Для тех, чьи умы привязаны к непроявленному, безличному аспекту
Всевышнего, продвижение очень затруднено. Делать успехи в этой
дисциплине всегда трудно для тех, кто воплощен в теле. Бг 12.5
Представление Высшей Истины безличной и попытки достичь ее с помощью
мыслительных спекуляций в целом относятся к имперсонализму. Если человек
намерен прогрессировать в этой науке, то это в принципе возможно и
Кришна говорит об этом. Так как Безличный Брахман (или Святой дух,
Нирвана) - это также один из аспектов Бога. Принципиально в этой попытке
нет ничего зазорного.
Практически имперсоналист должен изучать Упанишады, для чего ему
понадобится знание санскрита, практиковать управление своими чувствами,
равное отношение ко всем живым существам и действия на всеобщее благо.
Так он будет постепенно очищаться, продвигаясь все больше.
Однако, само по себе все это довольно трудно и Кришна говорит здесь
об этом прямо. Мы находимся в материальном мире с незапамятных времен и
поэтому нам даже теоретически сложно понять, что мы не есть это тело. Не
говоря о том, чтобы это реализовать. Имперсоналист должен потратить на
размышления много жизней, таким образом его риски сбиться не достичь
результата увеличиваются.
Кроме того, сейчас Кали-юга, век очень беспокойный, из-за
прогрессирующего безбожия тревоги растут и постепенно люди утрачивают
все больше духовных качеств, практически они уже утратили почти все что
можно. Кроме того, как Кришна объясняет, путь гьяна-йога все равно ведет
к бхакти, преданности. По сути дела это один и тот же путь. Поэтому
любому человеку целесообразнее принять сразу метод бхакти-йоги и так
освободиться от всех материальных тревог.
Разумные и склонные к философии люди могут не беспокоиться за то,
что не найдут применения каким-то своим естественным качествам и своей
склонности размышлять. В следующих стихах Кришна объясняет, как они
могут занять свой разум в бхакти-йоге полностью и обрести все
реализации, к которым стремятся. Сознание Кришны настолько полно, что
способно удовлетворить каждого. Любой может попробовать и убедиться
практически.