахар – лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри, халва... А жареная гречневая каша с луком, запить кваском! А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам... а кутья с мармеладом в первую субботу, какое-то "коливо"! А миндальное молоко с белым киселем, а киселек клюквенный с ванилью, а... великая кулебяка на Благовещение, с визигой, с осетринкой! А калья, необыкновенная калья, с кусочками голубой икры, с маринованными огурчиками... а моченые яблоки по воскресеньям, а талая, сладкая-сладкая "рязань"... а "грешники", с конопляным маслом, с хрустящей корочкой, с теплою пустотой внутри!..". Конечно, не все эти блюда можно приготовить в наше время. Но некоторые легко можно приготовить и на нашей кухне, из доступных продуктов.


Кстати, многие спрашивают, будут ли в рассылке рецепты постных блюд. Рецептов много выложено на форуме в разделе – "Вкусно постимся". Заходите, будем рады, если поучаствуете в сборе рецептов.

Форум

Алсу:

Таня, пост возник в те времена, когда сезонность определяла набор продуктов. Но почему все так догматично сейчас? Я принимаю сердцем идею поста и его символичное значение для очищения и телесного и духовного. Только можно ли как-то объяснить выбор продуктов? Ну чем жареная картошка лучше кефира?

Продукты квашения и брожения тоже не факт как полезны.


Таня, объясни, чем вызваны ограничения? Чем животная пища отягощает?

Моя мама постится во все посты, и каждый заканчивается гипертоническим кризом. Расскажи об идее поста с точки зрения пользы для тела. Вроде я слышала, что при правильном посте тело тоже выигрывает...


Глубоководный Рыб:

> Also писала:

> Таня, пост возник в те времена, когда сезонность определяла набор продуктов.

Ну вот неправда ваша... ;) И до того наверняка постились...

А на востоке ламы в тибетских монастырях вообще без перерыва всю жизнь постятся, причем такую гадость хавают – просто жуть, всю жизнь тсампа и чай, тьфу... А мы тут жалуемся что нам тяжко :D


> Also писала:

> Таня, объясни, чем вызваны ограничения? Чем животная пища отягощает?

На эту тему вообще можно трактат написать...

Попробую вкратце в меру своего скромного разумения...

Во-первых – полностью животную пищу никто не отвергает. Для жизни в миру – это богатый источник калорий. :) Но животная пища тяжелая, молоко например – тяжело усваивающийся продукт, поэтому например кисломолочные гораздо лучше. Продукты переработки животной пищи загаживают организм куда больше чем растительные, при этом в отличие от растительная пища сама по себе способствует очистке. Животная пища поставляет кучу калорий в малом объеме, т.е. пока почувствуешь себя "сытым" – недолго и обожраццо... ;) Растительная пища в основном малокалорийная, способствует очистке, и шлаков таких не оставляет...


Далее... Чем она отягощает.

Тяжелая пища сильно мешает человеку контактировать с миром духовным, это "приземляет"...

Сытое брюхо не только к ученью глухо...


> Also писала:

> Моя мама постится во все посты, и каждый заканчивается гипертоническим кризом. Расскажи об идее поста с точки зрения пользы для тела. Вроде я слышала, что при правильном посте тело тоже выигрывает...

Так может сначала гипертонию вылечить, а потом поститься?..

А так физиологически пост полезен, это же капитальная чистка организма...

Здоровому пост на пользу, не совсем здоровому тоже – поможет выздороветь, но это все-таки поначалу серьезная нагрузка для нашего загаженного нездоровым питанием и зачастую перееданием организма. А если человек еще и перманентно болен?..


Ну вот проведем аналогии на примере простом и понятном. ;)

Жил да был себе автомобильный двигатель (организм). И кормили его всю жизнь минеральным маслом дрянного качества (тяжелая пища). Естественно это масло сильно угорало (шлаки в организме) – и все эти лаковые, смолистые, шлаМовые отложения радостно откладывались где попало – в камерах сгорания в виде нагара, во втулках клапанов (от этого еще так смешно клапана клинит), в каналах системы смазки (ну чем не атеросклероз?) и еще много где... Да и в плане общего износа "организму" такое "питание" мягко говоря не ахти. В общем, унылая картина. И тут! Решили этот двигатель кормить ажно французской синтетикой на растительной основе (есть такое), но чтоб все это пошло на пользу – решили погонять его на промывочном масле (чем не резкий переход к посту?). Ну и результат легко предсказуем – сорванные с места промывочным маслом горы накопившихся отложений радостно напрочь забивают каналы смазки, наступает масляное голодание – и получаем заклинивший двигатель. Порой автомобилисты такое явление называют "инфаркт" ;)


Жрица:

> Also писала:

> Таня, пост возник в те времена, когда сезонность определяла набор продуктов.

Пост возник тогда когда возник человек. Засвидетельствован Господом.

Соблюдающие пост постоянно живут в три раза дольше.


> Но почему все так догматично сейчас?

Не догматично, а мудро. Продуман каждый день питания в году. Организм очень быстро настраивается на эту потрясающую систему и автоматически уже переключается. Люди рождаются практически с этой системой внутри, потом сбивают, а потом возвращаются к ней... Просветлённые люди, говорят, с детства отказывались от мяса и молока в пост, даже когда родители уговаривали. Когда у меня произошло Посвящение, я начала поститься, не зная о начавшемся посте. Представь, что ты полностью можешь управлять своим желудком – не что захотелось, а что нужно. У тебя тогда вообще не будет никаких дурных зависимостей. Важно – сила духа над силой тела, начни с желудка. Не он тобой руководит, а ты им. Сказала – никогда болеть не будешь, и не будет... Приказала – получить все необходимые витамины из кусочка хлеба – и он справится... "Подвижники святые питались самой скудной пищей – хлебом да водой. Но не знали расслабления и усталости, а были всегда веселы, бодры и готовы к делу.Болезни между ними были редки, и жизнь их текла чрезвычайно продолжительно" – Серафим Саровский.

"Удивительная вещь, – пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский, – сколько мы ни хлопочем о своем здоровье, как ни бережем себя, каких самых здоровых и приятных кушаньев ни едим, каких здоровых напитков ни пьем, сколько ни отгуливаемся на свежем воздухе, а все, в конце концов, выходит то, что подвергаемся болезням и тлению. Святые же, презиравшие плоть, умерщвлявшие ее беспрестанным воздержанием и постом, лежанием на голой земле, бдением, трудом, молитвою непрестанною, обессмертили и душу, и плоть свою; наши тела, много питаемые и сластопитаемые, издают смрад по смерти, а иногда и при жизни, а их тела благоухают и цветут, как при жизни, так и по смерти. Удивительное дело: мы, созидая, разрушаем свое тело, а они, разрушая, созидали; мы, обливая его благоуханиями, не избегаем смрада его, а они, не заботясь о благоухании тела, а о том, чтобы душа была благоуханием для Бога, – облагоухали свои тела".


> Я принимаю сердцем идею поста и его символичное значение для очищения и телесного и духовного. Только можно ли как-то объяснить выбор продуктов? Ну, чем жареная картошка лучше кефира?

> Продукты квашения и брожения тоже не факт как полезны.

Ну что ж – попробуй поспорить с Господом и придумать свой собственный пост. С кефиром вместо жареной картошки... :)


> Таня, объясни, чем вызваны ограничения?

Это – не ограничения, Марин. Наше питание вне постов – излишества. А это – так должно быть, понимаешь? Ты, получая через пост возможность управления своим телом, получаешь большую свободу. И здоровье. И очищаешь не только тело своё, но и душу. Если конечно пост для тебя не просто диета...


> Чем животная пища отягощает?

Шлаками.


> Моя мама постится во все посты, и каждый заканчивается гипертоническим кризом. Расскажи об идее поста с точки зрения пользы для тела. Вроде я слышала, что при правильном посте тело тоже выигрывает...

Ещё как. Во время поста такая благодать Божья приходит... Я постараюсь во время этого поста два раза на исповедь сходить. Меня перед каждой лечат - я не догадываюсь что я могу чем-то болеть... Но убирают только зачатки болезни. Тех, кто правильно постится – Ангелы лечат. Для тех, кто на диету садится и страдает при этом – воспитывают, показывая как не научились за жизнь свою над телом своим властвовать... Сколько в нас силушки – немеряно... Только пользуемся ли? Чаще ещё и себе во вред.



Сайты ведущей рассылки – www.marahovskaya.com, www.angelhranitel.com
На сайте работает форум. Заходите, пишите, задавайте вопросы, обменивайтесь мнениями.


Задавайте ваши вопросы. Пишите письма на адрес tatyana@marahovskaya.com


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.fast
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное